Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения

Работа №160338

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2024
Стоимость5100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения
1.1 Готовность родителей дошкольников к решению проблем 11 семейного воспитания как педагогическая проблема
1.2 Педагогическое сопровождение: понятие, формы, направления 18
1.3 Особенности педагогического сопровождения родителей 24 дошкольников как субъектов семейного воспитания
Глава 2 Эмпирическое исследование формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения
2.1 Организация эмпирического исследования по формированию 32 готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения
2.2 Анализ состояния проблемы формирования готовности родителей 41 к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения
2.3 Организация, анализ и интерпретация результатов работы по 48 формированию готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения 77


Актуальность исследования. Воспитание детей - одна из важнейших функций семьи, суть которой заключается в обеспечении социализации ребёнка. На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемой готовности родителей к решению семейных трудностей. Как показывает практика, в условиях современности семья становится социально зависимой, поэтому родителям нужно научиться решать возникающие проблемы в воспитании детей. Реализуя процесс воспитания, важно не только знать, как правильно действовать, но и уметь адекватно анализировать свои действия. Важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач является партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации. К сожалению, в современных реалиях значительно снижаются потенциальные возможности семьи при социализации ребёнка, связано это с перекладыванием родителями ответственности за воспитание на педагогов детских садов.
Анализируя современные исследования на тему семейного воспитания, можно отметить, что воспитательная функция утратила свою значимость и это привело к разладу в детско-родительских отношениях. Взрослые испытывают большие трудности при общении с детьми. Родителям сложно понять интересы подрастающего поколения.
Тема формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения считается актуальной по следующим причинам: в современном обществе родители не учитывают индивидуальные особенности детей, поэтому воспитание носит ситуативный характер и осуществляется бессознательно. Причиной является недостаточная осведомлённость родителей по вопросам семейного воспитания. Стресс и занятость - это факторы, мешающие им уделить достаточное количество времени и внимания анализу и пониманию индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Отмечается, что из-за отсутствия знаний и опыта родители прибегают к малоэффективным методам воспитания (запугивание, наказание).
В своём исследовании И.В. Власюк, Г.А. Воробьёв, А.А. Мимикина пишут о том, что родители ставят в приоритет социальный статус и финансовое обеспечение, делегируя воспитание своих детей детским садам, что приводит к потере контроля над воспитательным процессом и минимизации времени, проведённого с детьми. Всё вышесказанное может привести к тревожностям и неврозам у детей, что проявится нарушением в поведенческой сфере [10].
Отметим, что самой главной причиной актуальности исследования является поддержка в образовании и развитии детей. К сожалению, в силу отсутствия опыта в воспитании детей родителям трудно раскрыть свой воспитательный потенциал, поэтому важно, чтобы была оказана своевременная помощь со стороны педагогов. Педагогическое сопровождение помогает семьям совершенствовать свои навыки и компетенции в области воспитания, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии детей. Опытные и квалифицированные специалисты, обладающие нужными знаниями, смогут ответить родителям на все интересующие их вопросы, касающиеся проблем семейного воспитания.
Вопрос, связанный с формированием педагогической готовности родителей детей дошкольного возраста к решению проблем семейного воспитания остается актуальным и не до конца изученным. Необходимость решения данной проблемы обусловлена и преимущественным правом родителей, как непосредственных участников образовательного процесса, на обучение и воспитание детей, которое регламентировано в ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 (Статья 44).
Вопрос формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания Е.П. Арнаутовой,
И.В. Власюк, Е.А. Кудрявцевой, И.В. Сушковой. Исследователи данной темы выделяют две формы взаимодействия педагогов и родителей: традиционная и нетрадиционная. К первой форме относятся беседы, родительские собрания, открытые уроки, стенгазеты, буклеты, выставки, конкурсы. Современные авторы предлагают усовершенствовать традиционные формы работы и сделать их удобнее и понятнее современным родителям. Вторая форма - нетрадиционная представлена семейным клубом, мини-собраниями, мастер-классами, родительскими конференциями. Данная форма рассматривается как средство психолого-педагогического просвещения и повышения уровня педагогической грамотности родителей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в Российской Федерации в современных условиях развития общества является распространённой. Одной из главных проблем дошкольного образования является формирование готовности родителей к решению трудностей семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения. К сожалению, сегодня значительно снижаются потенциальные возможности семьи при социализации ребёнка, так как родители отстраняются от ответственности за воспитание, перекладываю её на педагогов детских садов. Для того, чтобы изменить ситуацию в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь детского сада. ДОО является первым внесемейным институтом социализации ребёнка, поэтому помощь родителям могут оказать квалифицированные педагоги и специалисты детского сада.
В первой главе выпускной квалификационной работы освещаются теоретические аспекты формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения, а именно понятие готовности родителей дошкольников к решению проблем семейного воспитания, понятие педагогического сопровождения, его формы и направления, а также особенности педагогического сопровождения дошкольников как субъектов семейного воспитания.
В нашем исследовании готовность родителей к решению проблем семейного воспитания представлена через совокупность компонентов: мотивационно-ценностного (безоговорочное принятие индивидуальности ребенка, заинтересованность в его воспитании путем передачи семейных ценностей, традиций), когнитивного (владение знаниями по вопросам воспитания ребенка и способность их расширения и углубления путем использования различных источников информации), деятельностного (применение на эмоциональной основе стереотипных и новых эффективных приемов).
Для решения трудностей формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания была разработана программа педагогического сопровождения «Детали одного пазла».
Вторая глава выпускной квалификационной работы представляет собой эмпирическое исследование формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения и описывает организацию и результаты эмпирического исследования.
Выводы, сделанные в результате формирующего эксперимента, подтверждают выдвинутую нами гипотезу, которая показывает, что процесс формирования готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения результативен, если осуществляется комплексная программа сопровождения с консультированием родителей, способствующая учитывать их потребности и развивать уверенность в способности решать проблемы самостоятельно, а также обеспечивать поддержку с обратной связью со стороны педагогов и специалистов в вопросах, качающихся воспитания.
Эмпирическое исследование способствовало внедрению программы педагогического сопровождения «Детали одного пазла», направленной на формирование готовности родителей к решению проблем семейного воспитания в процессе педагогического сопровождения в филиал №2 «Теремок» МБДОУ д.с. комбинированного вида №52 г.Пензы «Полянка». Благодаря чему родители улучшили свой уровень готовности к решению проблем семейного воспитания. Этому способствовали мероприятия, проводимые педагогами и специалистами детского сада, а также улучшение сайта детского сада и создание педагогами родительского чата в социальной сети Telegram.



