Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта и творческих способностей младших школьников (Кубанский Государственный Университет)

Работа №160231

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ 38.
Выборка: 50 учащихся 3 «Ж» и 3 «З» классов (возраст учащихся 8-9 лет).

Введение…………………………………………………………… 4
1. Теоретическая часть………………………………………5
1.1 Понятие эмоционального интеллекта…5
1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте и общая характеристика эмоциональной сферы.10
1.3 Творческие способности и их развитие в младшем школьном возрасте…………19
1.4 Теоретические предпосылки взаимосвязи эмоционального интеллекта и развития творческих способностей младших школьников…24
2. Методическая часть……………………………………… 28
2.1 Программа нашего исследования……28
2.2 Методы с описанием методик………28
3. Практическая часть…………………………………………. 30
3.1 По методике эмоционального интеллекта Холла……….... 30
3.2 По методике Торенса творческие способности…………... 32
3.3 Корреляция первого со вторым…43
Заключение………………………………………………………... 50
Список литературы……………………………………………….. 51


Проблема связи когнитивной и эмоционально-аффективной сфер психики является одной из самых сложных и важных в психологической науке. Несмотря на то, что ее история начинается в древности, она остается актуальной и в наше время. В современной науке данная проблема получила обозначение "эмоционального интеллекта" и данная работа посвящена исследованию этого конструкта.
Один из ключевых признаков современности является интерес к творчеству и умение находить нестандартным решениям. Приближается переход от эпохи рациональной упорядоченности к эпохе творческого мышления и креативности. Интерес многих исследователей обусловлен изучением феномена креативности и творческого мышления. В своей работе мы показали взаимосвязь творческих способностей и эмоционального интеллекта.
Исследование, описанное нами в данной статье, посвящено раскрытию закономерностей влияния эмоционального интеллекта и творческих способностей, а также определению сути последствий данного влияния на уровень развитости человека. В основу нашего исследования мы взяли младший школьный возраст.
Наше исследование протекает в области изучения субъект-субъектных видов деятельности, так как изучение эмоционального интеллекта предполагает именно такой тип отношений.
В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта, стала широко известной, и выступает в виде альтернативы традиционному интеллекту, в современной психологической науке.
Многие сторонники данной концепции полагают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности управленческой деятельности. Например, некоторые исследователи считают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) имеет большую прогностическую ценность, чем IQ.
В последние годы наметился определенный прогресс в формировании теоретических основ ЭИ, но по-прежнему остается достаточно много серьезных трудностей. Прежде всего, это касается определения самого понятия ЭИ. Точки зрения разных авторов по данному вопросу пересекаются лишь частично; многие аспекты четко не сформулированы; иногда понятие ЭИ трактуется чрезмерно широко. Существование двух типов моделей ЭИ (смешанных и моделей способностей) приводит к разным подходам к его измерению, причем эти подходы дают результаты, не согласующиеся друг с другом. Остается неясным, на каких когнитивных процессах основывается ЭИ и какую роль он играет в адаптации человека к окружающему миру.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном случае можно говорить, что творческие способности связаны со способностью понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций, таких как: мимика, жесты, интонация. Данная способность проявляется интуитивно и выражается в эмпатии и чуткости внутреннему миру других людей. Творческие способности так же влияют на умение управлять своими эмоциями и оказывать воздействие на эмоциональное состояние окружающих.
Выявлена значимая положительная зависимость творческих способностей младших школьников и их эмоциональной сферой, таким образом гипотеза была подтверждена.
В нашем исследовании, где целью является: анализ взаимосвязи между психологическими показателями. Мы видим, что между изучаемыми явлениями существует связь.
Выявление корреляции между ними позволяет расширить представления о психической организации человека, о взаимосвязях между различными сторонами его личности – в данном случае между эмоциональной сферой и творческими способностями младших школьников. Полученные результаты позволяют увидеть особенности влияния творческих способностей на эмоциональный интеллект.
Установлено, что развитый эмоциональный интеллект у ребёнка позволяет ему добиваться цели. Осуществлять деятельность намеченным ему способом. Ребёнок, с развитым эмоциональным интеллектом, чаще других детей проявляет упорство и настойчивость. Он тактично и грамотно заявляет о своём месте в обществе.



