Введение 3
Глава 1 Теоретический основы подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 12
1.1 Социально-педагогическая работа с детьми из семей мигрантов
в общеобразовательной школе как педагогическая проблема 12
1.2 Готовность учителей начальных классов как результат
подготовки к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 33
1.3 Модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 59
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 59
2.2 Реализация модели подготовки учителей начальных классов к
социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 74
2.3 Анализ результатов реализации модели подготовки учителей
начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов 83
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения
Актуальность исследования. Обострение глобальных проблем, решение которых невозможно без выхода за национальные рамки, растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов современного мира, интернационализация экономики, науки и культуры. Среди причин увеличения миграции называют: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, особенно в Закавказье, на Северном Кавказе, Молдове, Таджикистане; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; желание попасть на историческую родину [50].
Таким образом, усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре.
Интенсивная иммиграция в Россию переселенцев из стран СНГ привела к появлению в российских школах детей-мигрантов.
Для успешной адаптации значительная роль в этом процессе отводится общеобразовательным организациям, где возможно оказание специальной помощи и поддержки детям из семей вынужденных переселенцев и оказание им психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей успешный процесс школьной адаптации. Несомненно, что стрессовая ситуация, в которой оказываются дети, и связанные с ней трудности оказывают влияние не только на их физическое, но и психическое состояние. Особого внимания требуют дети младшего школьного возраста, в силу возрастных и психологических особенностей не способные самостоятельно преодолеть экстремальное воздействие неблагоприятной ситуации [39].
Проблема заключается в том, что организация психолого¬педагогического сопровождения требует знания особенностей детей из семей вынужденных переселенцев, разделяющих культурно-языковые традиции с представителями принимающей страны, что предполагает знание русского языка, наличие общих традиций, нравственных ценностей, религиозных убеждений.
Сегодняшняя ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач педагогической поддержки и адаптации. С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е.В. Бондаревской (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова и др.).
В разработке этой области знания исследователи опираются на труды отечественных педагогов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского и других, в которых обосновывается важность педагогической поддержки в развитии личности. Особый интерес представляют разработки современных проблем миграции, отличающиеся многогранностью и широким спектром изучаемых объектов. Так, социально-психологический аспект положения русских в странах ближнего зарубежья исследуется Н.М. Лебедевой; влияние миграционных процессов на межнациональные отношения - Р.А. Костиным; вопросы социальной адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В.С. Айрапетов. В целом внимание ученых сконцентрировано на исторических, демографических и структурных особенностях миграции, при этом практически отсутствуют работы, связанные с образовательной парадигмой миграции, с адаптацией, поддержкой и защитой детей-мигрантов. Поэтому актуальной проблемой является теория и практика педагогической поддержки детей-мигрантов и беженцев в современном образовательном пространстве.
Занимаясь изучением данного вопроса, мы столкнулись с тем, что, как оказалось, на данный момент у нас городе нет определенных программ обучения детей из семей мигрантов и нет систем подготовки учителей по обучению таких школьников. Из чего можно предположить, что и умения, и навыки работы, в особенности социально-педагогической, у педагогов сданной категорией семей нет.
Мы определили следующие противоречия:
- между сложившимися национальными и семейными традициями воспитания в семьях переселенцев и требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу в школах РФ;
- между необходимостью в специальной подготовке учителей, в том числе учителей начальных классов для работы с семьями мигрантов и их детьми, и отсутствием соответствующих положений и рекомендаций в стандартах педагогического образования.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какова модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов? Решение данной проблемы обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов».
Объект исследования: социально педагогическая работа с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка учителя начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов будет эффективной, если:
- определены сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе.
- определена структура и содержание готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена модель подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- выявлены педагогические условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1) осуществить анализ психолого-педагогической литературы и определить на его основе сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной школе;
2) определить структурные компоненты готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
3) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
4) выявить и охарактеризовать педагогические условия, определяющие эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения системного подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.); личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); аксиологического подхода (А.А. Бодалев, В.И. Гинецинский, Ф.Н. Гоноболин, М.С. Каган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.); концепции формирования общепедагогических умений (О.А. Абдуллина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сохранов и др.); исследования возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.Г. Ивошина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман и др.); концепции гуманистического содержания ценностей педагогического процесса, определения эмоционально-ценностных отношений человека к миру (В.Г. Асеев, A. А. Бодалев, М.С. Каган, К.Д. Радина, Т.Т. Щелина и др.).
