Совершенствование культурно-досуговой инфраструктуры городского пространства (на примере города Пенза)
|
Введение 3
1 Теоретические основы организации культурно-досуговой
инфраструктуры как элемента городского пространства 12
1.1 Теоретические подходы к изучению сущности, форм и функций
культурно-досуговой деятельности 12
1.2 Специфика и организация культурно-досуговой инфраструктуры в
контексте анализа городского пространства 21
1.3 Генезис и трансформация культурно-досуговой инфраструктуры в
крупных российских городах 35
2 Организация и современное состояние культурно-досуговой
инфраструктуры в городе Пензе 49
2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
функционирования культурно-досуговой инфраструктуры 49
2.2 Спектр досуговых услуг и социально-экономические показатели
развития культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза 65
2.3 Социологический анализ досуговых потребностей горожан и оценки
качества культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пензе 85
3 Проблемы, векторы и пути совершенствования культурно-досуговой
инфраструктуры города Пенза 106
Заключение 117
Список использованных источников 123
Приложения 1
1 Теоретические основы организации культурно-досуговой
инфраструктуры как элемента городского пространства 12
1.1 Теоретические подходы к изучению сущности, форм и функций
культурно-досуговой деятельности 12
1.2 Специфика и организация культурно-досуговой инфраструктуры в
контексте анализа городского пространства 21
1.3 Генезис и трансформация культурно-досуговой инфраструктуры в
крупных российских городах 35
2 Организация и современное состояние культурно-досуговой
инфраструктуры в городе Пензе 49
2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
функционирования культурно-досуговой инфраструктуры 49
2.2 Спектр досуговых услуг и социально-экономические показатели
развития культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза 65
2.3 Социологический анализ досуговых потребностей горожан и оценки
качества культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пензе 85
3 Проблемы, векторы и пути совершенствования культурно-досуговой
инфраструктуры города Пенза 106
Заключение 117
Список использованных источников 123
Приложения 1
В каждый конкретный исторический период времени городское пространство имеет свой собственный уникальный, специфический образ, на формирование которого оказывают воздействие господствующий государственный строй, социально-экономическая ситуация в стране и регионе, национально-этнические и социокультурные особенности, развитость городской инфраструктуры, состояние экологии и др.
Одной из важнейших отраслей, ответственных за уровень инновационного развития крупного города, его цивилизационный облик и благополучие его жителей, особенно в быстро меняющихся условиях городской среды, характеризующихся процессами глобализации и всевозрастающей ролью информационных технологий во всех сферах жизни общества, является культурно-досуговая инфраструктура, которая включает в себя сегменты, призванные удовлетворять базовые, жизненно необходимые потребности человека в восстановлении физических, психических, духовно-интеллектуальных сил после трудовой деятельности, обеспечивать потребности населения в доступе к тем или иным культурно-досуговым благам, посредством которых каждый человек должен иметь возможность для самоактуализации и воспроизводства своего творческого и интеллектуального потенциала, оказывать человеку содействие в приобретении уникального опыта в познании тех или иных областей действительности, формировании образа мысли.
Досуг - не регламентированное свободное время, ответственное за накопление человеческого капитала, наличие и качественное использование которого способствует максимально эффективному развитию всех личностных способностей и навыков человека, формированию творческого подхода и мотивации к работе, высокой работоспособности, росту производительности труда, повышению уровня гражданской активности, наращиванию экономического и интеллектуального потенциала региона. Следовательно, уровень развитости и соответствия культурно-досуговой инфраструктуры требованиям времени является показателем социально¬экономического развития региона и качества жизни населения.
Актуальность диссертационного исследования вызвана объективной необходимостью совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы, которая детерминирована общемировыми тенденциями стремительного инновационного развития всех сфер жизнедеятельности человека, сменой его досуговых приоритетов и, проблемами организационно-управленческого и ресурсного характера, в частности моральным, материально-техническим износом существующих государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений города (за исключением реконструированных областных), их финансовой недоступностью для многих категорий горожан, удаленностью от густонаселенных районов города и их сосредоточением в центрально-производственной локации городского пространства, недостаточной развитостью и дефицитом качественно оснащенных рекреационных зон и парковых территорий в каждом районе города, отсутствием по месту жительства горожан культурно¬досуговых учреждений или организаций, востребованных в повседневности и способных удовлетворить истинные потребности и интересы всех категорий населения в качественном досуге и обмене социальным опытом.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день культурно-досуговая инфраструктура, ее отдельные элементы, их взаимовлияние и детерминированность внешними и внутренними факторами, рассматриваются в работах ряда современных авторов в сфере управления, урбанистики, градостроительстве и архитектуре, социологии и политологии, культурологии, психологии, эстетике и др. В ходе анализа досуга как явления мы опирались на фундаментальные положения о содержании, характере и его формах таких зарубежных ученых как К. Маркс, Ж. Дюмазедье, Б. Рассел, Э. Дюркгейм, Ж. Фурастье, Т. Парсонс, Ж. Фридман, М. Каплан, Р.А. Стеббинс и других. Среди отечественных ученых проблемами досуга различных групп населения, бюджетами времени и анализом культурно-досуговых объектов инфраструктуры занимаются Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, Ю.А. Стрельцов, М.А. Ариарский, Э.В. Соколов, И.С. Карабедова, О.В. Понукалина и другие ученые.
Городская проблематика в работе представлена фундаментальными положениями представителей двух качественно отличающихся подходов в рассмотрении города. Первые рассматривают город как сообщество, в частности М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель, Д. Джейкобс и др. Вторые - представители Чикагской школы Р. Парк, Э. Берджес, Дж. Форрестер, П. Бурдье, отечественные ученые М. Дридзе, Г.Е. Зборовский рассматривают город как особое композиционное многофункциональное пространство.
