Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детское экспериментирование как метод развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Работа №160284

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
1.1. Возрастные особенности старших дошкольников 6
1.2. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников 15
1.3. Понятие детского экспериментирования 20
1.4. Особенности руководства экспериментальной деятельностью
дошкольника 24
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
2.1. Организация исследования 29
2.2. Результаты и их обсуждение 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СППИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Развитие ребенка, раскрытие его внутреннего потенциала, развертывание задатков и способностей является важной и актуальной задачей образования дошкольников. Дошкольный возраст - это первый возрастной этап в онтогенезе, когда можно оценивать темпы психического развития ребенка (нормативное, запаздывающее, опережающее), а также говорить о наличии способностей, общих и специальных, детской одаренности. В более раннем возрасте проявление способностей могло носить случайный характер, а в дошкольном возрасте в силу возрастных особенностей ребенка (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность и др.) проявления способностей и одаренности бывают регулярными. Однако с выраженными способностями и одаренностью надо родиться. Большинство же детей имеют скрытые способности, которые они сами в себе не ощущают, поэтому их обнаружение и раскрытие представляют собой актуальную проблему взрослого окружения ребенка, в первую очередь, педагогов дошкольного учреждения в силу их профессионализма.
Как известно, способности проявляются в собственной активности ребенка, в разных видах деятельности дошкольника: игровой, изобразительной, конструктивной, исследовательской. Одаренный ребенок отличается повышенной любознательностью, выраженными интересами, познавательным развитием (концентрацией внимания, хорошей памятью, образным мышлением, воображением), тенденцией к творчеству, энергичностью и работоспособностью. Для проявления и развития всех этих качеств детям необходимо предоставлять возможности: расширять их кругозор, раздвигать границы их опыта, знакомить с видами человеческой деятельности (профессии, искусство, наука). Немаловажную задачу представляет собой детское экспериментирование, проведение посильных опытов. Н.Н. Поддьяков, много занимавшийся этим вопросом, считает детское экспериментирование одной из ведущих деятельностей дошкольника и приравнивает его по значимости для психического развития к сюжетно-ролевой игре. Однако самостоятельные эксперименты, задуманные ребенком, могут оказаться небезопасными, поэтому организация и процедура их проведения должны планироваться и контролироваться взрослыми. Такие опыты поддерживают любознательность ребенка, направляют его интересы в определенное русло, позволяют делать самостоятельные выводы, прослеживать связи между причиной явления и его следствием. Они развивают самостоятельность ребенка и формируют у него гордость за свои достижения, что является необходимой основой для самоуважения.
Объект исследования - познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования - детское экспериментирование.
Цель - повышение уровня познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1) исходная диагностика уровня развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников;
2) разработка цикла занятий для старших дошкольников на основе детского экспериментирования и их апробация;
3) итоговая диагностика уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования.
II этап (октябрь 2019 года) заключался в проведении исходной диагностики.
III этап (ноябрь 2019 г. - январь 2020 г.) состоял в проведении развивающих занятий.
IV этап (февраль-март 2020 года) заключался в проведении итоговой диагностики и написании текста работы.
Гипотеза - регулярное применение детского экспериментирования способствует повышению уровня познавательно-исследовательской деятельности старших
дошкольников.
Методы исследования. Основным методом исследования был психологопедагогический эксперимент, дополнительными - наблюдение и беседы, с детьми и воспитателями. При диагностике использовались методики «Перепутанные линии», «Скрытые фигуры», «Лабиринты».
Теоретико-методологическими основами исследования стали исследования Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, М.И. Лисиной, А.Л. Венгера.
Практическую значимость нашего исследования мы видим в следующем. Разработанные нами занятия детским экспериментированием могут быть использованы воспитателями детских садов, взяты за основу дальнейшей разработки занятий с детьми в этом направлении. Они также могут представлять интерес для родителей дошкольников, а также для всех, интересующихся детской психологией.
Эмпирической базой исследования стал филиал №1 МБДОУ д/с №109 г. Пензы. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы и их воспитатели.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе мы ставили задачу повысить уровень познавательноисследовательской деятельности старших дошкольников. В качестве средства мы использовали детское экспериментирование. В формирующей части нашего исследования мы предлагали детям проделать серию подготовленных нами опытов, обсудить их, а затем помогли сделать соответствующие выводы.
Сдвиг в результатах между исходной и итоговой диагностикой показал
положительную динамику в формировании познавательно-исследовательской
деятельности детей.
Основной вывод, который мы можем сделать по всей работе, заключается в следующем. Регулярное использование детского экспериментирования на занятиях с детьми под руководством педагога способствует развитию познавательно -
исследовательской деятельности старших дошкольников, одними из проявлений которой являются: повышение концентрации внимания, увеличение произвольности и
управляемости восприятия детей.
Результаты формирующего этапа эксперимента позволяют дополнить основной вывод следующими частными выводами.
1. Регулярное экспериментирование на занятиях с детьми повышает их любознательность, способствует развитию познавательной активности, заставляет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
2. В ситуациях, где возможно проведение посильных ребенку опытов, познание законов природы вполне ему доступно. Однако выводы, которые самостоятельно делает ребенок, отличаются ситуативностью и небольшим переносом на сходные ситуации в силу ограниченности возрастных возможностей.
3. Детским экспериментированием надо руководить, опыты организовывать, движение детской мысли направлять, направление познавательного развития задавать ребенку.
В общем, на конкретном случае детского экспериментирования мы эмпирически подтвердили теоретические положения Л.С. Выготского о том, что:
- окружающая ребенка среда является источником его развития,
- обучение является движущей силой развития,
- обучение должно опережать развитие, только тогда оно будет развивающим,
- обучение должно быть приноровлено к актуальному развитию ребенка,
- взрослый в процессе общения с ребенком создает зону его ближайшего развития,
- дети одного возраста отличаются друг от друга зоной актуального развития, а зоной ближайшего развития они отличаются еще больше.



1. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации. // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 54-56.
2. Бернштейн М.С. Психология научного творчества. // Вопросы психологии. - 1965. - №3. - С. 156-164.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
4. Власова Н.Г. Игры-экспериментирование и их место в воспитательно- образовательной программе ДОУ. // Информационно -методический и научнопедагогический журнал. -2001. - №4. - С. 24-36.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сборник статей. / Отв. ред. Т.И. Бабаева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 192 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Ребенок в мире поиска. / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 88 с.
8. Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.
9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
10. Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
11. Запорожец А.В. Мышление и деятельность ребенка. // Избранные психологические труды: в 2-х т., Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 199 с.
12. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
13. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач. // Вопросы психологии. - 1987. - №5. - С. 86-93.
14. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. - 208 с.
15. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 80 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