Исследование одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей (Уфимский Университет Науки и Технологий)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: служба социально-психологической помощи Караидельского района Республики Башкортостан.
Выборка: 125 испытуемых (подростки в возрасте 15-16 лет и пенсионеры в возрасте старше 65 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования феномена одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 14
1. 1. Психологическая характеристика одиночества 14
1. 2. Проблема общения и одиночества в подростковом и пожилом возрасте 24
1. 3. Понятие суицида и суицидального поведения. Cуицидальный риск в подростковом и пожилом возрасте 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. Организация и методы эмпирического исследования феномена одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 48
2.1. Постановка проблемы исследования 48
2.2. Характеристика процедуры исследования 49
2.3. Описание методик исследования 49
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 53
3.1. Исследование переживания одиночества у подростков и пожилых людей 53
3.2. Исследование суицидального риска у подростков и пожилых людей 58
3.3. Анализ различий переживания одиночества у подростков и пожилых людей63
3. 4. Корреляционный анализ одиночества и суицидальных склонностей у подростков и пожилых людей 67
Выводы по третьей главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
База исследования: служба социально-психологической помощи Караидельского района Республики Башкортостан.
Выборка: 125 испытуемых (подростки в возрасте 15-16 лет и пенсионеры в возрасте старше 65 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования феномена одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 14
1. 1. Психологическая характеристика одиночества 14
1. 2. Проблема общения и одиночества в подростковом и пожилом возрасте 24
1. 3. Понятие суицида и суицидального поведения. Cуицидальный риск в подростковом и пожилом возрасте 35
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. Организация и методы эмпирического исследования феномена одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 48
2.1. Постановка проблемы исследования 48
2.2. Характеристика процедуры исследования 49
2.3. Описание методик исследования 49
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей 53
3.1. Исследование переживания одиночества у подростков и пожилых людей 53
3.2. Исследование суицидального риска у подростков и пожилых людей 58
3.3. Анализ различий переживания одиночества у подростков и пожилых людей63
3. 4. Корреляционный анализ одиночества и суицидальных склонностей у подростков и пожилых людей 67
Выводы по третьей главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность темы. Психологическая практика показывает, что чаще всего с темой суицида, суицидальными мыслями и намерениями к психологам обращаются две, на первый взгляд, совершенно разные категории клиентов: подростки и пожилые люди, люди пенсионного возраста. Статистика показывает [82], что именно эти две возрастные категории населения чаще всего задумываются о самоубийстве. Согласно статистике, каждый день во всем мире добровольно завершают свою жизнь примерно три тысячи человек, за год уходят из жизни по собственному решению около миллиона человек, а это 1,5 процента всех случаев смерти людей [82]. В то же время необходимо отметить, что масштабы заявленной проблемы существенно шире, т.к. количество суицидальных попыток значительно больше числа доведенных до конца самоубийств. Всемирной организацией здравоохранения суицид представляется как одна из важнейших проблем в связи с общественным здоровьем. Российским Министерством здравоохранения и социального развития прогнозируется, что к 2022 году суицид поднимется на второе место в качестве причины смерти людей в мире, обогнав таким образом онкологию и пропустив вперед только заболевания сердечно-сосудистой системы.
Одной из основных причин, ведущих к суициду, является чувство одиночества, причем как у подростков, так и у пенсионеров. Одиночество как психологический феномен привлекало внимание философов и ученых еще в античности, стало фокусом специальных исследований с середины XIX века, испытало необычный подъем интереса в начале нашего столетия – но до сих пор нет единого представления о нем, выражающегося в общем понятии и подходе к его изучению. Причиной тому мы видим специфическую амбивалентность данного феномена. С одной стороны, всем людям знакомо это явление и связанные с ним чувства и переживания; с другой стороны, они очень субъективны. С одной стороны, одиночество – это внешняя характеристика субъекта, связанная с его социальным окружением (недостаточным или отсутствующим); с другой стороны, в первую очередь, это именно переживание, внутрипсихическая реальность, отражающая происходящее и обусловленная им. С одной стороны, это негативное явление, вызывающее страдания человека – от переживания своей неадекватности до возникновения депрессии и суицидальных рисков; с другой стороны, это благо, это явление, без которого невозможно адекватное развитие личности. Так, в Древней Греции одиночество представлялось ни чем иным как проклятием человечества, тогда как Древний Восток перед одиночеством преклонялся и представлял важнейшим условием самопознания и творческого развития человека [32].
