Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: спортивная школа городского округа г. Салават (Республика Башкортостан). Выборка: 10 тренеров (средний стаж работы в качестве тренера по спортивной акробатике 15 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Гибкость и ее виды 5
1.2. Методы и средства развития гибкости в спортивной акробатике 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 21
2.1 Организация исследования……21
2.2.Методы исследования……21
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность. Спортсмены в акробатике соревнуются выполняя акробатические элементы гимнастики на равновесие тела в пространстве, балансирование на одной конечности, вращение тела с опорой на снаряде и в безопорном положении [23].
В настоящее время спортивная акробатика предъявляет очень высокие требования к исполнению элементов. Качественное исполнение элементов напрямую зависит от уровня развития гибкости, таким образом, чтоб быть конкурентоспособным спортсменом в акробатике необходимо развивать данное качество до очень высокого уровня. По мнению тренеров данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время уровень развития гибкости у детей, занимающихся спортивной акробатикой, на этапе начальной подготовки является ниже требуемого результата, в связи с резким омоложением спорта [8].
В спортивной акробатике, одним из основных направлений тренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Процесс развития гибкости осуществляется постепенно, а так же непрерывно. Упражнения на гибкость нужно использовать в тренировочном процессе регулярно и в большом объеме. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития гибкости у спортсменов[13].
Помимо этого, актуальность исследования обуславливается большой ролью гибкости в формировании всех двигательных возможностей спортсмена в целом. О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых рассматривается специфическое воздействие статических упражнений на воспитание гибкости человека. При выполнении определённых статических упражнений, предполагающих сохранение определённой позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается их рефлекторное сокращение. В то же время в процессе выполнения рывковых баллистических упражнений, которые преобладают в физическом воспитании спортсменок 6-7 лет, в мышцах возникает напряжение в два раза больше по сравнению со статической растяжкой и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение.
Цель работы – исследовать тренировочный процесс, направленный на воспитание гибкости акробаток 6-7 лет
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить наиболее эффективные средства и методы, направленные на воспитание гибкости у акробаток 6-7 лет.
1. Гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость важна во многих спортивных дисциплинах, тем более в спортивной акробатике. Без такого качества как гибкость невозможно воспитывать пластичность и выразительность движений, а также совершенствовать их технику. Каждая композиция в спортивной акробатике включает в себя: прыжки, вращения, равновесия и с недавнего времени танцевальные дорожки, они предъявляют большое требование к пластике, грациозности и гибкости. А также способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног. Так же они развивают не только подвижность в суставах, но и формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях, развивают координацию.
В отличие от других физических качеств, которые со временем могут улучшаться, превосходя первоначальные показатели в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает ухудшаться уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочении связочного аппарата и уменьшении эластичности связок.
Без интенсивной разминки нельзя начинать выполнения упражнений на растягивание. Комплексы на развитие гибкости можно применять как в начале тренировочного занятия, так и в середине. Перед этим необходимо обязательно разогреть мышцы, для того чтобы не допустить травмы.
2. после проведенного тестирование было определено, что динамическая гибкость в большей степени необходима акробаткам, рекомендуют применять для воспитания гибкости у акробатов упражнения со жгутами и упражнения с партнером; используют сначала рывковых упражнений, затем выполнение статических упражнений; время удержания статической позы должно быть от 2 до 10 сек; необходимо применять упражнения на гибкость во всех частях занятия.
Время, которое необходимо затрачивать в одном тренировочном занятии на воспитание гибкости акробаток 10-12 лет, от 15-30 % от общего времени тренировки; предпочитают распределять упражнения поровну статических и динамических
1. Андреева В.Е. Влияние сопряженного развития гибкости и скоростно-силовых качеств на характеристики подвижности в суставах и прыгучести гимнасток // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2 (27). – С. 47-53.
2. Бакина Е.Б. Развитие гибкости в спортивной гимнастике // Технологии образования. – 2021. – № 2. – С. 227-234.
3. Белокопытова Ж. Факторы, определяющие эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов. – 2018. – № 2. – С. 24-27.
4. Береснева И.А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер : журнал в журнале. – 2006. – № 6. – С. 36-38.
5. Бальсвич, В.К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений: учеб. пособие / В. К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2008. – 57 с.
6. Винер И. А. Теория и методика художественной гимнастики. – СПБ. , 2014. – 120 с.
7. Гибкость и способы ее развития [электронный ресурс] URL: https://www.roller.ru/content/cat-181/article-1909.html (дата обращения: 12.09.2021г.).
8. Годик, М.А. Стретчинг / М.А. Годик. — М.: Советский спорт, 2008. – 96 с. 16. Горцев, Г.Н. Аэробика, Фитнесс, Стретчинг М.,2007. – С. 28-59.
9. Губа, В.П. Спортивная диагностика и иследования двигатель-ных возможностей спортсменов: учебное пособие / В.П. Губа. – М.: Про-свещение, 2016. – 234 с.
10. Жерновникова Я.В. Динамика развития уровня гибкости школьников первых классов под влиянием специальных упражнений // Слобожаньскийнауково – Спортивный висник. 2011. №2. С. 16-18.
11. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. – М.: 2003. – 381 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
13. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Т.Ю. Круцевич. - М.: Олимпийская литература, 2003. - 424с.
14. Лобачёв В.С., Никитин И.В., Лобанов В.В. Гибкость - способность или качество // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 18. – С. 49-56.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб-ник/ Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 136 с.
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб-ник для институтов физической культуры: учебное пособие / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 216с.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Вве-дение в предмет: учебник для высших физкультурных учебных заведений: учебное пособие / Л.П. Матвеев. - М.: Лань, 2004. – 223с.
18. Москаленко Е.А., Ходыкина В.В. Общая характеристика гибкости как физического качества и факторы, влияющие на развитие гибкости // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 57. – С. 16-22.
19. . Нерослова А.В., Баландин В.А. Теоретические основы оценки и развития активной и пассивной гибкости // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2020. – № 67. – С. 22-34.
20. Оценка уровня развития гибкости. [Электронный ресурс] URL: http://opace.ru/a/otsenka_urovnya_razvitiya_gibkosti (дата обращения: 21.09.2021) .
21. Перминова Е.И. Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 115-122.
22. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки/ В.Н. Платонов. Киев, 2002. - 278 с.
23. Пожидаев С.Н. Алгоритмизация тестирования гибкости в гимнастике // Теория и практика физ. культуры: тренер : журнал в журнале. – 2019. – № 6. - С. 76-79.
24. Салова Ю.П. Функциональное значение гибкости в различных видах спорта // Функциональное образование Сибири. – 2019. – № 51. – С. 16-25.
25. Смирнова Н.И., Черненко Е.Е., Гордейченко О.А. Влияние специальных упражнения на развитие гибкости у детей 6-7 лет // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 16. – С. 39-46.
26. Средства и методы развития гибкости. [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43768 (дата обращения: 12.06.2021г.).
27. Старикова, А. А. Значение и механизмы растягивания // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 677-679.
28. Ткачева О.И., Стрелецкая Ю.В., Белова Ю.В. Влияние активной гибкости на точность выполнения технических элементов в спортивной гимнастике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 64. – С. 11-23.
29. Федулова Н.А., Рыбакова Е.О. Развитие гибкости дошкольников средствами спортивной гимнастики // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. – 2019. – № 79. – С. 61-69.
30. Холодов, Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ФиС, 2003.