Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы выражения авторской позиции в рассказе А. И. Солженицына “Матрёнин двор”»

Работа №160216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Авторская позиция и способы ее воплощения в художественной литературе 6
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Способы выражения авторской позиции в рассказе
А.И. Солженицына «Матрёнин двор 15
2.1. Портретная характеристика Матрёны как способ выражения
авторской позиции 15
2.2. Интерьер как способ выражения авторского отношения к
героине 20
2.3. Выражение авторской позиции к героине через её поступки 22
2.4. Рассказчик как выразитель авторской позиции 25
2.5. Заглавие произведения как выражение авторского видения
изображённой ситуации 28
2.6. Второстепенные герои произведения как выражение нравственной
позиции автора 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Библиографический список 40

Авторская позиция как литературоведческий термин в литературоведческих словарях трактуется по-разному. Например, по Лотману Ю.М. авторская позиция представляется как «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю» [18:71].
Синонимом авторской позиции может служить такое понятие, как «авторская модальность», введённое Н.С. Валгиной. «Модальность - это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций» [6:139]. Способы выражения этого отношения могут быть разными в зависимости от языковой личности автора, но они всегда мотивированны и целенаправленны. Таким образом, выбор средств диктуется авторской интенцией, реализация которой и создает свою модальность текста.
Также существует общая модальность, представляющая собой позицию автора по отношению к целому произведению. В данном случае речевые единицы функционируют в составе целого, а текст представлен в виде единства формальных и содержательных элементов с учётом целевой направленности, интенции автора, личностных ориентаций автора. Ведущую роль в создании сформулированной идеи, произведения выполняет авторская оценка тех объектов, явлений, событий, которые фигурируют в пространстве художественного текста [16:75].
Многие исследователи выводили своё определение термина «авторская позиция». Однако в данной работе мы будем придерживаться версии ученого М.М. Бахтина, которая, на наш взгляд, наиболее полно отражает суть термина «авторская позиция» и позволяет рассмотреть его в нескольких ракурсах. В своём научном труде «Вопросы литературы и эстетики» он утверждал, что авторскую позицию можно рассматривать как с точки зрения слова, так и с точки зрения внесловесных элементов. Более подробно данную концепцию мы рассмотрим в первой главе выпускной квалификационной работы.
Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенно.
В своей выпускной квалификационной работе мы стремились раскрыть своеобразие и конкретные способы выражения авторской позиции в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Авторское название рассказа - «Не стоит село без праведника», однако главный редактор «Нового мира», где в 1963-м году было напечатано произведение, А. Твардовский, настоял на названии «Матрёнин двор». Оно, на наш взгляд, с точки зрения выражения авторской позиции, уступает названию, предложенному самим автором. Солженицын уже в названии делал акцент на том, что считает свою героиню носительницей той нравственной силы, без которой жизнь человека теряет свой высокий смысл и превращается просто в существование. В своей работе мы в отдельном параграфе уделяем особое внимание заглавию произведения, как одному из способов выражения авторского отношения к своей героине.
Актуальностью исследования является степень его важности: авторская позиция, которую можно осознать только в контексте всего художественного произведения и при условии вдумчивого, серьезного прочтения произведения (иногда и неоднократного), - один из «ключиков» к выявлению проблемы и идеи, заключённых в произведении. Поэтому очень важно уметь видеть и выявлять конкретные способы воплощения авторской позиции.
Объект исследования - рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Предмет исследования - авторская позиция и способы ее выражения в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Мы ставили перед собой цель: выявить и обозначить способы выражения авторской позиции в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть термин «авторская позиция» и его функции в художественной литературе;
• выявить и обозначить конкретные способы выражения авторской позиции в рассказе Солженицына «Матрёнин двор», такие, как портретная характеристика и речь главной героини; интерьер; раскрытие образа героини через её поступки; роль рассказчика, второстепенных героев и заглавия произведения.
Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования: теоретический анализ литературного текста, обобщение и изучение литературы по данному вопросу.
Теоретическая значимость работы состоит в более глубоком изучении проблемы выявления способов авторской позиции в рассказе «Матрёнин двор» и их систематизации.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в выпускной квалификационной работе систематизированные результаты могут быть использованы в средней школе на уроках, посвящённых изучению рассказа «Матрёнин двор».
Структура работы оформлена в соответствии с поставленными целями и задачами: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 42 наименования.
Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы цели и задачи данной работы. В первой главе приведены теоретические материалы по способам выражения авторской позиции и современные подходы к её изучению, анализируются особенности интерпретации художественного текста, выявляется роль авторской позиции при интерпретации. Во второй главе приведены способы выражения авторской позиции в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был рассмотрен рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор», а также способы выражения авторской позиции в данном произведении.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Авторская позиция - неотъемлемая часть художественного произведения. По сути, это ответ автора на вопрос, который он сам ставит перед читателем. Авторская позиция - отношение автора произведения к героям, явлениям, описанным в его работе. Верное понимание художественного произведения напрямую зависит от правильной трактовки авторской позиции, которая может выражаться различными способами как прямо, так и косвенно.
Один из основных способов, используемых в литературе для выражения авторской мысли - создание определенного образа персонажа, а именно: его имя, внешность, характер, система моральных ценностей, поступки. Всё это может отражать авторскую позицию. Очень точно может передать авторскую мысль речь героя, то есть его манера общения, голос, слова, которые он использует в быту и повседневной жизни и так далее. Выразителем авторской позиции может также стать и местность, в которой разворачивается сюжет того или иного произведения, места жительства персонажей, внутреннее убранство, интерьер их домов. Всё это может заключать в себе позицию автора.
Часто позиция автора отражается в названии произведения. При наличии эпиграфа, а также его дальнейшем верном трактовании, тоже можно выявить авторскую позицию.
В рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицын обозначает свою позицию разными способами. В первом параграфе второй главы своей работы мы обратились к портретной характеристике Матрёны с целью выявления авторской позиции в образе главной героини.
Автор изображает Матрёну Васильевну как жизнерадостную, самостоятельную женщину, готовую бескорыстно прийти на помощь любому, кто попросит об этом. Вся жизнь этой женщины будто была одним огромным и тяжким испытанием, с которым героиня достойно справилась. После стольких трудностей она смогла сохранить свой лёгкий, жизнерадостный и позитивный взгляд на мир. По мере изучения и анализа произведения, мы видим, что автор крайне положительно описывает героиню, создает свой идеал простой русской женщины. Это позволяет нам сделать вывод, что, по мнению А.И. Солженицына, именно таким и должен быть дух всего русского народа.
Именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля — такой вывод делает рассказчик, услышав историю героини и поняв ее нехитрую жизнь. Но его совсем не радует это открытие: поскольку, если Россия держится только на самоотверженных старухах, у неё не может быть будущего.
Во втором параграфе второй главы своей работы мы обращаемся к интерьеру как способу выражения авторского отношения к героине. Дом Матрёны показан нам как небогатая, старая, полуразваленная хижина. Быт женщины скуден, но во многом героиня и не нуждается. Простота и скромность - вот что показывает нам автор, изображая жилище Матрёны Васильевны Григорьевой. Также дом и двор Матрёны выступает в роли своеобразного оплота в мире, в котором полностью разрушены все моральные устои, для жителей которого не осталось ничего святого. Таким способом, изображая дом главной героини, автор оттеняет образы местных жителей, соседей и знакомых Матрёны. Ведь только люди, с окончательно прогнившими душами способны были «позариться» на ветхую избу - последнее, что осталось у старой больной женщины.
