Проектная деятельность как средство формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности патриотического воспитания детей среднего
дошкольного возраста 8
1.2. Современные подходы к организации патриотического воспитания
детей среднего дошкольного возраста в ДОО 15
1.3. Характеристика проектной деятельности и возможностей ее
использования в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Использование метода проектов в работе по формированию
представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Определение эффективности использования проектной
деятельности в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности патриотического воспитания детей среднего
дошкольного возраста 8
1.2. Современные подходы к организации патриотического воспитания
детей среднего дошкольного возраста в ДОО 15
1.3. Характеристика проектной деятельности и возможностей ее
использования в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 31
2.2. Использование метода проектов в работе по формированию
представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Определение эффективности использования проектной
деятельности в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под патриотическим воспитанием понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству) [11].
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируют любовь к малой и большой Родине.
Основой патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Изучив наследие педагогов-классиков по проблемам патриотического воспитания детей, мы обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта - к современному планированию и реализации намеченного [8].
Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому организация проектной деятельности признана одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм патриотического воспитания дошкольников.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование проектной деятельности в процессе формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективности использования проектной деятельности в процессе формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) изучить содержание патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе;
2) определить современные подходы к организации патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОО;
3) охарактеризовать возможности использования проектной деятельности в рамках патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста;
4) подобрать диагностический материал и изучить сформированность представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать проект по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста и провести его апробацию;
6) изучить эффективность проведенной работы, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь-декабрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию проекта по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
IV этап (январь 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза о том, что формирование представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным, если определить содержание и структуру этого процесса в условиях организации и осуществления проектной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ литературы;
2) эмпирические: беседа, педагогический эксперимент;
3) интерпретационно-описательные: методы количественного и
качественного анализа полученных результатов.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды Л.И. Беляевой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, Н.Ф. Виноградовой, М.В Воробьевой, Е.Ю. Демуровой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Стародубцевой, А.Р. Суровцевой, Э.К. Сусловой, К.Д. Ушинского и др. [6, 9, 18, 19, 24].
Практическая значимость исследования: опыт работы по использованию проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста может быть предложен для образовательной практики детских садов.
База исследования: МБДОУ д/с «Искорка» с. Индерка Пензенской области.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 36 наименований, и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе рассматриваются педагогические основы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, современные подходы к организации этого процесса в ДОО, а также дается характеристика проектной деятельности и возможности ее использования в этом процессе.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по определению сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста, в ходе которого было выявлено, что дошкольники, участвующие в эксперименте, обладают недостаточным уровнем развития исследуемого компонента.
Также в этой главе описываются организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления проектной деятельности. Проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлены материалы, использованные в работе с родителями воспитанников.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируют любовь к малой и большой Родине.
Основой патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Изучив наследие педагогов-классиков по проблемам патриотического воспитания детей, мы обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта - к современному планированию и реализации намеченного [8].
Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому организация проектной деятельности признана одной из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм патриотического воспитания дошкольников.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование проектной деятельности в процессе формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективности использования проектной деятельности в процессе формирования представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) изучить содержание патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе;
2) определить современные подходы к организации патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОО;
3) охарактеризовать возможности использования проектной деятельности в рамках патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста;
4) подобрать диагностический материал и изучить сформированность представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать проект по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста и провести его апробацию;
6) изучить эффективность проведенной работы, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь-декабрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию проекта по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста;
IV этап (январь 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза о том, что формирование представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным, если определить содержание и структуру этого процесса в условиях организации и осуществления проектной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ литературы;
2) эмпирические: беседа, педагогический эксперимент;
3) интерпретационно-описательные: методы количественного и
качественного анализа полученных результатов.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды Л.И. Беляевой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, Н.Ф. Виноградовой, М.В Воробьевой, Е.Ю. Демуровой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Стародубцевой, А.Р. Суровцевой, Э.К. Сусловой, К.Д. Ушинского и др. [6, 9, 18, 19, 24].
Практическая значимость исследования: опыт работы по использованию проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста может быть предложен для образовательной практики детских садов.
База исследования: МБДОУ д/с «Искорка» с. Индерка Пензенской области.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 36 наименований, и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе рассматриваются педагогические основы патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, современные подходы к организации этого процесса в ДОО, а также дается характеристика проектной деятельности и возможности ее использования в этом процессе.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент по определению сформированности представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста, в ходе которого было выявлено, что дошкольники, участвующие в эксперименте, обладают недостаточным уровнем развития исследуемого компонента.
Также в этой главе описываются организация и результаты формирующего эксперимента, направленного на формирование представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления проектной деятельности. Проводится анализ результатов и делаются соответствующие выводы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлены материалы, использованные в работе с родителями воспитанников.
В соответствии с целями и задачами данного исследования нами были изучены теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что патриотическое воспитание детей представляет собой процесс содействия нравственному и патриотическому становлению личности.
Цель патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста - различными педагогическими средствами побудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
В качестве основного средства решения задач патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста и достижения положительных результатов в этом направлении нами было предложено использование метода проектов.
В данной работе мы изучили эффективность использования проектного метода в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста. С этой цель в рамках формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован на практике проект «Помним о войне».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что ООД, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В результате проделанной работы, дети получили достаточно знаний об истории своей Родины, о ее достижениях, о героях страны и т. д.
Результаты контрольной диагностики показали, что к концу экспериментальной работы в ЭГ значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о ВОв (с 0% до 80%), тогда как количество дошкольников с низким и среднем уровнями значительно уменьшилось. В то время, как в КГ дети также, как на этапе констатирующего эксперимента, в ходе контрольной диагностики продемонстрировали только средний и низкий уровни сформированности представлений о ВОв.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в приобщении детей к истории своей страны.
Данные, полученные по завершению внедрения проекта позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о ВОв, а также их интереса к истории родной страны.
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что патриотическое воспитание детей представляет собой процесс содействия нравственному и патриотическому становлению личности.
Цель патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста - различными педагогическими средствами побудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
В качестве основного средства решения задач патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста и достижения положительных результатов в этом направлении нами было предложено использование метода проектов.
В данной работе мы изучили эффективность использования проектного метода в работе по формированию представлений о ВОв у детей среднего дошкольного возраста. С этой цель в рамках формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован на практике проект «Помним о войне».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что ООД, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В результате проделанной работы, дети получили достаточно знаний об истории своей Родины, о ее достижениях, о героях страны и т. д.
Результаты контрольной диагностики показали, что к концу экспериментальной работы в ЭГ значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о ВОв (с 0% до 80%), тогда как количество дошкольников с низким и среднем уровнями значительно уменьшилось. В то время, как в КГ дети также, как на этапе констатирующего эксперимента, в ходе контрольной диагностики продемонстрировали только средний и низкий уровни сформированности представлений о ВОв.
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в приобщении детей к истории своей страны.
Данные, полученные по завершению внедрения проекта позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о ВОв, а также их интереса к истории родной страны.
Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.
Подобные работы
- Формирование исторического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности в ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНЫХ НАРРАТИВОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕПОРТАЦИЯ НАРОДОВ В СИБИРЬ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В МЕСТАХ ССЫЛКИ»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019