В ходе работы нами рассматриваются положения и идеи ряда современных авторов относительно содержания и характера культурно-досуговой инфраструктуры, ее элементов, особенностей ее управления и др., в частности изучаются работы М.Г. Аверкина, Т.В. Арямовой, Ю. А. Ашниной, А.А. Беспаловой, Н.В. Бойко, Н. К. Лютовой, которые предлагают свой взгляд на проблемы и модернизацию культурно-досуговой отрасли, конструирование новых досуговых форм, детерминированных современными процессами и явлениями действительности, работы А.М. Ветитнева, Я.А. Войновой, Г.Н. Морозова, Е.И. Голубевой, Т.О. Король, В.А. Топориной, М.В. Дуцева, рассматривающих рекреационный, оздоровительно¬профилактический, природный элементы культурно-досуговой инфраструктуры как первостепенные.
В области управления и администрирования особенно яркими являются труды М. Б. Жировой, Е.Н. Заборовой, Г.Ю. Самойленко, С.А. Ильиных, А. В. Табаркова, О. В. Нотман, О.О. Скрябина, А. П. Багировой, Е.В. Литвиновой, изучающих особенности механизма управления культурно¬досуговой инфраструктурой города, Е.М. Самородовой и Э.А. Тихоновича, занимающихся проблемами накопления и воспроизведения человеческого капитала в рамках отдельных элементов городского пространства и другие интересные, содержательные работы.
Цель работы - анализ состояния и концептуальная разработка оптимальной модели совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
1) Изучить и систематизировать теоретико-методологические положения и научные подходы к анализу культурно-досуговой деятельности, ее значения, форм и функций;
2) Проанализировать содержание культурно-досуговой инфраструктуры и отдельных ее элементов, выявить их специфику в контексте анализа сущности и строения городского пространства;
3) Изучить генезис и проследить особенности трансформации культурно-досуговой инфраструктуры в крупных российских городах в контексте социально-экономических изменений, а также выявить основные закономерности трансформационных изменений;
4) Проанализировать свод нормативно-правовых актов различной силы действия и выявить регламентирующие основы культурно-досуговой деятельности и функционирования культурно-досуговой инфраструктуры на всех уровнях государственного управления;
5) Изучить систему управления и организации культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, выявить ее содержание и характеристики.
6) Проанализировать спектр действующих культурно-досуговых учреждений и услуг бюджетного и коммерческого характера в городе Пенза, выявить показатели качества и доступности культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, а также рассмотреть основные сущностные положения действующих муниципальных программ в развитии ее элементов.
7) На основе социологического исследования выявить оценки качества и доступности культурно-досуговой инфраструктуры для горожан, а также основные потребности населения в тех или иных ее досуговых объектах.
8) Выявить главные проблемы культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы и разработать концептуальные направления по ее совершенствованию с учетом рекомендаций горожан.
Объект исследования - культурно-досуговая инфраструктура г. Пенза.
Предмет исследования - содержание, качество и тенденции развития культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный и структурно-функциональный подходы, которые применяются как основные при написании работы в целом и отдельных ее элементов в частности, методы сравнения, описания и анализа документов, широко использующиеся в работе при изучении эволюции культурно-досуговой инфраструктуры, влияющих на нее факторов, описании особенностей поколенческих групп городских жителей, их потребностей и др. В основу работы положены такие концепции, характеризующие культурно-досуговую инфраструктуру в контексте городского пространства как деятельностная (рекреационная) концепция, в соответствии с которой культурно-досуговая деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека, связанная с восстановлением его энергетических сил после трудовой деятельности, терапевтическая концепция, рассматривающая досуг как средство физической, психоэмоциональной реабилитации человека и релаксацию, социокультурная концепция, согласно которой культурно-досуговая инфраструктура -социализирующее поле, поле для накопления интеллектуального капитала, трансляции культурно-исторических ценностей и передачи социального опыта, экологическая, в рамках которой рекреационное пространство и природные объекты являются базовым условием полноценного досуга человека. Отдельные элементы работы рассматривались в рамках аксиологической парадигмы, согласно которой культурно-досуговая инфраструктура представляется как институт воспроизводства культурных, духовно-нравственных ценностей, идеалов и образцов, а также антропологической, описывающей сущность культурно¬досуговой инфраструктуры, как воплощающей в себе возможности для удовлетворения необходимых повседневных потребностей человека с целью воспроизводства или содействия его разумности и социальной полезности.
Эмпирические основы работы представлены: сводом нормативно-правовых актов разной силы действия, в том числе Конституцией РФ, международными нормативно-правовыми актами, Кодексами РФ, Федеральными законами РФ, Законами Пензенской области, Уставом города Пензы, Постановлениями, Распоряжениями и Решениями Администрации и городской Думы города Пензы и др.; официальными статистическими данными Пензастата, данными Федерального проекта «Индекс качества городской среды», данными Управления культуры города Пензы, Министерства экономики Пензенской области, МБУ «Центр культуры и досуга» и другими источниками, в том числе размещенными на официальных порталах управленческих структур и культурно-досуговых учреждений города Пензы; вторичными данными социологических исследований свободного времени городских жителей, их досуговых практик и характера культурно-досуговой инфраструктуры в отдельные исторические периоды, проведенными отечественными учеными; результатами проведенного нами социологического исследования качества и доступности культурно¬досуговой инфраструктуры города и досуговых потребностей горожан путем анкетного опроса трех поколенческих групп горожан (методы отбора респондентов: многоступенчатой квотной выборки и снежного кома). Методами обработки эмпирической информации стали: систематизация, изучение и анализ документов; метод обобщения, обработки данных, включающий: количественный (статистический, с использованием пакета SPSS и Excel) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы, а также сравнительный метод.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-досуговая инфраструктура имеет особую ценность для человека и общества, представляя собой не только базу для восстановления физических, психических, духовно-интеллектуальных сил человека, но и влияя на социально-экономическое развитие региона. На протяжении длительного времени, в частности, с первой четверти XX века культурно-досуговая инфраструктура в крупных российских городах претерпевала значительные качественные и количественные изменения и имела специфический, детерминированный различными внешними и внутренними факторами характер, оказывающий влияние на качество жизни населения и развитие города.
