Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 9
1.1 Формирования социальных навыков у детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения как психолого¬педагогическая проблема 9
1.2 Возможности дошкольного образовательного учреждения для
формирования социальных навыков у детей 19
1.3 Модель формирования социальных навыков у детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 35
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 35
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы 50
2.3 Анализ результатов реализации модели формирования социальных
навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения 52
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложения 69
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования, которые направленны на развитие личности ребенка, учете его интересов и прав, выступающих фундаментом для формирования с детства основных социальных навыков. Социальные навыки характеризуют людей как личность, а их отсутствие или недостаточная сформированность может привести к социальной дисгармонии и дезадаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает пересмотр основных методик и технологий построения образовательных программ направленных на развитие социальных навыков у детей начиная с раннего возраста, рассматривая данный возраст как наиболее благоприятный период для воспитания и обучения детей [22].
Формирование социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста представляет собой комплексный и системный процесс, с акцентом на предметную деятельность как ведущую в данном возрасте. В результате у дошкольников должны быть сформированы навыки социально-бытовой ориентации и самообслуживания. Ими усваиваются правила и нормы поведения в обществе. Особое место в формировании социальных навыков играет взрослое окружение - семья, педагогический коллектив детского сада.
Согласно, работам отечественных ученых (А.В. Брушлинский, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин) сущность понятия социализации представлена с позиций системного, социально-педагогического подходов как сложный и непрерывный процесс единства воспитания и обучения, результаты которого выходят за рамки образования и коррелируют с уровнем развития личности.
Не смотря на многочисленные работы по изучению сущности социализации, данный вопрос по-прежнему является недостаточно изученной областью педагогической науки воспитания детей дошкольного возраста.
Л.И. Божович, Л.А. Парамонова, Д.И. Фельдштейн, С.Н. Щеглова, А.М. Щетинина строят процесс социализации на основе социокультурного и психосоциального феномена ребенка как уникального периода развития личности.
В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева характеризуют процесс социализации как период полноценного проживания ребенком детства.
Е.И. Казакова, Н. Осухова, Л.М. Шипициницкая предложили модель индивидуального сопровождения детей, на основе государственной поддержки и соответствия данного процесса интересам общества.
Е.Е. Кравцова, Г.Г Кравцов, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин разрабатывали авторские программы дошкольного образования, направленные на оптимизацию процессов социализации детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики социализации в дошкольных учреждениях позволил выявить следующие противоречия:
- между необходимостью осуществления комплексной социализации детей дошкольного возраста с соблюдением интересов личности ребенка, семьи и государства и индивидуальным формированием навыков социально-бытовой ориентации и самообслуживания ребенка;
- между социализацией ребенка дошкольного возраста, построенном на модели его развития и необходимостью поиска новых педагогических методик достижения результата социализации с учетом личных потребностей детей и семьи.
Таким образом, существует проблема организации формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - организация формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) будет эффективным, если:
- выявлены и охарактеризованы психолого-педагогические особенности формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ;
- воспитательный процесс, а также сущность и содержание социально-педагогической работы ДОУ рассматриваются как фактор формирования социальных навыков дошкольников;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ;
- выявлены педагогические условия, определяющие эффективность модели формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) выявить и охарактеризовать психолого-педагогические особенности формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ;
2) определить и теоретически обосновать возможности воспитательного процесса, а также сущность и содержание социально-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения как фактора формирования социальных навыков дошкольников;
3) теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ;
4) выявить педагогические условия, определяющие эффективность модели организации формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ.
Методологическая основа исследования:
- теоретические положениях о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, И.Б. Котова, С.А. Козлова, О.Б. Конева, И.Р. Колтунова, Т.Ю. Купач, В.Г. Моролов, А.В. Мудрик,
B. C. Мухина, и др.);
- исследования в области социальной психологии и педагогики. (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Ю.В. Косаткина, Н.В. Клюева, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лисина, А.В. Петровский Т.А. Репина, А.А. Рояк и др.);
- исследований в области решения проблем адаптации личности в различных социальных условиях (Б.Н. Алмазов, А. Атасова-Вукова, И.В. Дубровина, А.Н. Жмырков, Р.У. Исмагилов, В. Клайн, А.Г. Рузская и др.);
- концепция личностно-ориентированного образования (И.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, М.В. Кларин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, Т.Ф. Яркина и др.).
