ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологический аспект понятия коммуникации 5
1.2. Развитие общения в дошкольном возрасте 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
2.1. Организация экспериментального обучения 16
2.2. Анализ полученных результатов 19
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Методические основы проведения экспериментального обучения 22
3.2. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений 29
3.3. Результаты контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологический аспект понятия коммуникации 5
1.2. Развитие общения в дошкольном возрасте 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
2.1. Организация экспериментального обучения 16
2.2. Анализ полученных результатов 19
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Методические основы проведения экспериментального обучения 22
3.2. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений 29
3.3. Результаты контрольного эксперимента 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования заключается в необходимости целенаправленного формирования коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития. Это связано с тем, что одним из ведущих признаков в структуре дефекта при ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы детей, которая обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности, где в первую очередь страдает сфера коммуникации. И к началу школьного обучения уровень сформированности коммуникативных навыков у детей значительно отстает от возрастной нормы. Нередко дети с задержкой психического развития стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным (Л.В. Кузнецова, Р.И. Лалаева, М.И. Лисина, Е.С. Слепович).
Объектом нашего исследования являются особенности коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР, предметом - процесс формирования коммуникативной компетенции у данной категории детей средствами театральной деятельности.
Цель исследования - поиск путей совершенствования логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста отмечается несформированность коммуникативной компетенции и специально организованная логопедическая работа посредством театральной деятельности обеспечит преодоление трудностей в общении.
В соответствии с целью и гипотезой в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования театрализованной деятельности в системе работы педагога с дошкольниками с задержкой психического развития;
2. Подобрать методику исследования коммуникативных навыков и провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативной компетенции у дошкольников с ЗПР;
3. Провести экспериментальное обучение по предложенной системе в условиях логопедической группы;
4. Провести контрольный срез с целью выявления результативности логопедической работы.
В работе применялись различные методы: изучение и анализ литературных источников по проблеме, метод наблюдения, метод индивидуального исследования, изучение медицинской и педагогической документации, беседа с детьми, с сотрудниками детского сада, констатирующий и обучающий эксперименты.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Объектом нашего исследования являются особенности коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР, предметом - процесс формирования коммуникативной компетенции у данной категории детей средствами театральной деятельности.
Цель исследования - поиск путей совершенствования логопедической работы по формированию коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста отмечается несформированность коммуникативной компетенции и специально организованная логопедическая работа посредством театральной деятельности обеспечит преодоление трудностей в общении.
В соответствии с целью и гипотезой в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования театрализованной деятельности в системе работы педагога с дошкольниками с задержкой психического развития;
2. Подобрать методику исследования коммуникативных навыков и провести констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативной компетенции у дошкольников с ЗПР;
3. Провести экспериментальное обучение по предложенной системе в условиях логопедической группы;
4. Провести контрольный срез с целью выявления результативности логопедической работы.
В работе применялись различные методы: изучение и анализ литературных источников по проблеме, метод наблюдения, метод индивидуального исследования, изучение медицинской и педагогической документации, беседа с детьми, с сотрудниками детского сада, констатирующий и обучающий эксперименты.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Данная работа была посвящена проблеме использования театрализованной деятельности в качестве педагогического средства для формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с задержкой психического развития.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция. В речи в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом. Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. Речевые нарушения в свою очередь затрудняют общение детей.
Также было установлено, что театрализованная деятельность является эффективным средством социализации для любого дошкольника, а также средством для формирования у него речевых коммуникативных навыков. При этом театрализованная деятельность позволяет любому ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает определенной категории детей естественным образом преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость. Динамика освоения театрализованной деятельности предполагает, что первые театрализованные игры проводит педагог, вовлекая в них детей. Далее на занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только за тем педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Особенно эффективным является использование театрализованной деятельности в работе с детьми с ЗПР. Театрализованная игра должна стать частью любого занятия. Она должна проводиться систематически, при этом выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику, подбирать игры для театрализации на первых этапах работы с детьми необходимо по схеме «педагог - дети», а на последних «ребенок - ребенок». Кроме того, для театрализованных игр следует целенаправленно разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи и коммуникативной деятельности.
