ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ НАУЧНОГО КОНТЕНТА 7
1.1. Понятие научного контента в СМИ 7
1.2. Специфика научного контента в журнальной периодике 16
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ НАУЧНОГО КОНТЕНТА В ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК МФЮА» 29
2.1 Анализ общих историко-типологических характеристик журнала «Вестник МФЮА» 29
2.2. Исследование особенностей создания и продвижения научного контента в журнале «Вестник МФЮА» 37
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ, СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАУЧНОГО КОНТЕНТА В ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК МФЮА» 52
3.1. Рекомендации по развитию изданий специализированного типа на ос-нове сравнительного анализа моделей журнала «Вестник МФЮА» и «Вестник РУДН» 52
3.2. Рекомендации по продвижению и созданию научного журнала посредством технологий новых медиа 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана, с одной стороны, с фактом роста научного сообщества в условиях информационного общества, и необходимостью обеспечения качества актуальных научных исследований (как и своевременного выхода в свет), с другой стороны.
Это имеет отношение к подробному изучению подачи научного контента в СМИ, выявлении особенностей и специфики его создания, прежде всего, в научных журнальных изданиях. В связи с относительно небольшим количеством изданий данного типа, необходимо обратить внимание на узкую направленность научного контента и его специфические функции.
Отметим, что публикация научного контента помогает распространять результаты исследований в виде научных статей.
Если работы были напечатаны в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Высшая аттестационная комиссия), то такие материалы имеют прямое отношение к процедуре защиты соискателя на получение степени доктора и кандидата наук.
Особый интерес представляют подходы к созданию данного контента и его продвижению. Дело в том, что научный текст отличается от остальных спецификой подбора фактов, строгой логикой изложения, системной доказательной базой. Подобные исследования должны строго соответствовать научным стандартам и правилам. Как правило, все научные статьи рецензируются и проходят двойную рецензионную оценку. Подобный редакционный подход в научных журналах свидетельствует о том, что в статьях, публикуемых в журналах ВАК, нет недостоверной информации.
На сегодняшний день практически все печатные российские научные журналы имеют небольшие тиражи и достаточно нечастую периодичность. Это в определенной мере сказывается на этапах и сроках деятельности учёных, поскольку их работа напрямую связана с изучением актуальных научных исследований.
Теоретико-методологическую базу исследования в большинстве составляют научные исследовательские труды учёных, в том числе Т. А. Нечаевой, К. С. Тальчук, Н. В. Сухенко и др., учебные пособия Е. П. Прохорова, С. Г. Корконосенко, государственные стандарты, толковые словари С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова, выдержки из статей Н. Е. Питимировой и В. П. Седякина, данные с сайта «Вестник МФЮА» и большое количество других электронных источников.
В качестве источников информации используются учебные пособия, периодические издания (в том числе и отдельные статьи), научные труды, монографии, биографии, электронные ресурсы, справочные материалы, государственные стандарты.
Цель дипломной работы – выявить тип издания журнала «Вестник МФЮА», а также особенности его научного контента, подходы к созданию научных статей и способы их продвижения.
Задачами работы являются:
– определение понятия научного контента в СМИ;
– выявление специфики научного контента в журнальных периодических изданиях;
– рассмотрение общей историко-типологической характеристики научного журнала «Вестник МФЮА»;
– изучение особенностей создания и продвижения научного контента в журнале «Вестник МФЮА»;
– выдвижение рекомендация, посредством сравнительного анализа научных материалов «Вестника МФЮА» с материалами журнала «Вестник РУДН»;
– выдвижение рекомендаций по продвижению и созданию научных журналов с помощью технологий новых медиа.
Методы: обобщение, сравнение, описание, сопоставление, анализ, типология, классификация. Все эти методы помогут нам точно и правильно определить особенности научного контента и понять способы его создания и продвижения. Мы будем анализировать материалы из конкретного журнала «Вестник МФЮА, а также сравнивать и сопоставлять их по главным типологическим критериям научных публикаций, которые классифицируем в самом начале ВКР.
Объектом исследования являются подходы к созданию и продвижению научного контента в печатной периодике.
Предметом исследования является научный журнал «Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА» и подходы к созданию и продвижению его научных материалов.
Эмпирическая база – научные материалы научного журнала «Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА» (сроком не позднее последних пяти лет).
Практическая ценность работы заключается в том, что собранная и проанализированная информация позволяет понять нам особенности научного контента, способы его создания и продвижения в журнальных периодических изданиях. Данное исследование может быть использовано авторами научных работ в качестве рекомендаций по методике научного исследования.