1. Андреева, Н. А. Предпосылки развития эмоционального интеллекта : тематические сообщения / Андреева Н. А. Журнал : вопросы присхологии, 2007, № 5. – С. 57-65.
2. Аронсон, Э. Некого больше ненавидеть: учим состраданию после «Колумбайн» / Э. Аронсон. – Нью-Йорк: Издательство А. Уорта, 2000. – С. 567.
3. Бандура А. Самоэффективность: на пути к объединяющей теории изменения поведения / / Баумайстер Р. Ф. (ред.). Самость в социальной психологии. Филадельфия, Пенсильвания : Издательство психологии, 1999. – С. 258-288.
4. Бар-Он, Р., Оценка эмоционального фактора (EQ-i): показатель эмоционального интеллекта: техническое руководство / Р. Бар-Он. – Торонто. Канада: Многопрофильные системы здравоохранения, 2004. – С. 30.
5.Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие : монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – С. 205.
6. Бердяев Н. А. Смысл творчества : учебное пособие / Н. А. Бердяев. – Харьков : Фолио ; Москва : АСТ, 2002. – С. 678. ISBN 966-03-0750-0.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие / Богоявленская Д. Б. – Москва: Академия, 2002. – С. 317. ISBN 5-7695-0888-4.
8. Ван Д., Андерсон Н. Х . Поиск оправданий и обвинений как функция внутреннего и внешнего локуса контроля / / Eur. Психология. 1994. Т. 24. № 2. – С. 259-302.
9. Волков, И. П. Учим творчеству : учебное пособие / И. П. Волков. – Москва : Просвещение, 1986. – С. 230. ISBN 5-07-000504-9.
10. Гоулман, Д. Первичное лидерство / Д. Гоулман, Р.Э. Бойцис,
А. Макки. – Бостон, Массачусетс: Издательство Гарвардской школы бизнеса, 2002. – С. 301.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему это может иметь значение больше, чем IQ? / Д. Гоулман. – Нью-Йорк: Bantam Books, 1995. – С. 545.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – С. 478.
13.Гастелло, Д. Д., Гуастелло С. Дж. Андрогинность, гендерно-ролевое поведение и эмоциональный интеллект студентов и их родителей // Половые роли: Журнал исследований. 2003, декабрь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.findarticles. eom/p/articles/ (дата обращения: 15.08.2017).
14. Дерксен, Дж. Отличается ли самооценка эмоционального интеллекта от оценки общего интеллекта? / Дж. Дерксен, Л. Крамер, С. Кацко // Личность и индивидуальные различия. 2002. – С. 37-48.
15. Дёгтерева А. С. Диагностика типов привязанностей : онлайн презентация / А. С. Дёгтерева, Рязанский государственный медицинский университет им.акад И.П. Павлова, 2011. – С. 74.
16. Джордж, Дж. М. Эмоции и лидерство : роль эмоционального интеллекта. – Лондон, 2000. – С. 1027.
17. dobryanka-edu.ru : официальный сайт. – URL: https://polazna-ds2.dobryanka (дата обращения 11.03.2024).
18. Дорфман А. Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2. – С. 101–106.
19. Дружинин В. Н. Современная психология : справочное руководство / Под. ред. В. Н. Дружинина. – Москва : ИНФРА-М, 1999. – С. 687.
20. Ильин, Е. П. Психология риска : книга / Е. П. Ильин. – Питер, 2012. – С 495. ISBN: 978-5-459-00880-7.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. – 752.
22. Кравченко А. Нарцисс и его отражения / / Московский психотерапевтический журнал. 2001. №2. – С. 96-113.
23. Куразо Д. Эмоциональный интеллект руководителя : книга / Д. Куразо. – Издательство : Издательский дом «Питер», 2016, С. 320. ISBN:978-5-496-02237-8.
24. Лайтес, Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. – Москва : Академия, 1996. С.416. ISBN 5-7695-0063-8.
25. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2010. – С. 410.
26. Лубинская В. А. Психология затруднённого общения : Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – Москва: Изд. центр «Академия», 2001. – С. 285. SBN 5-7695-0694-6.
27. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2004. – С. 29-36.
28. Майер, Дж. Д. Что такое эмоциональный интеллект? / Дж. Д. Майер, П. Саловей // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования; под ред. П. Саловея, Д. Слуайтера – Нью-Йорк, 1997. – С. 82.
29. Майер, Дж. Д., Саловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и выводы // Психол. Запрос – 2004. – С. 197-215.
30. Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. – СПБ.: Речь, 2001, – С. 560. ISBN: 5-9268-0036-6.
31. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП+, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// andreeva.by/predposylki-razvitiya-emocionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 18.04.2024).
32. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина / от-ветственный ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, Т. В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1946. – С. 712.
34. Саарни, С. Эмоциональная компетентность и саморегуляция в детском возрасте / С. Саарни // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект; под ред. П. Саловея, Д.Дж. Слейтера. – Нью-Йорк: BasicBooks, 1997.
35. Савина, Ю. В. Локус контроля в понимании современной психологии / Ю. В. Савина, Е. В. Щетинина // Молодой ученый. – Сочинский государственный университет, 2022. – С. 219-223. URL: https://moluch.ru/archive/437/95622/ (дата обращения: 18.04.2024).
36. Саидова, З. Х. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии / З. Х. Саидова. // Молодой ученый. 2015. № 23. – С. 901-905.
37. Спиноза, Б. Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза. – М., 1957.
38. Тихомирова, О. К. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – С. 236.
39. Трубайчук, Л. В. Словарь-справочник педагогических инноваций в обра-зовательном процессе / Л. В. Трубайчук. – Москва : Издательский Дом «Восток», 2001. – С. 81. ISBN 5-8835-116-3.
40. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса : методическое руководство, – Санкт-Петербург, 1998, – С. 171
41. ForbesLife : официальный сайт. – URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/479127-piramida-emocional-nogo-intellekta-kak-naucit-sa-ponimat-svoi-i-cuzie-cuvstva?ysclid=ls9blgjstb383573932 (дата обращения: 11.03.2024).
42. Хабарова А. А., Пентюхина А. И., Перышкова С. А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. – Мичуринский государственный аграрный университет, 2020. Т. 3. № 2. – С. 290.
43. Харрод, Н. Р., Шеер С. Д. Исследование эмоционального интеллекта подростков в связи с демографическими характеристиками / / Подростковый возраст. – Москва, 2005. – С. 10. PMID: 16268129.
44. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008. – С.265.
45. Цукерман, Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. – С. 17-31.
46. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2007. – С. 328.
47. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций : учебное пособие. – М., 2007. – С.158.
48. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности : учебное пособие / Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 1997. – С. 222. ISBN 5-89502-004-61.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