Методы исследования:
- теоретические - анализ базовых понятий психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; системный и сравнительный методы моделирования процессов формирования социальных навыков детей в условиях ДОУ;
- эмпирические - наблюдение, опрос, оценка и обобщение педагогического опыта, изучение психолого-педагогической документации, изучение продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент;
- статистические - количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении перечня базовых социальных навыков дошкольников и характеристики психолого-педагогических особенностей их формирования в условиях ДОУ;
- в определении и теоретическом обосновании возможностей воспитательного процесса, дошкольного образовательного учреждения как фактора формирования социальных навыков дошкольников;
- в разработке модели формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность модели формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ: формирование дошкольных групп по разновозрастному принципу; создание и поддержание социокультурной предметно-пространственной развивающей среды; профессиональная компетентность педагогов в области формирования социальной компетентности детей.
Практическая значимость исследования заключается:
- в реализации модели формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- в разработке программы работы по формированию социальных навыков детей дошкольного возраста;
- в составлении картотеки игр, упражнений, направленных на развитие социальных навыков дошкольников;
- в составлении рекомендаций для воспитателей и родителей дошкольников.
База исследования: детский сад «Малыш», г. Пенза, адрес, две старшие дошкольные группы - 41 человек.
Этапы исследования:
На первом этапе был проведен теоретический обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования, был проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе анализа теоретической литературы и обработки результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент, направленный на организацию и проведение серии занятий, направленных на формирование социальных навыков у старших дошкольников.
Третий этапе был посвящен анализ результатов экспериментальной работы и разработке методических рекомендаций.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Данное исследование посвящено проблеме формирование социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена значимостью развитых социальных навыков у детей дошкольного возраста как основы формирования социально-бытовой ориентации, обучения навыкам самообслуживания, освоения норм и правил поведения в обществе.
В ходе работы над исследованием получены следующие результаты.
1. Выявлены и охарактеризованы психолого-педагогические особенности формирования социальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Анализ научно методической литературы, позволяет сделать вывод, что социальные навыки являются неотъемлемым компонентом социальной адаптации младших дошкольников, в результате которой ребенок осознает общественные нормы социального поведения.
Формирование социальных навыков раннем возрасте представляет приобретения комплекса обязательных специфических навыков, требуемых в различных жизненных ситуациях.
Наиболее важных социальным навыков в раннем возрасте является самостоятельность и способность самообслуживания ребенка. Формирование данного навыка происходит под влиянием семьи и всех окружающих взрослым, его отсутствие ведет к небрежности в быту и общении с другими людьми.
Особое место в развитии социальных навыков ребенка раннего возраста отводится его взрослому окружению, влияние и личный пример которого является основным условием для эффективного формирования социальных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определены и теоретически обоснованы возможности воспитательного процесса, а также сущность и содержание социально-педагогической работы дошкольного образовательного учреждения как фактора формирования социальных навыков дошкольников.
3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена предложенная модель формирования социальных навыков у детей в условиях ДОУ.
Анализ различных моделей формирования социальных навыков свидетельствует о том, что среди них есть структурные, структурно-функциональные и функциональные и о том, что они моделируют процесс формирования социальных навыков детей, направленный на повышение их индивидуальных и социальных ресурсов, профилактику социальных дисфункций, восстановление способностей человека к социальному функционированию. Также, в приведенных вариантах моделей обозначены целевые, содержательные, процессуальные и результативные составляющие.
Формирование социальных навыков дошкольников происходит через определенный тип обучения, включающий в себя элементы, которые присущи любой дидактической системе - цели, закономерности, принципы, содержание, формы, методы, систему контроля и оценки результатов обучения.
4. Выявлены педагогические условия, способствующие эффективности применения модели организации формирования социальных навыков у детей на базе ДОУ:
- формирование дошкольных групп по разновозрастному принципу;
- создание и поддержание социокультурной предметно пространственной развивающей среды;
- профессиональная компетентность педагогов в области формирования социальной компетентности детей.
В результате первичной диагностики было установлено, что большинство дошкольников, входящих в экспериментальную и контрольную группы имеют средний и низкий уровни развития социальных навыков и нуждаются в целенаправленной работе по развитию данных навыков.
