Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности отвлеченных имен существительных

Работа №16020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы45
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования
1.1. Отвлеченные (абстрактные) существительные как один из способов отражения действительности 6
1.2. Постановка вопроса о классификации отвлеченных (абстрактных) существительных в лингвистических трудах 13
Выводы 17
ГЛАВА 2. Стилистические возможности отвлеченных (абстрактных) существительных в поэтической речи
2.1. Особенности поэтического текста как художественной конструкции 19
2.2. Стилистические возможности отвлеченных (абстрактных) существительных в поэтической речи 27
Выводы 35
Заключение 37
Список использованных источников 40

Имя существительное по праву занимает важнейшее место в составе морфологических ресурсов русского языка. Это обусловлено его семантическими свойствами, количественным преобладанием над другими частями речи и потенциальными изобразительно-выразительными возможностями. Существительные заключают в себе предметные значения, без которых невозможно выражение мысли, поэтому использование существительных является обязательным условием всякой речевой деятельности. Однако их употребительность в сравнении с другими частями речи колеблется в зависимости от содержания текста, его стилевой принадлежности, функционально-смыслового типа речи, особенностей слога, замысла писателя и т.д.
Имена существительные по характеру отображения объективной действительности и наличию определённых грамматических признаков могут быть разделены на две большие группы - конкретные и абстрактные; в составе конкретных в качестве самостоятельных лексико-грамматических разрядов выделяются собственно конкретные, вещественные и собирательные.
В языке, как и в реальной жизни, наряду с чётко противопоставленными явлениями существуют промежуточные, объединяющие в себе свойства двух смежных. Это положение очень важно и для понимания лексико-грамматических разрядов существительных.
Феномен абстрактного имени - неизменный объект научного внимания не одного поколения исследователей и не одной культуры. Парадокс этого объекта заключается в том, что накопление знаний о нем способствует не столько решению старых проблем, сколько обнаружению новых. Это вызвано тем, что при исследовании абстрактной сущности сознание возвращается к самому себе. Хотя за абстрактным именем и стоит интуитивное знание, это имя рождено потребностями дискурсивного
Цель исследования - рассмотрение стилистических возможностей отвлеченных существительных в поэтическом тексте.
Обозначенная цель определила постановку следующих задач:
1.3. Ha основе изучения теоретического материала:
• дать характеристику имен существительных в системе языка и тем самым определить их функциональные возможности в целом.
1.4. На основе анализа фактического речевого материала, а именно поэтических текстов:
определить стилистическую активность отвлеченных имен существительных;
• показать их изобразительно-выразительные возможности;
Объект исследования - отвлеченные существительные в поэтическом тексте.
Предмет исследования-изобразительно-выразительные возможности отвлеченных существительных и творческое их освоение поэтами.
Методы исследования: метод сплошной выборки, теоретико описательный, сравнительно-сопоставительный.
Теоретическая и методологическая база исследования: труды В.В. Виноградова, Н.С. Валгиной, И.Б. Голуб, Л.В.Зубовой, Н.Д. Арутюновой и др.
Материал исследования: поэтические текстыА.Ахматовой, М.Цветаевой, К.Бальмонта, Б.Пастернака.
Практическая ценность: материалы дипломной работы могут быть использованы в школе и вузе при изучении лексико-грамматических разрядов имен существительных, на факультативных занятиях при изучении стилистических ресурсов русского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При стилистическом подходе к частям речи на первый план выдвигается изучение их использования в различных стилях и функционально-смысловых типах речи, определение стилистической активности тех или иных лексико-грамматических категорий имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.
Абстрактное имя представляет собой форму ментальной деятельности человека, оно обобщает такие стороны действительности, которые в самой действительности ничем, кроме мысли не объединены. Об отвлеченных именах существительных говорят как о словах, лишенных биологической, химической, атомной или другой материальной сущности.
В наше время отвлеченные существительные воспринимаются в большинстве своем как стилистически нейтральные, однако нередко они все же сохраняют экспрессивные оттенки, с которыми связано представление о литературности, возвышенном способе выражения, и поэтому сфера их стилистического использования-размышления, философские искания героев.
Принципиальное отличие стилистического использования отвлеченных существительных состоит в активизации их выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительные могут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функция порой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологических средств.
Абстрактное значение слов может быть основано на существующем в русском литературном языке противопоставлении абстрактного и конкретного.
Отвлеченные существительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами - для отражения духовного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетических категорий.Поэтический текст - сложно построенный смысл:входя в состав единой целостной структуры стихотворения, значащие элементы языка оказываются связанными сложной системой соотношений, со-и противопоставлений, невозможных в обычной языковой конструкции. Это придаёт и каждому элементу в отдельности, и всей конструкции в целом совершенно особую семантическую нагрузку. Слова, предложения и высказывания, которые в грамматической структуре находятся в разных, лишённых черт сходства и, следовательно, несопоставимых позициях, в художественной структуре оказываются сопоставимыми и противопоставимыми, в позициях тождества и антитезы, и это раскрывает в них неожиданное, вне стиха невозможное, новое семантическое содержание, т.е. семантическую нагрузку получают элементы, не имеющие ее в обычной языковой структуре.Как известно, речевая конструкция строится как протяжённая во времени и воспринимаемая по частям в процессе говорения. Речь - цепь сигналов, однонаправленных во временной последовательности, - соотносится с существующей вне времени системой языка. Эта соотнесённость определяет и природу языка как носителя значения: цепь значений раскрывается во временной последовательности. Расшифровка каждого языкового знака - однократный акт, характер которого предопределён соотношением данного обозначаемого и данного обозначающего.
Поэты второй половины XIX в. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическое звучание.
Изучение абстрактной лексики в текстах поэтов XX века также позволяет отметить происходящие в течение XX столетия изменения и эволюцию особенностей их словообразования, семантики и синтаксической сочетаемости. Среди способов словообразования наиболее распространенной является чистая суффиксация. Префиксально-суффиксальные образования встречаются гораздо реже, среди них выделяются модели -без(с) + -ость, -не - -ость, все- +ость, в рамках которых обнаруживаются как узуальные, так и неузуальные {бессчетностъ, неотеетность, всестрастность) имена. Также выделяются предложно-падежные сращения типа бестенность и безжеланностъ,сложпътслова (зверинокрылость,зеленовейность,звездотканностъ).
Абстрактные имена в языке поэзии демонстрируют не только специфику своего функционирования, но и характерные семантические особенности. Так, у символистов, существительные соотносятся, прежде всего с абстрактными понятиями, демонстрируя тесную связь символизма - «поэзии имени» в терминологии Ю.С. Степанова - с философией имени, которая обуславливает снятие «запрета на уровни абстракций» и провозглашение первичности идеи, которая «нисходит» в признак.
Абстрагирование лексического значения является условием символизации обозначенной реалии. Нейтрализация абстрактного и конкретного ярко проявляется в обилии форм множественного числа от абстрактных существительных.
Некоторые отвлечённые существительные, называющие чувства, эмоции, употребляются в форме множественного числа, конкретизируясь при этом и приобретая новые семантические оттенки, часто очень яркие.
«Множественное число привносит смысл расчленённости пространства», поэтому существительные с пространственным значение легко образуют нестандартные формы, которые часто употребляются с определениями,
являющимися своеобразными конкретизаторами.



