Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе городских и сельских студентов»

Работа №160191

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 55
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие адаптации, её виды и уровни 7
1.2. Социально-психологические и возрастные характеристики
студенчества 19
1.3. Особенности социализации городской и сельской молодёжи 33
Глава 2. Изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 61
Приложение 67

Начало обучения в вузе сопряжено с процессом адаптации к новым условиям. У студентов первого курса могут возникнуть сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новой системы обучения, неумение представить себя в коллективе и т.д. Проблему представляет также уровень знаний, с каким студент начинает процесс обучения, его уровень притязаний и его сформированные до поступления в вуз ожидания.
Как правило, на начальном этапе обучения в вузе появляются существенные сдвиги в самооценке, зачастую не осознаваемые самим субъектом обучения. Совершается разрыв в той сфере его переживаний, которые связаны с осознанием себя. Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки индивида и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности. Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях. В целом подобное состояние принято квалифицировать как социально-психологическую
дезадаптацию [40].
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и психологических резервов еще не до конца сформировавшейся личности. Между показателями адаптации и личностными особенностями студентов существует определенная связь. Отдельные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации чаще оцениваются с позиции уровня тревожности, успешности в деятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. К критериям внешней оценки психической адаптации в условиях определенной образовательной деятельности относятся:
• успешность деятельности;
• трудности при обучении;
• особенности коммуникации студентов с другими субъектами образовательного процесса.
Успешная адаптация к обучению в вузе служит основой для дальнейшего личностного и профессионального развития. Дезадаптация же в серьезно осложняет процесс освоения студентами образовательной программы вуза и дальнейший процесс профессионального и личностного становления.
При изучении адаптации студентов первого курса к условиям обучения применяют комплексный подход, основанный на положении о многоуровневой организации адаптационного процесса. Поэтому используются разнообразные психологические, социометрические, физиологические и клинические методы для оценки процесса и результатов адаптации, а также степени напряжения механизмов адаптации.
С позиции психологического сопровождения учебного процесса в вузе необходимым является выявление и использование надежных критериев адаптации студентов первого курса к обучению в новых условиях образовательного пространства. Индивидуальные особенности обучающихся оказывают влияние не только на успешность освоения учебных программ, но и на степень напряжения механизмов адаптации. Своевременная оценка психологических факторов успешной адаптации к обучению в вузе необходима для разработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
К факторам, влияющим на процесс адаптации первокурсников, относятся не только их индивидуально-психологические особенности, но и имеющийся к моменту поступления в вуз социальный опыт, на формирование которого оказывает влияние среда проживания.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Студенческая пора приходится на юношеский возраст. Это тот период, когда молодые люди учатся овладевать собой, своим поведением, мыслями, в соответствии со своими представлениями о культурно-этических нормах, о жизненных реалиях. В это время молодые люди «открыты» для всех новых переживаний и впечатлений, для интеграции в общество. Именно образование выполняет эту социализирующую функцию.
Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Чем успешнее студент адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптации.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов, которые проявляются в показателях адаптированности к учебной деятельности и к учебной группе, в показателях самооценки, копинг-поведения, в механизмах психологической защиты, а также в уровне субъективного ощущения одиночества.
По результатам исследования мы сделали вывод о том, что студенты- первокурсники, проживавшие ранее в сельской местности, испытывают больше трудностей в процессе социально-психологической адаптации в вузе по сравнению с городской молодежью.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в учебной и воспитательной работе с первокурсниками с учетом характеристик их личности, обусловленных особенностями социализации в довузовский период.


1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. Вып. 4. - 320 с.
2. Альтернативная характеристика психологической адаптации http://texts.news/psihologiya-stressa-knigi/alternativnaya-harakteristika- psihologicheskoy-36573.html
3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - С. 5-8.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
6. Берестнева О.Г. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе // Социальная психология XXI столетия, 2004. - С. 102-106.
7. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 3. - С. 20-26.
8. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
10. Габидуллина Г.Р. Актуальные проблемы сельской молодежи / Габидуллина Г.Р. // Вестник Башкирского университета. - 2006. - №4. - С. 174-176.
11. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. - С. 20-25.
12. Деркач А.А. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.). Серия: Высшее образование, 2001. - 600 с.
13. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: изд-во Института психотерапии.
2002. - C. 444-452.
14. Дроздова Т.В. Исследование динамики личностных новообразований студентов / Т.В. Дроздова // Актуальные проблемы высшего профессионального образования. - Кострома: Изд-во КГСХА, 2005.
• С. 141-142.
15. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студента. // Психологическая наука и образование, 2004. № 2. - С. 82-85.
... всего 56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