ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Общая характеристика денежно-кредитной политики Банка России…10
1.1 Понятие, сущность и направления денежно-кредитной политики..10
1.2 Цели, принципы и основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России…20
ГЛАВА 2 Нормативно-правовой механизм, проблемы и пути решения денежно-кредитного регулирования в РФ………………………34
2.1 Особенности развития экономики России и реализации денежно-кредитной политики…34
2.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики…42
2.3 Формирование эффективного нормативно-правового механизма денежно-кредитного регулирования…………………………………………...54
2.4 Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….82
Актуальность исследования заключается в том, что в свете противодействия недружественным действиям некоторых государств особое место занимают меры, направленные на укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, в связи с чем в Российской Федерации последовательно проводится финансовая политика, направленная на развитие и совершенствование национальной инфраструктуры финансового рынка. Неслучайно Е. Кудряшова обращает внимание, что конституционной ценностью является положение ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации , отраженное и в п. 5 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации , а именно «свобода перемещения финансов, товаров и услуг», обеспечивающая «единство экономического пространства, в котором функционирование национальной ПС - это залог единства экономического пространства любого государства» .
По данным финансового маркетплейса Banki.ru, в настоящее время под санкциями находится 31 российский банк, при этом в SDN-листе (SDN, Specially Designated Nationals - «специально назначенные лица», лица, в отношении которых действуют самые жесткие ограничения со стороны США), с которыми запрещено осуществлять какую-либо деятельность, находятся 20 российских банков .
Нахождение банка под санкциями влечет его отключение от иностранной платежной инфраструктуры, от системы SWIFT и, в частности, остановку валютных операций за рубежом .
В настоящее время данный негативный аспект деятельности банков в большей степени компенсирован созданием отечественной платежной инфраструктуры. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о НПС), заблаговременно принятый и реализованный в деятельности финансовых институтов , является правовой основой обозначенной инфраструктуры. Заметим, что изначально основные векторы развития платежной системы (далее - ПС) России были определены в Стратегии развития ПС в конце 90-х годов прошлого столетия, что указывает на прозорливость регулятора во времена, когда ничего не предвещало подобного развития событий на финансовом рынке .
Банк России стремится максимально полно и оперативно раскрывать информацию о проводимой денежно-кредитной политике. Это помогает формировать более предсказуемую среду для принятия решений. Исследования в рамках Обзора денежно-кредитной политики показали, что за годы таргетирования инфляции существенно возросла прозрачность проводимой Банком России денежно-кредитной политики, что способствовало росту доверия к ней. Коммуникация играла важную роль в стабилизации ситуации на финансовых рынках в кризисные периоды. В ближайшие годы Банк России планирует совершенствовать коммуникацию, увеличивая количество раскрываемой информации и повышая ее адресность.
В 2022 - 2023 годах происходила трансформация российской экономики. Она стала следствием введения рядом стран беспрецедентных по масштабу торговых и финансовых ограничений. При этом адаптация экономики к данным ограничениям происходила быстрее, чем ожидал Банк России в базовом сценарии ОНЕГДКП 2023 - 2025 . Российская экономика показала значительную гибкость и способность в короткие сроки подстраиваться под масштабные изменения. Компании находили новых поставщиков и рынки сбыта, выстраивали новые логистические связи, налаживали расчеты. Развивались производства, ориентированные на внутренние рынки. Продолжался процесс импортозамещения.
К середине 2023 года восстановительная фаза роста экономики завершилась. Выпуск, ориентированный на внутренний спрос, в целом превысил докризисный уровень конца 2021 года. Помимо внешних санкций на импорт, дальнейшее расширение выпуска в экономике ограничивалось ситуацией на рынке труда. Дефицит рабочей силы усиливался, безработица находилась на исторически низком уровне. Дополнительным структурным ограничением на рынке труда выступала невысокая географическая и межотраслевая мобильность рабочей силы. При этом внутренний спрос уверенно увеличивался за счет расширения частного спроса при сохранении государственного спроса на высоком уровне и в ожидании дополнительного бюджетного стимула. Увеличение потребительской активности поддерживалось высокими темпами кредитования, ростом реальных заработных плат и адаптацией населения к новой структуре предложения на товарных рынках. Высокие прибыли компаний, позитивные деловые настроения, в том числе из-за бюджетных стимулов, поддерживали высокий инвестиционный спрос. Сильный внутренний спрос при ограничениях роста предложения оказывал давление на цены.
