Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА 8
1.1. Игровые приемы в процессе формирования лексико-грамматических навыков 8
1.2 Виды и функции игровых приемов 15
1.3. Специфика использования игр или игровых приемов в процессе обучения английскому языку 17
1.4. Использование национальных игр при формировании лексико-грамматических навыков у учащихся 5 классов 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 28
2.1. Анализ действующих УМК по английскому языку в «Английский язык» и «Spotlight» 28
2.2. Комплекс национальных игровых приемов, направленных на
формировании лексико-грамматических навыков 34
2.3. Экспериментальная проверка методики использования национальных игр в процессе обучения английскому языку учащихся 5 классов 43
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложение 59
Проблема обучения английскому языку всегда была предметом внимания психологов, методистов, преподавателей-практиков. Особую остроту эта проблема приобретает на среднем этапе обучения в национальных школах, где закладываются и отрабатываются лексические и грамматические основы, идет активное формирование необходимых лексико¬грамматических навыков.
Практика показывает, что зачастую учащиеся, знающие правила и достаточно свободно совершающие лексико-грамматические действия при выполнении формальных упражнений, испытывают большие трудности в ситуациях общения. Данные наблюдений за речью тувинских учащихся средних классов на английском языке позволяют констатировать, что она страдает рядом существенных недостатков. Уровень владения устной английской речью, в частности ее лексической и грамматической стороной, очень низок, они допускают большое количество ошибок на порядок слов, в употреблении видо-временных форм глагола, в употреблении предлогов, артиклей, местоимений, высказывания студентов строятся на ограниченном количестве грамматических структур, нарушается их оформление, что ведет к нарушению коммуникации.
Сталкиваясь с такими проблемами, учителю приходится выбирать и разрабатывать наиболее эффективные и подходящие для детей приемы и методы обучения. Одним из таких приемов обучения английскому языку являются игровые формы. Известно, что в игре таятся богатые обучающие возможности. Учащиеся как дети, однако, над этим не задумываются - для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, развлечения. Игра посильна даже слабым учащимся - ученик может стать первым в игре, так как находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета и чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка.
И поэтому можно уверенно сказать, что игровые приемы благотворно сказываются на результатах обучения. Положительным являются тот факт, что при этом учащийся говорит на английском языке. Игровой прием особенно подходит для использования в национальных классах, потому что процесс обучения английскому языку в национальных классах всегда сопровождается с языком посредником. Русский язык для учащихся национального класса не является родным и здесь возникает двойная проблема:
• изучение английского языка как иностранного языка
• непонимание речи учителя, который, объясняет тему на русском языку.
Применяя игровые приемы, и используя тувинские национальные
игры, учитель может облегчить решение этих проблем. Учащихся тувинской национальности, играя в национальные игры, которые знакомы и близки, будут чувствовать посильность заданий, проявлять большой интерес к процессу игр. Использования национальных игр на уроке английского языка, благодаря их атмосфере, располагают учащихся к серьезным разговорам и обсуждение любых реальных ситуаций, а также способствуют развитию познавательной активности учащихся при изучении английского языка, потому что игровые приемы несут в себе немалое нравственное начало, ибо делает процесс обучения более радостным, творческим и коллективным. Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: существующие возможности использования народной культуры, национальных игр имеют большие воспитательные и обучающие возможности, но недостаточно используется в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности национальных игр.
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования национальных игр как средство формирования говорения у учащихся пятого класса национальной школы при обучении английскому языку. Исходя из данной проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования: Использование тувинских игр в процессе обучения английскому языку на среднем этапе.
Неразработанность методики обучения английскому языку в специфических условиях национальной школы, с одной стороны, и отсутствие теоретических основ обучения английскому языку использованием национальных игр с другой стороны, определяют актуальность темы настоящего исследования.
Разработка методики обучения английскому языку с использованием тувинских игр предполагает выделение ее компонентов и их научно-теоретическое обоснование. Это, прежде всего, отбор текстового материала, разработка системы игровых упражнений для формирования речевых навыков. Создание такой методической системы позволило бы осуществить целенаправленную работу по формированию прочных языковых и речевых навыков.
Объект исследования: игровые приемы в процессе обучения английскому языку в национальной школе.
Предметом исследования является разработка модели обучения английскому языку с использованием тувинских национальных игр.
Цель настоящего исследования заключается в научном обосновании и практической разработке методики обучения английскому языку с использованием национальных игр.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение английскому языку на среднем этапе будет эффективным, если, во-первых, будут использованы игровые формы и приемы обучения, во-вторых, если в основе методики обучения английскому языку будет лежать специально разработанная модель обучения с использованием тувинских игр.
На основании выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи:
• Изучить игровые приемы в процессе формирования лексико-грамматических навыков.
• Рассмотреть виды и функции игровых приемов.
• Определить специфику использования игр или игровых приемов в процессе обучения английскому языку.
