I. Введение
II. Глава I. Формы и способы выражения психологизма в художественном
произведении
1.1. Психологизм как способ изображения внутреннего мира персонажей.
1.2. Приемы психологизации образа героя
Выводы по I главе
III. Глава II. Приемы психологизации образов в пьесе А. Н. Островского
«Бесприданница»
2.1. Особенности построения образа Ларисы Огудаловой
2.2. Своеобразие приемов психологизации образа «маленького человека»
Карандышева
2.3. Место психологизации образов в системе поэтики пьесы
А. Н. Островского «Гроза»
Выводы по II главе
IV. Заключение
V. Библиографический список
VI. Приложение
А. Н. Островский, классик отечественной драматургии, он писал пьесы в сотрудничестве с другими драматургами, занимался переводами с итальянского, французского, испанского, английского и других языков. Он переводил Сервантеса, Шекспира, Гольдони.
Островский внес огромный вклад в русскую драматургию и русский театр. За сорок лет своей литературной деятельности он создал около пятидесяти оригинальных пьес. И.А. Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Островский утверждал драматургию социальных характеров, таким образом продолжая литературные традиции отечественной драматургии. Его творчество оказало определяющее влияние на развитие русской драматургии. Л. Толстой и Чехов учились у Островского. С драматургией Островского неразрывно связана драматургия Г орького и современных авторов.
Изучению пьесы «Бесприданница» как образца жанра психологической драмы были посвящены отдельные работы А. И. Журавлевой, М. С. Макеева, Л. М. Лотмана, А. И. Ревякина, Григорьева А. А, Лобанова M. П, и др. Подробно изучала язык А. Н. Островского в своих научных трудах Н. С. Ганцовская, Васильев Б.В. анализировал произведения драматурга («Об исторических драмах А.Н. Островского»), Рыбакова Д. А. изучала театральную мифологию в драматургии А. Н. Островского. В его трудах есть множество вопросов и тем, которые стали и могут стать почвой для научных исследований.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в обновлении представлений о приемах психологизации образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» на основе современных исследований.
Цель выпускной квалификационной работы - выделить приемы психологизации образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», обозначить их роль в системе художественных средств пьесы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить особенности психологизма в литературе как способа изображения внутреннего мира персонажей;
2. выявить приемы психологизации образа героя;
3. проанализировать образ главной героини пьесы Островского «Бесприданница» на основе выявленных приемов психологизации;
4. исследовать особенности приемов психологизации в образе «маленького человека» Карандышева;
5. определить место психологизации образов в системе поэтики пьесы.
Объект исследования - пьеса А. Н. Островского «Бесприданница».
Предмет исследования - приемы психологической характеристики героев пьесы «Бесприданница».
Для реализации поставленной цели использовались следующие методы:
• теоретический метод научного исследования;
• историко-культурный;
• интерпретационный.
Методологической основой работы являются труды по теории литературы: М. М. Бахтин «Эстетика словесного творчества», Т. Т. Давыдова «Теория литературы», Юрий Лотман «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства», Белинский В.Г. «Литературные мечтания», А. И. Белецкий «Избранные труды по теории литературы» ), по истории литературы (Журавлева А.И., Некрасов В.Н. «Театр А.Н. Островского», Ревякин А.И. «Драматургия А.Н. Островского», А. Б. Есин «Психологизм русской классической литературы», Макеев М.С. «Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница»».
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в систематизации приемов психологической характеристики героев пьесы «Бесприданница», в том числе с учетом современных исследований.
Практическая значимость работы заключается в разработке материалов для учителя-словесника для подготовки к уроку по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».
Апробация промежуточных результатов исследования осуществлялась в форме доклада «Своеобразие приемов психологизации образа «маленького человека» Карандышева» на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Буслаевские чтения» (20.04.2020, г.Пенза, ФГБОУ ВО «ПГУ»).
Структура работы обусловлена логикой исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего ... позиций, и приложения.
Формы психологизма и их влияние на художественный аспект до сих пор актуальны в науке о литературе. Мы указали, что изображение внутреннего мира человека в литературе неразрывно связано с исторически возникающим типом личности, который, претерпевая противоречия, постоянно развивается. Психологичность переросла себя из черты в цельный эстетический принцип - психологизм, который глубоко отражает душевную жизнь человека.
С развитием литературы писатели-психологи использовали все новые приемы психологизма. Например, такие специфические приемы, как сны, видения, воспоминания, дневниковые записи. Часто встречающимся приемом психологизма является внутренний монолог (в котором выделяют самоанализ) и авторское психологическое изображение. Эти приемы наиболее распространенные, их используют все писатели-психологи и без них представить психологизм сложно.
Большая роль в художественном произведении отводится речам персонажей, но психологизм возникает только в том случае, когда персонаж подробно говорит о своих переживаниях, излагает свои взгляды на мир.
Часто встречающимся приемом психологизма является художественная деталь, она может отражать внешние факторы (например, пейзаж) или внутренние процессы.
Портретная характеристика в системе психологизма обогащается авторским комментарием, уточняющими эпитетами. Авторский комментарий - тоже один из приемов психологизма, ведь в речи героя важно не только то, что он говорит, но и то, как он это делает.
Большое значение для психологического изображения имеет повествовательная форма от третьего или первого лица. Система повествовательно-композиционных форм очень разнообразна, все они помогают наиболее глубоко изобразить душу героя.
В изображении Ларисы Огудаловой основными приемами психологизма стали речевая характеристика, ремарки и самоанализ, когда Лариса в слезах размышляет о своей судьбе.