Высокий внутренний спрос также выражался в повышенном спросе на импорт. В условиях сокращения поступления валютной выручки из-за введенных санкций увеличение спроса на импорт стало одним из значимых факторов ослабления рубля. Перенос курсовой динамики в цены усиливался ростом инфляционных ожиданий населения и бизнеса.
В результате действия совокупности проинфляционных факторов показатели текущего, в том числе устойчивого, роста цен повышались. Чтобы вернуть экономику на траекторию сбалансированного роста, ограничить масштаб отклонения инфляции от цели в 2023 году и обеспечить ее возвращение к цели вблизи 4% в 2024 году, Банк России в июле - октябре 2023 года повышал ключевую ставку, в том числе на внеочередном заседании в августе. В совокупности ключевая ставка была повышена на 7,5 п.п., до 15% годовых.
Объект исследования – круг общественных отношений, возникающий в процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие процесс реализации денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях.
Целью исследования является проведение комплексного анализа теоретико-правых основ денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях, а также правоприменительной практики в данной сфере правоотношений.
Исходя из поставленной выше цели, определим основные задачи исследования:
– рассмотреть понятие, сущность и направления денежно-кредитной политики;
– исследовать цели, принципы и основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России;
– выявить особенности развития экономики России и реализации денежно-кредитной политики;
– определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;
– расмотреть формирование эффективного нормативно-правового механизма денежно-кредитного регулирования;
– исследовать проблемы и пути совершенствования денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования представлена как общенаучными методами (например, формально-логическим, диалектическим, методом системного анализа, обобщением), так и частно-научными (например, формально-юридическим, сравнительно-правовым, дедукции, индукции и иными).
Использование метода диалектики позволило провести комплексный анализ различных подходов доктринального характера, связанных с решением поставленных вопросов темы исследования и выявлением правовых аспектов денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях.
В процессе использования сравнительно-правового метода при исследовании была установлена неоднородность законодательной природы норм, регулирующих правоотношения, которые возникают непосредственно по поводу реализации денежно-кредитной политики Банка России, а также одновременно выявлены главные критерии, действующие в рассматриваемой сфере правоотношений.
В свою очередь, такой метод исследования как формально-юридический был непосредственно применен при анализе нормативно-правового механизма, проблем и путей решения денежно-кредитного регулирования в РФ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что отдельные выводы и предложения могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования законодательной базы и повышения эффективности реализации денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование по ряду направлений доведено до уровня выводов и рекомендаций, которые, возможно, станут пригодными для последующего использования в процессе дальнейшего совершенствования и модернизации нормативных правовых актов о денежно-кредитной политике Банка России в современных условиях.
Научные предложения, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы в правоприменительной деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов Российской Федерации.
Теоретическая основа работы. При написании выпускной квалификационной работы были использованы материалы учебников, периодических изданий, посвященных теме исследования, таких авторов как Алексеева Д.Г., Акопян О.А., Боженок С.Я., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А. и других.
Нормативная основа работы. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы нормы Конституции Российской Федерации, норм федерального законодательства, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу денежно-кредитной политики Банка России в современных условиях.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, исходящими из нее, включает в себя введение, две главы, разделенные на шесть параграфов и список использованной литературы, состоящий из законодательных актов, специальной литературы.
В качестве завершения настоящего исследования считаем необходимым сформулировать следующие выводы:
При анализе денежно-кредитной политики Банка России были рассмотрены цели и принципы деятельности Банка России, а также методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
В результате проведенного исследования можно дать следующие определения центральному банку (англ. central bank) – организации, ответственной за денежно-кредитную политику и обеспечение функционирования платежной системы, а также в некоторых случаях за регулирование и надзор в финансовом секторе национальной экономики или группы компаний. стран. Центральный банк - это одна из форм денежно-кредитной власти.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости. А целями Банка России являются: защита и обеспечение стабильности рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Российская Федерация. Для их реализации Банк наделен определенными функциями.