2. Культурно-досуговая инфраструктура как важнейшая часть городского пространства и хозяйственная отрасль, имеющая собственную методологическую и материально-техническую базу, оказывающая влияние на социально-экономические процессы в регионе и муниципалитете, должна регламентироваться соответствующим нормативно-правовом актом.
3. Культурно-досуговая инфраструктура города Пензы не соответствует в полной мере повседневным потребностям горожан, а ее объекты имеют выборочно-локальный характер расположения в черте города с превалированием досуговых форм эпизодического характера, по причине чего досуг последних имеет пассивно-развлекательный характер, детерминированный, в том числе, и другими факторами.
4. Управление культурно-досуговой инфраструктурой города Пензы характеризуется наличием ряда недостатков. Регулирование данной сферы фактически разделено между большим количеством муниципальных органов управления (культуры, физкультуры и спорта, социальной сферы и др.); в большинстве данных органов отсутствуют специалисты по культурно-досуговой инфраструктуре. В связи с этим представляется целесообразным:
- создание компетентных, узконаправленных отделов, отвечающих за ее развитие, прежде всего, в таких управленческих структурах города Пензы как Управление культуры и Управление архитектуры и градостроительства;
- использование концепции государственно-частного партнерства как способа развития культурно-досуговой инфраструктуры;
- использование системы грантов в ходе реализации конкретных общественно значимых проектов по совершенствованию культурно¬досуговой инфраструктуры;
- разработка и реализация соответствующей муниципальной программы по совершенствованию культурно-досуговой инфраструктуры города с привлечением к разработке ее проекта широкого круга специалистов.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. Культурно-досуговая инфраструктура рассмотрена, не только как уникальная, композиционная, общественно-значимая отрасль современного крупного города, призванная обеспечить накопление и воспроизводство человеческого, интеллектуального капитала региона, но и как специфический объект публичного управления, отличающийся особой инертностью, неподатливостью по отношению к социально-регулирующему воздействию;
2. Проанализирован генезис культурно-досуговой инфраструктуры крупных российских городов, ее характер в конкретный пространственно-временной период, закономерности ее развития и степень влияния на досуговые установки горожан;
3. Осуществлено критическое осмысление облика культурно-досуговой инфраструктуры г. Пензы, степени ее развитости, ее слабых мест;
4. На основе объективных данных, а также авторского социологического опроса, посвященного качеству и доступности культурно-досуговой инфраструктуры, досуговым потребностям жителей города Пензы выделены основные направления совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры города.
Практические положения и рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой инфраструктуры, могут учитываться как при создании комплексной программы совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры крупного города с целью ее всестороннего и эффективного развития.
Работа построена в соответствии с целью и задачами, соответствует требованиям, предъявляемых к ее оформлению и представлена следующим элементами: содержание, введение, основная часть, включающая три главы, заключение, список использованных источников и приложения
Одной из важнейших отраслей, ответственных за уровень инновационного развития крупного города, его цивилизационный облик и благополучие его жителей, особенно в быстро меняющихся условиях городской среды, характеризующихся процессами глобализации и всевозрастающей ролью информационных технологий во всех сферах жизни общества, является культурно-досуговая инфраструктура, которая включает в себя сегменты, призванные удовлетворять базовые, жизненно необходимые потребности человека в восстановлении физических, психических, духовно-интеллектуальных сил после трудовой деятельности, обеспечивать потребности населения в доступе к тем или иным культурно-досуговым благам, посредством которых каждый человек должен иметь возможность для самоактуализации и воспроизводства своего творческого и интеллектуального потенциала, оказывать человеку содействие в приобретении уникального опыта в познании тех или иных областей действительности, формировании образа мысли.
Досуг - не регламентированное свободное время, ответственное за накопление человеческого капитала, наличие и качественное использование которого способствует максимально эффективному развитию всех личностных способностей и навыков человека, формированию творческого подхода и мотивации к работе, высокой работоспособности, росту производительности труда, повышению уровня гражданской активности, наращиванию экономического и интеллектуального потенциала региона. Следовательно, уровень развитости и соответствия культурно-досуговой инфраструктуры требованиям времени является показателем социально¬экономического развития региона и качества жизни населения.
