Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение склонности к зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля

Работа №160328

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зависти, враждебности и
локуса контроля 6
1.1. Определение зависти и враждебности в психологической науке 6
1.2. Локус-контроля и психологические особенности подросткового
возраста 16
1.3. Обзор теоретических исследований по проблеме изучения
феномена зависти, враждебности и локуса контроля в подростковом возрасте 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое изучение различий в показателях зависти враждебности у подростков с разным локусом контроля 36
2.1. Описание процедур и методов исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы 50
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложение 59


Актуальность изучения чувства зависти и враждебности у подростков обусловлена тем, что в современной жизни все больше усиливается влияние на жизнь абсолютно всех людей социально-экономических процессов, которые могут приводить к неравенству в российском обществе. Данная проблема, по мнению некоторых авторов философских, психологических и психоаналитических работ, может приводить к завистливому и враждебному отношению, как к отдельным людям, так и к группам людей.
В работах психологов данные проблемы рассматриваются как глобальные, универсальные, общечеловеческие явления, делается акцент на их разрушающих функциях в различных сферах общения. Школьникам также присуще эти деструктивные чувства, они могут сказываться буквально во всех сферах жизни и деятельности.
Зависть, по мнению экспертов, наносит огромный вред физическому и психологическому здоровью людей. Когда происходит прилив чувства зависти, у школьника сразу снижается самооценка. Он постоянно сравнивает себя с объектом зависти, чувствует себя оскорбленным, несчастным. Наряду с этим, проблема враждебности тоже имеет давнюю историю. Многие исследования в нашей стране и за рубежом посвящены этой проблеме, но к одному выводу они так и не приведены, так как данная проблема сложна и многогранна - универсального решения просто не существует.
Вопросы, связанные с таким чувством как враждебность, рассматриваются во многих психологических учениях. Нельзя отрицать, что в современно обществе наблюдается чрезвычайно высокой уровень враждебности. Отсутствие единого и адекватного научного определения враждебности делают проблему изучения данного феномена одной из актуальных проблем современного общества, важной теоретической и практической задачей. Многие существующие концепции, которые пытаются
раскрыть феномен враждебности, несомненно, показывают всю
многоплановость и многоаспектность данной проблемы.
Проблеме зависти и враждебности посвящены многие исследования. Изучение причин зависти и враждебности, особенностей проявления у школьников является актуальной темой изучения. Основой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых:
A. Адлер, Л.С. Архангельская, А.Г. Асмолов, Т.В. Бескекова,
O. Р. Бондаренко, Н.В. Дмитриева, М. Кляйн, Ю.В. Корчагина, П. Куттер,
B. А. Лабунская, М.А. Мазниченко, Т.С. Макаренко, М.И. Розенова, Е.Е. Соколова, С.С. Степанов, Ю.М. Фисин, Э. Фромм, К. Хорни, Л. Хьелл,
P. М. Шаминов, Д.П. Шульц, Н.Д Левитов, Т.Г Румянцева, Л.Ю. Иванова,
C. А. Беличева, Л.М Семенюк и др.
Цель работы: изучение склонности к зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля для использования полученных диагностических данных педагогом-психологом в консультативной работе с подростками.
Предмет изучения: склонность к зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля.
Объект изучения: личностные характеристики подростков.
Гипотеза: существуют различия в проявлениях зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля, а именно: у подростков с экстернальным локусом контроля уровень зависти и враждебности выше, чем у подростков с интернальным локусом контроля.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по изучаемой проблеме, дать характеристику определениям зависть, враждебность, локус контроля.
2. Подобрать методики для диагностики уровня враждебности, зависти, локуса-контроля.
3. Провести диагностическое исследование по выявлению связи показателей локуса-контроля с чувством зависти и враждебности.
4. Проанализировать результаты диагностики
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
- Опросник «Методика изучения завистливой личности» С.Т. Бескова
- Диагностики враждебности (по шкале Кука - Медлей)
- Диагностики локуса контроля Дж.Роттера
Эмпирической базой исследования выступила МБОУ СОШ №59 г. Пензы. Общее количество выборки составило 20 человек (из них 11 мальчиков, 9 девочек). Возраст испытуемых 16-17 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение склонности к зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля, для использования полученных диагностических данных при работе с подростками педагогом-психологом.
В данной работе были проанализированы теоретические и практические исследования по проблеме изучения таких черт личности, как враждебность и зависть, проведено диагностическое исследование различий в характеристике личностных черт подростков с разным локусом контроля, проанализированы результаты диагностики, интерпретированы полученные данные и сформулированы выводы исследования.
Проблемы зависти и враждебности во множестве работ рассматриваются как глобальные, универсальные, общечеловеческие явления, делается акцент на их разрушающих функциях в различных сферах общения. Школьникам также присуще эти деструктивные чувства, они могут сказываться буквально во всех сферах жизни и деятельности, но исследований по связи локуса контроля и этих деструктивных чувств очень мало.
В теоретической части работы была рассмотрена сущность понятий зависть, враждебность, локус контроля, дана характеристика подросткового возраста, проанализированы психологические особенности детей подросткового возраста и особенности проявления зависти и враждебности у подростков с разным локусом контроля.
В своём исследовании мы предприняли попытку изучения личностных черт подростков, рассмотрев различия в типе локусе контроля.
Проведенное исследование в рамках выпускной квалификационной работы позволило подтвердить выдвинутую гипотезу частично, а именно, были выявлены следующие особенности:
• У подростков с внешним локусом контроля преобладает на 5-%- ом уровне шкала «цинизм»
• У подростков с внешним локусом контроля преобладает на 5-%- ом уровне шкала «враждебность»
Мы можем предположить, что высокие результаты по шкалам «враждебность» и «цинизм» у подростков с внешним локусом контроля связаны с искаженным видом реальности. Экстерналы уверены, что причины их неудач находятся исключительно в окружающей среде, и что они никак не могут повлиять на исход событий, из-за этого, особенно в подростковом возрасте, появляется ответная реакция на, как им кажется, враждебный мир.