Именно двойственность и многоуровневость столь сложного явления, как одиночество, на наш взгляд, и обусловливает особенную актуальность и насыщенную проблематику феномена в связи с возрастной спецификой. Многие современные исследователи отмечают, что одиночество является особенно острой темой для подростков и пожилых людей. Юные люди находятся на сложном пути самопознания и одновременно интеграции в общество – вот эта амбивалентность, когда человек должен понять, кто он есть (т.е. научиться жить самостоятельно, одному), но и найти свое место в мире (т.е. научиться жить вместе с другими). У пожилых людей драма, связанная с одиночеством, напрямую связана с социальным окружением, или вернее, изоляцией, когда круг общения неизбежно сужается, а поиск своего места в мире теперь меньше связан с социальными ролями и может оказаться довольно труден. Особенно усиливает необходимость теоретических исследований указанной проблематики неумение представителей данных возрастных групп находить выход из неблагоприятной ситуации одиночества самостоятельно.
Вопросы, которые поднимаются и освещаются в диссертационном исследовании, отличаются высокой актуальностью и обладают высоким психолого-медико-социальным значением как в контексте общей психологии, так и в рамках суицидологического и психотерапевтического направлений практики. Мы полагаем, что эффективная профилактика суицидального поведения у пожилых людей, а также подростков в обязательном порядке базируется на изучении семейных аутоагрессивных индивидуальностей и моделей патологического коммуницирования.
Таким образом, суицидальные тенденции в интересующих нас в рамках данного исследования возрастных группах представляют собой серьезнейшую проблему для психологического здоровья населения в целом и экономического благополучия страны. Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой, мы видим выявление групп риска, причин возникнвоения этого риска, а также моделей предотвращения и профилактики суицидального поведения.
Степень изученности проблемы. Одиночество в качестве специфического переживания человека с психологической точки зрения исследуется в трудах 3. Фрейда, К. Хорни, Р. Вейса, К. Юнга, Д. Мейерса и других. Феномену одиночества с точки зрения анализа эмпирических данных посвящены работы К. Роджерса, Д. Рассела, Дж. Янга и других. С точки зрения социальных процессов и их специфики рассматривают одиночество А.Д. Еляков, А. Маслоу, К. Боумен, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Камю, Д. Рисмен, Ж. Липовецки, Э. Фромм. Более частные вопросы, имеющие отношение к одиночеству, формулируются и изучаются в трудах Ю.Д. Бабаева, В. Вейса, К Солано, Р. Фридмена, С. Грофа, Э. Кляйненберга, Дж. Янга.
Самоубийство как отдельный феномен интересовало исследователей и философов многие века, однако как предмет отдельного научного направления начало выступать после середины прошлого столетия, когда постепенно выделилась и сформировалась суицидология. Современное существование суицидологии содержательно наполнили такие авторы, как Э. Гроллман, предложивший структурный подход к самоубийству, выделив превенцию, интервенцию и поственцию суицида, исследовавшие феномен саморазрушающего поведения Дж. Мерло, Н. Табачник, Н. Фарбероу, изучавшие психологические аспекты самоубийства Г.С. Салливан, К. Хорни, Э Шнейдман и многие другие.
В отечественной традиции больше внимания исследователи уделяли социологическим аспектам самоубийств, это такие авторы как Г. Белоглазов, Г. Румянцева, Я.И. Гилинский, Л.И. Постовалова, также изучались региональная и этническая специфика проблемы самоубийств, здесь стоит назвать имена таких исследователей, как Р. Мухамадиева, С. Смидович, Г. Хилажева, Р. Валиахметов и другие. Собственно внутренними аспектами суицида занимались В. Ефремов, осуществивший к изучению суицидального поведения системный подход, А. Амбрумова, В. Тихоненко, Ю. Вагин, Е. Ушакова, проводившие многостороннее исследование суицидального поведения и суицидального риска с точки зрения их причины, в том числе социального конфликта и дезадаптации. Факторы суицида изучались Г. Старшенбаумом, В. Войцехом, мотивы суицидального поведения исследовали Л. Беляева, П. Пучков. Одной из актуальнейших тем современности стала проблема суицидального поведения в связи с интернетом, много работ посвятил этой теме И. Шленев. Связанная с этой тема влияния средств массовой информации и интернета на проблемы самоубийств освещалась Н.Е. Марковой, Д. Филипсом, Е.А Золотовым.в качестве отдельной ветви исследований можно назвать также направление изучения гендерной специфики самоубийств, представленное О. Бойко, Н.В Назаровой.
