Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: спортивная школа городского округа г. Салават (Республика Башкортостан). Выборка: 10 тренеров (средний стаж работы в качестве тренера по спортивной акробатике 15 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Гибкость и ее виды 5
1.2. Методы и средства развития гибкости в спортивной акробатике 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 21
2.1 Организация исследования……21
2.2.Методы исследования……21
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
ВЫВОДЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность. Спортсмены в акробатике соревнуются выполняя акробатические элементы гимнастики на равновесие тела в пространстве, балансирование на одной конечности, вращение тела с опорой на снаряде и в безопорном положении [23].
В настоящее время спортивная акробатика предъявляет очень высокие требования к исполнению элементов. Качественное исполнение элементов напрямую зависит от уровня развития гибкости, таким образом, чтоб быть конкурентоспособным спортсменом в акробатике необходимо развивать данное качество до очень высокого уровня. По мнению тренеров данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время уровень развития гибкости у детей, занимающихся спортивной акробатикой, на этапе начальной подготовки является ниже требуемого результата, в связи с резким омоложением спорта [8].
В спортивной акробатике, одним из основных направлений тренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Процесс развития гибкости осуществляется постепенно, а так же непрерывно. Упражнения на гибкость нужно использовать в тренировочном процессе регулярно и в большом объеме. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития гибкости у спортсменов[13].
Помимо этого, актуальность исследования обуславливается большой ролью гибкости в формировании всех двигательных возможностей спортсмена в целом. О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых рассматривается специфическое воздействие статических упражнений на воспитание гибкости человека. При выполнении определённых статических упражнений, предполагающих сохранение определённой позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается их рефлекторное сокращение. В то же время в процессе выполнения рывковых баллистических упражнений, которые преобладают в физическом воспитании спортсменок 6-7 лет, в мышцах возникает напряжение в два раза больше по сравнению со статической растяжкой и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение.
Цель работы – исследовать тренировочный процесс, направленный на воспитание гибкости акробаток 6-7 лет
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить наиболее эффективные средства и методы, направленные на воспитание гибкости у акробаток 6-7 лет.
1. Гибкость определяют, как способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. Гибкость важна во многих спортивных дисциплинах, тем более в спортивной акробатике. Без такого качества как гибкость невозможно воспитывать пластичность и выразительность движений, а также совершенствовать их технику. Каждая композиция в спортивной акробатике включает в себя: прыжки, вращения, равновесия и с недавнего времени танцевальные дорожки, они предъявляют большое требование к пластике, грациозности и гибкости. А также способствуют укреплению мышц туловища, рук и ног. Так же они развивают не только подвижность в суставах, но и формируют правильную осанку, способствуют сохранению равновесия в сложных условиях, развивают координацию.
В отличие от других физических качеств, которые со временем могут улучшаться, превосходя первоначальные показатели в несколько раз (например, показатели абсолютной силы) гибкость начинает ухудшаться уже с первых лет жизни. Причина в постепенном окостенении хрящевых тканей, упрочении связочного аппарата и уменьшении эластичности связок.
Без интенсивной разминки нельзя начинать выполнения упражнений на растягивание. Комплексы на развитие гибкости можно применять как в начале тренировочного занятия, так и в середине. Перед этим необходимо обязательно разогреть мышцы, для того чтобы не допустить травмы.
2. после проведенного тестирование было определено, что динамическая гибкость в большей степени необходима акробаткам, рекомендуют применять для воспитания гибкости у акробатов упражнения со жгутами и упражнения с партнером; используют сначала рывковых упражнений, затем выполнение статических упражнений; время удержания статической позы должно быть от 2 до 10 сек; необходимо применять упражнения на гибкость во всех частях занятия.
Время, которое необходимо затрачивать в одном тренировочном занятии на воспитание гибкости акробаток 10-12 лет, от 15-30 % от общего времени тренировки; предпочитают распределять упражнения поровну статических и динамических