Структура: настоящая дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава содержит в себе раскрытие понятий «научный контент» и «научные СМИ», а также определение характера их взаимоотношений. В данной главе рассматриваются подходы к созданию и продвижению научного контента через призму СМИ. Раскрываются особенности научной журнальной периодики.
Во второй главе проводится историко-типологический анализ научного журнала «Вестник МФЮА» и его научного контента, который сопоставляется с основными критериями по созданию научных материалов в журнальной периодике. Далее анализируются способы, которыми продвигается «Вестник МФЮА» и его научный контент.
В третьей главе проводится эксперимент. Выявляются особенности журнала «Вестник МФЮА» и выдвигаются предложения по его улучшению и продвижению. Для этого научный журнал «Вестник МФЮА» сравнивается с другим научным изданием, выявляются сильные и слабые стороны. Выдвигаются варианты продвижения научного журнала посредством технологий новых медиа и PR, основываясь на опыте других изданий.
После каждой главы следуют краткие выводы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы, связанные с созданием и продвижением научного контента в периодических изданиях, с учетом выявленной специфики научного контента в журнале «Вестник МФЮА».
Исходя из поставленных задач, в выпускной квалификационной работе была исследована проблематика научного контента и способы его создания и продвижения во всех видах СМИ, а в частности в журнальных периодических изданиях. Были рассмотрены вопросы, связанные непосредственно с понятием «научного контента» и с его особенностями в периодических изданиях, охарактеризован сам научный стиль и рассмотрены особенности создания научных статей для специализированных изданий. Мы обозначили разницу между научными и научно-популярными материалами. Была выявлена специфика научного журнального периодического издания «Вестник МФЮА», конкретно, рассмотрены его историко-типологические составляющие, проанализированы научные публикации и обозначены способы их создания, выявлены особенности продвижения самого журнала и его научных статей. Также мы привели рекомендации по продвижению издания «Вестник МФЮА».
В первой главе нами было исследовано понятие «научный контент» в рамках продвижения в СМИ, в частности в журнальной периодике, выделили особенности научного журнала и научной статьи. Для этого мы обратились к фундаментальным работам российский учёных, справочным материалам, государственным стандартам, учебным пособиям и электронным источникам, в том числе и иностранным. Также во время исследования были приведены исторические справки, которые помогли больше углубиться в рассматриваемую нами тему.
Во второй главе, опираясь на теоретическую базу из первой главы, нами был проведён анализ научных статей, опубликованных в рассматриваемом нами научном журнале «Вестник МФЮА», рассмотрена типология самого издания. Также были выделены способы продвижения журнала и его публикаций.
В третьей главе журнал «Вестник МФЮА» сравнивался с другим научным изданием, а также с ещё одной студенческой газетой общей направленности. По основным, выделенными нами, критериям были предложены определённые рекомендации по продвижению, созданию и развитию данного научного издания.
После каждой главы следовали краткие выводы, в которых были подведены итоги исследования на тот момент.
На основании проведённой аналитики была достигнута цель – выявить способы создания и продвижения научного контента, подробно рассмотреть журнал «Вестник МФЮА» как тип издания и определить особенности его научного контента. Все поставленные нами задачи были выполнены.
В ходе исследования было выявлено, что собранная и проанализированная информация позволила нам понять особенности научного контента, в частности научных публикаций, способы его создания и продвижения как в периодических изданиях, так и в других видах СМИ.
Векторы исследования были определены в следующей доказательной цепочке:
– комплексное изучение научного контента в журнале «Вестник МФЮА» даёт возможность выявить специфику подходов её освещения;
– проанализированная структура рубрик и материалов научного характера позволили определить ведущие тематические направления, выявить специфику создания научного контента в журнале «Вестник МФЮА» и понять, как необходимо писать научные статьи, в том числе и для соискания учёных степеней доктора и кандидата наук;
– концепция анализируемого издания и его материалов смогли дать большее представление о продвижении научного контента в целом.
В результате проведённого анализа нам удалось исследовать причины востребованности в популяризации науки. Также была выявлена модель научного журнала и научных статей.
Объектом внимания журнала «Вестник МФЮА» является продвижение научных российских исследований с помощью распространения лучшей российской и зарубежной практики, а также создание особой площадки для публикации научных материалов, в особенности для соискания учёных степеней доктора и кандидата наук. Данное издание ориентировано на читательскую аудиторию, представляющую научную общественность (докторов, аспирантов и пр.), преподавателей и студентов специализированных факультетов.
С приходом новых информационных технологий, появилась возможность делать особый акцент на электронные версии изданий. Благодаря им стал легче поиск по ключевым словам и в целом по заголовкам.
