Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕ
НИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ УРАВНЕНИЙ С ЦЕЛЫМИ 6
1.1. История изучения неопределенных уравнений с целыми коэффициентами 6
1.2. Необходимая теория для изучения неопределённых уравнений 12
1.3. Существование решений неопределённых уравнений. Основные
теоремы 16
1.4. Методы решений неопределённых уравнений с целыми коэффици
ентами 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ УРАВНЕНИЙ С ЦЕЛЫМИ КОЭФФИЦИЕН-
ТАМИ 34
2.1. Решение задач в целых числах при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
по математике 34
2.2. Факультативный курс «Решение неопределённых уравнений с це
лыми коэффициентами» 43
2.3. Конспекты занятий факультативного курса 47
Заключение 59
Список литературы 61
В школьном курсе алгебры и начал анализа, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и при решении олимпиадных задач встречаются различного вида задания, связанные с решением неопределённых уравнений. Они бывают весьма сложными и требуют нестандартного подхода к решению. Умение работать с подобными заданиями способствует развитию логического и аналитического мышления, формированию различных качеств личности, таких как самостоятельность, гибкость, критичность, целеустремленность. В процессе работы с неопределёнными уравнениями школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, овладевают приёмами целеполагания и рефлексии.
Если провести анализ школьных учебников, то можно сделать вывод, что список изучаемых вопросов, касающихся темы данной работы, достаточно узок. Вопрос о нахождении натуральных решений линейного уравнения раскрыт неполно. Рассматриваются далеко не все способы его решения.
Навыки работы с заданиями, связанными с нахождением корней неопределённых уравнений являются достаточно востребованными. Это связанно с тем, что задачи подобного типа нередко появляются в вариантах ЕГЭ и математических олимпиад.
В процессе изучения неопределенных уравнений с целыми коэффициентами выполняется повторение ранее изученного материала, что способствует его более качественному усвоению. В большинстве случаев, на начальных этапах изучения данного раздела у школьников возникает много сложностей, связанных с различными факторами: разнообразие формул и методов решения уравнений такого типа, возможность применения к одному уравнению нескольких способов решения, отсутствие необходимых навыков. Последний фактор является наиболее значительным.
Все вышеперечисленное определило актуальность данной работы.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение теоретических и методических аспектов понятия «неопределенные уравнения с целыми коэффициентами».
Объект исследования: процесс обучения математике в старших классах.
Предметом исследования являются неопределенные уравнения с целыми коэффициентами.
Задачи:
1. Изучить теорию неопределенных уравнений с целыми коэффициентами.
2. Проанализировать методы решений неопределённых уравнений с целыми коэффициентами.
3. Рассмотреть задачи в целых числах при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по математике.
4. Разработать факультативный курс «Решение неопределённых уравнений с целыми коэффициентами».
5. Привести в пример конспекты двух уроков на заданную тему.
Практическую значимость данной работы обуславливает разработанный факультативный курс и практические рекомендации по формированию у учащихся более глубоких знаний и умений применять полученные знания при решении неопределенных уравнений с целыми коэффициентами.
В данной работе проанализированы типичные задачи, связанные с решением неопределённых уравнений различных степеней, изучена и проанализирована математическая литература, выполнена методическая работа, включающая в себя изучение теории, подбор заданий, разработку практических рекомендаций факультативного курса и конспектов.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе определяются основные понятия, связанные с теорией неопределённых уравнений с целыми коэффициентами и способы их решения.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проводится анализ олимпиад по математике и заданий ЕГЭ, а также разработан факультативный курс «Решение неопределённых уравнений с целыми коэффициентами» и приведены конспекты занятий из разработоного факультативного курса.
При выполнении вариантов ЕГЭ (профильный уровень) и олимпиадных заданий, учащиеся часто сталкиваются с проблемой решения диофантовых уравнений. Указанная проблема возникает в связи с тем, что вопросы, связанные с изучением понятия и решения таких уравнений в большей степени остаются за рамками школьных учебников.
Это обуславливает необходимость в ознакомлении школьников с понятием диофантова уравнения, изучении методов и способов решения неопределенных уравнений с целыми коэффициентами. Выполнение данных задач не только поможет школьникам успешно сдать единый государственный экзамен, но и повысит уровень их познавательного интереса к предмету математика, поспособствует развитию логического и аналитического мышления учащихся.
В данной работе достигнуты следующие результаты:
изучена теория неопределенных уравнений с целыми коэффициентами;
проанализированы методы решений неопределённых уравнений с целыми коэффициентами;
разобраны задачи в целых числах при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по математике.
разработан факультативный курс «Решение неопределённых уравнений с целыми коэффициентами».
составлены конспекты двух занятий разработанного факультативного курса.
Задачи исследования решены, цель достигнута. Данная выпускная квалификационная работа может быть использована учителями и студентами педагогических вузов как методическое пособие по изучению неопределенных уравнений с целыми коэффициентами на факультативных занятиях в школе.
Абакумова С. И. Диофантовы уравнения // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. №6. С. 133-137.
Башмакова И. Г. Диофант и диофантовы уравнения : учеб. пособие. М. : Наука, 1972. 68 с.
Берлов С. Л. Петербургские математические олимпиады : сборник задач. М. : Лань, 2003. 532 с.
Бокарев Н. Л. Некоторые классические диофантовы уравнения бакалавриатов // Научно-методический электронный журнал концепт. 2014. № 26. С. 56-60.
Брюно А. Д. От диофантовых приближений до диофантовых уравнений // Чебышевский сборник. 2016. №3. С. 38-52.
Бухштаб А. А. Теория чисел : учебник для пед. вузов. М. : Лань, 2008. 384 с.
Васильев Н. Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад : учеб. пособие для бакалавр. М. : Наука, 1998. 288 с.
Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики : учеб. пособие для учащихся средней школы. М. : Просвещение, 1996. 320 с.
Власова А. П. Решение уравнений в целых числах : учеб. пособие. М. : издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. 68 с.
Жмурова И. Ю. Диофантовы уравнения: от древности до наших дней // Молодой ученый. 2014. №9. С. 1-5.
Задачи заключительного тура минской городской математической олимпиады школьников : учеб. / Е. А. Барабанов [и др.] ; под ред. Е. А. Баранова. Минск : Ковчег, 2006. 352 с.
Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе : учеб. пособие для бакалавр. М. : Новая школа, 2004. 209 с.
Кирин К. И. Цепные (непрерывные) дроби и диофантовы уравнения : материалы XXII Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции «Инновации. Интеллект. Культура». Тюмень : издательство Тюменского индустриального университета, 2015. 281 с.
Кожаев Ю. П. Греческий математик Диофант и диофантовы уравнения // «Культура и общество: история и современность» : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь : АГРУС. 2015. С. 150-154.
Крафт Х. Алгебраические кривые и диофантовы уравнения : сборник статей. М. : Мир, 1986. 407 с.
... всего 23 источника