Актуальность диссертационного исследования вызвана объективной необходимостью совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы, которая детерминирована общемировыми тенденциями стремительного инновационного развития всех сфер жизнедеятельности человека, сменой его досуговых приоритетов и, проблемами организационно-управленческого и ресурсного характера, в частности моральным, материально-техническим износом существующих государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений города (за исключением реконструированных областных), их финансовой недоступностью для многих категорий горожан, удаленностью от густонаселенных районов города и их сосредоточением в центрально-производственной локации городского пространства, недостаточной развитостью и дефицитом качественно оснащенных рекреационных зон и парковых территорий в каждом районе города, отсутствием по месту жительства горожан культурно¬досуговых учреждений или организаций, востребованных в повседневности и способных удовлетворить истинные потребности и интересы всех категорий населения в качественном досуге и обмене социальным опытом.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день культурно-досуговая инфраструктура, ее отдельные элементы, их взаимовлияние и детерминированность внешними и внутренними факторами, рассматриваются в работах ряда современных авторов в сфере управления, урбанистики, градостроительстве и архитектуре, социологии и политологии, культурологии, психологии, эстетике и др. В ходе анализа досуга как явления мы опирались на фундаментальные положения о содержании, характере и его формах таких зарубежных ученых как К. Маркс, Ж. Дюмазедье, Б. Рассел, Э. Дюркгейм, Ж. Фурастье, Т. Парсонс, Ж. Фридман, М. Каплан, Р.А. Стеббинс и других. Среди отечественных ученых проблемами досуга различных групп населения, бюджетами времени и анализом культурно-досуговых объектов инфраструктуры занимаются Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, Ю.А. Стрельцов, М.А. Ариарский, Э.В. Соколов, И.С. Карабедова, О.В. Понукалина и другие ученые.
Городская проблематика в работе представлена фундаментальными положениями представителей двух качественно отличающихся подходов в рассмотрении города. Первые рассматривают город как сообщество, в частности М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель, Д. Джейкобс и др. Вторые - представители Чикагской школы Р. Парк, Э. Берджес, Дж. Форрестер, П. Бурдье, отечественные ученые М. Дридзе, Г.Е. Зборовский рассматривают город как особое композиционное многофункциональное пространство.
В ходе работы нами рассматриваются положения и идеи ряда современных авторов относительно содержания и характера культурно-досуговой инфраструктуры, ее элементов, особенностей ее управления и др., в частности изучаются работы М.Г. Аверкина, Т.В. Арямовой, Ю. А. Ашниной, А.А. Беспаловой, Н.В. Бойко, Н. К. Лютовой, которые предлагают свой взгляд на проблемы и модернизацию культурно-досуговой отрасли, конструирование новых досуговых форм, детерминированных современными процессами и явлениями действительности, работы А.М. Ветитнева, Я.А. Войновой, Г.Н. Морозова, Е.И. Голубевой, Т.О. Король, В.А. Топориной, М.В. Дуцева, рассматривающих рекреационный, оздоровительно¬профилактический, природный элементы культурно-досуговой инфраструктуры как первостепенные.
В области управления и администрирования особенно яркими являются труды М. Б. Жировой, Е.Н. Заборовой, Г.Ю. Самойленко, С.А. Ильиных, А. В. Табаркова, О. В. Нотман, О.О. Скрябина, А. П. Багировой, Е.В. Литвиновой, изучающих особенности механизма управления культурно¬досуговой инфраструктурой города, Е.М. Самородовой и Э.А. Тихоновича, занимающихся проблемами накопления и воспроизведения человеческого капитала в рамках отдельных элементов городского пространства и другие интересные, содержательные работы.
Цель работы - анализ состояния и концептуальная разработка оптимальной модели совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
1) Изучить и систематизировать теоретико-методологические положения и научные подходы к анализу культурно-досуговой деятельности, ее значения, форм и функций;
2) Проанализировать содержание культурно-досуговой инфраструктуры и отдельных ее элементов, выявить их специфику в контексте анализа сущности и строения городского пространства;
3) Изучить генезис и проследить особенности трансформации культурно-досуговой инфраструктуры в крупных российских городах в контексте социально-экономических изменений, а также выявить основные закономерности трансформационных изменений;
4) Проанализировать свод нормативно-правовых актов различной силы действия и выявить регламентирующие основы культурно-досуговой деятельности и функционирования культурно-досуговой инфраструктуры на всех уровнях государственного управления;
5) Изучить систему управления и организации культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, выявить ее содержание и характеристики.
6) Проанализировать спектр действующих культурно-досуговых учреждений и услуг бюджетного и коммерческого характера в городе Пенза, выявить показатели качества и доступности культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, а также рассмотреть основные сущностные положения действующих муниципальных программ в развитии ее элементов.
7) На основе социологического исследования выявить оценки качества и доступности культурно-досуговой инфраструктуры для горожан, а также основные потребности населения в тех или иных ее досуговых объектах.
8) Выявить главные проблемы культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы и разработать концептуальные направления по ее совершенствованию с учетом рекомендаций горожан.
Объект исследования - культурно-досуговая инфраструктура г. Пенза.
Предмет исследования - содержание, качество и тенденции развития культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный и структурно-функциональный подходы, которые применяются как основные при написании работы в целом и отдельных ее элементов в частности, методы сравнения, описания и анализа документов, широко использующиеся в работе при изучении эволюции культурно-досуговой инфраструктуры, влияющих на нее факторов, описании особенностей поколенческих групп городских жителей, их потребностей и др. В основу работы положены такие концепции, характеризующие культурно-досуговую инфраструктуру в контексте городского пространства как деятельностная (рекреационная) концепция, в соответствии с которой культурно-досуговая деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека, связанная с восстановлением его энергетических сил после трудовой деятельности, терапевтическая концепция, рассматривающая досуг как средство физической, психоэмоциональной реабилитации человека и релаксацию, социокультурная концепция, согласно которой культурно-досуговая инфраструктура -социализирующее поле, поле для накопления интеллектуального капитала, трансляции культурно-исторических ценностей и передачи социального опыта, экологическая, в рамках которой рекреационное пространство и природные объекты являются базовым условием полноценного досуга человека. Отдельные элементы работы рассматривались в рамках аксиологической парадигмы, согласно которой культурно-досуговая инфраструктура представляется как институт воспроизводства культурных, духовно-нравственных ценностей, идеалов и образцов, а также антропологической, описывающей сущность культурно¬досуговой инфраструктуры, как воплощающей в себе возможности для удовлетворения необходимых повседневных потребностей человека с целью воспроизводства или содействия его разумности и социальной полезности.