Чёткое целевое назначение, разделение и структуризация проблематики явились важным типоформирующим фактором изданий данного направления и стали успешными среди своей аудитории. Имея популярность среди своей типологической ниши, данные виды издания оформились как эффективные инструменты в помощи написания крупных научных исследований определённых тем и в поиске материалов специализированного характера.
В качестве отдельных рекомендаций по дальнейшему развитию концепции научного контента и его продвижения можно предложить следующие варианты:
– разделение и расширение рассматриваемых в журнале научных областей, связанных непосредственно с университетом. В качестве примера можно привести гуманитарные сферы знания, подобные лингвистике, иностранным языкам, журналистике, психологии. Эту рекомендацию относим непосредственно к созданию журнала;
– возможность скачивания и прочтения статей на электронном портале журнала по отдельности;
– продвижение журнала и его публикаций посредством научных форумов и конференции специальной направленности;
– продвижение посредством социальных сетей;
– продвижение с помощью видеохостингов, в частности YouTube;
– продвижение с помощью аудиоформата.
Стоит отметить, что данная работа может быть использована авторами научных материалов в качестве рекомендаций по методике научного исследования.
Таким образом, в результате проведённого исследования был проанализирован и охарактеризован научный контент, а именно научные статьи. Были детально рассмотрены способы его создания и продвижения.
Проведённая аналитика показала, что формирование и популяризация системы научных знаний – это многовековой и сложный процесс, которому и в наши дни требуется помощь в развитии и привлечения профессионалов со стороны СМИ, сферы науки и PR-служб.
Позитивный опыт деятельности главных научных и научно-популярных изданий, особенно в последние года, даёт возможность показать актуальность миссии и перспективы развития научной журналистики в целом.
1. ГОСТ 7.60 – 2003. Виды непериодических изданий. Виды изданий по характеру информации. Научные и научно-популярные издания. – Введ. 2004-07-01. Минск: Изд-во стандартов, 2004.
2. ГОСТ 7.60 – 2003. Виды периодических и продолжающихся изданий. Журнал. – Введ. 2004-07-01. Минск: Изд-во стандартов, 2004.
3. Свидетельство о регистрации средства массовой информации (вступает в силу с 10 марта 2016 г.). – ПИ № ФС77-65054.
4. Положение о рецензируемом научном издании «Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА» (утверждено 25 ноября 2015 г.).
Учебники, монографии, брошюры
5. Абрамов Р. Н. Профессионализация научной журналистики в России: Сообщество, знания, медиа // Вестник ТГУ. – 2014. – № 1 (25). – С. 112-113.
6. Асташкин А. Г. Типологическая характеристика журнала «Мир Искусства» // Известия Саратовского университета: Серия Филология. – 2013. – Т.13, № 1. – С. 78-84.
7. Бариловская А. А. «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» и «Академические известия» как источники изучения терминологической лексики XVIII века // Труды института лингвистических исследований. – 2013. – т. 3 № 9. С. 234-243.
8. Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII – XXI вв. // Наука. Инновации. Образование. – 2016. – № 3 (21).– С. 69-71.
9. Вайнмахер А. М., Шмерлинг Д. С. Стратегия научных публикаций в России // Экономическая наука современной России. – 2015. – № 1 (68). – С. 77-83.
10. Елин А. Л., Калинскова Т. И.. Что нужно делать автору для успешного размещения его статей в научном журнале? // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – Т. 21, № 1. – С. 105-110.
11. Золотова Е. С. Специальная лексика программы повышения конкурентоспособности ЮУрГУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров в научно-популярных медиатекстах // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 26-29.
12. Ким М. Н. Теория и практика массовой информации: учеб. Пособие. СПб: Питер, 2017. – 304 с.
13. Клишас А. А. Легальность и легитимность публичной политической власти: теоретические аспекты (на примере сирийского вопроса) // Вестник РУДН: серия Юридические науки. – 2018. – т. 22 № 1. – С. 1-10.
14. Кожевников Г. В. Печатные и электронные средства информации: конспект лекций / Г. В. Кожевников, Т. Г. Куприянова. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2016. – 146 с.
15. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. пособие. М.: КноРус, 2016. – 271 с.
16. Купина Н. А. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. – М.: Юрайт, 2015. – 495 с.
17. Лободенко Л. К. Рекламный медиатекст в условиях конвергенции СМИ // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – № 1, том 10. – С. 10-15.
18. Нечаева Т. А. Выразительные средства языка научных текстов // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – С. 71-73.
19. Осипчук П. И. Особенности построения периодического научно-популярного издания // Вестник УлГТУ. – 2017. – №4. – С. 13-16.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2018. – 736 с.
21. Перельман Я. И. Занимательная физика. Книга первая и вторая: собрание сочинений. М.: СЗКЭО, 2016. – 580 с.
