Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений

Работа №160303

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2022
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование формирования социальной активности студентов, входящих в общественные объединения 7
1.1 Формирование социальной активности студентов как социально -
педагогическая проблема 7
1.2 Основные характеристики социальной активности студентов 14
1.3 Общественные молодежные объединения и их значение в формировании
социальной активности студентов 24
1.4 Модель формирования социальной активности студентов в деятельности
общественных молодежных объединений 39
Глава 2 Исследование формирования социальной активности студентов в условиях общественных объединений 46
2.1 Методики исследования формирования социальной активности
студентов в условиях общественных объединений 46
2.2 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 50
2.3 Программа по формированию социальной активности студентов в деятельности общественного объединения «Штаб студенческих трудовых
отрядов «Адреналин-ПГУ» 62
Заключение 75
Список используемых источников 79
Приложение А 85
Приложение Б 106
Приложение В 108
Приложение Г 110


В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года говорится, что обществу нужны высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития большое значение приобретает проблема формирования социальной активности у молодежи как основы для дальнейшего устойчивого, безопасного и успешного развития общества и государства. Социальная активность позволяет человеку оценить свои сильные и слабые стороны, соотносить действия с требованиями социума, что является необходимым условием для успешной социализации в обществе.
Проблема формирования социальной активности личности имеет достаточно продолжительную историю своего осознания и разработки в аспекте общественной, культурной и педагогической значимости. Социальная активность оказывается в фокусе исследований отечественной науки, начиная с 1980-х годов. Е.В. Грунт, В.А. Смирнов и другие изучали социальную активность рабочих. В трудах таких исследователей, как О.В. Асеева, Р.З. Абдикеев, А.В. Кострикин, С.А. Потапова и др., исследовались проблемы социальной активности молодежи в целом, и студенчества в частности. В современных отечественных исследованиях проблемы социальной активности молодежи рассматриваются в контексте изучения жизненной позиции и жизненных планов личности.
В философских (С.К. Абачиев, B.C. Агеев, Г.С. Батищев, Э. Фромм, М. Экхарт и др.) и психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г, Ананьев, А.Г, Асмолов, Н.А. Бернштейн, В.П. Бездухов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, М.А. Лазарев, Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, Е.И. Тихомирова, Д.И Фельдштейн и др.) формирование социальной активности личности рассматривается как сложный образовательный процесс, протекающий в единстве коллективной и индивидуально ориентированной составляющих в условиях гуманистического стиля педагогического руководства.
Теоретические и методологические основы формирования социальной (общественной) активности личности были достаточно детально разработаны в советской педагогике (Л.М. Архангельский, Б.П. Битинас, Н.И. Болдырев, С.Н. Касаткина, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, Л.А. Нагорных, К.Д. Радина, Ю.П. Сокольников и др.). Решающим условием формирования социальной активности личности выступает целенаправленная структурно-расширяющаяся общественно полезная деятельность молодого человека, его готовность к подобного рода поведению, желание и умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что формирование социальной активности студентов в современных условиях является научно-практической проблемой, к решению которой обращены исследования представителей многих отраслей науки и различных областей психолого-педагогического знания, а всемерное развитие творческих устремлений и общественной инициативности россиян определено в качестве одной из приоритетных задач государства.
Большую роль в жизни общества играет студенческая молодёжь, а участие студентов вузов в деятельности общественных молодежных объединений рассматривается в вузовской педагогике как одна из важнейших технологий воспитания активного гражданина и профессионала, осознанно включенного в социально-общественную жизнь своего вуза и региона.
Социальная активность студента - сложное понятие, которое отражает интеграционное свойство обучающегося в вузе осуществлять осознанную, детерминированную интересами личности и запросами социальной среды, направленную на преобразование себя, улучшение среды посредством не только учебно-профессиональной, но и внеучебной деятельности, следуя социальным и нравственным нормам.
Воспитание социальной активности студентов в общественных объединениях - особый педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности.
Цель исследования - определить пути и эффективные методы формирования социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений.
Объект исследования - социальная активность студентов.
Предмет исследования - психолого-педагогические методы формирования социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений будет являться эффективным, если создана и реализована программа, в которой:
- целенаправленно, систематично и последовательно осуществляется формирование компонентов социальной активности с учетом возрастных особенностей, значимых для личности ценностей и уровня развития коммуникативных умений;
- содержание и организация процесса формирования социальной активности студентов в деятельности молодежных общественных объединений реализуется в единстве социально-педагогического, системно ролевого, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов;
- основным путем формирования социальной активности у студентов является их включение в деятельность молодежных общественных объединений, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности.