Эмпирические основы работы представлены: сводом нормативно-правовых актов разной силы действия, в том числе Конституцией РФ, международными нормативно-правовыми актами, Кодексами РФ, Федеральными законами РФ, Законами Пензенской области, Уставом города Пензы, Постановлениями, Распоряжениями и Решениями Администрации и городской Думы города Пензы и др.; официальными статистическими данными Пензастата, данными Федерального проекта «Индекс качества городской среды», данными Управления культуры города Пензы, Министерства экономики Пензенской области, МБУ «Центр культуры и досуга» и другими источниками, в том числе размещенными на официальных порталах управленческих структур и культурно-досуговых учреждений города Пензы; вторичными данными социологических исследований свободного времени городских жителей, их досуговых практик и характера культурно-досуговой инфраструктуры в отдельные исторические периоды, проведенными отечественными учеными; результатами проведенного нами социологического исследования качества и доступности культурно¬досуговой инфраструктуры города и досуговых потребностей горожан путем анкетного опроса трех поколенческих групп горожан (методы отбора респондентов: многоступенчатой квотной выборки и снежного кома). Методами обработки эмпирической информации стали: систематизация, изучение и анализ документов; метод обобщения, обработки данных, включающий: количественный (статистический, с использованием пакета SPSS и Excel) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы, а также сравнительный метод.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурно-досуговая инфраструктура имеет особую ценность для человека и общества, представляя собой не только базу для восстановления физических, психических, духовно-интеллектуальных сил человека, но и влияя на социально-экономическое развитие региона. На протяжении длительного времени, в частности, с первой четверти XX века культурно-досуговая инфраструктура в крупных российских городах претерпевала значительные качественные и количественные изменения и имела специфический, детерминированный различными внешними и внутренними факторами характер, оказывающий влияние на качество жизни населения и развитие города.
2. Культурно-досуговая инфраструктура как важнейшая часть городского пространства и хозяйственная отрасль, имеющая собственную методологическую и материально-техническую базу, оказывающая влияние на социально-экономические процессы в регионе и муниципалитете, должна регламентироваться соответствующим нормативно-правовом актом.
3. Культурно-досуговая инфраструктура города Пензы не соответствует в полной мере повседневным потребностям горожан, а ее объекты имеют выборочно-локальный характер расположения в черте города с превалированием досуговых форм эпизодического характера, по причине чего досуг последних имеет пассивно-развлекательный характер, детерминированный, в том числе, и другими факторами.
4. Управление культурно-досуговой инфраструктурой города Пензы характеризуется наличием ряда недостатков. Регулирование данной сферы фактически разделено между большим количеством муниципальных органов управления (культуры, физкультуры и спорта, социальной сферы и др.); в большинстве данных органов отсутствуют специалисты по культурно-досуговой инфраструктуре. В связи с этим представляется целесообразным:
- создание компетентных, узконаправленных отделов, отвечающих за ее развитие, прежде всего, в таких управленческих структурах города Пензы как Управление культуры и Управление архитектуры и градостроительства;
- использование концепции государственно-частного партнерства как способа развития культурно-досуговой инфраструктуры;
- использование системы грантов в ходе реализации конкретных общественно значимых проектов по совершенствованию культурно¬досуговой инфраструктуры;
- разработка и реализация соответствующей муниципальной программы по совершенствованию культурно-досуговой инфраструктуры города с привлечением к разработке ее проекта широкого круга специалистов.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. Культурно-досуговая инфраструктура рассмотрена, не только как уникальная, композиционная, общественно-значимая отрасль современного крупного города, призванная обеспечить накопление и воспроизводство человеческого, интеллектуального капитала региона, но и как специфический объект публичного управления, отличающийся особой инертностью, неподатливостью по отношению к социально-регулирующему воздействию;
2. Проанализирован генезис культурно-досуговой инфраструктуры крупных российских городов, ее характер в конкретный пространственно-временной период, закономерности ее развития и степень влияния на досуговые установки горожан;
3. Осуществлено критическое осмысление облика культурно-досуговой инфраструктуры г. Пензы, степени ее развитости, ее слабых мест;
4. На основе объективных данных, а также авторского социологического опроса, посвященного качеству и доступности культурно-досуговой инфраструктуры, досуговым потребностям жителей города Пензы выделены основные направления совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры города.
Практические положения и рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой инфраструктуры, могут учитываться как при создании комплексной программы совершенствования культурно-досуговой инфраструктуры крупного города с целью ее всестороннего и эффективного развития.
Работа построена в соответствии с целью и задачами, соответствует требованиям, предъявляемых к ее оформлению и представлена следующим элементами: содержание, введение, основная часть, включающая три главы, заключение, список использованных источников и приложения
Таким образом, в ходе исследовательской работы нами были изучены и проанализированы теоретико-методологические, правовые, организационно-управленческие и социально-экономические основы культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, как важнейшего и необходимого элемента городского пространства и хозяйственной отрасли региона, непосредственным образом влияющего на все сферы жизнедеятельности человека и общества, проанализированы сущность, формы и функции досуга, композиция и содержание культурно-досуговой инфраструктуры в контексте рассмотрения внутреннего устройства городского пространства и его подпространств, ее специфика и отдельные элементы, представляющие собой спектр культурно-досуговых объектов различного профиля, действующих на бюджетной и коммерческой основах (культурно-просветительские и публично-зрелищные, рекреационно-профилактические и физкультурно¬оздоровительные, развлекательно-гедонистические, технизитизированные и игровые учреждения и их услуги), институты производства и трансляции культурных образцов, духовно-нравственных ценностей, информационно¬художественной, публицистической, пропагандистской, развлекательной, музыкальной и другой информации, связующие и обеспечивающие компоненты (транспорт, аренда, -энерго и тепло-обеспечение и др.) и, непосредственно, субъекты культурно-досуговой деятельности (индивиды, социальные группы, организации и фирмы, профессиональные кадры и учреждения по их подготовке, а также органы управления, регулирующие деятельность культурно-досуговых учреждений и осуществляющие муниципальную политику в культурно-досуговой сфере).