Было установлено, что для старших дошкольников с ЗПР был характерен «низкий» уровень развития речевых коммуникативных умений и навыков, существенно затрудняющий их общение. Их отличало избегание речевого контакта, отсутствие умения вести диалог, ясно и последовательно излагать свои мысли, отсутствие легкости при вхождении в контакт со взрослыми. Выявленные особенности послужили основанием для разработки и внедрения специальной работы педагога с использованием театрализованной деятельности.
Далее нами была разработана модель организации работы с дошкольниками в детском саду, которая должна опираться на представления о необходимости комплексного подхода к преодолению задержки психического развития. При разработке программы использовался системный (комплексный) подход и блочный принцип ее построения, а также поэтапное отражение содержания специальной педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в театрализованной деятельности. При этом этапность в построении специальной системы работы с использованием театрализованной деятельности, во-первых, отражала последовательность логопедической работы с детьми по успешному и прочному воспитанию у них навыков правильной речи и поведения. Во-вторых, логику развития самой театрализованной деятельности у дошкольников.
Разработанная и внедренная система работы педагога с дошкольниками с ЗПР позволила установить, что театрализованная деятельность является эффективным педагогическим средством для развития речевых коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с ЗПР, о чем свидетельствовала положительная динамика развития как отдельных речевых коммуникативных умений и навыков, так и общего уровня речевой коммуникации в целом.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция. В речи в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом. Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. Речевые нарушения в свою очередь затрудняют общение детей.
Также было установлено, что театрализованная деятельность является эффективным средством социализации для любого дошкольника, а также средством для формирования у него речевых коммуникативных навыков. При этом театрализованная деятельность позволяет любому ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает определенной категории детей естественным образом преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость. Динамика освоения театрализованной деятельности предполагает, что первые театрализованные игры проводит педагог, вовлекая в них детей. Далее на занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только за тем педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Особенно эффективным является использование театрализованной деятельности в работе с детьми с ЗПР. Театрализованная игра должна стать частью любого занятия. Она должна проводиться систематически, при этом выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику, подбирать игры для театрализации на первых этапах работы с детьми необходимо по схеме «педагог - дети», а на последних «ребенок - ребенок». Кроме того, для театрализованных игр следует целенаправленно разрабатывать речевые ситуации, способствующие развитию речи и коммуникативной деятельности.
Было установлено, что для старших дошкольников с ЗПР был характерен «низкий» уровень развития речевых коммуникативных умений и навыков, существенно затрудняющий их общение. Их отличало избегание речевого контакта, отсутствие умения вести диалог, ясно и последовательно излагать свои мысли, отсутствие легкости при вхождении в контакт со взрослыми. Выявленные особенности послужили основанием для разработки и внедрения специальной работы педагога с использованием театрализованной деятельности.
Далее нами была разработана модель организации работы с дошкольниками в детском саду, которая должна опираться на представления о необходимости комплексного подхода к преодолению задержки психического развития. При разработке программы использовался системный (комплексный) подход и блочный принцип ее построения, а также поэтапное отражение содержания специальной педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в театрализованной деятельности. При этом этапность в построении специальной системы работы с использованием театрализованной деятельности, во-первых, отражала последовательность логопедической работы с детьми по успешному и прочному воспитанию у них навыков правильной речи и поведения. Во-вторых, логику развития самой театрализованной деятельности у дошкольников.
Разработанная и внедренная система работы педагога с дошкольниками с ЗПР позволила установить, что театрализованная деятельность является эффективным педагогическим средством для развития речевых коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с ЗПР, о чем свидетельствовала положительная динамика развития как отдельных речевых коммуникативных умений и навыков, так и общего уровня речевой коммуникации в целом.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития (рассказывание по картине)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с задержкой психического развития с разным уровнем прогнозирования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



