Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: частные и государственные психиатрические учреждения г. Москвы.
Выборка: 250 респондентов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психологического благополучия работников психиатрического учреждения 9
1.1 Сущность и проблематика психологического благополучия 9
1.2 Специфика деятельности работников психиатрических учреждений в частных и государственных психиатрических учреждениях 21
1.3 Факторы психологического благополучия персонала частных и государственных психиатрических учреждений 39
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия работников психиатрического учреждения 51
2.1 Организация и описание выборки исследования, методы исследования 51
2.2 Определение уровня психологического благополучия работников психиатрического учреждения 53
2.3 Рекомендации по результатам эмпирического исследования 66
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список использованных источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 94
Здравоохранение является одной из важнейших областей развития социально благополучного общества. Именно поэтому в Концепции развития системы здравоохранения России до 2020 года центральное место отводится кадровому потенциалу отрасли как главному системообразующему фактору эффективного развития здравоохранения и накопления здоровья нации [7].
Психологическое благополучие – относительное понятие, так как у каждого индивидуума свой уровень притязаний на комфорт и удовлетворенность своей жизнью. Однако есть критерии, которые косвенно свидетельствуют об уровне психологического благополучия. Прежде всего – это эмоциональное равновесие, высокий уровень самооценки, положительная самоидентификация, равновесные, интересные коммуникации, добрые, дружественные отношения с окружающими в как в ближнем круге- в личной жизни, так и в дальнем круге – в профессиональной среде, коммуникационных средах по интересам. Во многом это связано с саморазвитием личности, любознательностью, стремлением к познанию, а это связано со способностью самообучаться, быть готовым к жизненным изменениям, хорошие адаптационные способности, способность извлекать пользу из жизненных уроков, из промахов и неприятностей, стремиться к достижению удовлетворенности в жизни.
Для реализации высокого уровня психологического благополучия и результативности в стремлении к максимальным свершениям, самопознанию, саморазвитию в жизни человеку важно иметь позитивную энергию устремлений, желаний к позитивным преобразованиям. В этом человеку помогают мотивация и мотивы его деятельности, так как человеку важно иметь смысл и цель в жизни, обладать стремлением к самореализации, ощущать уверенность, силу, собственную значимость. Это помогает человеку самодисциплинироваться, способствуют повышению качества жизни, улучшают его адаптивный фактор, снижают зависимость от неопределенностей и неустойчивости в жизни, способствуют приумножению психического здоровья.
Современный человек давно самоидентифицирует себя индивидом в обществе, стремится обретать собственное психическое благополучие и находит в этом понимание в обществе или же не находит. То есть вопрос психического благополучия – резонансный вопрос. Благополучие сегодня – важный императив, который включает в себя многие понятия и аспекты. Прежде всего это касается социальных, экономических, духовных, физических и культурных аспектов, факторов индивидуального развития личности.
Вопрос психологического благополучия работников зависит прежде всего от управления кадрами психиатрических учреждений, так как от этого зависит система охраны здоровья населения. Инновационные процессы в отрасли должны сопровождаться ростом профессионализма и количества квалифицированных, работоспособных сотрудников, которым будут вверены важные процессы в развитии здравоохранения во всех инстанциях психиатрических учреждений. При этом вопросы охраны здоровья касаются в первую очередь здоровья самих сотрудников психиатрических учреждений, так как от здоровья сотрудников зависит работа всего кадрового состава системы учреждений здравоохранения. Область медицины, здравоохранения является областью с высокими рисками здоровью сотрудников психиатрических учреждений.
Исследование этих вопросов не такая простая задача, так как во многом психологическое благополучие связано с множеством субъективных факторов. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности преломляется в каждом человеке, в его сознании и восприятии индивидуально. В силу этого понятен индивидуализированный, персонифицированный подход в изучении психологического благополучия человека и анализе факторов, которые могут влиять на психологическое благополучие каждого человека.
