Подготовка учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический основы подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 12
1.1 Социально-педагогическая работа с детьми из семей мигрантов
в общеобразовательной школе как педагогическая проблема 12
1.2 Готовность учителей начальных классов как результат
подготовки к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 33
1.3 Модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 59
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 59
2.2 Реализация модели подготовки учителей начальных классов к
социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 74
2.3 Анализ результатов реализации модели подготовки учителей
начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 83
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения
Глава 1 Теоретический основы подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 12
1.1 Социально-педагогическая работа с детьми из семей мигрантов
в общеобразовательной школе как педагогическая проблема 12
1.2 Готовность учителей начальных классов как результат
подготовки к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 33
1.3 Модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 59
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 59
2.2 Реализация модели подготовки учителей начальных классов к
социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 74
2.3 Анализ результатов реализации модели подготовки учителей
начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 83
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения
Актуальность исследования. Обострение глобальных проблем, решение которых невозможно без выхода за национальные рамки, растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов современного мира, интернационализация экономики, науки и культуры. Среди причин увеличения миграции называют: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину [50].
Таким образом, усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Интенсивная иммиграция в Россию переселенцев из стран СНГ привела к появлению в российских школах детей-мигрантов.
Для успешной адаптации значительная роль в этом процессе отводится общеобразовательным организациям, где возможно оказание специальной помощи и поддержки детям из семей вынужденных переселенцев и оказание им психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей успешный процесс школьной адаптации. Несомненно, что стрессовая ситуация, в которой оказываются дети, и связанные с ней трудности оказывают влияние не только на их физическое, но и психическое состояние. Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, в силу возрастных и психологических особенностей не способные самостоятельно преодолеть экстремальное воздействие неблагоприятной ситуации [39].
Проблема заключается в том, что организация психолого¬педагогического сопровождения требует знания особенностей детей из семей вынужденных переселенцев, разделяющих культурно-языковые традиции с представителями принимающей страны, что предполагает знание русского языка, наличие общих традиций, нравственных ценностей, религиозных убеждений.
Сегодняшняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В. Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и др.).
В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В.С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.
Занимаясь изучением данного вопроса, мы столкнулись с тем, что, как оказалось, на данный момент у нас городе нет определенных программ обучения детей из семей мигрантов и нет систем подготовки учителей по обучению таких школьников. Из чего можно предположить, что и умения, и навыки работы, в особенности социально-педагогической, у педагогов сданной категорией семей нет.
Мы определили следующие противоречия:
- между сложившимися национальными и семейными традициями воспитания в семьях переселенцев и требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу в школах РФ;
- между необходимостью в специальной подготовке учителей, в том числе учителей начальных классов для работы с семьями мигрантов и их детьми, и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какова модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов».
Объект исследования: социально педагогическая работа с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка учителя начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов будет эффективной, если:
- определены сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
- определена структура и содержание готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- выявлены педагогические условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе;
2) определить структурные компоненты готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
4) выявить и охарактеризовать педагогические условия, определяющие эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.); личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологического подхода (А.А. Бодалев, В.И. Гинецинский, Ф.Н. Гоноболин, М.С. Каган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.); концепции формирования общепедагогических умений (О.А. Абдуллина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сохранов и др.); исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.Г. Ивошина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман и др.); концепции гуманистического содержания ценностей педагогического процесса, определения эмоционально-ценностных отношений человека к миру (В.Г. Асеев, A. А. Бодалев, М.С. Каган, К.Д. Радина, Т.Т. Щелина и др.).
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования, моделирование;
- методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ учебных планов, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, беседа, опрос;
- математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 имени B. В. Тарасова г. Пензы и МБОУ гимназия № 42 г. Пензы.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2021 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2018 - 2019 гг.) происходило изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов федерального уровня; осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы; разрабатывалась программа исследования, определялись методы и методики исследования. Проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель формирования умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов.
На втором этапе (2019 - 2020 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента. Осуществлялась реализация модели формирование умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов. Разрабатывались методические рекомендации.
На третьем этапе (2020 - 2021 гг.) завершалось проведение формирующего эксперимента; проводилось обобщение и анализ результатов исследования; осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении сущности и содержания социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов;
- в разработке модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Практическая значимость исследования заключается:
- в реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов и ее внедрение в практику работы общеобразовательной школы;
- в определении нормативно-правовой базы реализации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в образовательных организациях общего образования Российской Федерации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы; соответствием разнообразных методов исследования его целям и задачам; организацией поэтапной экспериментальной работы и возможностью её повторения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО ПГУ, на Всероссийской научно¬практической конференции, посвященной 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Традиции и инновации» (г. Пенза, 2019 г.); XVI межрегиональная научно¬практическая видеоконференция «Гуманная педагогика: взгляд в будущее» (г. Пенза, 2020 г.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования содержатся в двух публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально педагогическая работа учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов - это многоаспектное явление сущность которого заключается в деятельности, направленной на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям в защите их личных прав и предотвращении их нарушения, преобразование социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая работа учителей начальных классов с детьми- мигрантами предполагает активное взаимодействие со школьниками и их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы, внешними социальными структурами. Основными направлениями социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов являются: социально-педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации; социально-педагогическая диагностика ребенка-мигранта и его семьи; социальная адаптация и реабилитация ребенка в семье и школе; организация социально-педагогического контроля за условиями воспитания детей-мигрантов в школе и в семье.