Теоретико-методологическая база исследования. Это, во-первых, социально-психологический подход, характеризующийся тем, что основным фактором влияния на поведения человека являются условия социального взаимодействия, в том числе специфика общения, важным аспектом данного подхода мы видим вывод о том, что необходимо осуществлять усилия в целях изменения социальной среды вокруг человека, межличностных и межгрупповых связей в ней (Г. С. Салливен, К. Хорни; А. Г. Амбрумова, А. Ф. Кони, А. А. Бодалёв, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. М. Сысоев, Н. В. Дмитриева, Л. С. Качкина и др.). Также мы опираемся на психологическую теорию суицидального поведения, в рамках которой главная роль в суицидальной тенденции отводится именно психологическим факторам (здесь имеется в виду весь спектр психологической базы суицидальных тенденций от теории о танатосе З. Фрейда до научных концепций о социально и психологически обусловленной дезадаптации современных авторов). В-третьих, это концепция жизнестойкости, предложенная и развернутая такими авторами, как Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, М. Г. Дебольский, М. В. Логинова, А. И. Колесникова, Е. И. Рассказова, З. А. Шакурова и др. Также в качестве базы исследования выступают принцип детерминизма, благодаря которому происходит объяснение причинно-следственных связей, а также социально-психологических и личностных факторов самоубийства (В. А. Петровский, Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц, Л. С. Рубинштейн и др.); и тезисы личностно-ориентированного подхода в рамках оказания необходимой психологической помощи (А. В. Петровский, И. С. Якиманская; М. Г. Дебольский, С. В. Кулакова, Д. Е. Дикопольцев, Н. Е. Колесникова и др.).
Цель исследования: изучить особенности одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
Объект исследования: одиночество и суицидальный риск.
Предмет исследования: одиночество и суицидальный риск у подростков и пожилых людей.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростки и пожилые люди имеют различия по степени суицидального риска и переживанию чувства одиночества.
Эта общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах.
Частные гипотезы:
1. Чувство одиночества у подростков выше, чем у пенсионеров.
2. Суицидальный риск у подростков выше, чем у пенсионеров.
3. Существует связь между чувством одиночества и суицидальным риском.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические характеристики феномена одиночества и его особенностей в подростковом и пожилом возрасте.
2. Обозначить проблему общения и одиночества в подростковом и пожилом возрасте.
3. Осуществить теоретический анализ научной литературы относительно определения суицидального риска и его особенностей в подростковом и пожилом возрасте.
4. Провести диагностику переживания одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
5. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования чувства одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы, математико-статистические методы оценки достоверности полученных результатов (критерий U-Вилкоксона-Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs) и качественный анализ полученных результатов.
Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методики:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев).
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон).
3. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер).
4. Шкала оценки риска суицида (Patterson, Американская ассоциация превенции суицидов).
5. Шкала безнадёжности (А. Бек, Центр Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США)).
Теоретическая и практическая значимость.
Основным итогом исследования выступает установление определенных признаков, как личностно-психологических, так и клинико-суицидологических, проявляющих склонность к суицидальному поведению подростков и пожилых людей. При помощи использования полученных данных появляется возможность дать оценку и просчитать степень суицидального риска в данных категориях населения, а также выяснить направление оказания психологической помощи и осуществления психотерапевтической коррекции в целях профилактики и недопущения суицидального поведения. Полученные данные будут полезны в работе психологов, социальных работников, а также педагогов, работающих с указанными группами риска. Необходимо указать на высокое социальное значение исследуемой проблемы – самоубийства в группах юных и пожилых людей ложатся тяжелым бременем на социальные, демографические и экономические стороны существования современных государств, в связи с чем вопрос сохранения жизни и повышение уровня психологического здоровья проживающего в них населения становится ключевым.
Положения, выносимые на защиту.
1. Одиночество – это чрезвычайно субъективное переживание, которое переживается всеми людьми и в любое время. Его уникальность в том, что оно переживается каждым отдельным человеком с различной силой и имеет индивидуальную эмоциональную окраску. Поскольку небольшие по силе переживания одиночества обычно не фиксируются людьми, а замечаются в основном лишь серьезные по силе, распространено представление о том, что одиночество либо есть, либо отсутствует. Однако скорее всего под отсутствием одиночества понимается его наличие у человека в оптимальном для него выражении.