Всем сотрудникам психиатрических учреждений предъявляются высокие профессиональные требования, соблюдение принципов гуманного отношения к человеку и заботе его здоровья. Особенно важно учитывать риски и вред здоровью медицинским работникам тех специальностей, которые тесно связаны с профессиональными вредностями и опасными условиями труда. К числу таких специальностей относится и психиатрия.
Актуальность темы. В современное время особенно возрастает нагрузка на сотрудников психиатрических учреждений. Социологические наблюдения показывают, что риски перегрузок среди сотрудников и персонала психиатрических учреждений высоки, в силу многих процессов динамики развития социально-общественной среды. Пока, в качестве основного и единственного стимула заинтересованности работы квалифицированного персонала используется такой ресурс как заработная плата, которая для сотрудников таких учреждений является практически единственным средством благополучия жизни.
Работа в медицинских психиатрических учреждениях характерна фактором выгорания на работе, это влияет на снижение качества работы на местах. Отсутствие дополнительных факторов материальной обеспеченности у сотрудников психиатрических учреждений влияет на снижение интереса к работе, сказывается на общий уровень благополучия на работе, прежде всего психологического благополучия, которое является превалирующим фактором, которое определяет ощущение качества, уровня и благополучия жизни.
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования. Тема психологического благополучия в наибольшей степени рассматривалась такими авторами как Н. Брэдберн, Э., К. Рифф, М. Райан. Также эта проблема поднималась в трудах следующих известных зарубежных и отечественных исследователей: К.А. Абульханова-Славская, Р.М. Шамионов, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, Л.В. Куликов, К.Н. Поливанова, М. Селигман, Д.И. Фельдштейн, ПП. Фесенко и другие. Проведенный теоретический анализ позволил нам сформировать главные факторы психологического благополучия.
Цель исследования – изучить факторы психологического благополучия работников психиатрического учреждения.
Объект исследования – психологическое благополучие.
Предмет исследования – факторы психологического благополучия работников психиатрического учреждения.
Гипотеза исследования: 1) не существует значимых различий уровня психологического благополучия между категориями персонала психиатрических и государственных клиник; 2) мотивация персонала в частных и государственных психиатрических учреждениях может отличаться из-за различий в финансировании, уровне контроля, автономии, конкуренции и управленческих процедурах. Понимание этих специфических особенностей важно для эффективного управления персоналом и обеспечения высокого уровня мотивации и удовлетворенности работой среди работников психиатрических учреждений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и проблематику психологического благополучия;
2. Исследовать специфику деятельности работников психиатрических учреждений в частных и государственных психиатрических учреждениях;
3. Определить факторы психологического благополучия персонала частных и государственных психиатрических клиниках;
4. Описать организацию исследования;
5. Провести эмпирическое исследование психологического благополучия работников психиатрического учреждения;
6. Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, а также разработать серию методических рекомендаций.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы, индукция, дедукция, синтез) и практические (контент-анализ, психодиагностические методы и методы математической статистики, в т.ч. факторный анализ и методы математической обработки).
Методики исследования:
1. Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко);
2. Опросник «Жизненные цели» (Диси Э., Райан Р., в адаптации: Н.В. Клюевой, В.И. Чиркова);
3. «Опросник удовлетворенности работой» (П. Спектор).
Характеристика выборки: мужчины и женщины в возрасте от 25 до 50 лет, работающие в частных и государственных психиатрических учреждениях врачами, медсестрами, административным и обслуживающим персоналом.
База исследования: выборка была произведена на основе таких частных и государственных психиатрических учреждений как:
1. Частная психиатрическая клиника «Алвиан» (Ленинский просп., 98, корп. 1, Москва);
2. Частная психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина ДЗМ (г. Москва, улица Матросская Тишина, 20 с1);
3. Частная психиатрическая клиническая больница № 13 (Ставропольская ул., 27, стр. 2, Москва);
4. Частная психиатрическая клиника Москвы «Фарватер» (пер. Фурманный, д. 9/12, Москва);
5. Клиника психологического здоровья и анонимной помощи «МайПсиХелс» (Колодезный пер., 3, стр. 29, Москва);
6. Филиал ГБУЗ «ПКБ № 4 ДЗМ» «Психоневрологический диспансер № 9» (8-я ул. Соколиной горы, д. 28, Москва).