Банк России, как главный регулятор финансовой системы страны, играет важную роль в управлении процентными ставками и денежной массой, влияя на экономическую ситуацию в целом. Одним из ключевых инструментов в его арсенале является денежно-кредитная политика, которая направлена на поддержание стабильности цен, стимулирование экономического роста и обеспечение финансовой стабильности.
Ключевая ставка – это базовая ставка, установленная Банком России, которая определяет направление денежно-кредитной политики. Она играет роль ориентира для всех остальных процентных ставок на финансовом рынке. Когда Банк России повышает ключевую ставку, это сигнализирует о желании сдерживать инфляцию и стимулировать сбережения. Снижение ключевой ставки, наоборот, способствует кредитованию и стимулирует экономический рост.
Денежный рынок – это рынок, где банки проводят операции друг с другом, занимая и предоставляя денежные средства на короткие сроки (овернайт).
Процентные ставки овернайт – это ставки, по которым банки проводят такие операции.
Банк России использует инструменты денежно-кредитной политики, чтобы приблизить процентные ставки на денежном рынке к уровню ключевой ставки. Это достигается путем проведения операций на открытом рынке, регулирования обязательных резервных требований и предоставления кредитов банкам.
Операции на открытом рынке - это покупка или продажа Банком России государственных ценных бумаг. Покупка ценных бумаг увеличивает денежную массу в обращении, снижая процентные ставки. Продажа ценных бумаг, наоборот, уменьшает денежную массу и повышает процентные ставки.
Регулирование обязательных резервных требований - это требование Банка России к банкам держать определенный процент средств на счетах в ЦБ. Изменение этого процента влияет на денежную массу в обращении и на процентные ставки. Повышение резервных требований сокращает денежную массу и повышает процентные ставки, а снижение – наоборот.
Предоставление кредитов банкам – это возможность для банков получить кредиты от Банка России. Изменение процентных ставок по этим кредитам влияет на доступность денег для банков и, соответственно, на процентные ставки, которые банки предлагают своим клиентам.
Инструменты денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным критериям:
По типу параметров: Количественные инструменты - воздействуют на величину денежной массы (операции на открытом рынке, резервные требования). Качественные инструменты - воздействуют на условия предоставления кредитов (процентные ставки, лимиты кредитования).
По объектам воздействия:
Денежное предложение - инструменты, направленные на увеличение или сокращение денежной массы в обращении (операции на открытом рынке, резервные требования).
Спрос на деньги - инструменты, направленные на изменение привлекательности кредитов для банков и их клиентов (процентные ставки, лимиты кредитования).
По форме воздействия:
Прямое воздействие - изменение величины денежной массы и/или процентных ставок.
Косвенное воздействие - изменение условий кредитования, влияющее на денежную массу и процентные ставки.
Использование различных инструментов денежно-кредитной политики позволяет Банку России гибко реагировать на изменения экономической ситуации и направлять денежную массу и процентные ставки в нужное русло. В результате этого достигается макроэкономическая стабильность, поддерживается устойчивый экономический рост и минимизируются риски инфляции.
Рассмотрев механизм регулирования, проблемы и пути их решения в области денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации, отметим, что денежно-кредитное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими нормативными актами. правовые акты.
Основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:
• Процентная ставка: Банк России устанавливает ключевую ставку, которая влияет на процентные ставки по кредитам и депозитам в банковской системе.
• Операции на открытом рынке: Банк России покупает или продает государственные ценные бумаги, что влияет на ликвидность банковской системы.
• Нормативы обязательных резервов: Банк России устанавливает процент обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить в Банке России.
• Валютная политика: Банк России может осуществлять интервенции на валютном рынке путем покупки или продажи валюты для сглаживания колебаний обменных курсов.
• Регулирование кредитования: Банк России может вводить ограничения на кредитование определенных секторов экономики.
Давайте выделим следующие проблемы денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации:
• Инфляция: Несмотря на усилия Банка России, инфляция в России остается выше, чем в развитых странах.
• Слабый рубль: Российский рубль подвержен значительным колебаниям, что создает нестабильность в экономике.
• Высокая стоимость кредитования: Высокие процентные ставки затрудняют доступ бизнеса и населения к финансированию.
