Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТУВИНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
958
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Тувинские музыкальные инструменты в контексте музыкального воспитания дошкольников 7
1.1. Музыкальное воспитание дошкольников в современной России 7
1.2. Музыкальные инструменты Тувы, их классификация 12
1.3. Учебно-познавательный и воспитательный потенциал тувинской
инструментальной музыки 11
Выводы по I главе 22
Глава II . Воспитание музыкального восприятия старших дошкольников через знакомство с тувинскими музыкальными инструментами: опытно - экспериментальная часть 24
2.1. Констатирующий этап 24
2.2. Формирующий этап 22
2.3. Заключительный этап 46
Выводы по II главе 51
Заключение 512
Список литературы 53
Приложения 518


В настоящее время в гуманитарных науках активно обсуждаются проблемы этничности, идентичности, аутентичности и модернизационных процессов, наблюдаемых в традиционных культурах в контексте всеобщей глобализации. Тенденция глобализации и повсеместных культурных взаимодействий делает актуальным и значимым интерес к культурной отличительности, особенно такой культуры, как тувинская, которая далека от того, чтобы уступить свое место унифицированной массовой культуре. В истории человечества много примеров исчезновения отдельных культур (как и «умирания» языков) в результате их «поглощения» более крупными культурами. В случае с тувинской музыкальной культурой можно наблюдать противоположный эффект. По мнению В. Сузукей, она привлекает к себе всеобщее внимание, завоевывая мировую известность, и в определенной степени сама начинает оказывать влияние на мировое музыкальное сообщество [36]. Только будучи целостной системой, традиционная музыкальная культура Тувы могла вбирать в себя новые веяния ХХ века, гибко реагируя на все изменения и оставаясь при этом сама собой.
Актуальность темы. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения тувинских музыкальных инструментов в образовательном контексте, которые, несмотря на социальные и политические преобразования, сохраняют своеобразную конфигурационную устойчивость, что само по себе является актуальным.
В фольклорном инструментарии Тувы наиболее стабильной и развитой является группа музыкальных инструментов, широко бытовавших в художественной практике дореволюционной Тувы и в современных условиях занимающих центральное место в музыкальной культуре тувинского народа. Эта группа инструментов свидетельствует о разнообразии музыкального инструментария, об их важной роли в историческом развитии национальной культуры и довольно высоком уровне инструментального искусства тувинцев. Большинство из них - струнные музыкальные инструменты, это: чадаган, игил, бызаанчы, дошпулуур и чанзы. Кроме того, отметим духовые и варганы: лимби, демир-хомус и кулузун-хомус. Эти инструменты тувинцами считаются исконно тувинскими, хотя этимология названий, конструкция, исходный материал, из которого изготавливаются некоторые из них (например: бызаанчы, чанзы. лимби) дают основание предположить привнесенность их в тувинскую культуру в незапамятные времена, что свидетельствует об исторических, этнокультурных связях тувинского народа.
Для данной группы музыкальных инструментов характерно выполнение ярко выраженной художественной функции. Исполнительское искусство на них тувинцами рассматривается большей частью в эстетическом плане, и сами инструменты многими носителями традиции не ставятся ни в какую связь с шаманскими и ламаистскими инструментами (исключение составляет демир-хомус, который в прошлом применялся и в обрядовой практике шаманов). Тем не менее, с этими инструментами связаны и многие народные поверья, например, анимистические и анималистические воззрения доламаистских верований. В связи с этим особый интерес представляют материалы устного фольклора (мифы, легенды, предания о музыкальных инструментах и народных исполнителях прошлого), которые глубже раскрывают культурный контекст истории бытования этих инструментов.
В процессе технологии изготовления музыкальных инструментов также имеются свои устойчивые закономерности уже на материально¬техническом уровне художественного опыта: например, приверженность к определенным материалам, особенность их обработки особое отношение к размерам, объемам, формам, специфика изготовления клея, лака, красок, которые во многом вплотную соприкасаются и с искусством декоративно¬прикладного творчества. Некоторые моменты традиционной технологии изготовления музыкальных инструментов отражены и в народных песнях.
Исполнительская практика на вышеперечисленных музыкальных инструментах имеет многогранный и сложный характер. Помимо того что они используются как аккомпанирующие инструменты вокальному исполнению и горловому пению, они также имеют и самостоятельный инструментальный репертуар, включающий вариации песенных мелодий и собственно инструментальные произведения импровизационного характера, исполняемые на лимби, демир-хомусе, кулузун-хомусе и др.
Однако, по нашим наблюдениям, тувинские музыкальные инструменты используются в музыкально-образовательной практике ДОО Республики Тыва недостаточно: редко и часто бессистемно (что частично объясняется отсутствием доступных по цене, детских версий музыкальных инструментов в торговой сети). Необходимо определить педагогические аспекты, которые могут способствовать полноценному включению тувинской инструментальной музыки в образовательное пространство ДОО РТ.