В работе приведены генезис и особенности трансформации культурно-досуговой инфраструктуры в российских городах, детерминированные социально-экономическими, общемировыми и другими факторами, на основе международных, федеральных, региональных, муниципальных нормативно- правовых актов РФ выявлены регламентирующие основы культурно¬досуговой деятельности и функционирования культурно-досуговой инфраструктуры на всех уровнях государственного управления, а также обозначены основные показатели качества и доступности объектов культурно-досуговой инфраструктуры для населения г. Пенза, потребности и рекомендации горожан по ее преобразованию на основе проведенного нами социологического исследования.
В рамках исследовательской работы нашли подтверждение наши положения относительно ценности, состояния, детерминирующих факторов развития культурно-досуговой инфраструктуры, характера ее правового регулирования, а также актуальных проблем и необходимости их решений:
1. Культурно-досуговая инфраструктура имеет особую ценность для человека, общества и региона по нескольким причинам. Во-первых, данная отрасль является одним из институтов социализации человека, основой накопления человеческого капитала, интеллектуального, кадрового и экономического потенциала города с последующим их воспроизведением в различных производственных отраслях региона, что подтверждается фундаментальными положениями представителей научной мысли, частности К.Маркса, Ж. Дюмазедье, Г.А. Пруденского, Г.Е. Зборовского и других ученых. Во-вторых, высокоразвитая культурно-досуговая инфраструктура обеспечивает все необходимые потребности человека в восстановлении энергетических сил организма, в частности физических, эмоционально-психологических, духовно-интеллектуальных, что прямо влияет на мотивацию работника, его работоспособность, интенсивность и эффективность производственного процесса, повышение уровня благосостояния, качество жизни, социальное самочувствие и напряженность, уровень экономического, инновационного развития региона и его инвестиционную привлекательность. В-третьих, культурно-досуговая инфраструктура, являясь одной из хозяйственных отраслей региона, обеспечивает рост занятости населения и снижение уровня безработицы путем привлечения в данную отрасль специалистов различных профилей, развития специфических и наукоемких отраслей, технологий, улучшающих имидж города, и обеспечивающих приток доходов, налогов в государственный бюджет.
2. Культурно-досуговая инфраструктура крупного города имеет четко выраженный специфический характер в каждый конкретный исторический период времени, обусловленный сменой господствующего государственного строя, социально-экономическими изменениями, сменой ценностных ориентаций городских жителей, общемировыми тенденциями в культурно-досуговой сфере, процессами урбанизации, расширением городского пространства, НТР, национализацией, и, наоборот коммерционализацией культурно-досуговых учреждений, социальной дистанцией, сокращением или увеличением трудового дня и двойной занятостью, процессами глобализации, компьютеризации и интернетизации, консюмеризмом и др., что подтверждает ее детерминированный внешними условиями характер. Состояние культурно-досуговой инфраструктуры отражает направления государственной политики и потребности общества, как мы увидели на примере рассмотренных исторических этапов , и, следовательно, требует прогнозирования ее развития с целью предотвращения негативных тенденций в досуге и баланса социально¬экономической ситуации в регионе.
3. На основе проведенного анализа нормативно-правовой документации различной силы действия, мы можем утверждать, что на сегодняшний день проблематика культурно-досуговой инфраструктуры как самостоятельной хозяйственной отрасли муниципалитета не имеет достаточного правового основания, ее отдельные элементы закрепляются целым сводом нормативно-правовых актов, регламентирующих субъектно-объектные отношения в рамках других областей жизнедеятельности общества и имеют разрозненный характер. Необходимо принятие комплексного, регламентирующего культурно-досуговую деятельность, акта, закрепляющего организационно-управленческие и финансово-бюджетные основы, нормативы возведения объектов культурно-досуговой инфраструктуры на территории муниципального образования для максимально эффективного функционирования соответствующих культурно¬досуговых учреждений на территории конкретного микрорайона и достижения высокого качества жизни населения, что рекомендовано, в том числе международными правовыми документами.
4. На основании проведенного нами анализа действующих культурно-досуговых услуг, предоставляемых различными учреждениями, а также социологического исследования досуговых потребностей горожан и оценки качества культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, мы можем утверждать, что высокий уровень развитости культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы - иллюзия, достигающаяся за счет отнесения к ней всевозможных коммерческих объектов индустрии досуга развлекательно-гедонистического характера, направленных на получение прибыли и ориентированных, в подавляющем большинстве, на молодежь, спортивно-оздоровительных учреждений, что вызвано активной пропагандой здорового образа жизни и проникновения спорта во все отрасли жизнедеятельности населения, подавляющего большинства учреждений культуры и досуга детства и юношества, в том числе пришкольных, а также за счет ориентированности управленческих структур города исключительно на возведение и реконструкцию известных областных и массовых культурно¬досуговых учреждений, представляющих «лицо города» (Филармония, ККЗ, театр, Планетарий и др.), посещение которых, безусловно, имеет уникальную ценность для развития духовно-нравственных и интеллектуальных качеств индивида, однако имеет эпизодический характер, эффект от которого на горожан нивелируется под воздействием ряда производственных факторов.
