Совершенствование системы повышения квалификации медицинского персонала в сфере здравоохранения (на примере ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина»)
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Повышение квалификации персонала: определение, цели и виды 5
1.2 Система повышения квалификации персонала 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
2.1 Зарубежный и отечественный опыт повышения квалификации персонала
в сфере здравоохранения 27
2.2 Анализ системы повышения квалификации персонала в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» и пути ее совершенствования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Вопросы повышения качества медицинского обслуживания населения для сферы здравоохранения являются актуальными в современном обществе, что подтверждается стратегическими приоритетами государственной деятельности - формирование кадрового потенциала медицинского учреждения, который способен обеспечивать эффективное решение насущных задач. Поэтому важным фактором эффективности деятельности медицинского учреждения в условиях современности является обеспечение квалифицированным персоналом.
Необходимым условием успешной работы учреждения в сфере здравоохранения является совершенствование профессиональных навыков медицинского персонала, а также их профессиональное развитие. В связи с этим требуется повышение не только квалификации в пределах трудовой функции, а также общего культурного профессионального уровня. Важно отметить, что повышение квалификации персонала особо актуальное направление, не только для учреждений здравоохранения, но и для самих сотрудников, так как требования к качеству оказания медицинских услуг населению и уровню квалификации периодически повышаются.
Также, актуальность исследования определяется государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в которой выделен приоритетный проект «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами «Новые кадры современного здравоохранения». В соответствии с данной программой до 2025 необходимо повысить требования к профессиональной подготовке медицинского персонала, который должен владеть не только отдельными умениями и знаниями по направлению своей профессиональной деятельности, но и обладать высоко развитыми ключевыми компетенциями.
Российской Федерацией на законодательном уровне, по данному вопросу предусмотрена финансовая поддержка. Фармацевты и медицинские работники, ведущие трудовую деятельность по своему профилю как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях, согласно Закону № 323-ФЗ от 21.11.2011, имеют право на регулярное прохождение повышения квалификации за счет работодателя.
Высокий уровень квалификации врача является основным фактором повышения качества оказания медицинской помощи населению. Только всесторонне образованный специалист, владеющий необходимым объемом теоретических знаний и практических навыков, способен действовать с позиции современной медицины и соответствовать требованиям современного пациента.
Для достижения высокого уровня оказания медицинской помощи, необходимо совершенствовать свой профессионализм, углублять и расширять знания и навыки. Это значит, что специалист, как высшей категории, так и средней, в сфере здравоохранения, должен не только получить базовое образование, но совершенствовать его на протяжении всей профессиональной деятельности.
Исследованием проблемы повышения квалификации персонала на уровне организаций, занимались такие ученые как Е.Н. Клигуненко, А. П. Егоршин, А. Я. Кибанов, Н.В. Краснова, Д. И. Хлебович, О. Л. Чуланова, И. Г. Шадская и другие.
Современным методам повышения квалификации персонала посвящены труды А. С. Бажина, А. М. Богачевой, А.И. Мартынова М. И. Магуры, Ю. А. Плугиной, В.П. Михайловой, Е.Б. Моргунова, В.А. Седикина и других.
Изучением практики применения методов повышения квалификации в отечественных организациях занимались такие исследователи как Л.В. Димитрова, В.М. Двуреченская, И.С.Кузьменко, Е.Н. Клигуненко, О.В. Кравец, Ю.А. Площенко, В.А. Седикин, В.В. Халимончик, А.И. Мартынов,
A.А. Спасский, В.П. Михайлова, Т.В. Стебеняева, Г.С. Худолей, Т.С. Ларина,
B.Я. Синенко и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение системы повышения квалификации персонала в сфере здравоохранения на примере ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Объектом выпускной квалификационной работы является повышение квалификации персонала.
Предметом выпускной квалификационной работы является система повышения квалификации персонала в сфере здравоохранения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных специалистов на содержание понятия «повышение квалификации персонала», рассмотреть его цели и виды.
2. Рассмотреть теоретические основы системы повышения квалификации персонала в сфере здравоохранения.
3. Изучить зарубежный и российский опыт организации системы повышения квалификации персонала в сфере здравоохранения.
4. Проанализировать существующую систему повышения квалификации персонала в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина».
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г. А. Захарьина».
Основным методом исследования выступает теоретический анализ, имеющейся литературы по данной тематике, изучение и рассмотрение практики различных отечественных и зарубежных компаний, анализ документов организации, а также глубинное интервью.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Современный этап модернизации системы здравоохранения России характеризуется потребностью в новых медицинских кадрах, владеющих современными технологиями, навыками работы на современном медицинском оборудовании, методами диагностики и лечения, умеющих самостоятельно принимать решения в экстренных ситуациях, владеть. Учреждения здравоохранения заинтересованы в качественном росте сотрудников, осуществляя регулярное повышение квалификации.
Повышение квалификации персонала представляет собой обучение сотрудников с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у них профессиональных компетенций. Основной целью повышения квалификации медицинского персонала является формирование качественного состояния профессиональной компетенции медицинского персонала как высшей так и средней категории, культуры на базе медицинского учреждения. К основным формам повышения квалификации медицинского персонала относят самостоятельное обучение, внутреннее повышение квалификации и повышение квалификации в специальных учебных заведениях.