• Низкая финансовая грамотность населения: Низкая финансовая грамотность населения препятствует эффективному использованию финансовых инструментов.
• Несовершенство банковского сектора: Несовершенство банковского сектора, включая низкую конкуренцию и высокую концентрацию, может ограничить эффективность денежно-кредитной политики.
Хотелось бы предложить следующие пути решения проблем денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации:
• Совершенствование денежно-кредитной политики: необходимо более эффективно использовать инструменты денежно-кредитной политики, включая более гибкий подход к установлению ключевой ставки и к операциям на открытом рынке.
• Укрепление рубля: необходимо провести структурные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности российской экономики, и проводить ответственную государственную бюджетную политику.
• Снижение стоимости кредитования: необходимо стимулировать развитие банковской конкуренции, а также использовать инструменты государственной поддержки, такие как субсидирование процентных ставок по кредитам для предприятий.
• Повышение финансовой грамотности населения: Необходимо проводить широкую просветительскую работу среди населения, направленную на повышение финансовой грамотности.
• Реформа банковского сектора: необходимо усилить конкуренцию в банковском секторе, а также усилить надзор за банками.
Денежно-кредитная политика - это мощный инструмент, позволяющий государству влиять на экономическую ситуацию. Ее эффективность напрямую связана с двумя ключевыми факторами: качеством нормативно-правовой базы и профессионализмом специалистов, отвечающих за ее реализацию.
В России, несмотря на значительный прогресс в сфере денежно-кредитного регулирования, существует ряд проблем, тормозящих его эффективность.
Первая проблема - это несовершенство нормативно-правовой базы. В России, как и во многих других странах, наблюдается постоянное изменение законодательства, что создает трудности для прогнозирования и планирования. Нередко возникают противоречия между различными нормативными актами, что приводит к неопределенности и затрудняет процесс реализации денежно-кредитной политики.
Вторая проблема - это недостаточная прозрачность и предсказуемость денежно-кредитной политики. Частые изменения ключевой ставки, а также не всегда четкое обоснование этих решений, создают нестабильность и снижают доверие к политике Центрального банка. Бизнесу сложно планировать свою деятельность в условиях такой неопределенности.
Третья проблема - это недостаток квалифицированных специалистов в области денежно-кредитного регулирования. В России ощущается нехватка экспертов с глубокими знаниями в области макроэкономики, финансового менеджмента и международных финансов. Это затрудняет разработку и реализацию эффективной денежно-кредитной политики.
Четвертая проблема - это слабость институциональной среды. Неэффективность государственного управления, коррупция и бюрократия ограничивают возможности ЦБ в реализации эффективной политики.
Пятая проблема - низкая финансовая грамотность населения. Отсутствие понимания принципов денежно-кредитной политики, ее воздействия на экономику и на личные финансы, приводит к снижению эффективности мер регулирования.
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в России необходимо:
• Улучшить нормативно-правовую базу: объединить противоречивые нормативно-правовые акты, упростить процедуры регулирования и обеспечить более стабильную законодательную среду.
• Повысить прозрачность и предсказуемость денежно-кредитной политики: четко обосновывать решения о изменении ключевой ставки, использовать более предсказуемые и прозрачные методы реализации денежно-кредитной политики.
• Развивать кадровый потенциал: усилить подготовку специалистов в области денежно-кредитного регулирования, повысить престиж этой профессии.
• Укрепить институциональную среду: бороться с коррупцией и бюрократией, усилить прозрачность и ответственность государственных органов.
• Повышать финансовую грамотность населения: проводить просветительские кампании, способствовать повышению понимания денежно-кредитных процессов.
Решение этих проблем позволит сделать денежно-кредитную политику более эффективной и создать более стабильную и предсказуемую экономическую среду в России.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.11.2020, N 45, ст. 7061.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022)// Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790.
5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платежной системе» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2011, N 27, ст. 3872.
6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5018.
7. Приказы Минфина России от 3 ноября 1995 г. N 700 «О предоставлении казначейских налоговых освобождений», от 11 октября 1995 г. N 631 «О предоставлении казначейских налоговых освобождений железным дорогам МПС России», от 29 декабря 1995 г. N 924 «О предоставлении казначейских налоговых освобождений». URL: https://normativ.kontur.ru/.