Достижение цели и проверка выдвинутой гипотезы предполагала решения следующей совокупности задач исследования:
1) провести теоретический анализ понятия «социальная активность» и ее компонентов;
2) определить сущность, структуру, критерии и уровни проявления социальной активности студентов;
3) выявить особенности проявления социальной активности и потенциал общественных молодежных объединений в формировании социальной активности студентов;
4) разработать программу по формированию социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений, реализовать ее на практике и оценить эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проектирование;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: в работе проведен детальный и подробный анализ научной литературы, выделены и описаны основные теоретические аспекты проблемы, обоснованы педагогические условия успешного формирования социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений. Значимость этой работы показывают теории, концепции, разработки и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной активности, деятельности, психологии личности, социологии личности, молодёжи, студенчества, исследования, в которых непосредственно затрагиваются вопросы изучения социальной активности молодежи.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования положений ВКР при теоретическом обосновании, разработке методических рекомендаций и практического решения проблемы формирования социальной активности студентов в деятельности молодежных общественных объединений. Программа формирования социальной активности студентов может использоваться в работе молодежных общественных объединений, в деятельности учреждений дополнительного образования молодежи.
База исследования: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» г. Пенза, расположенный по адресу г. Пенза, ул. Красная, 40.
Структура работы определяется ее целью и решаемыми задачами.
Выпускная квалификационная работа общим объемом 89 страницы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснованы актуальность исследования, сформулированы его цель, объект, предмет и задачи и выдвинута гипотеза.
В первой главе проведен теоретический анализ проблемы формирования социальной активности студентов в деятельности молодежных общественных объединений. Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования по формированию социальной активности студентов в деятельности молодежных общественных объединений. Заключение содержит обобщения и выводы по результатам проведенного исследования. Работа содержит 4 таблицы. Список источников состоит из 66 публикаций. В приложениях представлены тексты методик, использованных в исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы формирования социальной активности личности обусловлена особенностями российского государства и общества, его традициями и перспективами развития, спецификой современного образовательного пространства, а также личностными потребностями молодежи. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» важная роль отводится повышению социальной активности молодых людей путем вовлечения их в социальную практику и деятельность общественных молодежных объединений.
Проведенное исследование показало, что формирование социальной активности студентов является актуальной задачей, над решением которой работают специалисты различных областей гуманитарного знания. Анализ научной литературы позволил нам сделать выводы о том, что до сих пор нет определенности в понимании сущности как самого феномена социальной активности личности, так и социальной активности студентов. В нашем исследовании мы понимаем социальную активность - как итегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.
Формирование социальной активности студентов в деятельности общественных объединений - это особый педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности. На наш взгляд, общественные объединения вуза являются эффективными, если они развивают в студентах такие качества, как лидерство, мобильность, коммуникабельность, способность к публичным выступлениям, стрессоустойчивость, организованность, креативность, самостоятельное принятие решений, формирование своей точки зрения.
Структуру социальной активности личности студента составляют такие компоненты, как мотивационный, ценностно-ориентировочный, операционный, рефлексивный.
Критерием сформированности мотивационного компонента социальной активности студента является направленность на интересы и потребности общества, а показателями: альтруизм; социально ориентированные личностные ценности; широта и социальная значимость активности; ценностно-ориентировочного - социальная зоркость, а показателями: знание содержания базовых социальных ценностей, ролей и норм поведения; признание личного и социального значения базовых социальных ценностей и норм; умение прогнозировать последствия своих действий для себя и общества; операционного - характер участия в поиске путей реализации своих возможностей в практической деятельности, имеющей социально ценную направленность, а показателями: проявление инициативы, активности, самостоятельности, самодеятельности, творческий подход; рефлексивного - осознание участия в общественно значимой деятельности как личностно, так и общественно значимой, а показателями: сформированность рефлексивной позиции, осмыслении своих собственных действий, возможности формирования смыслов и образов жизни, самооценке участия в социально¬значимой деятельности.
Названные критерии позволяют отнести социальную активность студентов к низкому, среднему или высокому уровням сформированности.
Исследование по выявлению уровня социальной активности студентов проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» г. Пенза. Выборку исследования составили студенты университета, участвующие в деятельности общественного объединения «Штаб СТО Адреналин-ПГУ», в количестве 30 человек.
