Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы обучения иноязычному смысловому чтению в средней общеобразовательной школе

Работа №160296

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения смысловому чтению на уроках английского языка на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе 6
1.1.1 Чтение как вид речевой деятельности 6
2.1.2. Умения смыслового чтения как универсальные учебные действия 14
3.1.3 Методические основы обучения смысловому чтению на уроках английского языка
22
4 Выводы по первой главе 29
Глава II. Практические основы по применению методов и приемов
обучения смысловому чтению на уроках английского языка 30
2.1. Анализ заданий по обучению смысловому чтению на материале учебника
по английскому языку «Английский в фокусе» Spotlight 8 30
2.2. Рекомендации по использованию приемов и методов обучения
смысловому чтению на уроках английского языка в 8 классе на примере
материала раздела учебника Spotlight on Russia 43
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 58

Навык чтения является необходимым для каждого учащегося, ведь чтение является не только целью, но и средством обучения. Чтение позволяет получать новую информацию, улучшать лексические и грамматические навыки в речевой деятельности, а также помогает расширить лингвистический и культурологический кругозор. Нельзя недооценить важность чтения именно на иностранном языке, поскольку иноязычные тексты несут в себе большое количество данных. К тому же чтение является ведущим видом речевой деятельности, и именно чтение способствует улучшению навыка говорения. Особая роль отведена смысловому чтению, которое нацелено на понимание смыслового содержания текста. Смысловое чтение представляет большую важность на среднем этапе обучения, и в современной школе большое внимание следует уделять именно этому виду чтения.
В ФГОС также отражена важность смыслового чтения. Значимость и ценность смыслового чтения заключается в том, что оно относится к метапредметным результатам, составляющие его умения будут в структуре всех универсальных учебных действий. Этим обусловлена актуальность данной работы, посвященной основам обучения учащихся смысловому чтению на уроках английского языка.
Целью исследования является изучение основ обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. изучить понятие «чтение» как вид речевой деятельности;
2. рассмотреть смысловое чтения как один из компонентов универсального учебного действия;
3. изучить приемы и методы обучения смысловому чтению
4. проанализировать упражнения, направленные на развитие навыков смыслового чтения в учебнике «Английский в фокусе» (Spotlight) для 8-го класса;
5. предложить рекомендации по организации обучения смысловому чтению на материале раздела учебника «Английский в фокусе» Spotlight on Russia.
Объект исследования: процесс обучения иноязычному смысловому чтению на уроках английского языка.
Предметом исследования: приемы и методы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в 8-ом классе
Для решения поставленных задач применялись теоретические (анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме, ее синтез, анализ, систематизация) методы исследования.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения смысловому чтению на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе: раскрывается чтение как вид речевой деятельности, определяется место умений смыслового чтения в структуре универсальных учебных действий, описываются методы и приемы обучения смысловому чтению.
Вторая глава посвящена анализу системы упражнений направленных на развитие умений смыслового чтения в учебнике УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 8 класса, характеристике основных приемов развития навыков смыслового чтения на уроках английского языка, даны рекомендации по обучению смысловому чтению на материале раздела учебника «Английский в фокусе» Spotlight on Russia.
Заключение содержит вывод по поставленной проблеме.
Практическая значимость работы представлена результатами проведенного анализа предложенных упражнений по обучению чтению в учебнике УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 8 класса, а также даны рекомендации по систематизации прочитанного при работе над разделом Spotlight on Russia проанализированного УМК в процессе обучения иноязычному английскому языку на среднем этапе в общеобразовательной школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход российских школ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения потребовал пересмотра целей и задач обучения. Главным критерием качества образования сейчас рассматриваются личностные, метапредметные и предметные результаты. Значимость и ценность умений смыслового чтения заключается в том, что они относятся к метапредметным результатам. В связи с этим проблемы обучения смысловому чтению на уроках приобретают особую актуальность.
Особым потенциалом обладают уроки иностранного языка - чтение занимает ведущее место по своей важности и доступности, является целевой доминантой при обучении иностранному языку. В исследовании мы рассмотрели точки зрения различных ученых на сущность чтения на иностранном языке: А.А. Гончарова, З.И. Клычниковой, Р.П. Мильруда, С.К. Фоломкиной, и пришли к выводу, что чтение - это сложнейший вид речевой деятельности. Понимание содержания текста как конечная цель процесса чтения наступает в результате сложных речемыслительных операций с текстом. Для того чтобы понять текст, у читающего должны быть сформированы определённые механизмы чтения, автоматизированные у зрелого чтеца и требующие постепенного формирования у школьников.
Вопросами изучения смыслового чтения занимался А.Г. Асмолов. Этот ученый особо подчеркивает, что целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений смыслового чтения как метапредметного результата, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.
Согласно ФГОСу смысловое чтение относится к метапредметным результатам, поэтому его составляющие будут в структуре всех универсальных учебных действий (УУД). Одним из главных критериев уровня сформированности навыка смыслового чтения является полнота понимания текста.
Иноязычное смысловое чтение положительно влияет на развитие других видов речевой деятельности: уроки чтения можно рассматривать как один из этапов подготовки учеников к самостоятельному воспроизведению мысли, ведь на основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения собственных мыслей. Кроме того, чтение обладает значительным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.
Основным средством формирования основ смыслового чтения являются учебно-методические комплексы. В данной работе мы провели анализ системы упражнений по формированию основ смыслового чтения в УМК по английскому языку «Английский в фокусе» (Spotlight) для 8 класса. К основным особенностям учебника и книги для чтения курса «Английский в фокусе» (Spotlight) в контексте обучения смысловому чтению в целом следует отнести:
• аутентичность языковых материалов;
• тексты разной тематики и разных жанров;
• соответствие структуры учебного материала модулей структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация, постановка цели, деятельность по достижению цели, самоконтроль, самооценка, самокоррекция;
• личностная ориентация содержания текстовых материалов;
• система работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
• наличие грамотно и логично выстроенной системы упражнений по формированию смыслового чтения.
В качестве недостатка в данном учебнике и в книге для чтения можно назвать практически полное отсутствие заданий по обучению учащихся техникам маркировки текста, например, составление плана к тексту, подчеркивание основной информации, составление ментальной карты к тексту, выписывание и систематизация ключевых фраз. Поэтому мы предлагаем дополнить имеющиеся в учебнике упражнения некоторыми дополнительными приемами, направленными на формирование стратегий смыслового чтения: подчеркивание, резюмирование, составление плана, составление майндмэп, фишбоун и другие.
Итак, проведенная работа показала, что в целом учебник „Spotlight“ содержит упражнения на формирование основ смыслового чтения, однако применение дополнительных приемов повышает эффективность этого процесса.



1. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса «ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект)»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 92 с.
2. Артемов В. А. «Психология обучения иностранным языкам» / В. А. Артемонов - М.: Изд-во «Просвещение», 1999. - 279
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Вайсбурд М.П., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности// Иностранные языки в школе,1997. № 1. С. 33-38.
5. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Дули Д., Эванс В. «Английский в фокусе» (Spotlight) 8 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2017. 216 с.
6. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Дули Д., Эванс В. Английский в фокусе. Spotlight. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2017. 72 с.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов, обучающ. по спец. «Теория методика преподавания иностр. яз. и культур» 5-е изд. М. : Академия, 2008. 334 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. 165 с.
9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. М.: Высш. школа. 373 с.
10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
11. Карпов И. В. Психологическая характеристика процесса понимания и
перевода учащимися иностранных текстов. // Теория и методика учебного перевода. - М.: Изд-во «Просвещение», 1950. - 232 с.
12. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
13. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
14. Круговых Н.В. Через уроки чтения к воспитанию и развитию//Начальная школа, 2000. № 6. С. 44-46.
15. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Издательство МГУ, 1971. 40 с.
16. Лозицкая А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения при просмотровом чтении // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодойученый, 2016. С. 86-88.
17. Мильруд Р.П., Гончаров А.А.Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста// Иностранные языки в школе, 2003. № 1. С.12-18
18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М. «Просвещение», 1988. 223 с.
19. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
20. Санкина В.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку// Иностранные языки в школе, 2000. № 1. С. 35¬
21. Соловьёва Е.Н Методика обучения иностранным языкам. Изд: АСТ; Астрахань, 2008. 192 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации.М.: Просвещение, 2011. 48 с. (Стандарты второго поколения).
23. Фокина Т.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. 158 с.
24. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб. - метод. пособие. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
25. Чичерина Ю.В. Методика обучения чтению прагматических текстов как основа формирования межкультурной компетенции старших школьников: французский язык: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2009. 242 с.
26. Шайденко Н.А., Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции будущих учителей иностранного языка на практических занятиях по немецкому языку. Тула-Пенза, 2005. 124 с.
27. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз». 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
28. Щербина Л.Д. Интенсивное обучение иностранным языкам в техническом вузе: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2007.24 с.
29. Anderson J.R. Cognitive psychology and its implications. San Francisco: Feeman, 1980. 218 p.
30. Ballsdaedt St.-P.Texte verstehen, Texte gestalten. Munchen-Wien-Baltimor: Urban und Schwarzenberg, 1981. 260 S.
31. Dyer J.,Riley J.,Jekovich F. An analysis of three study Educational Research. 1979/80. №73. P. 3-7
32. Flammer A. Toward a theory of question-asking//Research Bulletin - University of Fribourg, 1980. №22. P. 7-13.
33. Fowler R.L., Barker A.S. Effectiveness of highlighting for retention of text material//Journal of Applied Psychology, 1974. №59. P. 358-364.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