ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие «самостоятельность» в учебной деятельности школьников 6
1.2 Самостоятельная учебная деятельность как ресурс в развитии
обучающихся 10
1.3 Проблема активизации учебно-познавательной деятельности
обучающихся 12
1.4 Приемы активизации самостоятельной познавательной деятельности
обучающихся на уроке 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЗООЛОГИИ 21
2.1 Общая характеристика основных этапов и методов исследования 21
2.2 Методика организации самостоятельной познавательной деятельности
обучающихся на уроках зоологии 24
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по
использованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности школьников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее проблем современной педагогической науки и практики. Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г. И. Щукина, Л И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.П. Шамова, А.К. Маркова), педагогики коллективных дел. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Причиной неудач в обучении часто называют недостаточное развитие у учеников навыков самостоятельной работы, критического мышления и самоорганизации. Во многом на это влияют отсутствие четкого планирования и организации самостоятельной работы в учебном процессе. Неразработанные задания, неясные инструкции или отсутствие поддержки и обратной связи со стороны учителя могут привести к недооценке эффективности данной формы обучения. Также проблема организации самостоятельной работы учащихся в школе является недостаточно существенной со стороны педагогов к этому аспекту обучения. Часто учителя сконцентрированы на проведении фронтальных уроков и контроле за выполнением заданий, не оставляя достаточно времени и пространства для самостоятельной работы учеников. Это может привести к недостаточной мотивации школьников к самостоятельному изучению материала и развитию своих навыков.
Для того, чтобы достичь тех образовательных результатов, которые планируем получить, в связи с их необходимостью, исходя из требований современных нормативных документов, таких как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), требуется приложить к этому определенные усилия. Пути достижения результата могут быть различны, они связаны со многими аспектами. Не последним моментом в этом является опора на самостоятельную познавательную деятельность школьников. Но для того, чтобы она была эффективная, необходимо заложить основы самостоятельности при формировании приемов самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Приемы активизации самостоятельной учебной деятельности школьников на уроках зоологии в школе».
Цель работы: проанализировать возможности применения приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы посредством
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в основной школе.
Предмет исследования: самостоятельная учебная деятельность школьников на разных этапах уроков биологии.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «самостоятельной учебной деятельности» и его функции в обучении.
2. Путем проведения анализа методической и психолого¬педагогической литературы показать значимость «активизации познавательной деятельности» и ее особенности.
4. Опытно-экспериментальным путем провести проверку эффективности использования приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся посредством включения самостоятельных заданий на разных этапах уроков биологии.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретического исследования - психолого-педагогической, методологической, научно-методической литературы, опыта работы учителей биологии; синтез, обобщение, сравнение; эмпирического исследования - анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и учениками, педагогический эксперимент; математической статистики - обработка и интерпретация данных эксперимента, графическое представление результатов.
Практическая значимость исследования определяется разработкой различных видов самостоятельных заданий для использования на уроках биологии в ходе организации самостоятельной работы обучающихся.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее проблем современной педагогической науки и практики. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии.
В результате нашего исследования изучено состояние проблемы организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы на уроках биологии в педагогической, психологической и методической литературе и выявлены основные аспекты данной проблемы в школьной практике обучения биологии: доказано, что вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность возможно через различные виды самостоятельной работы посредством использования самостоятельных заданий.
Установлено, что для вовлечения школьников в самостоятельную познавательную деятельность необходимо определенным образом отбирать учебный материал. Отбор учебного материала - одна из важных задач при формировании самостоятельности учащихся. Учителю необходимо обеспечить сочетание разных видов самостоятельной познавательной деятельности, а также управление процессом работы.
В экспериментальном исследовании осуществлялась проверка в условиях реального учебного процесса приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся основной школы посредством включения на разных этапах уроков по зоологии самостоятельных заданий. В результате проведения педагогического эксперимента было установлено, что использование различных видов самостоятельных заданий показало эффективность их внедрения для формирования приемов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при изучении зоологии в основной школе. Также при использовании на уроках зоологии различных видов самостоятельной работы повышается уровень предметных знаний.
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знания.
Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
1. Андреева Г. Г. Трудности взаимоотношений между педагогами и учениками в процессе учебной деятельности// Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Международной учебно-методической конференции. Чебоксары. 2014. С. 261-265.
2. Аракчеева 3. В. Основные принципы учебной деятельности// ScienceTime.2015. №2 (14). 16-17 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2010. 36 с.
4. Бахвалова Л.В. Методика диагностики уровня познавательной самостоятельности учащихся учреждений профессионально-технического образования// Мастерство online. - 2022. - 3(32). Электронный ресурс. URL: http://ripo.unibel.by/index. (дата обращения 05.05.2024).