Результаты диагностического исследования по методикам показали недостаточно высокий уровень компонентов социальной активности студентов.
В целях развития социальной активности в условиях общественного объединения в период с декабря 2021 г. по март 2022 г. студенты, участвовавшие в эксперименте, прошли обучение по программе по формированию социальной активности, разработанной нами.
Результаты повторного исследования показали, что реализация определенных нами педагогических условий привела к положительной динамике уровней сформированности компонентов социальной активности студентов. Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, что формирование социальной активности студентов в деятельности общественных молодежных объединений является эффективным, если создана и реализована программа, в которой:
- целенаправленно, систематично и последовательно осуществляется формирование компонентов социальной активности с учетом возрастных особенностей, значимых для личности ценностей и уровня развития коммуникативных умений;
- содержание и организация процесса формирования социальной активности студентов в деятельности молодежных общественных объединений реализуется в единстве социально-педагогического, системно ролевого, субъектно-деятельностного и аксиологического подходов;
- основным путем формирования социальной активности у студентов является их включение в деятельность молодежных общественных объединений, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности.
Сплоченность, выход из зоны комфорта, разделение ответственности и принятие групповой ответственности, выработка лидерских качеств и умения работать в команде, формирование креативного мышления и способности принимать решения как самостоятельно, так и опираясь на опыт команды, и возможность развить умение стоять на своем, очевидно, способствуют повышению уровня социальной активности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа и ее результаты свидетельствуют о правомерности выдвинутой нами гипотезы и позволяют нам прийти к заключению, что задачи исследования решены, а его цель достигнута.



1. Абрамова Н. Т. Сфера деятельности и уровень активности // Вопросы философии. 1970. № 9. 75 - 85 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 39 с.
3. Альмяшева Л. В. Социализация молодежи посредством студенческих объединений // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34. 141-143 с.
4. Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. М.: Знание, 1969. 37 с.
5. Арефьева Г. С. Социальная активность. М.: Высшая школа, 1974. 142 с.
6. Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов :дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Ленинград, 1979. 21 с.
7. Белозерцева Г. В. Вовлечение молодежи в социальную практику путем развития волонтерской деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2013. Вып 3 (39). 64-65 с.
8. Бехтерев В. Ф. Воспитание общественной активности учащихся: учеб. пособие. Красноярск: КГПИ, 1985. 12 с.
9. Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2004. 52 с.
10. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и
молодежных лидеров БОКК по организации работы волонтеров / сост. В. С. Колбанов. М.: Политиздат, 2010. 71 с.
11. Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности. Волгоград, 1976. 9 с.
12. Гоголева И. И. Особенности студенческого научного общества
педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. № 11.1 (70.1). 41-43 с.
URL:https://moluch.ru/archive/70/12027/(дата обращения 11.12.2021).
13. Голубева О. В., Хижная А. В., Бушуева А. А., Студенческие
объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Интернет - журнал «Мир науки» 2017. Том 5. № 6. URL: https://mir-
nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (дата обращения 13.10.2021).
14. Губин Ю. Н. Модель формирования социальной активности старшеклассников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Том 2. 38-42 с.
15. Давыдов А.П. Переход от цивилизационной идентичности к самоидентификации личности в России в условиях модернизации // Философские науки. 2012. № 11. 40-46 с.
16. Данилов Д. А., Корнилова А. Г. Индивидуальная подготовка студента к профессионально-педагогической деятельности: научно¬методическое пособие. Якутск: ЯНЦ СО РАО; ЯГУ, 2001. 12-26 с.
17. Дралюк И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Саратов, 2005. 29-32 с.
18. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995. 152 с.
19. Емелин К. Г. Психолого-педагогическое воспитание будущего специалиста АПК в студенческом отряде // Алтайское село: материалы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Азбука. 2009. 449-453 с.
20. Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Трансформация идеологии в мире политики // Молодой ученый. 2015. № 9. 968-970 с.
21. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М.: Интер-пракс, 1995. 320 с.
22. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014. № 21
(80). 575-577 с. URL: https://moluch.ru/archive/80/13979/(дата обращения:
08.03.2022).
23. Князева А. А. Сущность и содержание понятия «социальная
активность» // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL:
https://scienceforum.ru/2016/article/2016026200(дата обращения: 25.12.2021 ).
24. Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис . канд. филос. наук: 09.00.00. М., 1970. 22 с.