Общее число участвующих в исследовании респондентов – 250, из которых 124 – сотрудники частных клиник, и еще 126 – государственных.
Практическая значимость данной работы в анализе факторов, которые влияют на снижение психологического благополучия медицинского персонала, сотрудников психиатрических учреждений, выявление основных деструктивных факторов воздействия на психологическое благополучие сотрудников, определение основных мотиваций и стимулирующих факторов, которые обуславливают благополучную деятельность сотрудников психиатрических учреждений.
Это связано прежде всего с выявлением научно-обоснованных факторов мотивирования персонала психиатрических учреждений, так как это важные аспекты по улучшению психического благополучия и качества работы медицинского персонала психиатрических учреждений. Это важное направление научных исследований, значимость которых особенно актуальна в наши дни с точки зрения прикладного аспекта.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 67 источников.
В ходе исследования было выявлено следующее:
1. Проанализирована сущность и проблематику психологического благополучия.
Психологические нагрузки отражаются на состоянии физического, ментального здоровья, влияют на продуктивность и качество жизни, таким образом в деле развития позитивных сдвигов в области психологического здоровья важно уделять внимание управлению и личному развитию.
2. Исследована специфика деятельности работников психиатрических учреждений в частных и государственных психиатрических учреждениях.
Работа в психиатрических учреждениях требует особого внимания, сосредоточенности, ответственности, чуткости наряду со специальными знаниями, навыками, эмоциональной стойкости. Непредсказуемость, нестандартность самостоятельных действий, смелость принятия решения, правильность и оправданность выбора решения – это далеко не полный перечень сложностей в профессии, в которой ежедневная деятельность сопряжена с плотным коммунициированием с различными людьми, прежде всего с пациентами, у которых есть психические расстройства, которые могут быть различного спектра. Любой работник психиатрического учреждения должен быть готов к работе в таких учреждениях, развивать профессиональные компетенции. Работа этой профессии вознаграждается возможностью видеть положительные результаты своего труда, так как имеет огромное значение для пациентов и может существенно улучшить их жизнь и благополучие.
3. Определены факторы психологического благополучия персонала частных и государственных психиатрических клиниках:
1) комфорт рабочей среды;
2) хорошее руководство и организацию работы;
3) социальную поддержку;
4) баланс работы и личной жизни;
5) профессиональное развитие;
6) психологическую безопасность;
7) здоровье и самозаботу.
4. Были обозначены методы исследования.
Методы исследования. В данной диссертационной работе были рассмотрены три основных вида методов исследования:
1) психодиагностические методы (шкала К. Рифф; опросник Э. Диси и Р. Райана; опросник удовлетворенности Спектора);
2) методы математической статистики (факторный анализ и математическая обработка данных).
5. Проведено эмпирическое исследование психологического благополучия работников психиатрического учреждения.
Основное различие в уровне мотиваций, виде мотиваций, в силу чего формируются качественные показатели работы в психиатрических учреждениях и присутствует более высокий или более низкий уровень компетенций, профессионализма, ответственности в своей деятельности, соблюдение принципов врачебной этики, наличие условий безопасности как в работе медперсонала, так и в качестве медицинской помощи пациентам.
6. Были проанализированы и интерпретированы результаты эмпирического исследования, а также разработана серию методических рекомендаций.
Разработка конкретных рекомендаций и стратегий для улучшения условий работы и качества жизни медицинского персонала на основе моделей математической обработки данных является важным шагом в направлении улучшения психологического благополучия персонала и качества оказываемой помощи пациентам. Однако, необходимо учитывать этические аспекты и соблюдать принципы конфиденциальности данных и защиты прав участников исследования.