Достижение поставленных цели и задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью комплекса методов:
- методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования, моделирование;
- методы эмпирического познания педагогических явлений: педагогический эксперимент, анализ учебных планов, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, беседа, опрос;
- математические методы: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 12 имени B. В. Тарасова г. Пензы и МБОУ гимназия № 42 г. Пензы.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2021 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2018 - 2019 гг.) происходило изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов федерального уровня; осуществлялось определение объекта, предмета, цели и задач исследования, формулирование рабочей гипотезы; разрабатывалась программа исследования, определялись методы и методики исследования. Проводился констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась и апробировалась модель формирования умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов.
На втором этапе (2019 - 2020 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента. Осуществлялась реализация модели формирование умений у учителя начальных классов социально-педагогической работы с семьями мигрантов. Разрабатывались методические рекомендации.
На третьем этапе (2020 - 2021 гг.) завершалось проведение формирующего эксперимента; проводилось обобщение и анализ результатов исследования; осуществлялось текстовое оформление материалов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении сущности и содержания социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов;
- в разработке модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- в выявлении педагогических условий, определяющих эффективность модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов.
Практическая значимость исследования заключается:
- в реализации модели подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов и ее внедрение в практику работы общеобразовательной школы;
- в определении нормативно-правовой базы реализации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов в образовательных организациях общего образования Российской Федерации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работы, опирающихся на системный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы; соответствием разнообразных методов исследования его целям и задачам; организацией поэтапной экспериментальной работы и возможностью её повторения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Педагогика и психология» Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО ПГУ, на Всероссийской научно¬практической конференции, посвященной 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета «Традиции и инновации» (г. Пенза, 2019 г.); XVI межрегиональная научно¬практическая видеоконференция «Гуманная педагогика: взгляд в будущее» (г. Пенза, 2020 г.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования содержатся в двух публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально педагогическая работа учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов - это многоаспектное явление сущность которого заключается в деятельности, направленной на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям в защите их личных прав и предотвращении их нарушения, преобразование социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая работа учителей начальных классов с детьми- мигрантами предполагает активное взаимодействие со школьниками и их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы, внешними социальными структурами. Основными направлениями социально-педагогической работы учителей начальных классов с детьми из семей мигрантов являются: социально-педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации; социально-педагогическая диагностика ребенка-мигранта и его семьи; социальная адаптация и реабилитация ребенка в семье и школе; организация социально-педагогического контроля за условиями воспитания детей-мигрантов в школе и в семье.
2. Готовность учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов является устойчивым интегративным качеством личности, значимой задачей, существенным аспектом профессиональной деятельности, включает мотивационный, познавательно-операционный, эмоционально-волевой и рефлексивные компоненты.
3. Модель подготовки учителей начальных классов в социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, объединённых в следующие блоки: целевой (цель, задачи подготовки учителей начальных классов к социально- педагогической работе с детьми из семей мигрантов); содержательный (рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов); операционно-деятельностный (методы, формы и средства подготовки учителей начальных классов к социально¬педагогической работе с детьми из семей мигрантов) и оценочно¬результативный (критерии, показатели и уровни готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов ).
4. Педагогическими условиями, определяющими эффективность подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов, являются:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально - педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка использованных источников (75) и приложений.
Данное исследование посвящено проблеме формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
Актуальность изучения этой проблемы обусловлена не только социальным заказом общества на появление нового учителя-профессионала, но и значимостью социально-педагогической работы для учителя начальных классов работающего с детьми из семей мигрантов.
Подводя итоги исследования, можно заключить, что гипотетическое предположение, послужившее основой нашего исследования, в основном подтвердилось.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий анализ и решение проблемы формирования готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в полиэтнической среде.
Требуют своего решения также вопросы обновления содержания, технологий, форм и методов работы школы с семьёй. Необходимо дальнейшее изучение образовательных потребностей и интересов представителей различных этносов, этнопедагогического потенциала народов Северного Кавказа, условий внедрения этнопедагогического содержания в практическую деятельность образовательных учреждений региона.