Объект исследования - музыкальное воспитание.
Предмет исследования - тувинские музыкальные инструменты как средство воспитания музыкального восприятия дошкольников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что включение тувинских музыкальных инструментов и тувинской инструментальной музыки в учебно¬воспитательный процесс ДОО будет способствовать повышению уровня музыкальной восприимчивости детей.
Главная цель предлагаемого исследования - определение оптимальных условий, при которых тувинская инструментальная музыка будет органично включена в учебно-воспитательный процесс ДОО, способствуя эффективности музыкального воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
- выявить основные музыкальные инструменты Тувы;
- изучить историю развития тувинских музыкальных инструментов и их классификацию;
- определить достижения и перспективы развития тувинских музыкальных инструментов современной Тувы;
- рассмотреть возможности использования тувинских музыкальных инструментов в процессе приобщения ребёнка к основным сферам человеческой культуры (знаниям, искусству, морали и др.) и воспитания уважения к национальным традициям;
- расширять представления детей о тувинской инструментальной музыке как о виде искусства;
- создать условия для освоения дошкольниками знаний о выразительных возможностях тувинских музыкальных инструментов.
Структура работы. Работа носит прикладной характер и имеет структуру из двух глав, первая из которых посвящена теоретическим аспектам избранной темы, а вторая — описанию проведенной опытно¬экспериментальной работы.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужили различного рода издания (научная, методическая литература), аудиозаписи тувинской инструментальной музыки различных фольклорных коллективов, непосредственно сами музыкальные инструменты. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе старшей группы МБДОУ Детский сад № 1 «Хензигбей» с. Эрзин Эрзинского кожууна Республики Тыва.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Музыкальное искусство обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, обогащает его духовно¬нравственную сферу, формирует эстетические представления и вкус.
Возможности народного творчества в воспитании детей неоценимы, поэтому народную музыку следует активно использовать в учебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования. Не случайно в постсоветский период музыкальный фольклор стал неотъемлемой частью современных российских образовательных программ.
Тува - уникальный регион по многим параметрам, в том числе по сохранности традиционных музыкальных инструментов и народных традиций игры на них. Наиболее полно они представлены в научных трудах этноинструментоведа В.Ю. Сузукей. Тувинская инструментальная музыка в современном культурном пространстве активно развивается в творческой деятельности целого ряда музыкантов и коллективов, среди которых выделяется Тувинский национальный оркестр Министерства культуры Республики Тыгва.
При этом в образовательной практике Тувы тувинская инструментальная музыка используется пока недостаточно. Основная работа по приобщению дошкольников к тувинским музыкальным инструментам должна проводиться на музыкальных занятиях. Традиционным итогом работы с детьми станут праздники, вечера досуга и театрализованные представления.
Проведенное экспериментальное исследование доказало, что включение тувинских музыкальных инструментов и тувинской инструментальной музыки в учебно-воспитательный процесс ДОО способствует повышению уровня музыкальной восприимчивости детей.



1. Абдулин Э. Б, Николаева Е . В. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. - М., 2004. - 294 с.
2. Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка [Текст]. - М., 1964. -238 с.
3. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
4. Апраксина В. Н. Из истории музыкального образования [Текст] / В. Н. Апраксина. - М., 1997. - 197 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.: Музыка, 1965. - 286 с.
6. Будегечи Т. Художественное наследие судьбы искусств. Жизнь традиций. Диалог культур . От традиционного к современному [Текст] / Т. Будегечи. - М., 1995. - 224 с.
7. Вайнштейн С . И . История неpoднoеo искуеетва Туыы [Текст] / (2 . И. Вайнштейн. - М., 1974. - 256 с.
8. Е>олков Г.Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н . Еоолков. - М. : Идд. центр «Акдхемия», 1999. - 168 с.
9. Е>осприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465023 (дата обращения: 06.06.02016)
10. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М., 2007. - 320 с.
11. Гoтдгинеp А . Л . Муыыклльная психология [Tскст] / А . Л. Готсдинер. - М., 1993. - 128 с.
12. Дoшнoпзиск: обучни^ и paзгсгиe : оoвпитттелям и рдиитеяям. Академия развития [Текст]. - Ярославль: Академия «Холдинг», 2001. - 152 с.
13. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней [Текст] / Е. К. Карелина. - М., 2009. - 552 с.
14. Картушина М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников [Текст] / М. Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.
15. Кирнарская Д. К. Специальные способности. Музыкальные способности [Текст] / Д. К. Кирнарская. - М., 2003. - 497 с.
16. Коляденко Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств [Текст] / Н. П. Коляденко. - Новосибирск, 2003. - 398 с.