Так, не было обнаружено значимых различий между категориями персонала по таким факторам психологического благополучия как: профессиональное развитие; баланс работы и личной жизни; здоровье и самозабота. Значимые различия были обнаружены по таким факторам психологического благополучия, как комфорт рабочей среды; хорошее руководство и организация работы; социальная поддержка; психологическая безопасность. Гипотеза была подтверждена.
Несмотря на сложности работы медицинских работников, повышение уровня психологического благополучия и обеспечение более устойчивой и здоровой рабочей среды для них крайне важно.
Необходимо предоставить следующее:
Психологическое благополучие врачей сегодня становится важной стратегической задачей поддержки и развития медицинского сектора. Сегодня настолько трудно находится в зоне максимального комфорта человеку, когда динамика жизни и ряд общественно-политических проблем потрясают различные страты общества, активизируют тенденции неустойчивости и неуверенности человека в завтрашнем дне.
2019 год показал незащищенность системы здравоохранения перед масштабными эпидемиями. Все большая нагрузка ложится на плечи врачебного персонала. Особенно в таких учреждениях, в которых рабочий ритм и трудовая деятельность врача протекают в атмосфере повышенных рисков (стресс, тревога, перегрузки, интенсивность рабочего графика, непредсказуемыми ситуациями и необходимостью оперативного решения сложнейших вопросов по лечению и взаимодействию с пациентами, коллегами по работе, начальством и т.д.). Эти процессы отражаются на психологических состояниях врача. То есть оперативность решения проблем в медицинском секторе должна рассматриваться при решении вопросов улучшения качества психологического благополучия среди медперсонала.
Развитие важной отрасли народного хозяйства и экономики, системы здравоохранения определяет стратегию развития здоровой нации. Вопросы психологического благополучия становятся приоритетными. Кроме того, это касается вопросов общественного сознания о важности психологического состояния врачей.
Сегодня для решения этих вопросов есть мощные образовательные технологии по развитию специализированного знания, повышению компетенций врачей, диверсификацию современного интеллектуального и научного знания в области медицины, развитие кафедр освоения новых достижений в медицине отечественных и зарубежных профессионалов в области образования в медицине и профессорско-практической научной деятельности по различным аспектам улучшения качества обслуживания населения и качества условий работа медперсонала. Во многом это связано с компетенциями и уровнем финансирования в важные направления медицинского сектора. Наиболее распространенный путь проводить образовательные мероприятия, семинары и тренинги для медицинского персонала, направленные на осознание собственных эмоциональных и психологических потребностей.
Помимо повышения квалификации, знакомство со стратегиями повышения качества психологического благополучия важно разрабатывать специальные программы поддержки и реабилитации врачей, которые в силу специфики работы находятся в ситуации повышенных рисков стресса. Это программы по психологической поддержке, консультациям, тренингов, возможность создания дополнительных условий релаксации, отдыха, поддержания физического, эмоционального, психологического состояния. Важно осуществить разработку и внедрение качественных программ по повышению стрессоустойчивости и компенсации сильных эмоциональных, физических, психических нагрузок, независимо от специализации и места работы, продумывать и прописывать это в контрактах о работе в медицинских учреждениях.
Эти программы должны быть направлены на реализацию конкретных, действенных мероприятий для улучшения условий труда, качества жизни работающего персонала психиатрических учреждений. Основу анализа ситуации должны составлять современные методы, модели анализа данных, использование математических моделей обработки данных.
Данное исследование направлено на детальное изучение многих факторов, которые влияют на работу в различных психиатрических учреждениях, анализируют условия работы и деятельности психиатрических учреждений. При использовании современной компьютерно-информационной базы, использовании инновационных, передовых технологий можно во много раз улучшать точность обработки данных и точность анализа по различным данным факторного анализа. Сегодня это позволяют выполнять современные методы математической обработки данных по тщательному и глубокому анализу анализ собранной информации, включая данные различных дифферентов: о рабочем графике, физической и психологической нагрузке, уровне затрат рабочего времени врача на составление отчетной документации и сравнения результатов диагностики, лечения, реабилитации пациентов, вознаграждении и возможностях карьерного роста и т.д.