1. Аристотель. Риторика / Античные риторики. - М.: МГУ, 1978. - С. 16-64.
2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю.Артемьева. - М., 1999.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. - собр. соч. в 6-ти т. Т. 3 Детская психология / Л.С. Выготский ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 132 с.
4. Дескюре Ж. Б. Ф. Зависть и ревность / Ж. Б. Ф. Дескюре. - СПб.: Изд-во В.И. Губинского, 1989.
5. Ениколопов С. Н. Враждебность и проблема здоровья человека / С.Н. Ениколопов, А.В. Садовская // Журн. неврол. и психиатр. им. Корсакова. - 2000. №7.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
7. Короленко Ц. П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева - Новосибирск: НГПУ, 2003. - 667 с.
8. Краткий словарь системы психологических понятий - М.,1984.
9. Кузнецова С.О. Психологические особенности враждебности при шизофрении и аффективных расстройствах / С.О. Кузнецова., C.H. Ениколопов // Психиатрия. - 2006. - № 5.
10. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев. - Избранные психологические произведения. - Т. 2. М., 1983.
11. Муздыбаев К. Психология зависти / К. Муздыбаев // Психологический журнал. - 1997.-№ 6. - С. 3-11.
12. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека / В. Н. Мясищев - Проблемы сознания: материалы симпозиума. - М., 1966.
13. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учебное пособие для студ. психол. фак. вузов / А. Б. Орлов. - М.: «Академия», 2002. - 272 с.
14. Охматовская А. В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием / А.В. Охматовская // Автореф. канд. дисс. М., 2001.
15. Петровский А.В. Психология / A.B. Петровский.,
М.Г. Ярошевский. - Москва, 2007....50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