8. Пояснительная записка к проекту федерального закона N 254889-8 «О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. N 2815-1 «О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/254889-8.
9. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» (утв. Банком России) // СПС «КонсультантПлюс»
10. Информация Банка России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 г.» / Приложение «Стратегия развития платежной системы России» // Вестник Банка России. 1997. N 38.
Литература
11. Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.
12. Андриевский К.В. Сочетание материального и процедурного регулирования в условиях бюджетно-правовых режимов // Финансовое право. 2023. N 4. С. 6 - 10.
13. Арзуманова Л.Л. Право денежного обращения как подотрасль финансового права Российской Федерации: диссертация доктора юридических наук / Л.Л. Арзуманова. Москва, 2014. 521 с.
14. Артемьев А. Заводские деньги - «Зеленки» // Коллекционер. 1997. Вып. 33. С. 313 - 316.
15. Андрианов В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования. М., 2010. 340 с.
16. Акопян О.А. Роль Центрального банка в финансово-правовом стимулировании проектов в научно-технологической сфере // Финансовое право. 2020. N 2. С. 3 - 7.
17. Боженок С.Я. Теоретико-правовые основы регулирования системы доходов государственных и местных бюджетов Российской Федерации: автореферат диссертации ... доктора юридических наук / С.Я. Боженок. Москва, 2011. 47 с.
18. Буторина О. Как США обеспечили победу доллара в Бреттон-Вудсе // Вопросы экономики. 2015. N 8. С. 58 - 72.
19. Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д. Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии // Банковское право. 2021. N 5. С. 28 - 37.
20. Васянина Е.Л. Обязательства в финансовом праве: монография / Е.Л. Васянина. Москва: Русайнс, 2020. 130 с.
21. Глазьев С., Митяев Д. О рецидиве залоговой обструкции // Ведомости. 2022. 22 ноября.
22. Глущенко А.В., Андронова А.А. Антиинфляционная политика и влияние инфляционных процессов на деятельность предприятия // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 15. С. 11 - 17.
23. Гейвандов Я.А. Денежно-кредитная система: актуальные правовые проблемы государственного регулирования // Государство и право. 2014. N 5. С. 43 - 48.
24. Господарчук, Г.Г., Зеленева Е.С. Оценка эффективности денежно-кредитной политики центральных банков. Финансы: теория и практика/Finance: Theory and Practice. 2021; 25 (1): 6-21. https://doi. org/10.26794/2587-5671-2021-25-1-6-21.
25. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели / М.В. Залоило // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 22 - 37.
26. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. М., 2009. С. 34.
27. Кучеров И.И. Законные средства платежа: теоретико-правовое исследование: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016.
28. Кулагин В. В Китае представили план реформы правительства // Ведомости. 2023. 9 марта.
29. Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 13 – 19.
30. Кучеров И.И. Законное платежное средство как категория финансового права / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 38 - 47.
31. Кучеров И.И. Право денежной эмиссии и его реализация / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2015. N 3. С. 3 - 8.
32. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии: в 3 т. Т. 1 / предисл. Ф. Энгельса; пер. И.И. Степанова-Скворцова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 44.
33. Мазаев В.Д. Реализация устойчивого экономического роста (конституционно-правовые аспекты) // Журнал российского права. 2023. N 10. С. 16 - 29.
34. Мартин Ф. Money. Неофициальная биография денег / пер. с англ. Н. Головина. М.: Синдбад, 2017.
35. Нараин А., Моретти М. Регулирование криптоактивов // Международный валютный фонд. 2022. Сентябрь.
36. Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам / Л.А. Новоселова. Москва: Статут, 2003. 192 с.
37. Омелехина Н.В. Цифровой образ объектов финансовых правоотношений: перспективы и риски введения цифрового рубля // Финансовое право. 2021. N 4. С. 8 - 12.
38. Омелехина Н.В. Юридическая конструкция финансовых обязательств: концептуальные основы формирования / Н.В. Омелехина // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 108 - 121.
39. Плотников И.Г. Некоторые особенности функционирования банковской системы России в кризисных условиях // Банковское право. 2023. N 3. С. 40 - 50.
40. Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы) / М.И. Пискотин. Москва: Юридическая литература, 1971. 312 с.