Детализация анализа и поиск проблемных мест позволяют определять локации рисков и локации возможных положительных сдвигов, которые прозволяют определять направления по улучшению условий работы, качества психиатрических учреждений с детализацией факторов, статистики параметров, математически-доказательной базы и построения наглядных инфо-графиков изменений, перспективы изменений, обоснования перспективы улучшения условий и повышения психологического благополучия, а следовательно эффективности работы и качества работы психиатрических учреждений.
Рекомендации могут касаться любых проблем и факторов, например, даже в случае детализации таких факторов: изменений в рабочем графике, введения дополнительных отдыхов и отпусков, улучшение систем вознаграждения, поощрения, стимулирования результативности в работе и профессиональном росте. Также это может касаться создания физкультурно-оздоровительных комплексов для медперсонала условий для поддержки физического и психологического благополучия персонала. Целью данной работы является повышение удовлетворенности персонала и создание благоприятной рабочей среды, что в свою очередь может сказаться на качестве предоставляемых услуг психиатрическими учреждениями.
Исследования показывают, что именно уровень психологической неустойчивости, стрессов деморализуют и демотивирует врачей на активность трудовой деятельности в условиях высоких нагрузок: эмоциональных, психологических, физических и снижают уровень психологического благополучия, а в некоторых случаях можно говорить скорее о неблагополучии этого фактора. Поэтому особенно важно создание здоровой, благополучной трудовой среды в психиатрических учреждениях.
В этих целях целесообразно работать в направлении улучшения трудовой деятельности в психиатрических учреждениях:
Необходимо предоставить следующее:
1. Создание условий по действенной поддержке, доверительной обратной связи. Психиатрические учреждения должны создать систему поддержки и обратной связи, которая позволит врачам высказывать свои предложения и замечания, а также получать необходимую поддержку и помощь от руководства и коллег. Доверительная, коллегиальная атмосфера позволяет врачу не оставаться один на один с решением профессиональной проблемы, особенно, когда требуется срочное принятие решения. Открытые формы диалога, срочные пятиминутки, селекторные, сетевые консультации в режиме онлайн коммуникаций. Возможность пользоваться профессиональной консультацией лучших специалистов в данной области (возможность платных консультаций за счет психиатрических учреждений или ведомственных организаций, должны быть предусмотрены инвестиционные, финансовые фонды в учреждениях по решению данных задач и т.д.). Реализация условий по созданию доверительной, доверительной, профессиональной атмосферы, принятие коллективных решений, использование консилиумов, научных консилиумов и т.д.
2. Использовать систему эффективного менеджмента в сфере медицины, развивать систему профессиональных, социальных коммуникаций, это позволит развивать и использовать система эффективного распределения задач. Это касается многообразных важных аспектов: рабочей нагрузки между врачами, учитывать специализацию, опыт работы, практику эффективной реабилитации и восстановления в результате применяемых методик лечения пациентов, важно снижать эмоциональные перегрузки врачей в силу неадекватности наказания в случае низкого уровня эффективного лечения, анализировать причины таких случаев и т.д. Важно также учитывать фактор внезапности: возможность внезапных изменений в расписании, непредвиденные обстоятельства и готовность к взаимной поддержке и сотрудничеству между коллегами.
Это требует точного факторного анализа и необходимости учитывать многие факторы, в том числе и факторы личного неудовольства и личных деструктивных факторов воздействия на состояние психологического благополучия. Может сказываться практика «перебрасывание врача» с одного фронта работ на другой, разница в специализации и многие другие вопросы. Руководству необходимо подходить к этим вопросам не как к решению обычных рутинных вопросов, а с пониманием того, что мир давно изменился, изменился социум, условия жизни, современность, что требует иных подходов в профессии и управлении.