2. Одиночество в ряду подобных ему понятий, например, изоляция, отчуждение, уединение, депрессия и аномия, имеет отдельное место и не смешивается с ними. Тогда как понятия «изоляция» и «уединение» характеризуют исключение личности из социального окружения во временном и пространственном смысле (происходящее вынужденно или выбираемое индивидом добровольно), «отчуждение», «аномия», «депрессия» являются определениями психических состояний, при этом могут иметь значение как здоровое, так и патологическое. Одиночество же – это именно субъективное переживание собственного Я в противопоставлении, где есть Я-один и Я-с другими. Это переживание не имеет однозначного обусловливания количеством межличностных связей, уровнем психологического здоровья и т.д., а определяется, в первую очередь, характерными особенностями личности.
3. Под самоубийством понимается такая форма саморазрушительного действия или поведения человека, которая не имеет однозначной социальной оценки; содержание этого явления составляет добровольное и осознанное, при этом самостоятельное действие, имеющее целью нанести себе конкретные повреждения, ведущие к гибели. В теории самоубийства отмечается отсутствие единого определения самоубийства и суицида, пока не разработана единая целостная концепция, принятая большинством теоретиков, в которой бы наблюдались всесторонне изученные и охарактеризованные связи главных понятий и отношений.
4. Теоретико-методологическую основу социально-психологической теории суицида представляют: это психологический подход в суицидологии, кроме того, экзистенциально-гуманистический, а также когнитивно-поведенческий и ситуационный подходы в социально-психологической практике. В современной теории суицида наблюдается существование множества психологических концепций, которые направлены на объяснение природы самоубийства, выделение и объяснение суицидальных и антисуицидальных условий, а также моделей помощи для людей, у которых обнаруживаются характеристики суицидального риска. Общим местом в этих концепциях является выделение основного и самого значимого суицидального фактора – это субъективное переживание высокого уровня одиночества и бессмысленность существования, а основного антисуицидального фактора – близкие отношения и сопричастность к другим людям.
5. Установлено, что чем сильнее переживание одиночества и зависимость от общения, тем выше риск суицидального поведения. При этом, переживание позитивного одиночества снижает риск суицида. Такая зависимость установлена как для подростковой группы, так и для людей пожилого возраста.
Новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены и описаны различия в переживании одиночества и проявлении суицидального риска у подростков и пожилых людей, а также впервые выявлена система взаимосвязей переживания одиночества и суицидальных тенденций в подростковом и пожилом возрастах.
Так, выявлено, что у подростков уровень субъективного переживания одиночества выше, чем у пожилых людей, что может быть связано с формированием своего Я и своего места в обществе сверстников – подростки в большей степени нуждаются в общении, чем лица пожилого возраста, поскольку для подростков эта потребность является существенно более насущной и необходимой. У подростков выше степень неприятия собственного будущего, которое отражает общее пессимистическое, негативное отношение к нему, подростки, в силу малого количества прожитых лет, в отличие от пожилых людей, не способны предположить, что в будущем их могут ждать не только негативные, но и большое количество позитивных событий и переживаний. Также у подростков ниже уровень позитивного одиночества, подростки значимо меньше, чем пожилые люди, способны чувствовать себя в одиночестве комфортно и нормально, заниматься своими делами, переживать свою психологическую автономность без грусти. Кроме того, у подростков выше уровень суицидального риска, это обусловлено тем, что подростки еще не осознают ценность жизни и недооценивают последствия суицида, для них важно избавиться от текущего негативного состояния, не смотря на какие-либо последствия, которые они склонны недооценивать.
Также выявлено, что в обеих возрастных группах высокий уровень общего переживания одиночества соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень зависимости от общения соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень позитивного одиночества соответствует низкому уровню суицидального риска и низкому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень субъективного ощущения одиночества соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к своему будущему.
Полученные результаты будут полезны как специалистам, занимающимся психологической помощью населению, так и педагогам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с подростками и пожилыми людьми.
Эмпирическая база исследования. Работа проводилась на базе Службы социально-психологической помощи Караидельского района Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет и пожилые люди в возрасте старше 65 лет. Всего в исследовании приняли непосредственное участие 125 испытуемых, в том числе 35 человек – в пилотажном исследовании, 90 человек – собственно в эмпирическом исследовании.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора, в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.