41. Поветкина Н.А. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации / Н.А. Поветкина, Е.В. Хазова // Журнал российского права. 2014. N 9 (213). С. 11 - 17.
42. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2015. N 8 (224). С. 77 - 89.
43. Поветкина Н.А. Расходы бюджета: понятие, признаки, особенности / Н.А. Поветкина // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8 (57). С. 65 - 70.
44. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории / В.Н. Протасов. Москва: Юридическая литература, 1991. 143 с.
45. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право: учебник для магистров. М.: Проспект, 2016. 560 с.
46. Роженцова Е.В. Криптовалюта как возможная мировая валюта: дискуссионные аспекты // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. N 2. С. 204 - 212.
47. Саттарова Н.А. О правовых аспектах ценообразования // Финансовое право. 2010. N 5. С. 14 - 19.
48. Трунев В. Современная денежная теория (ММТ): новая парадигма или набор рекомендаций для макроэкономической политики // Экономическая политика. 2021. Т. 16. N 3. С. 8 - 43.
49. Уральская историческая энциклопедия / глав. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000.
50. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для вузов / М. А. Абрамова [и др.]; под редакцией М. А. Абрамовой, Л. И. Гончаренко, Е. В. Маркиной. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 508 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13530-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/511073 (дата обращения: 29.01.2023).
51. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А. Чалдаевой. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 434 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13969-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/511610 (дата обращения: 29.01.2023).
52. Штунь, В. А. Денежно-кредитная политика России: прошлое, настоящее и будущее. 2021. С. 6. УДК 336.711. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103396/1/ 978-5-7996-3280-9_1-009.pdf.
53. Эриашвили Н.Д., Саламов С.А. Банковская система или система кредитных организаций: проблема выбора // Вестник Московского университета МВД России. 2017. N 2. С. 197 – 202.
54. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Н.В. Витрук, В.М. Горшенев [и др.]; под общей редакцией П.Е. Недбайло и В.М. Горшенева. Москва: Юридическая литература, 1976. 278 с.
55. Юхефальчик И. Современные мировые тенденции и перспективы развития финансового регулирования / И. Юхефальчик // Банковский вестник. 2018. N 8 (661). С. 9 - 20.
56. Piffaretti N.F. Reshaping the International Monetary Architecture: Lessons from Keynes' Plan // Policy Research Working Paper 5034. The World Bank Development Economics Vice Presidency. 2009. P. 1 - 30.
57. Von Luckner C.G., Reinhart C.M., Rogoff K. Decrypting New Age International Capital Flows // Working Paper 29337. National bureau of economic research, 2021. P. 1 - 56.
Интернет-ресурсы
58. Выступление Эльвиры Набиуллиной на совместном заседании профильных комитетов Госдумы по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 - 2025 годы // Банк России: официальный сайт. 2022. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 22.09.2024).
59. Информационно-аналитический материал // Обзор финансовой стабильности. 2022. N 2. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43512/2q_2022 (дата обращения: 22.09.2024).
60. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов // Банк России. Режим доступа https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2021_2023/.
61. Цели и принципы денежно-кредитной политики // Банк России. Режим доступа https://cbr.ru/dkp/objective_and_principles/.
62. Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, МТС Банк, Промсвязьбанк, Открытие, Совкомбанк, Новикомбанк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, Дальневосточный банк, Ланта Банк, Металлинвестбанк, Левобережный, Приморье, СДМ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, Уралсиб, Санкт-Петербург, Зенит. Какие банки находятся под санкциями в 2023 г.: полный список. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10965728&ysclid=lhz6wbkyzt439418519 (дата обращения: 22.09.2024).
63. В Росбанке рассказали о нежелании Китая работать с банками под санкциями. URL: https://www.rbc.ru/finances/31/01/2023/63d8f6f29a794775cb675690?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 22.09.2024).
64. С 27 января 2023 г. Газпромбанк прекратил трансграничные переводы в долларах. Это связано с односторонним решением двух американских банков JPMorgan Chase Bank и Bank of New York Mellon прекратить обслуживание корреспондентских счетов российской компании. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5784525?ysclid=ldam1kt1sb475028638 (дата обращения: 22.09.2024).
65. Banki.ru. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10967085.