Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование информационных технологий на современном уроке истории и обществознания по ФГОС

Работа №16028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы103
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС 11
1.1. Значение современных информационных технологий при обучении в школе 11
1.2. Информационные технологии при внедрении ФГОС 33
1.3. Положительные и отрицательные стороны применения информационных
технологий в учебном процессе по ФГОС 39
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 46
2.1. Роль учителя и учащегося в процессе применения информационных
технологий на уроках истории и обществознания 46
2.2. Преимущества современных информационных технологий при
использовании на уроках истории и обществознания 50
2.3. Исследование степени применения информационных технологий на уроках истории и обществознания 55
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФГОС 59
3.1. Применение средств мультимедиа на уроках истории и обществознания...59
3.2. Конструирование технологической карты урока истории с использованием
информационных технологий по ФГОС 75
3.3. Составление технологической карты урока по обществознанию в соответствии с ФГОС 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96


Актуальность темы исследования. В настоящее время растет роль исторического образования, так как невозможно представить патриота и гражданина России, образованного, высоко нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного человека, которого не знает основ истории своей страны. Тем временем преподавание истории и обществознания в школе не может находиться на стороне от глобальной информатизации общества.Сегодня российское образование является динамичной и быстроразвивающейся системой. Множество новшеств вошло в повседневный обиход педагога в настоящее время. Одно из них - информационные технологии.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально¬ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция
представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально¬педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Главная роль в воспитании патриота своей страны в школе отводится учителям истории и обществознания.
Приоритетной задачей в модернизации российской школы в контексте национального проекта «Образование» представляется информатизация процесса обучения. С одной стороны, это требует повышения квалификации педагогов, с другой стороны, развитие у школьников навыков и умений в информационной сфере.
Преподаватель истории и обществознания должен реализовать компетентностный подход, которое является основным требованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания окогнитивной, социально-адаптивной, коммуникативной и информационно-технологической компетенций. Одна из основных компетенций, формируемых на уроках истории и обществознания является информационная. Это определяется тем, что массивный поток. информации, применение компьютерных технологий в. кино и в телевидении, распространение игровых приставок, разнообразных гаджетов, компьютеров оказывают огромное влияние на восприятие подростком информации. Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с.. информацией, разного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Все же в. современном мире постепенно отпадает. необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации(компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить учеников ими пользоваться.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школьном образовании, ориентированный на применение информационных технологий в обучении школьников.
Предмет исследования - способы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование использования информационных технологий на современном уроке истории и обществознания по ФГОС.
Для решения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи:
1) обозначить значение применения информационных технологий в методике обучения при внедрении ФГОС;
2) изучить возможности использования информационных технологий в обучении истории и обществознания;
3) рассмотреть методику применения информационных технологий на уроках истории и обществознания по ФГОС.
Методы исследования базируются на принципе научной объективности, что диктует рассмотрение событий во взаимосвязи и отказа от излишних эмоциональных оценочных суждений. Также данный принцип предполагает критическое отношение к прошлым и современным оценкам, выработку своего взгляда на проблемы. При этом не исключается совпадение некоторых оценок с мнениями других авторов.
Во время работы использовался ряд общенаучных методов: анализ, синтез, дедукции, индукция, классификация, системный и статистический метод. В частности, дедукция позволяет выделить частное и единичное из общего, индукция - на основании знания конкретного материала подойти к общим вопросам и выявить общие закономерности. Статистический метод позволяет прослеживать количественные изменения и делать качественные оценки. Использовались и специально-исторические методы. Историко¬генетический метод позволил выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Историко-типологический метод - выделять наиболее общее в исследуемой теме. Эвристический метод - метод поиска и сбора документов, необходимых для изучения того или иного вопроса и др. Использование указанных методов позволило раскрыть внутреннюю логику и характер темы исследования.
Степень изученности. На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе истории. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.
Шевченко Н.И. в статье «Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника»2 подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.
М.Т. Студеникин в труде «Современные технологии преподавания истории в школе» подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А так же рассказывается о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.
Студеникин М.Т. также останавливается на методике применения видеоносителей, компьютерных технологий, возможностей Интернет-ресурсов на уроках истории.
В сборнике Матюшкина А.В. «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования» опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий, а процесс обучения. В сборнике собран богатый материал об использовании цифровых образовательных ресурсов.
Короткова М.В. в статье «Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории» , рассматривает тему использования картин, фотографий карикатур, карт. Короткова М.В. ратует за личностно-ориентированный подход в обучении при использовании наглядных средств, в основе такого обучения, по мнению автора, должен лежать личностно-образовательные смыслы учеников.
В книге Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» достаточно широко изучены метод проектов, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. А также книга посвящена проблеме организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий.
Захарова И.Г. в пособии «Информационные технологии в образовании» , подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий, -«иначе трудно двигаться дальше». Уже сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде.
В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных интернет-сайтов силами педагогов.
Чернов А.Н. в статье «Мультимедийный кабинет истории» считает, что понятие «кабинет истории» будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер и др.