5. Биология. 8 класс. Линейный курс. Электронный ресурс. URL: https://www.roslit.ru/catalog/1409/65647549/. (дата обращения: 07.03.2024).
6. Биология. Животные. 7 класс. Электронный ресурс. URL: https://kinch-urmary.lbihost.ru/w,p-content/uploads/sites/315/2018/04/биология для 7 класса по ФГОС. (дата обращения:23.04. 2024).
7. Боброва Н. Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. 2014. № 4(5). С. 27-30.
8. Богоявленская А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов : моногр. /А.Е. Богоявленская. Тверь, 160 с.
9. Болотникова Н. В. Биология: уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2007. 225 с.
10. Болотский А. А. Диагностика сформированности познавательной самостоятельности студентов ИМолодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 81-88. Электронный ресурс. URL: https://moluch.ru/archive/116/31944/(дата обращения: 07.03.2024).
И. Быховский Б. Е., Козлова Е. В., Козлов М. А., Мончадский А. С., Наумов Д. В., Соколов А. С., Рыков Н. А., Терентьев П. В. Биология. Животные. Учебник для 7—8 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. М. А. Козлова. М.: Просвещение, 2000. 256 с.
12. Винокурова Н. К. Внеурочная деятельность. М.: Просвещение, Москва, 2018. 65 с.
13. Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 104-110.
14. Гирич Г. А. Формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности в процессе обучения биологии // Вестник науки №6 (27) том 4. С. 13 - 18. 2020 г.// Электронный ресурс. URL: https://www. вестник-нау ки.рф/агйс1е/3344 (дата обращения: 07.03.2024 г.)
15. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение. Москва. 2011. 224 с.
16. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. Москва: Народное образование. 2001. 258 с.
17. Зимняя И. А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности //Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1. С. 40-41.
18. Иванова А.В. Уровни и показатели сформированное™ самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев А.В. Иванова, А.Г. Скрябина, Л.В. Степанова // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. Электронный ресурс. URL: https://science- education.ru/ni/article/. (дата доступа 17.11.2023).
19. Ильин Е.П..Мотивация и мотивы. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. Москва. 2002. 512 с.
20. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Учебное пособие. М.: МГУ. Москва. 2019. 25 с.
21. Клименко Л. В. Элементы развивающего обучения в школе// Познай себя. 2005. № 3. с. 15-17.
22. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. Москва: Издательский центр «Академия». 2000. 176 с.
23. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко ВС. Биология. Животные. 7 класс. М.: Вентана-Граф, 2005 - 304с. Электронный ресурс. URL: http://school-conection.edu.ru/catalog/. (дата обращения: 07.03.2024).
24. Корягина О. П. Проблема подросткового возраста ИКлассный руководитель. 2003. №1. С.9-12.
25. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод, пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
26. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения //Наука и школа. 2010. №2. 56 с.
27. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М., 1971. № 4. С. 34-39.
28. Матюшкин А.М. Проблемная ситуации в мышлении и обучение. Учебник для студентов вузов. М.: «Просвещение». Москва. 1992. 147 с.
29. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся по биологии в школе. Пособие для учителя. М.: Академия, 2007. 139 с.
30. Никишов А. И. Методика обучения биологии в школе. Высшее образование. Москва: Юрайт, 2020. 193 с.
31. ОГЭ и ЕГЭ. Биология. Раздел «Животные». Электронный ресурс. URL: https://ruslania.com/ru/knigi/. (дата обращения: 09.04.2024).
32. Павлов И. И. Использование научной фантастики для повышения мотивации при обучении биологии. М.: Биология в школе, Москва, 2018. № 8. С. 63-69.
33. Паттеева Г.Е. Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики// Молодой ученый. 2016. №26.1. С. 29-31.
34. Рабочие программы. Биология. 5-9 класс. УМК Пономаревой И.Н. (линейн.). Электронный ресурс. URL: https://rosuchebnik.ru/material/biologiya- 5-9-klassy-rabochie-programmy-ponomareva-lineynoe/(дата обращения: 07.03.2024).
35. Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Электронный ресурс. URL: https://www.rulit.me/author/sumatohin-s-v/biologiya-zhivotnye-7-klass-download- 375772.html. (дата обращения: 13.05.2024).
36. Ховрин А. Н. Игра как метод формирования системы биологических знаний в школе. М.: Биология в школе. Москва. 2018. № 6, С. 65-71.
37. Цветкова Л. И. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии ИМолодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 171-173.
38. Шамова Т.П. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
39. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
40. Якиманская И. С. Концепция личностно ориентированного образования// Учен.зап. Петрозавод. гос. ун-та. Серия «Общественные и гуманитарные науки». 2010. № 5. С.36-40.