• Использования национальных игр при формировании навыков лексико-грамматических у учащихся 5 классов
• Проанализировать действующих УМК по английскому языку в «Английский язык» и «Spotlight».
• Разработать комплекс национальных игровых приемов направленных на формировании лексико-грамматических навыков. Проверить эффективность предлагаемого комплекса в экспериментально-опытном обучении
• Проверить эффективность предлагаемого комплекса в экспериментально-опытном обучении
Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
• изучение лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
• наблюдение за учебным процессом в СОШ с. Межегей;
• анкетирование учеников национального класса;
• изучение и обобщение опыта работы учителей английского языка национальных школ г. Кызыла и преподавателей кафедры иностранных языков ТувГУ;
• экспериментально-опытное обучение с целью апробации выдвинутых методических положений и рекомендаций.
Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка определить способы (пути) формирования лексико- грамматических навыков английской речи с использованием национальных игр.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятия игровые приемы, особенностей обучения английскому языку с использованием тувинских игр, отбора и организации языкового и речевого материала в целях формирования лексико-грамматических навыков, а также научном обосновании комплекса игровых приемов в процессе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования заключается в создании комплекса игровых приемов для формирования лексико-грамматической стороны английской речи у учащихся 5-х классов, который может быть использован также на практических занятиях английского языка в национальных школах, написании учебного пособия и методических рекомендаций по обучению английскому языку в образовательных учреждениях Республики Тыва.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на профориентационных мероприятиях в селе Самагалтай Тес-Хемского района и в селе Эрзин Эрзинского района.
Содержание работы изложено на 59 страницах основного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложение.
Итак, теоретические основы данной работы заставляют нас убедиться нас еще раз в том, что включение детей в языковую среду, учение предмета и овладение знаниями по английскому языку происходит не одинаково.
И поэтому многие учителя английского используют разные методы и приемы, включая игровые приемы.
Долгое время считали игры основной формой обучения в школьных учреждениях. Мы узнали, что есть разногласие о пользе игры в процессе обучения:
• игру нужно отделять от процесса обучения, потому что выполнение учебных заданий - «серьезная обязанность учащегося», а игровые приемы расслабляет их во время учебного процесса.
• Игровые приемы, наоборот, помогают повысить качество обучения.
Мы определяли, что игры как прием гарантируют ее позитивное и эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность не только учащегося, но и учителя, которые хотят сделать урок более интересным и эффективным. И с уверенностью можно сказать, что умело разработанный игровой прием неотделим от учения. Такие приемы и формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметь, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащегося интереса к предмету. Поэтому целесообразным является сочетание на уроке и традиционных, и нетрадиционных приемов и форм обучения.
Развивающий и воспитывающих потенциал нетрадиционных приемов, в нашем случае, использования национальных игр на уроке английского языка и форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
• формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
• воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различии сферах деятельности;
• развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика. Благодаря играм активизируется все познавательные процессы учащихся:
• развивается внимание;
• память;
• мышление;
• творческие способности.
Использование игровых приемов дает хорошие результаты, позволяя сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
С использованием игровых форм на уроках английского языка лексический и грамматический материал усваивается намного легче и интереснее. При использовании игр на уроке иностранного языка отмечается, что игра на уроке отличается по своей специфике, а также меняется структура.
Главный элемент игры - игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни.
Применение игры для развития лексико -грамматических навыков еще недостаточно изучено. Не всякая игра подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры - одна из первых задач преподавателя иностранного языка. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.
Нами был разработан комплекс игровых приемов, направленные на формирование лексических и грамматических навыков и данный комплекс успешно был использован в экспериментально - исследовательской работе.
Самое главное, что обучающий эксперимент прошел успешно, благодаря тому, что задания, придуманные нами с учетом темам учебника. Поставленная нами гипотеза была оправдана: использования национальных игр для формирования лексических и грамматических навыков у учащихся среднего звена на занятиях по английскому языку будут более эффективными, если:
• они ограниченно будут включены в учебный процесс при обучении английскому языку, не в качестве отдельного компонента, а использовании в конкретных этапах обучения;
• процесс использования национальных игр будет непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
• национальные игры буду соответствовать возрастным индивидуальным возможностям учащихся среднего звена.
Данная работа связана не только с вопросом улучшения преподавания иностранного языка, с повышением качества обучения, но и с коренной перестройкой школы, поиском новых моделей учебно -воспитательного процесса.
Данная работа может быть полезна для учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях и школах с углубленным изучением иностранного языка.
В заключении отметим, что правильно организованное обучение иностранному языку в средних классах поможет решить задачи образования, воспитания и развития детей, подготовит их к жизни.
1. Барашкова Е.А. Играйте на уроках, и ваши ученики будут говорить правильно [Текст] / Барашкова Е.А. - М/English, 2005.- 14-15с.
2. Блонский П.Г. Игровые виды [Текст] / Блонский П.Г. - М.: Академия,1999. - 49с.