Материалы проведенного диссертационного исследования по теме связи одиночества и суицида среди подростков и пожилых людей докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологического сопровождения и клинической психологии факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий» в период 2020-2022 гг.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал изложен на 128 страницах, содержит 10 таблиц, 7 рисунков, приложение. Список литературы включает в себя 109 источников.
Одной из основных причин, ведущих к суициду, является чувство одиночества, причем как у подростков, так и у пенсионеров. Одиночество как психологический феномен привлекало внимание философов и ученых еще в античности, стало фокусом специальных исследований с середины XIX века, испытало необычный подъем интереса в начале нашего столетия – но до сих пор нет единого представления о нем, выражающегося в общем понятии и подходе к его изучению. Причиной тому мы видим специфическую амбивалентность данного феномена. С одной стороны, всем людям знакомо это явление и связанные с ним чувства и переживания; с другой стороны, они очень субъективны. С одной стороны, одиночество – это внешняя характеристика субъекта, связанная с его социальным окружением (недостаточным или отсутствующим); с другой стороны, в первую очередь, это именно переживание, внутрипсихическая реальность, отражающая происходящее и обусловленная им. С одной стороны, это негативное явление, вызывающее страдания человека – от переживания своей неадекватности до возникновения депрессии и суицидальных рисков; с другой стороны, это благо, это явление, без которого невозможно адекватное развитие личности. Так, в Древней Греции одиночество представлялось ни чем иным как проклятием человечества, тогда как Древний Восток перед одиночеством преклонялся и представлял важнейшим условием самопознания и творческого развития человека [32].
Именно двойственность и многоуровневость столь сложного явления, как одиночество, на наш взгляд, и обусловливает особенную актуальность и насыщенную проблематику феномена в связи с возрастной спецификой. Многие современные исследователи отмечают, что одиночество является особенно острой темой для подростков и пожилых людей. Юные люди находятся на сложном пути самопознания и одновременно интеграции в общество – вот эта амбивалентность, когда человек должен понять, кто он есть (т.е. научиться жить самостоятельно, одному), но и найти свое место в мире (т.е. научиться жить вместе с другими). У пожилых людей драма, связанная с одиночеством, напрямую связана с социальным окружением, или вернее, изоляцией, когда круг общения неизбежно сужается, а поиск своего места в мире теперь меньше связан с социальными ролями и может оказаться довольно труден. Особенно усиливает необходимость теоретических исследований указанной проблематики неумение представителей данных возрастных групп находить выход из неблагоприятной ситуации одиночества самостоятельно.
Вопросы, которые поднимаются и освещаются в диссертационном исследовании, отличаются высокой актуальностью и обладают высоким психолого-медико-социальным значением как в контексте общей психологии, так и в рамках суицидологического и психотерапевтического направлений практики. Мы полагаем, что эффективная профилактика суицидального поведения у пожилых людей, а также подростков в обязательном порядке базируется на изучении семейных аутоагрессивных индивидуальностей и моделей патологического коммуницирования.
Таким образом, суицидальные тенденции в интересующих нас в рамках данного исследования возрастных группах представляют собой серьезнейшую проблему для психологического здоровья населения в целом и экономического благополучия страны. Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой, мы видим выявление групп риска, причин возникнвоения этого риска, а также моделей предотвращения и профилактики суицидального поведения.
Степень изученности проблемы. Одиночество в качестве специфического переживания человека с психологической точки зрения исследуется в трудах 3. Фрейда, К. Хорни, Р. Вейса, К. Юнга, Д. Мейерса и других. Феномену одиночества с точки зрения анализа эмпирических данных посвящены работы К. Роджерса, Д. Рассела, Дж. Янга и других. С точки зрения социальных процессов и их специфики рассматривают одиночество А.Д. Еляков, А. Маслоу, К. Боумен, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Камю, Д. Рисмен, Ж. Липовецки, Э. Фромм. Более частные вопросы, имеющие отношение к одиночеству, формулируются и изучаются в трудах Ю.Д. Бабаева, В. Вейса, К Солано, Р. Фридмена, С. Грофа, Э. Кляйненберга, Дж. Янга.