1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старших дошкольников в условиях взаимодействия семьи и детского сада: учебно-методическое пособие. М. : ФГБОУ ВО МП ШУ, 2021. 305 с.
2. Антонова А. И. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с будущим ребенком // Вопросы психологии. 2019. С. 248.
3. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2022. № 9. С. 52 - 56.
4. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // высшее образование в России. 2019. № 4. С. 23 - 38.
5. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника // Программно-метод. пособие для преподавания дошкольным отделениям пед. училищ и колледжей / Е. П. Арнаутова. М., 2014. С. 235.
6. Бездухов В. П., Носков И. А. О многоуровневом характере педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1-3. С. 552.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб.-метод. Пособие. СПб. : Питер, 2018. 398 с.
8. Вайберг Дж. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 20. С. 92 - 96.
9. Владыкина Е. В. Инновационные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников // I Наука и образование: новое время. 2021. № 3(14). С. 273 - 279.
10. Власюк И. В. Педагогическое взаимодействие с родителями как средство адаптации ребенка в разновозрастном творческом коллективе / И. В. Власюк, Г. А. Воробьев // Грани познания. 2015. № 7. С. 55 - 59.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка: под. ред.
B. В. Давыдова учеб. - метод. Пособие. М. : СМЫСЛ, 2005. 512 с.
12. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. [Текст] О. С. Газман - М.: МИРОС, 1996. с. 31-59.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?: учеб.-метод. пособие М. : Астрель, 2022. 238 с.
14. Гладкова Ю. А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Юлия Андреевна Гладкова. - М., 2019. - 31 с.
15. Голованова Н. Ф. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2015. № 3. С. 51 - 63.
...
48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