2. Готовность учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов является устойчивым интегративным качеством личности, значимой задачей, существенным аспектом профессиональной деятельности, включает мотивационный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой и рефлексивные компоненты.
3. Модель подготовки учителей начальных классов в социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, объединённых в следующие блоки: целевой (цель, задачи подготовки учителей начальных классов к социально- педагогической работе с детьми из семей мигрантов); содержательный (рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов); операционно-деятельностный (методы, формы и средства подготовки учителей начальных классов к социально¬педагогической работе с детьми из семей мигрантов) и оценочно¬результативный (критерии, показатели и уровни готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов ).
4. Педагогическими условиями, определяющими эффективность подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов, являются:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально - педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников (75) и приложений.
Таким образом, усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Интенсивная иммиграция в Россию переселенцев из стран СНГ привела к появлению в российских школах детей-мигрантов.
Для успешной адаптации значительная роль в этом процессе отводится общеобразовательным организациям, где возможно оказание специальной помощи и поддержки детям из семей вынужденных переселенцев и оказание им психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей успешный процесс школьной адаптации. Несомненно, что стрессовая ситуация, в которой оказываются дети, и связанные с ней трудности оказывают влияние не только на их физическое, но и психическое состояние. Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, в силу возрастных и психологических особенностей не способные самостоятельно преодолеть экстремальное воздействие неблагоприятной ситуации [39].
Проблема заключается в том, что организация психолого¬педагогического сопровождения требует знания особенностей детей из семей вынужденных переселенцев, разделяющих культурно-языковые традиции с представителями принимающей страны, что предполагает знание русского языка, наличие общих традиций, нравственных ценностей, религиозных убеждений.
Сегодняшняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В. Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и др.).
В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В.С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.
Занимаясь изучением данного вопроса, мы столкнулись с тем, что, как оказалось, на данный момент у нас городе нет определенных программ обучения детей из семей мигрантов и нет систем подготовки учителей по обучению таких школьников. Из чего можно предположить, что и умения, и навыки работы, в особенности социально-педагогической, у педагогов сданной категорией семей нет.
Мы определили следующие противоречия:
- между сложившимися национальными и семейными традициями воспитания в семьях переселенцев и требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу в школах РФ;
- между необходимостью в специальной подготовке учителей, в том числе учителей начальных классов для работы с семьями мигрантов и их детьми, и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какова модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов».
Объект исследования: социально педагогическая работа с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка учителя начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов будет эффективной, если:
- определены сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
- определена структура и содержание готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- выявлены педагогические условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе;
2) определить структурные компоненты готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
4) выявить и охарактеризовать педагогические условия, определяющие эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.); личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологического подхода (А.А. Бодалев, В.И. Гинецинский, Ф.Н. Гоноболин, М.С. Каган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.); концепции формирования общепедагогических умений (О.А. Абдуллина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сохранов и др.); исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.Г. Ивошина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман и др.); концепции гуманистического содержания ценностей педагогического процесса, определения эмоционально-ценностных отношений человека к миру (В.Г. Асеев, A. А. Бодалев, М.С. Каган, К.Д. Радина, Т.Т. Щелина и др.).
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования, моделирование;
- методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ учебных планов, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, беседа, опрос;
- математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 имени B. В. Тарасова г. Пензы и МБОУ гимназия № 42 г. Пензы.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2021 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2018 - 2019 гг.) происходило изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов федерального уровня; осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы; разрабатывалась программа исследования, определялись методы и методики исследования. Проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель формирования умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов.
На втором этапе (2019 - 2020 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента. Осуществлялась реализация модели формирование умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов. Разрабатывались методические рекомендации.
На третьем этапе (2020 - 2021 гг.) завершалось проведение формирующего эксперимента; проводилось обобщение и анализ результатов исследования; осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении сущности и содержания социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов;
- в разработке модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Практическая значимость исследования заключается:
- в реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов и ее внедрение в практику работы общеобразовательной школы;
- в определении нормативно-правовой базы реализации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в образовательных организациях общего образования Российской Федерации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы; соответствием разнообразных методов исследования его целям и задачам; организацией поэтапной экспериментальной работы и возможностью её повторения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО ПГУ, на Всероссийской научно¬практической конференции, посвященной 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Традиции и инновации» (г. Пенза, 2019 г.); XVI межрегиональная научно¬практическая видеоконференция «Гуманная педагогика: взгляд в будущее» (г. Пенза, 2020 г.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования содержатся в двух публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально педагогическая работа учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов - это многоаспектное явление сущность которого заключается в деятельности, направленной на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям в защите их личных прав и предотвращении их нарушения, преобразование социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая работа учителей начальных классов с детьми- мигрантами предполагает активное взаимодействие со школьниками и их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы, внешними социальными структурами. Основными направлениями социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов являются: социально-педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации; социально-педагогическая диагностика ребенка-мигранта и его семьи; социальная адаптация и реабилитация ребенка в семье и школе; организация социально-педагогического контроля за условиями воспитания детей-мигрантов в школе и в семье.