В электронном издании Хеннер Е.К. «Формирование ИКТ- компетентности учащихся в системе образования» , автор выделяет уровни сформированности системы образования. Сформулированы детализированные требования к информационно-коммуникационной компетентности на различных ступенях изучения образовательной области, а также обсуждение различных вопросов, связанных с формированием информационно - комунникационной компетентности преподавателей и учащихся школ и вузов.
Источниковая база исследования. Основу источниковой базы выпускной квалификационной работы составили в основном нормативно¬правовые документы. К ним относятся приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» , приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»11, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» , а также приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», который зарегистрирован в Минюсте от 6 февраля 2015 г .
Научная новизна. В работе предпринята попытка комплексного анализа конструирования технологических карт уроков. Выявлены главные особенности использования информационных технологий на уроках истории и обществознания.
Практическая значимость работы определяется тем, что данная работа может быть использована в написании докладов, рефератов, сообщений, а также в преподавании таких предметов как теория и методика преподавания истории, методика преподавания обществознания.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из наиболее эффективных путей решения многочисленных образовательных проблем является активное внедрение информационных и проектных технологий в учебный процесс, тем более, что современную жизнь уже довольно сложно представить без использования компьютерных технологий.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: информационную эру. В этих условиях система образования не должна оставаться на периферии новейших достижений, учителя должны идти в ногу со временем, тем более, что большая часть российских учебных заведений имеют те или иные образцы персональных компьютеров.
Однако проблема эффективного пользования компьютерами остается чрезвычайно острой. Объясняется это часто устаревшей компьютерной базой, консервативным неприятием многими педагогами новейших достижений современной науки и техники и, конечно, отсутствием полного комплекта методических пособий и мультимедийных учебников по предметам. Но, тем не менее, при наличии навыков пользователя компьютером, при огромном желании идти в ногу со временем и при осознании необходимости повышения уровня знаний учащихся любой учитель-предметник может весьма эффективно использовать новейшие компьютерные технологии в своей преподавательской деятельности.
Использование информационных технологий открывает новые возможности в преподавании истории и обществознания. Но следует помнить, что данные науки являются гуманитарными и требуют развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
б) учебники:
4. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. Обществознание. 5 класс. ФГОС. М.: Просвещение, 2015. - 127 с.
5. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. ФГОС. М.: Просвещение, 2013. - 303с.
в) научные издания:
6. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,// Стандарты второго поколения - М., 2009. 23с.
7. Женина Л.В., Маткин А.А. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь:, ПРИПИТ.
2004 г. С. 347.
8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2007. 294с.
8. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений // М.: Академия, 2011.С. 352.
9. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. вузов. // М.: Академия, 2008. С. 368.
10. Полат Е. С. Интернет в гуманитарном образовании. М.: Владос, 2001.С. 272.
11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. С. 272.
12. Роберт И.В., Информационные и комунникационные технологии в образовании: Учебно-метод. пособие. М.: Дрофа, 2010.С.312.
13. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос, 2007. С. 227.
14. Трайнев В.А. Новые информационные коминикационные технологии в образовании. М.: Дашков и К, 2009. С. 320.
г) периодические издания:
15. Аствацатуров Г. А. Технология конструирования мультимедийного урока. /Учитель истории. 2002, №2.С. 2-6.
16. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /Школьные технологии. 2005., №1. С. 39-58.
98
17. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/Школьные технологии.2007., №2. С. 34-37.
18. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. /Преподавание истории в школе. 2010., №8.С. 68.
19. Жог В.И. Информатизация системы образования: теория и практика. /Педагогическое образование и наука. 2015., № 4. С.31-34.
20. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе. /Преподавание истории в школе. 2005., №7. С. 21-23.
21. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы./Преподавание истории в школе. 2008., №3. С.3-6.
22. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории. /Преподавание истории в школе. -2008., №1.С. 3-8.
23. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно¬урочной организации образования. /Школьные технологии. 2004., №5. С.12¬13.
24. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени. /Школьные технологии. 2007., №1. С.23-33.
25. Манцивода А.В. Достижения в Интернете и будущее информационной среды российского образования. /Информационные технологии. 2008., №1. С. 31-32.
26. Малых А.А. Современные методы в современном преподавании. /Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. -С.40-44.
27. Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете. /Преподавание истории и в школе. 2002., № 8. С. 75-77.
28. Тороп В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. /Преподавание истории в школе. 2007., №2. С.4-8.
29. Чернов А.В. Мультимедийный кабинет. /Преподавание истории в школе.2001.,№ 7. С. 40-46.
30. Шевченко Н.И. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. /Преподавание истории в школе. 2005., №5. С.13-17.
д) интернет-источники
31. Черномырдина О.М. Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- interaktivnyh-metodov-v-protsesse-formirovaniya-obschekulturnoy- kompetentnosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya. Дата обращения: 23 апреля 2016 г.
32. Ярцев А.А. Использование на уроках истории мультимедийных презентаций как средства активизации учащихся. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-na-urokah-istorii-multimediynyh- prezentatsiy-kak-sredstva-aktivizasii-uchaschihsya. Дата обращения: 13 мая 2016г.
е) электронные ресурсы
33. Хеннер Е.К., Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: Бином. Лаборатория знаний., 2015. С. 191.- ISBN 978-5-9963-2617-4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