К основным видам повышения квалификации медицинского персонала относят краткосрочное и длительное обучение.
Система повышения квалификации медицинского учреждения строится на классической модели обучения, которая реализуется с помощью последовательных этапов.
Необходимо отметить, что особое внимание к повышению квалификации медицинского персонала, как среди зарубежных, так и отечественных учреждений здравоохранения, обуславливается высокими требованиями к качеству оказываемых медицинских услуг, что побуждает как сотрудников, так и руководителей систематически улучшать качество медицинских услуг и деятельности всего учреждения, с помощью мероприятий по повышению квалификации персонала.
В бакалаврской работе был проанализирован опыт организации системы повышения квалификации персонала в зарубежных и отечественных учреждениях здравоохранения, который можно использовать для рекомендаций совершенствования системы повышения квалификации ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина».
ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» является уникальным многопрофильным учреждением Пензенской области по амбулаторно-поликлинической, плановой и экстренной стационарной помощи.
Проанализировав систему повышения квалификации ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» было выявлено, что учреждение уделяет особое, но недостаточно инновационной внимание мероприятиям по повышению квалификации и обучению персонала.
В связи с этим были предложены рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина», которые могут улучшить качество проведения повышения квалификации, среди которых формирование и использование балльной системы повышения квалификации, благодаря которой у сотрудников появиться мотивация. Кроме того, необходимо выходить на инновационное интернет-пространство повышения квалификации с помощью различных семинаров и интернет - платформ. Для этого можно арендовать Платформу Mirapolis Virtual Room.
В связи с недостаточной финансовой поддержкой средний персонал клинической больницы не имеет возможности участвовать на международных и Российских мероприятиях по повышению квалификации. Данный недостаток системы повышения квалификации клинической больницы можно решить следующим образом: курсы повышения
квалификации персонала необходимо организовывать на взаимовыгодной основе с больницами и учреждениями здравоохранения, персонал которых активно стажируются за рубежом, участвует в международных конференциях. Это позволит учреждению выйти на мировой уровень по медицинской помощи.
Таким образом, повышение квалификации медицинского персонала особо важное и актуальное направление в деятельности учреждений сферы здравоохранения.
1. Блинова, М.Г. Новые подходы к обучению - ключевой элемент в
управлении профессиональным развитием и повышении
конкурентоспособности современного предприятия / М.Г. Блинова // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии материалы XIX. - 2016. - С. 439-442.
2. Брынцалов, Я. Ю. Управление персоналом / Я. Ю. Брынцалов. - М.: «Пересвет», 2010. - 397 с.
3. Димитрова Л.В., Двуреченская В.М., Кузьменко И.С. Опыт применения
дистанционных технологий обучения в практике дополнительного профессионального образования / Димитрова Л.В., Двуреченская В.М., Кузьменко И.С. // Сборник научных трудов научно-практическойконференции с международным участием «Социокультурные проблемыразвития образования в условиях проектного управления». - 2018. -
С. 236-243.
4. Долженко, Р.А. Подходы к оценке эффективности корпоративного обучения / Р. А. Долженко / Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - № 2. - С. 226-232.
5. Должностная инструкция Специалиста по кадрам государственного
бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 6
имени Г.А. Захарьина» / Утв. Главным Врачом государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 6
имени Г.А. Захарьина» от 09.02.2017.
6. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-е издание, испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2015. - 720 с.
7. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / Л.В. Ивановская, А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 695 с.
8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 695 с.
9. Клигуненко, Е.Н. Современный подход в образованию врачей: концепция непрерывного медицинского образования и непрерывного профессионального развития/ Е.Н. Клигуненко, О.В. Кравец, Ю.А. Площенко, В.А. Седикин, В.В. Халимончик // Медицина неоложных состояний. - 2018. - № 5. - С. 169- 172.
10. Краснова, Н. В. Развитие персонала компании / Н. В. Краснова. - Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2014. - 118 с.
11. Лавренова, П. О. Внутрифирменное обучение персонала в
организации: понятие, принципы, основные особенности и задачи/ П. О. Лавренова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. -
№ 12 - С. 25-28.
12. Мартынов, А.И. Кредиты: новая формула учета непрерывного образования врачей / А.И. Мартынов, ОА.А. Спасский // Терапия .- 2015. - № 1. - С. 6- 7.
13. Митрофанова Е. А., Свистунов В. М., Каштанова Е. А. Управление персоналом: теория и практика. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала: учебно-практическое пособие / под ред. А. Я. Кибанова. — Москва: Проспект, 2012. - 72 с.
14. Михайлова, В. П. Сравнительный анализ систем повышения квалификации в России и США// Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Социология.- 2009. - №2.- С.108 -113.
15. Модернизация здравоохранения: интеграция отечественного и
зарубежного опыта: коллектив. моногр./ авт.коллектив: И. Г. Долгова [и др.] ; АНО содействия развитию соврем. отечеств. науки Изд. дом «Науч. обозрение». - М.: ООО «Буки Веди», 2014. - 164 с.
...
32 источника