5. Согласно полученным данным проведенного нами социологического исследования, досуг современных жителей города Пензы, в подавляющем большинстве, имеет пассивно-развлекательный характер, что вызвано несоответствием культурно-досуговой инфраструктуры повседневным потребностям горожан, а именно отсутствием по месту их жительства бюджетных культурно-досуговых формирований, прежде всего, для старшего поколения в большинстве микрорайонов города за исключением некоторых, обособленных рекреационных зон в виде прогулочных аллей и велосипедных дорожек с соответствующим техническим оснащением, удаленных от проезжей части, финансовой недоступностью предлагаемых услуг культурно-просветительскими и публично-зрелищными учреждениями для многих категорий горожан, высокой трудовой нагрузкой и двойной занятостью горожан, а также их низкой информированностью о проводимых мероприятиях в культурно¬досуговых учреждениях не только для детей и молодежи, но и для лиц среднего и старшего возрастов.
6. Основными проблемами, тормозящими развитие культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы, а именно преобразование внутреннего устройства микрорайонов города посредством создания рекреационно-оздоровительных объектов на их территории (троп здоровья с оснащением, беседок и аллей, площадок для коллективных спорт. игр на свежем воздухе, удаленных от транспортных путей), возведение многофункциональных центров в каждом микрорайоне малой или средней вместимости, отвечающих потребностям горожан разных возрастов в самосовершенствовании, творчестве, общении, восстановлении энергетических сил, релаксации, терапии и оздоровлении, является подход к ней как к второстепенной отрасли на всех уровнях государственной и муниципального управления, отсутствие категориального аппарата в нормативно-правовой документации, нескоординированность органов власти местного самоуправления в ее эффективном управлении по причине отсутствия самостоятельного органа, в полном и необходимом объеме отвечающего за ее функционирование и развитие, отсутствие автономного от других сфер жизнедеятельности, бюджета на ее модернизацию, отсутствие комплексной детализированной программы по ее преобразованию.
Необходимо совершенствование механизма взаимодействия и партнерства муниципальных органов власти с общественными и частными структурами, привлечение средств на организационно-материальные работы, в том числе услуги профессиональных кадров, специалистов различных областей в целях разработки среднесрочных проектов (разрабатывающихся на срок 3-5 лет для реализации современных социальных проектов) по преобразованию культурно-досуговой инфраструктуры города, возведению ее на полноценный уровень с признанной значимостью для инновационного развития региона, что будет способствовать достижению такого уровня развитости культурно-досуговой инфраструктуры города, который будет опережать общерегиональный, и позволит гражданам беспрепятственно и максимально комфортно реализовать свои необходимые потребности и желания без чрезмерных поисков времени и места проведение полноценного досуга, обеспечит долгосрочные перспективы развития и функционирования социальных объектов, повышение уровня и качества жизни населения даже в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в стране.
В работе приведены генезис и особенности трансформации культурно-досуговой инфраструктуры в российских городах, детерминированные социально-экономическими, общемировыми и другими факторами, на основе международных, федеральных, региональных, муниципальных нормативно- правовых актов РФ выявлены регламентирующие основы культурно¬досуговой деятельности и функционирования культурно-досуговой инфраструктуры на всех уровнях государственного управления, а также обозначены основные показатели качества и доступности объектов культурно-досуговой инфраструктуры для населения г. Пенза, потребности и рекомендации горожан по ее преобразованию на основе проведенного нами социологического исследования.
В рамках исследовательской работы нашли подтверждение наши положения относительно ценности, состояния, детерминирующих факторов развития культурно-досуговой инфраструктуры, характера ее правового регулирования, а также актуальных проблем и необходимости их решений:
1. Культурно-досуговая инфраструктура имеет особую ценность для человека, общества и региона по нескольким причинам. Во-первых, данная отрасль является одним из институтов социализации человека, основой накопления человеческого капитала, интеллектуального, кадрового и экономического потенциала города с последующим их воспроизведением в различных производственных отраслях региона, что подтверждается фундаментальными положениями представителей научной мысли, частности К.Маркса, Ж. Дюмазедье, Г.А. Пруденского, Г.Е. Зборовского и других ученых. Во-вторых, высокоразвитая культурно-досуговая инфраструктура обеспечивает все необходимые потребности человека в восстановлении энергетических сил организма, в частности физических, эмоционально-психологических, духовно-интеллектуальных, что прямо влияет на мотивацию работника, его работоспособность, интенсивность и эффективность производственного процесса, повышение уровня благосостояния, качество жизни, социальное самочувствие и напряженность, уровень экономического, инновационного развития региона и его инвестиционную привлекательность. В-третьих, культурно-досуговая инфраструктура, являясь одной из хозяйственных отраслей региона, обеспечивает рост занятости населения и снижение уровня безработицы путем привлечения в данную отрасль специалистов различных профилей, развития специфических и наукоемких отраслей, технологий, улучшающих имидж города, и обеспечивающих приток доходов, налогов в государственный бюджет.