1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы - 3-е изд., стер.. - М.: УРСС, 2003. - 383 с.
2. Азарова Н.М. Язык философии. Типологический очерк языка русских философских текстов XX в. - М., 2010. - 496 с.
3. Баймуратова А. С.Окказиональные имена на -ость в поэзии И. Северянина и К. Бальмонта / Русская речь, №4, 2011 .-с. 12-18
4. Беззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи: Учебное пособие для студентов журналистов. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 1999. - 36 с.
5. Бойкова Н.Г., Беззубов А.Н., Коньков В.И. Публицистический стиль: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ,
2000. - 56 с.
6. Болыиой Российский энциклопедический словарь (электронная версия). (БРЭС)
7. Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - М. - 4-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.
8. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб.пособие для вузов / Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. - М., Высш. школа, 1978. - 183 с.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М., 1978.
10. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский
язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп.- Москва: Логос, 2002. - 528 с.
11. Виноградов В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. -
М.: Наука, 1984. - 184 с.39
12. Гаспаров M.Jl. Оппозиция «стих - проза» и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. - М. 1985. - С.264-277.
13. Гаспаров M.JI. Художественный мир писателя: тезарус формальный и тезарус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. - М.,
1988. - С 125-137.
14. М.Гаспаров M.JI. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение (проблема сравнительной метрики // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 188-209.
15. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.:Логос, 2005. - 432 с.
16. Голуб И.Б. Стилистика русского языка 3-е изд., испр. - М.: Рольф,2001. - 448 с.
17. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии // Литературные манифесты: От символизма до «Октября». М., 2001. С. 118- 125.
18. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - М., 2001. № 1. - С. 35-47.
19. Друскин Я. Материалы к поэтике Введенского // А.И. Введенский. Полное собрание сочинений. В 2 т. Т.2. - М., 1993. С. 164-174.
20. Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: инварианты, структуры, стратегии, интертексты. - М., 2005. - 654 с.
21.Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка, - М., 2000.-431 с.
22.3убова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (фонетика, словообразование, фразеология) - СПб., 1999.
23.Зубова Л.В. Языки современной поэзии. - М., 2010.
24. Ионова И.А. Морфология поэтической речи. - Кишинёв: Штиинца,1988.
25. Красильникова, Е.Н. Категория числа имён существительных // Поэтическая грамматика. Том I. - М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2005. - 429 с.
26. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. - М.: Издательство НОРМА. - 2003.¬560 с.
27. Ляшевская, О.Н. Семантика русского числа. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
28. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.
29.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред.
Н.Ю.Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с. (СРОШ)
29. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1986. 304 с.
30. Русская грамматика. Т. I. - М.: Наука, 1980.
31. Словарь языка Пушкина: в 4 т. / Отв. ред. акад. АН СССР В. В.
Виноградов. 2-е изд., доп. / Российская академия наук. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 2000. (www.slovari.ru) (СЯП)
32. Современный русский язык:Учебник: Фонетика. Лексикология.
Словообразование. Морфология. Синтаксис. 4-е изд., стер./Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ.ред. Л.А.Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 864 с. (Учебники для вузов.Специальная литература).
33. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. (Сложное синтаксическое целое): Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2¬е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1991. 182 с.
34. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 кл.: Учеб.пособие для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2001. - 304 с.
35. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики: Около 6000 слов и выражений. - М.: Русские словари, 1999. 650 с. (ССПубл.)42
36. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учеб.пособие/ А. Т. Хроленко; Под ред. В. Д. Бондалетова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 184 с.
37. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / Вступ. статья д-ра филол. наук, проф. Е.В.Клобукова; редакция и комментарии проф. Е.С.Истриной. 3-е изд. - М.:Эдиториал УРСС, 2001. 624 с.
38. Шанский Н. М. О происхождении и продуктивности суффикса -ость в русском языке / Вопросы истории русского языка под ред. Проф. П.С. Кузнецова. М., 1959. с. 104-131
39. Язык и культура: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН.; Редкол.: Е.О. Опарина (Отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН, 1999. - 109 с. - (Теория и история языкознания).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