В третьем параграфе второй главы мы анализируем поступки героини как способ выражения авторской позиции. Несмотря на трудную судьбу, тяжёлую болезнь, одиночество и множество других печальных обстоятельств, Матрёна Васильевна Григорьева смогла до последнего остаться человеком, который чист и светел душой и помыслами. Матрёна - праведник, без которого не стояло бы село, даже целая страна. И действительно, автор не раз показывает нам то, как самоотверженно и бескорыстно женщина готова помогать всем вокруг, иногда даже в ущерб себе. В поступках своей героини Солженицын отражает то, каким, на его взгляд, должен быть национальный характер русского народа.
В четвертом параграфе нами рассматривался образ рассказчика в качестве выразителя авторской позиции. Именно глазами Игнатьича мы видим события, разворачивающиеся на страницах данного произведения. Часто он дает как прямую, так и косвенную оценку происходящего. Данный образ служит своеобразным посредником между читателем и автором.
В пятом параграфе было проанализировано название произведения с точки зрения выражения авторской позиции. Матрёнин двор - это не просто место, это символ. В данном произведении Александр Исаевич Солженицын сосредотачивает наше внимание на мире русской женщины. Таким образом автор подчёркивает незримую, но при этом неразрывную связь дома и человека, ведь вскоре после разрушения дома погибает и его хозяйка.
В шестом параграфе были рассмотрены образы второстепенных персонажей данного произведения. В силу разности взглядов на мир и жизнь Матрёна и ее односельчане не могут находиться в гармоничных отношениях. Добрая и бескорыстная Матрёна воспринимается жителями деревни как недалёкая и наивная женщина. Их взаимоотношения построены на односторонней корысти и равнодушном желании получить выгоду.
Главным же антиподом Матрёны представлен её бывший возлюбленный, Фаддей. Это образ уже немолодого, опытного мужчины с нелёгкой судьбой. Со временем он превратился в жестокого и чёрствого человека, который не жалеет ни свою жену, ни родных детей. В молодости Фаддей очень любил Матрёну, но с годами стал относиться к ней также, как и все её соседи.
Пороки, жадность, корысть, бессердечие и равнодушие - вот основные качества жителей деревни. Автор горько и с сарказмом описывает данных персонажей, представляя читателю искажённую систему человеческих ценностей, на основе которых невозможно прожить достойную жизнь.
Цель, поставленная нами, была достигнута. В своей работе мы выявили и обозначили способы выражения авторской позиции в данном произведении.



1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М.: 1998. - С. 64.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 94.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества". - М.: Искусство, 1979. - С. 76.
4. Большая Советская Энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://bse.slovaronline.com(дата обращения: 20.12.2019).
5. Большев А.О. Авторитарное слово в произведениях А. Солженицына. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoritarnoe- slovo-v-proizvedeniyah-a-solzhenitsyna(дата обращения: 20.12.2019).
6. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003. - С. 139.
7. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.:Государственное издательство художественной литературы, 1959. - С. 656.
8. Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: Искусство, 2001. - С. 29.
9. Галинская И.Л. Жизнь и судьба Александра Солженицына. [Электронный ресурс]иКЕ:https://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-i-sudba-aleksandra-solzhenitsyna/viewer(дата обращения: 10. 05. 2020)
10. Галкина Е.В. А.И. Солженицын о человеке в тоталитарном обществе.
[Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/a-i-
solzhenitsyn-o-cheloveke-v-totalitarnom-obschestve (дата обращения: 17. 05. 2020).
11. Достоевский Ф.М. Грибоедов и вопрос об искусстве. // Ф. М. Достоевский об искусстве - СПб.: Наука, 1993.-С. 47-87.
12. Еликова М.Г. Исследовательская работа по рассказу
А.И. Солженицына «Матренин двор» в контексте русского религиозного искусства. [Электронный ресурс] URL:
https://pedsovet.su/load/32-1-0-24748(дата обращения: 10. 05. 2020)
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука. - 2000. - С. - 114.
14. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. - М.: 1992. - С. 199.