Предложенная модель организации подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов состоит из следующих блоков: целевого (цель, задачи, методологические подходы, принципы формирования умений), содержательного (правовые документы инструктивного характера, регулирующие социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов и методические рекомендации по организации социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, разработанные в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы), операционно-деятельностного (методы, средства), оценочно-результативного (критерии, показатели и уровни сформированности готовности учителей начальных классов к социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов).
В ходе формирующего эксперимента были выявлены педагогические условия, необходимые для успешного формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов. К ним относятся:
- осознание учителями начальных классов готовности к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов как значимой задачи и существенного аспекта их профессиональной деятельности;
- нормативно-правовое, методическое обеспечение процесса подготовки учителей начальных классов реализующих социально-педагогическую работу с детьми из семей мигрантов в общеобразовательной организации общего образования;
- координация действий учителей начальных классов при подготовке к социально-педагогической работе с детьми из семей мигрантов;
- обеспечение сотрудничества и обмена опытом для родителей- вынужденных переселенцев и учителей начальных классов, реализующих социально-педагогическую работу с их детьми.
Формирование умений учителя начальных классов социально - педагогической работы с детьми из семей мигрантов эффективно, когда:
- социально-педагогическая работа осознаётся учителями как значимая задача, существенный аспект содержания и способ организации учебной деятельности;
- выявляется комплекс умений социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов, необходимый для учителей начальных классов;
- используется модель формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов; учитываются педагогические условия, определяющие эффективность формирования умений учителя начальных классов социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов.
Тем не менее, выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей её разработки и изучения. Перспективным направлением дальнейшей научно-исследовательской работы может стать прикладной аспект, а именно, рабочая программа социально-педагогической работы с детьми из семей мигрантов и годовой план мероприятий по социально-педагогической работе с детьми-мигрантами.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. [Текст] : учебник для высших учебных заведении / Г.М. Андреева. - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 364 с.
2. Андреенкова, Н. В. Проблема социализации личности [Текст] / Н. В. Андреенкова // Социальные исследования. - 1970. - №3. - С 15-16.
3. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие [Текст] / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
4. Беккер, И.Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория [Текст] / В.Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. - № 12 (16) - с. 132 - 140.
5. Бондаревская, Е.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве [Текст] : Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Тирасполь, 2000. - 89 с.
6. Борисенков, В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования [Текст] : Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. - М.: ООО «Педагогика», 2006. - 464 с.
7. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога
[Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
8. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст] / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.: Под ред. А. С. Роботова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
9. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Текст] / И.К. Шалаев // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2013 - с. 115 - 120.
10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512с.
11. Дарвиш, О.Б Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 264 с.
12. Дудко, С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России [Текст] // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 757-761.
13. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст]/ А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С. 19-24.
14. Ежеленко, В. Б. Теория метода в педагогике: лекция [Текст] / В. Б. Ежеленко; М-во нар. образования РСФСР; Гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л.: Издательство ЛГИИ, 1989. - 50 с.
15. Жилкин, С.Ф. Социолого-педагогические аспекты управления образовательным пространством промышленного города [Текст] // Педагогика. - 2003. - №3.
16. Загвязинский, В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 206 с.
17. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - URL :http://base.garant.ru/10105693.(Дата обращения: 08.04.2020).
18. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
19. Кирдяшова, Е.В. Культура межличностного общения у младших школьников из семей мигрантов как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е.В. Кирдяшова, Н.А. Пшеничникова, В.М. Курков // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 75-83.
20. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
21. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С.Кон. - Москва: Рипол Классик, 2014. - 388 с.
22. Конвенциея ООН о правах ребенка. [Электронный ресурс] - URL :https: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml. (Дата обращения: 08.06. 2020).
23. Конституция РФ. [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/doc/constitution.(Дата обращения: 08.06. 2020).
24. Коповой, А.С. Межнациональная толерантность как основа нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А.С. Коповой, О.В. Коповая // Научный потенциал. - 2011. - №2. - С. 23-25.
25. Костецкая, Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы [Текст] / Г.А. Костецкая // Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 49-51.
26. Котова, И. Б. Философские основания современной педагогики [Текст] / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1994. - 63 с.
Т1. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие [Текст] / В. С. Кукушин. - Изд-е 2-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 256 с.
28. Леонова, О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность [Текст] // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. - № 1 - с. 36 - 40.
29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Директ - Медиа, 2008. - 916 с.