2. Готовность учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов является устойчивым интегративным качеством личности, значимой задачей, существенным аспектом профессиональной деятельности, включает мотивационный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой и рефлексивные компоненты.
3. Модель подготовки учителей начальных классов в социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, объединённых в следующие блоки: целевой (цель, задачи подготовки учителей начальных классов к социально- педагогической работе с детьми из семей мигрантов); содержательный (рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов); операционно-деятельностный (методы, формы и средства подготовки учителей начальных классов к социально¬педагогической работе с детьми из семей мигрантов) и оценочно¬результативный (критерии, показатели и уровни готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов ).
4. Педагогическими условиями, определяющими эффективность подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов, являются:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально - педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников (75) и приложений.
Данное исследование посвящено проблеме формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена не только социальным заказом общества на появление нового учителя-профессионала, но и значимостью социально-педагогической работы для учителя начальных классов работающего с детьми из семей мигрантов.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что гипотетическое предположение, послужившее основой нашего исследования, в основном подтвердилось.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий анализ и решение проблемы формирования готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в полиэтнической среде.
Требуют своего решения также вопросы обновления содержания, технологий, форм и методов работы школы с семьёй. Необходимо дальнейшее изучение образовательных потребностей и интересов представителей различных этносов, этнопедагогического потенциала народов Северного Кавказа, условий внедрения этнопедагогического содержания в практическую деятельность образовательных учреждений региона.
Предложенная модель организации подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из следующих блоков: целевого (цель, задачи, методологические подходы, принципы формирования умений), содержательного (правовые документы инструктивного характера, регулирующие социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов и методические рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, разработанные в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы), операционно-деятельностного (методы, средства), оценочно-результативного (критерии, показатели и уровни сформированности готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов).
В ходе формирующего эксперимента были выявлены педагогические условия, необходимые для успешного формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов. К ним относятся:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Формирование умений учителя начальных классов социально - педагогической работы с детьми из семей мигрантов эффективно, когда:
- социально-педагогическая работа осознаётся учителями как значимая задача, существенный аспект содержания и способ организации учебной деятельности;
- выявляется комплекс умений социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, необходимый для учителей начальных классов;
- используется модель формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов; учитываются педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
Тем не менее, выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей её разработки и изучения. Перспективным направлением дальнейшей научно-исследовательской работы может стать прикладной аспект, а именно, рабочая программа социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов и годовой план мероприятий по социально-педагогической работе с детьми-мигрантами.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена не только социальным заказом общества на появление нового учителя-профессионала, но и значимостью социально-педагогической работы для учителя начальных классов работающего с детьми из семей мигрантов.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что гипотетическое предположение, послужившее основой нашего исследования, в основном подтвердилось.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий анализ и решение проблемы формирования готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в полиэтнической среде.
Требуют своего решения также вопросы обновления содержания, технологий, форм и методов работы школы с семьёй. Необходимо дальнейшее изучение образовательных потребностей и интересов представителей различных этносов, этнопедагогического потенциала народов Северного Кавказа, условий внедрения этнопедагогического содержания в практическую деятельность образовательных учреждений региона.
Предложенная модель организации подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из следующих блоков: целевого (цель, задачи, методологические подходы, принципы формирования умений), содержательного (правовые документы инструктивного характера, регулирующие социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов и методические рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, разработанные в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы), операционно-деятельностного (методы, средства), оценочно-результативного (критерии, показатели и уровни сформированности готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов).
В ходе формирующего эксперимента были выявлены педагогические условия, необходимые для успешного формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов. К ним относятся:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Формирование умений учителя начальных классов социально - педагогической работы с детьми из семей мигрантов эффективно, когда:
- социально-педагогическая работа осознаётся учителями как значимая задача, существенный аспект содержания и способ организации учебной деятельности;
- выявляется комплекс умений социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, необходимый для учителей начальных классов;
- используется модель формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов; учитываются педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
Тем не менее, выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей её разработки и изучения. Перспективным направлением дальнейшей научно-исследовательской работы может стать прикладной аспект, а именно, рабочая программа социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов и годовой план мероприятий по социально-педагогической работе с детьми-мигрантами.
Подобные работы
- МИГРАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(И.О.Фамилия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Языковая ресоциализация детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Языковая ресоциализация детей мигрантов в школах Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Обучение детей-инофонов русскому языку: начальный этап
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