Согласно цели и гипотезе нашего исследования для эффективного развития социальных навыков необходимо применение различных форм и методов педагогической деятельности, разработке и применению которых посвящен формирующий этап нашего исследования.
Основываясь на анализе данных полученных в результате предварительной диагностики, была предложена программа развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста, состоящее из различных форм учебно-воспитательной деятельности.
Разработанная программа реализовывалась на формирующего этапе эксперимента.
В основную часть психолого-педагогической работы были включены: разнообразные игры с речевым сопровождением, учебно-игровые упражнения, подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения, расслабляющие упражнения, пальчиковые игры.
Анализ результатов контрольного тестирования показал, что старшие дошкольники повысили показатели высокого уровня на 43%, а показатели характеризующие средний и низкий уровни группы упали на 14% и 29% соответственно.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволили нам отметить значительные изменения у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы в развитии социальных навыков. Большинство дошкольников стали иметь более высокий уровень сформированности социальных навыков.
Эффективность использования программы с применением разных форм и методов деятельности для развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста была экспериментально была подтверждена контрольным этапом эксперимента.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента позволили нам отметить значительные изменения у детей старшего дошкольного возраста в развитии социальных навыков. Большинство дошкольников стали иметь более высокий уровень сформированности социальных навыков.
1. Адамова П. А. [и др.] Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. 2017. №2. С. 21-24.
2. Апарина И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. М.: НТЦ Развитие, 2011. 133 с.
3. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. С. 711-715.
4. Барыс И. С. Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. №3. С. 81-84.
5. Белкина В. Н. Детская психология. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. 270 с.
6. Белокурова Г. В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ульяновск, 2008. 29 с.
7. Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007. 56 с.
8. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Челябинск, 2009. 28 с.
9. Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. 1977. №5. С. 40-46.
10. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Вопросы психологии. № 3. 2005. С 18-26.
11. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. М.: Интор, 2006. 157 с.
12. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников. М., 2009. 304 с.
13. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПБ., 2007. 32 с.
14. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и
развитие компетентности в общении / под ред. Ю. М. Жуков. Киров, 2001. 142
с.
15. Журавлева С. С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: автореф. ... канд. псих. наук: 19.00.07: Москва, 2016. 29 с.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
17. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Социализация детей в современных условиях // Социальная педагогика. 2012. № 3. С. 109-117.
18. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2008. 321 с.
19. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.
20. Кочумбетова Ж. А. О развитии социальной компетентности у детей дошкольного возраста // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. № 4. С. 49-53.
21. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 2004. 150 с.
22. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Шахманова А. Ш. [и др.]. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения. М.: МГПУ, 2009. 12 с.
23. Козлова С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка. М., 2004. 44 с.
24. Костяк Г. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М.: Академия, 2008. 176 с.
25. Кочерга, А. Психофизиология раннего детства. М.: Изд. дом
«Школ. Мир, 2006. 120 с.
26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
27. Личностные ожидания ребенка в общении со взрослыми. / сост. Т. Г. Макеева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 46-48.
28. Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2016. № 2. С. 4-9.
29. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2009. 568 с.
30. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 58 с.
31. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. - М.: ПЕР СЭ, 2010. 336 с.
32. Опарина Е. В. Формирование социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1. С. 83-87.
33. Пасальская Т. Л. Формирование базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников в группах кратковременного пребывания: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2011. 27 с.
34. Полозова О. В. Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.03: Москва, 2015. 30 с.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с.
36. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / под ред. А. С. Воронин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2016. 135 с.
37. Содномова Н. Б. Формирование социальных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Улан-Уде, 2014. 30 с.
38. Солгалова Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 122-124.
39. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 96 с.
40. Студеникин В. М. Психомоторное, эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста: роль правильного формирования санитарно-гигиенических навыков. М.: Cons Med, Педиатрия. 2008. № 2. С. 78-80.
41. Теряева С. В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители»: Монография. Нижневартовск, 2010. 77 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г. 29 с.
43. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. 51 с.
44. Филиппова Л. В. [и др.] Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов. Н. Новгород: Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т, 2009. 421 с.
45. Хмелькова Е. В. Педагогические условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Казань, 2017. 29 с.