25. Козин Н. Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011. № 1. 37-48 с.
26. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. М.: ИД «Форум-Инфра-М», 2006. 239 с.
27. Колесов И. В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2017. 254 с.
28. Конвисарева Л. П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кострома, 2006. 211 с.
29. Коржова А. Ю., Кузина Е. А., Тумакова Н. А. Владение иностранным языком как фактор улучшения межкультурной коммуникации будущего выпускника вуза // Молодой ученый. 2015. № 9. 1099-1101 с.
30. Котлова Т. Б. Студенческие объединения: создание, становление,
функционирование. Иваново: изд-во Ивановского государственного
энергетического университета им. В.И. Ленина, 2012. 92 с.
31. Кравченко С. А. Классические теории через призму социологического воображения. Москва: изд-во Юрайт, 2014. 584 с.
32. Краткий словарь по социологии / под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коршева, Н.Ф. Наумова. Политиздат, 1989. 8 с.
33. Куимова М. В., Габерлинг И. П., Тясто А. А. О воспитании духовно-нравственных ценностей студентов // В мире научных открытий. 2013. № 5.2 (41). 27-34 с.
34. Лизинский В. М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. М.; Центр «Педагогический поиск», 2005. 160 с.
35. Макаров А. В., Луцева И. Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. № 12. 285-287 с.
36. Макеева Е. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). 1238-1241 с. URL: https://moluch.ru/archive/114/29588/(дата обращения: 10.01.2022).
37. Мальковская Т. Н. Социальная активность личности. М.: Эксмо, 2013. 142 с.
38. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям. М.: Академия, 2004. 452 с.
39. Олесич Н. Я., В.И. Ленин и революционное студенчество России. М., 1982. 89 с.
40. Осипова Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М.: Ювентус, 2010. 348 с.
41. Пальчевская Е. С., Куимова М. В. Volunteerism as a means to promote spiritual and moral development // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). 597-599 с.
42. Первак Е. В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодежью». Екатеринбург, 2009. Вып 1. 38-40 с.
43. Петровский A. B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
44. Подхомутникова М. В. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Кубанского государственного университета) // Историческая и социально - образовательная мысль. 2012. № 3 (13). 165-168 с.
45. Резник Ю.М. Человек гражданский: проблемы идентичности // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. 305 - 325 с.
46. Родина Л. И. Развитие социальной активности подростков // Партнерство через образование. 2014. № 2. 18-23 с.
47. Родина О. А. Молодежные общественные объединения: структура, функции, мировоззрение. Екатеринбург: Маккмилан, 2004. 102 с.
48. Российские студенческие отряды. URL:
http://уууд11Ы^о.ги(дага обращения: 10.10.2021).
49. Российские студенческие отряды. URL:
Н'йрз://ги.’№1к1реб1а.огд/’№1к1/Российские студенческие_отряды (дата
обращения: 10.10.2021).
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 590 с.
51. Руденко И. В. Формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров в деятельности студенческого самоуправления как субъекта воспитательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал, 2015. № 4. 273с.
52. Семенов. В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. 2007. № 4. 37-43 с.
53. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. 164-175 с.
54. Солопова Н. С. Социальная активность: методология, основы исследования и формирования: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01. Свердловск, 1989. 21 с.
55. Социальная активность // Философский словарь. URL: http://www.edudic.ru/fil/1160/#. (Дата обращения 10.09.2021).
56. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сб. науч. трудов Всеросс. соц.-пед. чтений им. Б.И. Лившица (2-3 февраля 2010 г.). Екатеринбург: УГПУ. В 2-х ч. Ч. 2. 307 с.
57. Социальная активность специалиста: истоки и механизм
формирования (Социол. анализ). Харьков: Вища шк: Изд-во при Харьк. Ун-те, 1983. 216 с.
58. Таранников, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов ВПО. Курган: КГУ, 2011. 284 с.
59. Тетерский С. В. Воспитания социальной инициативности детей и
молодежи: автореф. дис д-ра пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2004. 39 с.
60. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. 199 с.
61. Федотова В. С. Студенческое научное общество в инфраструктуре научного творчества молодежи в университете // Путь науки. 2017. № 2 (36). 155-158 с.
62. Филоненко В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 /. Ростов н/Д, 2009. 42 с.
63. Шабанов А. Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. 384-392 с.
64. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. 25-41 с.
65. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник. М.: Академия, 2008. 176 с.
66. Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: Дашков и К, 2006. 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