15. Красовский В.Е. Литература. Справочник абитуриента. [Электронный
ресурс]иКЕ: https://a4format.ru/pdf files slovari/4b6b03d0.pdf(дата
обращения: 10.05.2020)
16. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - Л.: Просвещение, 1988. - С. 75.
17. Лопухина-Родзянко Т. Духовные основы творчества Солженицына. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1974. - С. 24.
18. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. - С. 71.
19. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: 1999. - С. 30.
20. Мешкова Л.А. Авторская позиция в современной
прозе//Филологические науки. - 1988- № 5 - С. 5.
21. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М.: Азбука, 2012. - С. 12.
22. Ранчин А.М. К вопросу о литературных подтексах и о полемике в
«Матрёнином дворе» [Электро ресурс]
URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/k-voprosu-o-literaturnyh-podtekstah-i- o-polemike-v-matryoninom-dvore(дата обращения: 25.12.2019).
23. Ранчин А.М. Матрёна А.И. Солженицын и Праведники Н.С. Лескова [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/matryona-a-i-solzhenitsyna-i-pravedniki-n-s-leskova(дата обращения: 21.12.2019).
24. Ржевский Л.Д. Творец и подвиг: очерки по творчеству А. И. Солженицына. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972.
25. Серебрякова О. С. Рассказчик как выразитель авторской позиции в
рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. Л.П.
Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 120-122.
26. Солженицын А.И. Матренин двор. - М.: Детская литература, 2014.
27. Сорокина Н.В. «Тамбовские страницы» в жизни и творчестве А. И.
Солженицына. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tambovskie-stranitsy-v-zhizni-i-tvorchestve- a-i-solzhenitsyna(дата обращения: 23.05.2019).
28. Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: новый взгляд. - М.:
ИНИОН РАН, 1998.
29. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 5-е. - М.,1976.
30. Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]
URL: https://slovar.cc/rus/ushakov/427223.html(дата обращения:
25.12.2019) .
31. Ушмотьева Ю.В. Испытание праведника страданием (по рассказу А.И.
Солженицына «Матрёнин двор»). [Электронный ресурс]
URL:https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/08/20/ispytanie- pravednika-stradaniem-po-rasskazu-ai-solzhenitsyna(дата обращения:
25.12.2019) .
32. Федотов О.И. Введение в литературоведение.- М.,1998.
33. Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008.
34. Флобер Г. Письмо к Мопассану от 15 авг. 1878 г. - С. 117 - 120.
35. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. - М.: Высшая школа, 2004.
36. Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. И. Солженицына в оценках
деятелей прошлого и современников. [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnost-i-deyatelnost-a-i-solzhenitsyna-v- otsenkah-deyateley-proshlogo-i-sovremennikov (дата обращения 21.11.2019) .
37.Чернец Л.В. Литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины. [Электронный ресурс] URL:
http:ZZtaviak.ruZdistanceZwpcontentZuploadsZ2014Zobshcheobrazovatelnye_dis tsipliny/Literatura/Chernec.pdf (дата обращения 21.11.2019).
38.Чканикова А. К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души - а жизнь спасти не получилось. [Электронный ресурс] URL: https:ZZrosuchebnik.ruZmaterialZmatrenin-dvor-analiz-
proizvedeniya(дата обращения: 03.05.2020).
39. Шанский Н. М. Этимологический словарь [Электронный ресурс] URL: https://lexicography.online/etymology/shansky/п/пейзаж (дата обращения:
29.12.2019) .
40. Штурман Д.М. Городу и миру: о публицистике
Александра Солженицына. - Нью-Йорк: Третья волна, 1988.
41. Шунков А. В. Житийные традиции в рассказе А. И. Солженицына
«Матрёнин двор». [Электронный ресурс]
URL:https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/zhitiynye-traditsii-v-rasskaze-a-i-solzhenitsyna-matryonin-dvor(Дата обращения: 30.05.2020).
42. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. Учебное пособие. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - С. 472.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