Самоубийство как отдельный феномен интересовало исследователей и философов многие века, однако как предмет отдельного научного направления начало выступать после середины прошлого столетия, когда постепенно выделилась и сформировалась суицидология. Современное существование суицидологии содержательно наполнили такие авторы, как Э. Гроллман, предложивший структурный подход к самоубийству, выделив превенцию, интервенцию и поственцию суицида, исследовавшие феномен саморазрушающего поведения Дж. Мерло, Н. Табачник, Н. Фарбероу, изучавшие психологические аспекты самоубийства Г.С. Салливан, К. Хорни, Э Шнейдман и многие другие.
В отечественной традиции больше внимания исследователи уделяли социологическим аспектам самоубийств, это такие авторы как Г. Белоглазов, Г. Румянцева, Я.И. Гилинский, Л.И. Постовалова, также изучались региональная и этническая специфика проблемы самоубийств, здесь стоит назвать имена таких исследователей, как Р. Мухамадиева, С. Смидович, Г. Хилажева, Р. Валиахметов и другие. Собственно внутренними аспектами суицида занимались В. Ефремов, осуществивший к изучению суицидального поведения системный подход, А. Амбрумова, В. Тихоненко, Ю. Вагин, Е. Ушакова, проводившие многостороннее исследование суицидального поведения и суицидального риска с точки зрения их причины, в том числе социального конфликта и дезадаптации. Факторы суицида изучались Г. Старшенбаумом, В. Войцехом, мотивы суицидального поведения исследовали Л. Беляева, П. Пучков. Одной из актуальнейших тем современности стала проблема суицидального поведения в связи с интернетом, много работ посвятил этой теме И. Шленев. Связанная с этой тема влияния средств массовой информации и интернета на проблемы самоубийств освещалась Н.Е. Марковой, Д. Филипсом, Е.А Золотовым.в качестве отдельной ветви исследований можно назвать также направление изучения гендерной специфики самоубийств, представленное О. Бойко, Н.В Назаровой.
Теоретико-методологическая база исследования. Это, во-первых, социально-психологический подход, характеризующийся тем, что основным фактором влияния на поведения человека являются условия социального взаимодействия, в том числе специфика общения, важным аспектом данного подхода мы видим вывод о том, что необходимо осуществлять усилия в целях изменения социальной среды вокруг человека, межличностных и межгрупповых связей в ней (Г. С. Салливен, К. Хорни; А. Г. Амбрумова, А. Ф. Кони, А. А. Бодалёв, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. М. Сысоев, Н. В. Дмитриева, Л. С. Качкина и др.). Также мы опираемся на психологическую теорию суицидального поведения, в рамках которой главная роль в суицидальной тенденции отводится именно психологическим факторам (здесь имеется в виду весь спектр психологической базы суицидальных тенденций от теории о танатосе З. Фрейда до научных концепций о социально и психологически обусловленной дезадаптации современных авторов). В-третьих, это концепция жизнестойкости, предложенная и развернутая такими авторами, как Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова, М. Г. Дебольский, М. В. Логинова, А. И. Колесникова, Е. И. Рассказова, З. А. Шакурова и др. Также в качестве базы исследования выступают принцип детерминизма, благодаря которому происходит объяснение причинно-следственных связей, а также социально-психологических и личностных факторов самоубийства (В. А. Петровский, Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц, Л. С. Рубинштейн и др.); и тезисы личностно-ориентированного подхода в рамках оказания необходимой психологической помощи (А. В. Петровский, И. С. Якиманская; М. Г. Дебольский, С. В. Кулакова, Д. Е. Дикопольцев, Н. Е. Колесникова и др.).
Цель исследования: изучить особенности одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
Объект исследования: одиночество и суицидальный риск.
Предмет исследования: одиночество и суицидальный риск у подростков и пожилых людей.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростки и пожилые люди имеют различия по степени суицидального риска и переживанию чувства одиночества.
Эта общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах.
Частные гипотезы:
1. Чувство одиночества у подростков выше, чем у пенсионеров.
2. Суицидальный риск у подростков выше, чем у пенсионеров.
3. Существует связь между чувством одиночества и суицидальным риском.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические характеристики феномена одиночества и его особенностей в подростковом и пожилом возрасте.
2. Обозначить проблему общения и одиночества в подростковом и пожилом возрасте.
3. Осуществить теоретический анализ научной литературы относительно определения суицидального риска и его особенностей в подростковом и пожилом возрасте.
4. Провести диагностику переживания одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
5. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования чувства одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы, математико-статистические методы оценки достоверности полученных результатов (критерий U-Вилкоксона-Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs) и качественный анализ полученных результатов.
Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методики:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев).