2. Культурно-досуговая инфраструктура крупного города имеет четко выраженный специфический характер в каждый конкретный исторический период времени, обусловленный сменой господствующего государственного строя, социально-экономическими изменениями, сменой ценностных ориентаций городских жителей, общемировыми тенденциями в культурно-досуговой сфере, процессами урбанизации, расширением городского пространства, НТР, национализацией, и, наоборот коммерционализацией культурно-досуговых учреждений, социальной дистанцией, сокращением или увеличением трудового дня и двойной занятостью, процессами глобализации, компьютеризации и интернетизации, консюмеризмом и др., что подтверждает ее детерминированный внешними условиями характер. Состояние культурно-досуговой инфраструктуры отражает направления государственной политики и потребности общества, как мы увидели на примере рассмотренных исторических этапов , и, следовательно, требует прогнозирования ее развития с целью предотвращения негативных тенденций в досуге и баланса социально¬экономической ситуации в регионе.
3. На основе проведенного анализа нормативно-правовой документации различной силы действия, мы можем утверждать, что на сегодняшний день проблематика культурно-досуговой инфраструктуры как самостоятельной хозяйственной отрасли муниципалитета не имеет достаточного правового основания, ее отдельные элементы закрепляются целым сводом нормативно-правовых актов, регламентирующих субъектно-объектные отношения в рамках других областей жизнедеятельности общества и имеют разрозненный характер. Необходимо принятие комплексного, регламентирующего культурно-досуговую деятельность, акта, закрепляющего организационно-управленческие и финансово-бюджетные основы, нормативы возведения объектов культурно-досуговой инфраструктуры на территории муниципального образования для максимально эффективного функционирования соответствующих культурно¬досуговых учреждений на территории конкретного микрорайона и достижения высокого качества жизни населения, что рекомендовано, в том числе международными правовыми документами.
4. На основании проведенного нами анализа действующих культурно-досуговых услуг, предоставляемых различными учреждениями, а также социологического исследования досуговых потребностей горожан и оценки качества культурно-досуговой инфраструктуры в городе Пенза, мы можем утверждать, что высокий уровень развитости культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы - иллюзия, достигающаяся за счет отнесения к ней всевозможных коммерческих объектов индустрии досуга развлекательно-гедонистического характера, направленных на получение прибыли и ориентированных, в подавляющем большинстве, на молодежь, спортивно-оздоровительных учреждений, что вызвано активной пропагандой здорового образа жизни и проникновения спорта во все отрасли жизнедеятельности населения, подавляющего большинства учреждений культуры и досуга детства и юношества, в том числе пришкольных, а также за счет ориентированности управленческих структур города исключительно на возведение и реконструкцию известных областных и массовых культурно¬досуговых учреждений, представляющих «лицо города» (Филармония, ККЗ, театр, Планетарий и др.), посещение которых, безусловно, имеет уникальную ценность для развития духовно-нравственных и интеллектуальных качеств индивида, однако имеет эпизодический характер, эффект от которого на горожан нивелируется под воздействием ряда производственных факторов.
5. Согласно полученным данным проведенного нами социологического исследования, досуг современных жителей города Пензы, в подавляющем большинстве, имеет пассивно-развлекательный характер, что вызвано несоответствием культурно-досуговой инфраструктуры повседневным потребностям горожан, а именно отсутствием по месту их жительства бюджетных культурно-досуговых формирований, прежде всего, для старшего поколения в большинстве микрорайонов города за исключением некоторых, обособленных рекреационных зон в виде прогулочных аллей и велосипедных дорожек с соответствующим техническим оснащением, удаленных от проезжей части, финансовой недоступностью предлагаемых услуг культурно-просветительскими и публично-зрелищными учреждениями для многих категорий горожан, высокой трудовой нагрузкой и двойной занятостью горожан, а также их низкой информированностью о проводимых мероприятиях в культурно¬досуговых учреждениях не только для детей и молодежи, но и для лиц среднего и старшего возрастов.
6. Основными проблемами, тормозящими развитие культурно-досуговой инфраструктуры города Пензы, а именно преобразование внутреннего устройства микрорайонов города посредством создания рекреационно-оздоровительных объектов на их территории (троп здоровья с оснащением, беседок и аллей, площадок для коллективных спорт. игр на свежем воздухе, удаленных от транспортных путей), возведение многофункциональных центров в каждом микрорайоне малой или средней вместимости, отвечающих потребностям горожан разных возрастов в самосовершенствовании, творчестве, общении, восстановлении энергетических сил, релаксации, терапии и оздоровлении, является подход к ней как к второстепенной отрасли на всех уровнях государственной и муниципального управления, отсутствие категориального аппарата в нормативно-правовой документации, нескоординированность органов власти местного самоуправления в ее эффективном управлении по причине отсутствия самостоятельного органа, в полном и необходимом объеме отвечающего за ее функционирование и развитие, отсутствие автономного от других сфер жизнедеятельности, бюджета на ее модернизацию, отсутствие комплексной детализированной программы по ее преобразованию.
Необходимо совершенствование механизма взаимодействия и партнерства муниципальных органов власти с общественными и частными структурами, привлечение средств на организационно-материальные работы, в том числе услуги профессиональных кадров, специалистов различных областей в целях разработки среднесрочных проектов (разрабатывающихся на срок 3-5 лет для реализации современных социальных проектов) по преобразованию культурно-досуговой инфраструктуры города, возведению ее на полноценный уровень с признанной значимостью для инновационного развития региона, что будет способствовать достижению такого уровня развитости культурно-досуговой инфраструктуры города, который будет опережать общерегиональный, и позволит гражданам беспрепятственно и максимально комфортно реализовать свои необходимые потребности и желания без чрезмерных поисков времени и места проведение полноценного досуга, обеспечит долгосрочные перспективы развития и функционирования социальных объектов, повышение уровня и качества жизни населения даже в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в стране.
Подобные работы
- Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Удовлетворённость жителей города Пензы социальной инфраструктурой
города: социологический аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - МОЛОДАЯ СЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