Островский по-новому изобразил «маленького человека». У Карандышева есть амбиции и порывы, он способен посмотреть на себя со стороны и признать свои слабости. Он становится хозяином своей судьбы, не перестает быть «маленьким человеком». С помощью таких приемов психологической характеристики, как психологическая двойственность, рефлексивные монологи, ремарки, в пьесе А. Н. Островского предстает новый тип «маленького человека».
Психологизм пронизывает поэтику пьесы «Бесприданница» через систему образов, пейзажные описания, новаторский образ «маленького человека», особенности композицию и сюжетную динамику.
Душевные переживания «Бесприданницы» очень сложны, они являют новое слово в творчестве Островского. Если говорить о позднем творчестве Островского в целом, то необходимо сказать о формировании не только сатирической комедии, но и жанра психологической драмы.
Структура характеров пьесы сложна и разнообразна: особенности сюжета, конфликта пьесы, мотивы и жанровая природа добавили красок в обрисовку персонажей.
Островский в «Бесприданнице» использовал метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, ситуацию, творя фабулу, гений драматурга создал реалистичных персонажей и мастерски смог показать внутренний ход их мыслей, обосновывая каждое действие, каждый порыв душив. И в этом мы тоже видим его новаторские устремления, как драматурга, гражданина, психолога, человека.
1. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / Есин А.Б. - М.: Просвещение, 1988. - С. 51 - 52.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 477 с.
3. Есин А.Б. Психологизм / Есин А.Б. // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 65 - 82.
4. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд-е 2ое. Оформл. худож. Яценко Л. / Гинзбург Л.Я. - Л.: Худ. лит-ра, 1976. - 448 с.
5. Корсунский, Е. А. Художественная литература как источник психологических знаний о человеке / Е. А. Корсунский, Н. Е. Есманская // Известия Воронежского госпедуниверситета. Т. 258 : Психология и педагогика: сб. науч. тр. — Воронеж : ВГПУ, 2012. — С. 49—55.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 400 с.
7. Страхов И.В. Методика психологического анализа характеров в художественном произведении. Психологический анализ портретов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Страхов И.В. - Саратов, 1977. - 84 с.
8. Владимиров С. Действие в драме - М.: Просвещение, 1972. - 127с.
9. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. - М.: Просвещение, 1974. - 520с.
10. Андреев, А. Н. Целостный анализ литературного произведения : уч. пособие для студентов вузов / А. Н. Андреев. — М. : НМЦентр, 1995. — 144 с.
11. Барабаш, О. В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа JI. Н. Толстого «Анна Каренина» : дис. ... канд. филол. наук / О.
В. Барабаш. — М. : МГУ, 2008 — 208 с.
12. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI.C. Выготский. — М. : Искусство, 1968. — 345 с.
13. Золотухина, О. Б. Психологизм в литературе : пособие по спецкурсу для студ. спец. / О. Б. Золотухина. — Гродно : ГрГУ, 2009. — 181 с.
14. Компанеец, В. В. Художественный психологизм как проблема исследования / В. В. Компанеец // Русская литература. — 1974. — № 1.
— С. 46 — 60.
15. Попов А. Спектакль и режиссер. - М.: Просвещение, 1961. - С.15
16. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка: А-Я (БТС: А-Я). — 4-е изд., СПб.: Норинт, 2014. — 1536 с.
17. Белинский В.Г. Литературные мечтания. Элегия в прозе//Заметки о русском театре/Сост. Р.И. Сухорук. - М.: Филологическое общество СЛОВО, 2003.
18. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам (Перечитывая классику). - М: Издательство МГУ, 2001.
19. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. - Л.: Наука, 1980.
20. Журавлева А.И. Островский - комедиограф. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
21. Кулешов В.И. История русской литературы 20 века: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Трикста, 2004.
22. Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. - Краснодар: Кубань, 1988.
23. Широтов В.В. Искушение - лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница»//Литература в школе. - 1998. — №3. - С. 86-90.
24. Скатов Н.Н. Русская литература второй половины 19 в//Литература в школе. - 2004. — №».
25.
25. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1992. — 944 с.
26. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. М.И. Писарева. — СПб., 1904—1905.
27. Григорьев А. Библиотека для чтения, № 4, апрель // Москвитянин. 1852. Т. III. № 9. Май. Отд. V. Критика и библиография. Журналистика.
С. 40—45.
28. Данилова Л. С. В "академии" Островского // А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX—XX веков. — Л., 1974. С. 130— 145.
29. Долгов Н. Н. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. — М.; Пг., 1923.
30. Драма А. Н. Островского "Гроза" в русской критике. — Л., 1990.
31. История русской литературы XIX века: Вторая половина: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит." / Под ред. Н. Н. Скатова. — М., 1987.
32. Литвиненко Л. С. Историческая драма А. Н. Островского. Истоки. Традиции. Новаторство (на примере пьесы "Козьма Захарьич Минин, Сухорук"): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Киев, 1979.
33. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени.1. М.; Л, 1961.164Лотман Л. М. Лирическая и историческая поэзия 50— 70-х годов //
34. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. — 800 с.
35. Степанов Ю. С. Слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. С. 288-306.
36. Полевой Н. П. История русской словесности с древнейших времен до наших дней: В 3 т. — Т. 3. — СПб., 1900.
37. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
38. Рыбакова Ю. 77. Судьба таланта у Островского // А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX—XX веков. — Л., 1974. С. 214—230.
39. Смирнова Т. В. Драматургия А. Н. Островского и народная обрядовая культура (Купеческий быт): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1990.
40. Фомичев С. А. "Горе от ума" в наследии Островского // А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX—XX веков. — JL, 1974. С. 7—27.
41. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. - М.: Худ. лит, 1972. - 543 с.
42. Журавлёва А.И. Натуральная школа // А.Н. Островский. Энциклопедия. Кострома-Шуя, 2012.