30. Мали, Н.А. Особенности школьной адаптации детей-мигрантов из Украины к условиям общеобразовательной школы на начальной ступени общего образования [Текст] / Н.А. Мали // Психология. Историко¬критические обзоры и современные исследования. - 2016. - №5. - С. 91-104.
31. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика : Учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М. : Гардарики, 2005. - 269 с.
32. Матюхина, Психология младшего школьника [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1976. - 210 с.
33. Меренков, А.В. Тенденции изменения семейного воспитания в
современном обществе [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 2013. - №2. - С. 107-110 - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2014/05/05/1251339411/11Merenkov.pdf (дата
обращения 20.01.20)
34. Меренков, А.В. Человек: взаимосвязь природного и
социокультурного: монография [Текст] / А. В. Меренков. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. - 279 с.
35. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст]: учебное пособие / А. В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. - 623 с.
36. Мудрик, А.В. Социальная педагогика[Текст] : Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
37. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] : Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
38. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст] / ред.- сост. Н.Б. Крылова. Вып. 1. - М. : Инноватор, 1995. - с. 63.
39. Осин, Р.В. Успешность адаптации мигрантов [Текст] / Р.В. Осин // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 164-169.
40. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. П. Панфилова; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
41. Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.
42. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 608 с
43. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - 3-е изд. - М.: Большая Рос. энцикл., 2009. - 528 с.
44. Петровский, А.В. Избранные труды [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 460 с.
45. Пещеров, Г.И. Институт семьи: эволюция и проблемы в
современном мире [Электронный ресурс] / Г.И. Пещеров, А.И. Пирогов // Власть. - 2013. - № 10. - С. 106-109. -URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/institut-semi-evolyutsiya-i-problemy-v-sovremennom-mire/viewer.(дата обращения: 06.07.2020 г.).
46. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
47. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
48. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
49. Пономарев, Р.Е. Образовательное пространство: Монография [Текст] - М.: МАКС Пресс, 2014. - 100 с.
50. Постоянная миграция между Россией и странами СНГ и Балтии. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/.(Дата обращения: 22.09.2019).
51. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология [Текст] :учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер - СПб. : Изд-во «Речь», 2002. - 298 с.
52. Редько, Л.Л. Теоретические подходы и проектирования образования в современных условиях [Текст] / Р.М. Чумичова - Ставропольс: ИРО, 1996. - 24 с.
53. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М. : Владос - Пресс, 2004. - 256 с.
54. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федераци [текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 29.12.2012 г №273-Ф.].
55. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб. :Питер Ком, 2000. - 705 с.
56. Рубцов, В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» [Текст] / В. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. - С. 5-12.
57. Седова, Н. В. Педагогическая культура учителя [Текст] / Н. В. Седова. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. - 208 с.
58. Сенько, Ю.В. Гуманизация образовательной среды в университете [Текст] // Педагогика. - 2001. - № 5. - с. 51-57
59. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологиит[Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 348 с.
60. Силаков, А.С. Факторы адаптации детей-мигрантов в начальной школе // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире [Текст] : Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 207-212.
61. Ситаров, В. А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
62. Сластенин, В.А. и др. Педагогика[Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
63. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст] / под. ред. В. А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2000. - 397 с.
64. ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года. [Электронный
ресурс]. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-
дЬко!а/1до^/1до^-поо=^:17тепеп1хат1-па-18-тауа-20152до^а±1т1.(Дата обращения: 15.06.2020).
65. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/10105682/.(Дата обращения: 15.06.2020).
66. Формы воспитания работы классного руководителя [Текст] / Под ред. Л.В.Кузнецовой. сост. Г.С.Семенов. - М. : Школьная пресса, 2006.
67. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / М. Хилько, М.Е., Ткачева - М. : Юрайт, 2010г. -368 с.
68. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
69. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] : Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002.
70. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: социализация детей и
подростков в традиционной культуре [Текст] : учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 248 с.
71. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022. 59.
72. Цукер, А.А. Образовательное пространство школы [Текст] // Управление школой. - 2004. - № 27 - с. 28.
73. Шамионов, Р.М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросс-культурным исследованиям субъективного благополучия личности [Текст] : Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - № 1. - С. 7-19.
74. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная
психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
75. Шиянов, Е.Н. Педагогика: общая теория образования [Текст] М.: Издательский центр "Академия", 2013 - 576 с.