22. Питимирова Н. Е. Особенности текста научного стиля // Молодой учёный. – 2015. – № 7. – С. 987-989.
23. Румянцева Н. М., Новиков Ф.Н. Метод проектов сквозь призму лингвометодических основ обучения лексике китайских стажёров // Вестник РУДН: серия Вопросы образования: языки и специальность. – 2016. – № 4. – С. 9-16.
24. Седякин В. П. Социальные информационные сети // Вестник МФЮА. – 2016. – № 4 (24). – С. 219-223.
25. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 823 с.
26. Сухенко Н. В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ. – 2016. – № 4 (65). – С. 19-20.
27. Тальчук К. С. Историко-типологическая характеристика Российских научных периодических изданий XVIII в. // Общество: философия, история, культура. – 2016. – № 5 (27). – С. 47-49.
28. Требования к оформлению научной статьи // Вестник МФЮА. – 2018. – №1 (29). – С. 256-259.
29. Третьякова О. В. Продвижение научного журнала в международном информационном пространстве: проблемы и решения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции и прогноз. – 2015. – №3 (39). – С. 204-219.
30. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / под ред.
Л. В. Антоновой, И. Р. Григорян, Н. И. Шильновой. М.: Славянский дом книги, 2017. – 960 с.
31. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М.: Астрель, 2013. – 766 с.
32. Шестеркина Л. П. Универсальная журналистика: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2016. – 480 с.
33. Щепеткина И. В. Научно-исследовательская деятельность обучающихся: учеб. пособие / И. В. Щепеткина, Л. Ю. Помыткина, Е. Н. Щепеткин. Екатеринбург: изд-во УГЛТУ, 2016. – 28 с.
34. Юзефович Ж. Ю., Бурлаченко А. С., Морковкин А. В. Проблематика определения правового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ // Вестник МФЮА. – 2017. – № 4 (28). – С. 183-189.
Диссертации и авторефераты диссертаций
35. Лебедева С. В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России // дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2014. – 176 с.
Периодические издания
36. Вестник МФЮА [Текст]: научный журнал / учредитель АОЧУ ВП «МФЮА», АОУ ВП «МУГУ» . – 2011, март – . М., 2011. – Ежекварт. 2011. № 1-29. – 500 экз.
37. Вестник РУДН: Юридические науки [Текст]: научный журнал / ФГАОУ ВП «РУДН». – 1997 – . М., 1997. – Ежекварт. 1997. № 1-81. – 500 экз.
38. Вестник РУДН: Вопросы образования: языки и специальность [Текст]: научный журнал / ФГАОУ ВП «РУДН». – 2004 – . М., 2004. – Ежекварт. 2004. № 1-57. – 500 экз.
Электронные ресурсы
39. National Geographic: Working for a Planet Balance: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nationalgeographic.org/about-us/
40. Анализ публикационной активности журнала «Вестник МФЮА»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=32638
41. Архивы Российской Академии наук: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arran.ru/?q=ru/node/597
42. Документальные фильмы BBC: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eradoks.com/bbc/
43. Информация для начинающих исследователей: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.unecon.ru/sites/default/files/library/pravila_dlya_molodyh_uchenyh.pdf
44. Канал «Alexander Panchin»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC2q4mHrzoR48mwSuAYtVPtQ
45. Канал «Arzamas»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCVgvnGSFU41kIhEc09aztEg
46. Канал «SciOne»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCSaVoRErW4kqKsDqExs2MXA
47. Канал «TrashSmash»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC4q_Go2upApHnHbI657ZGBA
48. Канал «Видеонаука»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCva_L2EVCHCDzQdncSQ7JwA/featured
49. Канал «Наука и техника»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/user/Sciencetechnics
50. Канал «Постнаука»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/user/postnauka
51. Минобрнауки наградило лучшие российские проекты по популяризации науки: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/02/11/minobraward/
52. Мостицкий И. Универсальный дополнительный практический словарь: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-mostitsky-universal-dict.slovaronline.com
53. Научные статьи: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article
54. О журнале «Вестник МФЮА»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfua.ru/about-the-university/science-policy/bulletin-of-the-mfua/
55. О портале Научной электронной библиотеки: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/project_user_tools.asp
56. О сайте «Постнаука»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://postnauka.ru/about
57. Портал научных журналов Российского Университета дружбы народов: [Электронный источник]. – Режим доступа: http://journals.rudn.ru/index.php/index
58. Россияне потеряли интерес к науке: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2013/02/27/dontcare/
59. Стиль научной статьи: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/information/stil-nauchnoj-stati/
60. Требования к статьям для журналов ВАК: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ores.su/ru/authors/pravila-oformleniya/