3. Ответственные подходы к уровню профессионализма медицинских кадров, повышению компетенций, как в силу развития образования в области психиатрической медицины, так и развития системы повышения квалификации и профессионального обучения, получение дополнительных навыков, расширение специализации направления образования, предоставлять возможность проходить курсы повышения квалификации, конференции и семинары для обмена опытом с коллегами. Обучение и профессиональное развитие – важная составляющая психологического благополучия врачей. Это позволит значительно повысить уровень современных теоретических и практических знаний, быть в курсе последних достижений научно-исследовательской литературы и положительных практик применения эффективных методик лечения и организации условий труда, анализа результатов трудовой деятельности, обработки информации, данных исследований, работы с пациентами.
4. Организация условий труда и отдыха, организации посещений (бесплатных) учреждений медицинско-оздоровительного комплекса для врачебного персонала. Предоставление отпуска, выходных в случае интенсивных нагрузок, работы в сверхурочные часы.
5. Обеспечение условий по созданию здоровой рабочей среды. Особенно это важно в условиях работы в психиатрических учреждения, так как риски в таких учреждениях удваиваются в силу возможности неадекватного, агрессивного поведения пациентов.
6. Поддержка психологического благополучия. Врачам следует предоставлять доступ к психологической поддержке и консультациям для эффективного противостояния стрессу и снижения рисков выгорания на работе.
7. Вознаграждение и признание – принятие разнообразных форм и обязательности внимания руководства, коллег к уровню трудовой нагрузки врача.
8.Обеспечение факторов благожелательности в обеспечении врачам иметь баланс рабочего времени, нагрузки в распределении времени на труд, отдых, личное время. Внимательность при составлении графика работа, поиск щадящих условий при максимальных рабочих нагрузках.
9. Профессиональная командная работа. Стремление использовать различные формы качественной командной работы, стимулировать сотрудников в этом направлении по формированию доброжелательного к сотрудничеству и взаимопомощи коллективу.
10. Организация коллегиальных форм работы: совещаний, встреч, мероприятий, социальных, профессиональных коммуникаций, создание условий корпоративного отдыха и учебы одновременно и т.д. Развитие дружественной, поддерживающей атмосферы, укреплению командного духа, стремление совершенствовать профессионализм и компетенции, стремиться к обучению, проявлять любознательность и деятельность в науке, исследованиях в данном медицинском секторе.
Это развернутые тезисы рекомендаций по важным концептуальным направлениям, которые можно детализировать и использовать при составлении программы развития, модернизации, усовершенствования управления и системы работы, деятельности в психиатрических учреждениях, улучшению системы здравоохранения.
Особое внимание следует уделить индивидуальным менеджерским подходам по внедрению новых методов исследования условий труда, использованию современных научно-исследовательских методик в различных прикладных науках – социологии, математике, экономике, информатике, статистике, современном медицинском знании, в области психологии, психоаналитики, педагогики и т.д. Только сочетание всех этих факторов позволит сделать значимый шаг в направлении улучшения психического состояния и качества жизни врачей, что, в свою очередь, отразится на их профессионализме и качестве медицинской помощи, оказываемой пациентам.
1. Абдурахманов Р. А. Социальная психология // Модуль 3. Психология общения. – М.: РосНОУ, 2007. – 96 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 2011. – 125 с.
3. Азарнов Н. Н. К проблеме взаимодействия в социальной психологии // Вестник Гуманитарного университета. Серия «Психология». – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. – С. 147-150.
4. Александрова Н. Ю. Символдрама как современный метод лечения в комплексной психотерапии зависимостей // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2010. C. 78-82.
5. Артамонова И. Ю. Влияние дизайна группы на межгрупповую адаптацию студентовпсихологов. Москва: МГОУ, 2009. 116 с.
6. Богатырева И. Ю. Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели «Йена-план школа»: Из опыта экспериментальных школ Германии первой трети XX века: дис ... канд. пед. наук. – Пятигорск, 2006. – 175 с.
7. Булгаков А. В. Дизайн группы как возможное интегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – 2011. – № 1. – С. 45-53.
8. Буслаева Е.Л. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса в современных условиях // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия: материалы IV Межрегиональной заочной научно-практической интернетконференции с международным участием. 2018. – С. 103-106.