3. Верещагина В.Н. Методика обучения английскому языкуна среднем этапе в общеобразовательных учереждениях [Текст] / Верещагина В.Н.
- М.:Просвящение,2002.- 85с.
4. Выготский Л.С. Педагогическач прсихология [Текст] / Выготский Л.С.
- М.: Просвещение, 1996. - 77с.
5. Выготский Л.С. Педагогическач прсихология [Текст] / Выготский Л.С.
- М.: Просвещение, 1996. - 90с.
6. Выготский Л.С. Педагогическач прсихология [Текст] / Выготский Л.С.- М.: Просвещение, 1996. - 51с.
7. Гальскова Н.Д. Обучение на билнгвиальной основе как компонент углубленного языкового образования [Текст] / Гальскова Н.Д. // Статья из журнала: в 5 т. - М.: Иностранные языки в школе,2000. - 146с.
8. Гальскова Н.Д. Обучение на билнгвиальной основе как компонент углубленного языкового образования [Текст] / Гальскова Н.Д. // Статья из журнала: в 5 т. - М.: Иностранные языки в школе,2000. - 145с.
9. Гальскова Н.Д. Обучение на билнгвиальной основе как компонент углубленного языкового образования [Текст] / Гальскова Н.Д. // Статья из журнала: в 5 т. - М.: Иностранные языки в школе,2000. - 149с.
10. Дворин
11. Дыртый А.Т. Учет родного языка при обучении английскому языку в средней школе [Текст] / Дыртый А.Т. // Статья из журнала:в 1т. - Кызыл: Башкы - 2002. - 46-47с.
12. Дыртык-оол М. Психологические особенности детских тувинских игр [Текст] / Дыртык - оол М. // Статья из журнала: в 4 т. - Кызыл: - 2005.- 91с.
13. Колесникова О.А. Игры в очении иностранным языкам [Текст] / Колесеикова О.А. - М.: 1990. - 43с.
14. Колесникова О.А. Игры в очении иностранным языкам [Текст] / Колесникова О.А. - М.: 1990. - 134с.
15. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностраному языку [Текст] / Колкер Я.М. - М.: Академия, 2004. - 225.
16. Колоцца Д.А. Детские игры [Текст] / Колоцца Д.А. - М.: Просвещение,2000. - 141с.
17. Комков И.Ф. О некоторых приемов обучения английскому языку [Текст] / Комков И.Ф. - Минск: Тетра систем, 2000. - 75с.
18. Конышева А.Н. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / Конышева А.Н. - Минск:Тетра систем, 2011. - 74с.
19. Израилечев Р.Ш. Методика обучение грамматики по английскому языку [Текст] / Израиличев Р.Ш. - М.: Владос, 2009. - 67-69с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология и педагогика [Текст] / Мухина В.С. - М.: Академия, 2003. - 315с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология и педагогика [Текст] / Мухина В.С. - М.: Академия, 2003. - 320с.
22. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5- 9 классы проект [Текст]: 3 изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 144с. (Стандарты второго поколения). - ISNB 978-5-09-0239769.
23. Пучкова Ю.А. Игры на уроках английского языка [Текст] / Пучкова Ю.А. - М.:Астель, 2004. - 147с.
24. Равинская В.А. Игры как средство обучения [Текст] / Равинская В.А. // Статья из журнала:в 4т. - М.:ИЯШ, 1999. - 56-57с.
25. Самбу И.У. Тувинские национальные игры [Текст] / Самбу И.У. - : Тувинское книжное издательство, 1976. - 115с.
26. Самбу И.У. Тувинские народные игры [Текст] / Самбу И.У. - Кызыл: Тувинское книжное издательсто, 1978. - 140с.
27. Самбу И.У. Тувинские народные игры [Текст] / Самбу И.У. - Кызыл: Тувинское книжное издательсто, 1978. - 141с.
28. Стронин Н.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / Стронин Н.Ф. - М.: Академия, 1981. - 233с.
29. Стронин Н.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / Стронин Н.Ф. - М.: Академия, 1981. - 147с.
30. Степанов В.П. Обучение лексики на среднем этапе обучения английскому языку [Текст] / Степанов В.П. - М.: Просвещение, 2006. - 159с.
31. Усатова Л.О. Особенности игр младшего дошкольного возраста // Башкы. - Кызыл, - 2006. - 67-68с.
32. Хасон С.Л. Языковые игры на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. - М., 2003. - 23-24с.
33. Хайдаров Р.О. Как правильно отрабатывать лексику [Текст] / Хайдаров Р.О. - М.: Просвещение, 2007. - 12с.
34. Щерба Л.В. Препадование иностранных языков в средней школе [Текст] / Щерба Л.В. - М.: Общие вопросы методики, 1997. - 130с.
35.Эльконин Д.Б. Психология игр [Текст] / Эльконин Д.Б. - М.: Владос, 1995. - 165с.
36.Эльконин Д.Б. Психология игр [Текст] / Эльконин Д.Б. - М.: Владос, 2000. - 115с.