2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон).
3. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер).
4. Шкала оценки риска суицида (Patterson, Американская ассоциация превенции суицидов).
5. Шкала безнадёжности (А. Бек, Центр Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США)).
Теоретическая и практическая значимость.
Основным итогом исследования выступает установление определенных признаков, как личностно-психологических, так и клинико-суицидологических, проявляющих склонность к суицидальному поведению подростков и пожилых людей. При помощи использования полученных данных появляется возможность дать оценку и просчитать степень суицидального риска в данных категориях населения, а также выяснить направление оказания психологической помощи и осуществления психотерапевтической коррекции в целях профилактики и недопущения суицидального поведения. Полученные данные будут полезны в работе психологов, социальных работников, а также педагогов, работающих с указанными группами риска. Необходимо указать на высокое социальное значение исследуемой проблемы – самоубийства в группах юных и пожилых людей ложатся тяжелым бременем на социальные, демографические и экономические стороны существования современных государств, в связи с чем вопрос сохранения жизни и повышение уровня психологического здоровья проживающего в них населения становится ключевым.
Положения, выносимые на защиту.
1. Одиночество – это чрезвычайно субъективное переживание, которое переживается всеми людьми и в любое время. Его уникальность в том, что оно переживается каждым отдельным человеком с различной силой и имеет индивидуальную эмоциональную окраску. Поскольку небольшие по силе переживания одиночества обычно не фиксируются людьми, а замечаются в основном лишь серьезные по силе, распространено представление о том, что одиночество либо есть, либо отсутствует. Однако скорее всего под отсутствием одиночества понимается его наличие у человека в оптимальном для него выражении.
2. Одиночество в ряду подобных ему понятий, например, изоляция, отчуждение, уединение, депрессия и аномия, имеет отдельное место и не смешивается с ними. Тогда как понятия «изоляция» и «уединение» характеризуют исключение личности из социального окружения во временном и пространственном смысле (происходящее вынужденно или выбираемое индивидом добровольно), «отчуждение», «аномия», «депрессия» являются определениями психических состояний, при этом могут иметь значение как здоровое, так и патологическое. Одиночество же – это именно субъективное переживание собственного Я в противопоставлении, где есть Я-один и Я-с другими. Это переживание не имеет однозначного обусловливания количеством межличностных связей, уровнем психологического здоровья и т.д., а определяется, в первую очередь, характерными особенностями личности.
3. Под самоубийством понимается такая форма саморазрушительного действия или поведения человека, которая не имеет однозначной социальной оценки; содержание этого явления составляет добровольное и осознанное, при этом самостоятельное действие, имеющее целью нанести себе конкретные повреждения, ведущие к гибели. В теории самоубийства отмечается отсутствие единого определения самоубийства и суицида, пока не разработана единая целостная концепция, принятая большинством теоретиков, в которой бы наблюдались всесторонне изученные и охарактеризованные связи главных понятий и отношений.
4. Теоретико-методологическую основу социально-психологической теории суицида представляют: это психологический подход в суицидологии, кроме того, экзистенциально-гуманистический, а также когнитивно-поведенческий и ситуационный подходы в социально-психологической практике. В современной теории суицида наблюдается существование множества психологических концепций, которые направлены на объяснение природы самоубийства, выделение и объяснение суицидальных и антисуицидальных условий, а также моделей помощи для людей, у которых обнаруживаются характеристики суицидального риска. Общим местом в этих концепциях является выделение основного и самого значимого суицидального фактора – это субъективное переживание высокого уровня одиночества и бессмысленность существования, а основного антисуицидального фактора – близкие отношения и сопричастность к другим людям.
5. Установлено, что чем сильнее переживание одиночества и зависимость от общения, тем выше риск суицидального поведения. При этом, переживание позитивного одиночества снижает риск суицида. Такая зависимость установлена как для подростковой группы, так и для людей пожилого возраста.
Новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены и описаны различия в переживании одиночества и проявлении суицидального риска у подростков и пожилых людей, а также впервые выявлена система взаимосвязей переживания одиночества и суицидальных тенденций в подростковом и пожилом возрастах.