9. Буслаева Е.Л. Особенности развития подрастающего поколения в современных условиях // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе: материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 261-263.
10. Буслаева Е.Л. Проблема легитимности власти учителя в ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Российского нового университета. – Серия: Человек в современном мире. – 2015. – № 1. – С. 18-22.
11. Вильке Э. Стили проведения психотерапевтической работы в символдраме / пер. с нем. Я. Л.Обухова // Типология личности в символдраме и других методах психотерапии: сборник научных работ. Ставрополь: Графа, 2009. С. 6-13.
12. Власова Н.В. Психолого-педагогический аспект изучения ценностных ориентаций современного юношества // Духовность и профессионализм субъекта социально-экономических преобразований России Сочинская сессия научной школы профессора В.С. Агапова / редколлегия: В.С. Агапов, Н.А. Бабаева и Д.П. Сидоренко. – 2016. – С. 48-53.
13. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. … канд. психол. наук. – Томск, 2002. – 220 с.
14. Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2010. – Т.3. – № 3. – с. 36-42.
15. Даниленко, О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности / О.И. Даниленко // Культурноисторическая психология. – 2014. – № 2. – С. 52-59.
16. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека: (системно-деятельный подход) / Л.Г. Дикая. – М.: Издательство ИПРАН, 2013. – 318 с.
17. Динер, Э. Субъективное благополучие / Э. Динер. – М.: Просвещение, 2012. – 263 с.
18. Дубровина И. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. – СПб.: Изд-во Нестор-История, 2016. – 180 с.
19. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
20. Заусенко, И. В. Влияние карьерных ориентаций на психологическое благополучие педагога / И. В. Заусенко // Образование и саморазвитие. – 2018. – № 6. – С. 172-177.
21. Иванов А.Л., Кабинова О.А. Новый учебный дизайнерский проект как результат интервизии междисциплинарной преподавательской команды // Universum: филология и искусствоведение. – 2017. – № 12 (46). – С. 7-9.
22. Йена-план школа: в 3 т. / под ред. Н. П. Литвиновой. – СПб., 1977. –Т. 2. – С. 13-17.
23. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://nrma.ru/Reform/zdr_conception_2020. shtml (дата обращения 10.11.23).
24. Куликов, Л.В. Дмитриева, М. С., Долина, М. Ю., Иванов, О.В., Розанова, М. А., Тимошенко, Т. Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения – 97». Вып.3. Ч.1. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 342-350.
25. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие/ / Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова, – СПб.: Питер, 2000.
26. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Когито-Центр, 2010. 263 с.
27. Литвинова Г. В. Особенности психологического благополучия подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч. – практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011. – Часть III. – С. 25.
28. Моросанова, В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. – 2010. – № 1. – С. 36-45.
29. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 c.
30. Образцова Л.В. Школа Германии. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – 280 с.
31. Павлов И. С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса. М.: Акад. Проект; Культура, 2012. 512 c.
32. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие в юношеском возрасте: система отношений и социальная активность / Я.И. Павлоцкая // От истоков современности, 2015. – С. 107-110.
33. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М.: Композитор, 2012. 162 с.
34. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2014. – 184 с.
35. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 400 с.
36. Селигман М. Новая позитивная психология : научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман ; [пер. с англ.]. – М. : София, 2006. – 368 c.
37. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / Мартин Селигман; пер. с англ. Е. Межевич, С. Филина. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 440 с.
38. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека: монография. – Санкт-Петербург, 2002. – 95 с.
39. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 c.
40. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности : дис. канд. психол. наук : 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» / А. Сырцова. – М., 2008. – 317 с.
41. Тхуго, М.Н. Об актуальных проблемах психологического благополучия подростков/ М.Н. Тхуго. – М.: Альфа, 2014. – 180 с.
42. Усова Н. В. Структура и социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции : автореф. дисс. на пол. науч. степени канд. псих. наук : спец. 19.00.05. «Социальная психология» / Н. В. Усова. – Саратов, 2012. – 24 с.
43. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2009. – 208 с.
44. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дисс. на пол. науч. степени канд. псих. наук : спец. 19.00.01. «Общая психология. Психология личности. История психологии» / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
45. Фесенко, П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику / П.П. Фесенко // Психология: журнал Высшей школы экономики. – 2015. – №4. – С. 132-138.
46. Шадрин А.А. Социально-психологические факторы субъективного благополучия курсантов / А.А. Шадрин. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, специальность 19.00.05 – социальная психология (психологические науки). – Саратов: Саратовский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. – 219 с.
47. Шарапова Р.З. Структура психологического благополучия в период социально-экономического благополучия / Р. З. Шарапова // Конференция «Ломоносов – 2011». – URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_ 2011/1424/12670_24ae.pdf.
48. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – C. 95-129.
49. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2015. – № 3. – с. 95–129.
50. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2015. – №3. – С. 95-129.
51. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : автореф. дисс. на пол. науч. степени канд. псих. наук : спец. 19.00.01. «Общая психология. Психология личности. История психологии» / О. С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 254 с.
52. Шлычков В.Р., Шлычкова О.Н. Деформация ценностей и девиации социальнонормативного поведения современной молодежи // Материалы III межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием / Костромской государственный университет. – 2017. – С. 43-48.
53. Bradburn, Norman M. The structure of psychological well-being / By Norman M. Bradburn ; With the assistance of C. Edward Noll. – Chicago : Aldine publ. co., 1969. – XVI, 318 с.
54. Deci E.L. Need satisfaction, motivation, and well-being in the work organizations of a former Eastern Bloc country : a cross-cultural study of self-determination / Deci E. L., Ryan R. M., GagneÏ M., Leone D. R., Usunov J. & Kornazheva B. P. // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2001. – P. 930-942.
55. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteeem / E. Diener // Personality and Social Psychology. – 1995. – № 68. – P. 653-663.
56. Diener E. Frequency and intensity : Dimensions underlying positive and negative affect / Diener. E., Larsen R. J., Levine S. & Emmons R. A. // Journal of Personality and Social Psychology. – 1985. – № 48. – Р. 1253–1265.
57. Diener E. Personality, culture, and subjective well-being : Emotional and cognitive evaluations of life / Diener E., Oishi S. & Lucas R. E. // Annual Review of Psychology. – 2003. – № 54. – Р. 403-425.
58. Diener E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. – 1984. – № 95 (3). – Р. 542–575.
59. Diener E. Subjective well-being : three decades of progress / E. Diener, E. Suh, R.E. Lucas, H.L Smith // Psychological Bulletin. – 1999. – №. 125 (2). – Р. 276-302.
60. Diener E. The Satisfaction With Life Scale / Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J. & Griffin S. // Journal of Personality Assessment. – 1985. – № 49. – Р. 71–75.
61. Diener E. The science of well-being : the collected works / Е. Diener // Series : Social Indicators Research Series. – 2009. – № 37. – Р. 274.
62. Diener E. Will money increase subjective well-being? / Е. Diener, R. Biswas-Diener // Social Indicators Research. – 2002. – № 57. – P. 119–169.
63. Ryan R. M. On happiness and human potentials : A review of research on hedonic and eudaimonic well-being / Ryan R. M., & Deci E. L. // Annual Review of Psychology. – 2001. – № 52(1). – Р. 141-166.
64. Ryan R.M., On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being / Ryan R.M., Frederick C. // Journal of Personalit. – 1997. – № 65. – Р. 529–565.
65. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being / C. Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. – 1989. – № 57(6). – P. 1069-1081.
66. Ryff C.D. Psychological well-being : Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research / C. D. Ryff, B. Singer // Psychotherapy and Psychosomatics. – 1996. – № 65. – P. 14–23.
67. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited / Ryff C. D. & Keyes C. L. M. // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – № 4. – № 69. – P. 719 – 727.