17. Кыргыс З. К. Древняя форма звукообразования в тувинском хоомее [Текст] / З. К. Кыргыс // Третий Международный симпозиум «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии». - Кызыл, 1998. - С. 7-9.
18. Кыргыс З. К. Песенная культура тувинского народа [Текст] / З. К. Кыргыс. - Кызыл, 1992. -124 с.
19. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование [Текст] / З. К. Кыргыс ; отв. ред. И.В. Мациевский. - Новосибирск : Наука, 2002. - 236 с.
20. Легаспи де Арисменди Альсира. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / Легаспи де Арисменди Альсира. - М., 1989. - 96 с.
21. Миронович Р.Г. Воспоминания [Текст] / Р.Г. Миронович // Люди тувинского театра. - Кызыл, 1971. - С. 76-78.
22. Михеева Е. В. Проблема музыкального воспитания детей
дошкольного возраста на современном этапе [Электронный ресурс] / Е. В. Михеева. - Режим доступа:
http://www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3 2 5.htm (дата обращения:06.06.2016).
23. Морева Н. А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении [Текст] / Н. А. Морева. - М. : Просвещение, 2004. - 148 с.
24. Ооржак В. О. Техноиокия лслвсoвлeния длaдициoнлoгo музыкального инструмента игила [Текст] / В. О. Ооржак, К. А. Ондар. - Кызыл, 2012. - 97 с.
25. Попова А. С. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки [Электронный ресурс] / А. С. Попова. - Режим доступа: http://tmndetsadv.ru/metodicheskiv- kabinet/pedagogicheskiy- opyit/news7111 ,html - (дата обращения: 06.06.2016)
26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб, заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. - М., 2000. - 240 с.
27. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандшивили. - 3-е изд.. - М.: Академия, 2000. - 214 с.
28. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников. - М., 1989 - 192 с.
29. Робустова Л. П. Концептуальные основы современного музыкального воспитания и образования / Л.П. Робустова // Теоретические концепции ХХ века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки [Текст] : материалы всерос. конф. / Новосиб. гос. консерв. им М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000. - С. 101-106.
30. Салчак О. В. Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру [Текст] / О. В. Салчак // Башкы. - 2015. - №1 - С. 79-81.
31. Сузукей В. Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 1993. - 48 с.
32. Сузукей В. Ю. Конкурсы мастеров музыкальных инструментов Тувы [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 2006. - 48 с.
33. Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии [Текст] / В. Ю. Сузукей. - М., 2007. - 408 с.
34. Сузукей В. Ю. Проблема лада в тувинской народной музыке [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 1989. - 67 с.
35. Сузукей В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты [Текст] / В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 1989 - 143 с.
36. Сузукей В. Ю. Этномузыка: учебное пособие [Текст] / В. Ю. Сузукей ; Ин-т развития нац. школы Мин-ва образования и науки Респ. Тыва. - Кызыл, 2010 - 124 с.
37. Танов А. С. Садик уругларынга музыка ооредилгези [Текст] /
A. С. Танов. - Кызыл : ТывНУЧ, 1995. - 128 ар.
38. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К.B. Тарасова. - М., 1985. - 70 с.
39. Тарасова К. В. Музыкальное мышление [Текст] / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель. - 2011. - №4 - С. 2-6.
40. Татаринцев Б. И. Тувинское горловое пение[Текст] : проблемы происхождения. Problems of the Origin of Tuvan Throat-Singing / Б. И. Татаринцев ; МНЦ «Хоомей». - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1998. - 79 с.
41. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М., Л., 1947. - 212 с.
42. Тувинские музыкальные инструменты: Электронная энциклопедия (просветительский проект) [Электронный ресурс] / Тувинский филиал ВСГАКИ ; сост.: В. А. Кошкар-оол, В. Ю. Сузукей. - Кызыл, 2012.
43. Хоомей [Текст] : ежегодный иллюстрированный информ.-худож. журнал. Основан в 1994 г. / гл. ред. Л. С. Артына. Республика Тыва Министерство культуры, кино и туризма Государственное предприятие «Хоомей».
44. Черезова Г. В. Программа по музыке для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Г. В. Черезова. - Кызыл, 2004. - 12 с.
45. Чоодур Э. С. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям национальной культуры посредством тувинских музыкальных инструментов [Текст] / Э. С. Чоодур, С. Х. Хурен-оол // Актуальные проблемы преподавания на современном этапе: материалы респ. науч.-практ. конф., 20 марта 2015 г., г. Кызыл. - Кызыл, 2015. - С. 47-48.
46. Чоодур Э. С. Эткир уннуг игилимни [Текст] / Э. С. Чоодур // Башкы. - 2015. - № 1 - С. 49.
47. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа [Текст] / под ред. Л. Баренбойм. - М., 1985. - 354 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