Так, выявлено, что у подростков уровень субъективного переживания одиночества выше, чем у пожилых людей, что может быть связано с формированием своего Я и своего места в обществе сверстников – подростки в большей степени нуждаются в общении, чем лица пожилого возраста, поскольку для подростков эта потребность является существенно более насущной и необходимой. У подростков выше степень неприятия собственного будущего, которое отражает общее пессимистическое, негативное отношение к нему, подростки, в силу малого количества прожитых лет, в отличие от пожилых людей, не способны предположить, что в будущем их могут ждать не только негативные, но и большое количество позитивных событий и переживаний. Также у подростков ниже уровень позитивного одиночества, подростки значимо меньше, чем пожилые люди, способны чувствовать себя в одиночестве комфортно и нормально, заниматься своими делами, переживать свою психологическую автономность без грусти. Кроме того, у подростков выше уровень суицидального риска, это обусловлено тем, что подростки еще не осознают ценность жизни и недооценивают последствия суицида, для них важно избавиться от текущего негативного состояния, не смотря на какие-либо последствия, которые они склонны недооценивать.
Также выявлено, что в обеих возрастных группах высокий уровень общего переживания одиночества соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень зависимости от общения соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень позитивного одиночества соответствует низкому уровню суицидального риска и низкому уровню негативного отношения к собственному предполагаемому будущему, высокий уровень субъективного ощущения одиночества соответствует высокому уровню суицидального риска и высокому уровню негативного отношения к своему будущему.
Полученные результаты будут полезны как специалистам, занимающимся психологической помощью населению, так и педагогам, социальным работникам и другим специалистам, работающим с подростками и пожилыми людьми.
Эмпирическая база исследования. Работа проводилась на базе Службы социально-психологической помощи Караидельского района Республики Башкортостан. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет и пожилые люди в возрасте старше 65 лет. Всего в исследовании приняли непосредственное участие 125 испытуемых, в том числе 35 человек – в пилотажном исследовании, 90 человек – собственно в эмпирическом исследовании.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора, в том числе в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.
Материалы проведенного диссертационного исследования по теме связи одиночества и суицида среди подростков и пожилых людей докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологического сопровождения и клинической психологии факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий» в период 2020-2022 гг.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Материал изложен на 128 страницах, содержит 10 таблиц, 7 рисунков, приложение. Список литературы включает в себя 109 источников.
Проблема самоубийств в России сохраняет свою актуальность на протяжении нескольких десятков лет. Данная причина смерти людей не только занимает высокое место в общей структуре смертности населения (находясь на третьем месте среди причин смерти), но и является причиной огромного ущерба для людей, причем как морального, так и материального. Особенно высок уровень суицидального риска в группах людей подросткового и пожилого возраста, именно эти категории людей особенно уязвимы перед лицом этой опасности.
Одной из важнейших причин суицидов в данных возрастных группах является чувство одиночества. При этом существует связь между негативным отношением к собственному одиночеству, переживанием его как своего несчастья, и высоким уровнем суицидального риска. У людей, осознающих свое одиночество и относящихся к нему как ресурсу, а не как несчастью и проблеме, суицидальный риск существенно ниже.
Указанные факты свидетельствуют о том, что существует путь преодоления негативных аспектов одиночества и снижения числа суицидов, как завершенных, так и парасуицидов. И этот путь связан с изменением отношения к одиночеству, способностью к саморегуляции, умением находить и пользоваться внутренними и внешними ресурсами личности, т.е. с психологической грамотностью людей. Решению этой задачи может способствовать создание специальных антикризисных программ, посвященных преодолению негативного аспекта одиночества.
Целью нашего исследования было изучить особенности чувства одиночества и суицидального риска у подростков и пенсионеров. В результате работы выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Одной из важнейших причин суицидов в данных возрастных группах является чувство одиночества. При этом существует связь между негативным отношением к собственному одиночеству, переживанием его как своего несчастья, и высоким уровнем суицидального риска. У людей, осознающих свое одиночество и относящихся к нему как ресурсу, а не как несчастью и проблеме, суицидальный риск существенно ниже.
Указанные факты свидетельствуют о том, что существует путь преодоления негативных аспектов одиночества и снижения числа суицидов, как завершенных, так и парасуицидов. И этот путь связан с изменением отношения к одиночеству, способностью к саморегуляции, умением находить и пользоваться внутренними и внешними ресурсами личности, т.е. с психологической грамотностью людей. Решению этой задачи может способствовать создание специальных антикризисных программ, посвященных преодолению негативного аспекта одиночества.
Целью нашего исследования было изучить особенности чувства одиночества и суицидального риска у подростков и пенсионеров. В результате работы выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.



