УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА 7
1.1. Объем голов забиваемых со «стандартных положений» 7
1.2. Общая характеристика пенальти 8
1.2.1. Частота назначения и объем голов, забитых с пенальти 9
1.2.2. Специфика исполнения пенальти 12
1.2.3. Сила удара и манера исполнения пенальти 15
1.3. Общая характеристика угловых ударов 18
1.3.1. Специфика исполнения угловых ударов 21
1.4. Общая характеристика штрафных и свободных ударов 27
1.4.1. Целевая направленность штрафных и свободных ударов 30
1.4.2. Эффективность реализации штрафных и свободных ударов 31
1.4.3. Специфика исполнения штрафных и свободных ударов 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ «СТАНДАРТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ» В ФУТБОЛЕ 43
2.1. Методические особенности совершенствования 11 -метрового удара 43
2.1.1. Особенности методики постановки 11-метрового удара 44
2.2. Совершенствование эпизодов игры при исполнении углового удара 51
2.2.1. Особенности методики постановки исполнения угловых ударов 54
2.3. Совершенствование техники эпизодов игры начинающихся с угловых ударов 57
2.4. Методические особенности постановки исполнения штрафных ударов 63
2.4.1. Совершенствование "техники эпизодов игры, начинающихся со штрафных и
свободных ударов 73
ВЫВОДЫ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Рассматривая футбол как зрелище, мы с полной уверенностью можем сказать, что большинство эпизодов игры заранее запланированы и хорошо подготовлены. От качества подготовки взаимодействий игроков их технического мастерства зависит результат игры в целом. При условии, когда игроки в командах имеют примерно равную физическую, техническую подготовленность, на первый план выходит качество организации игры.
Вся игра состоит из различных эпизодов, которые тренеры заранее просчитывают, комбинируют, а затем составляют определенные схемы и комбинации, для отработки и совершенствования. В большинстве команд существует свой «рисунок» игры, который складывается из отработанных и правильно составленных тактических установок, к этому прибавляется умение использовать все возможные промахи соперников. В частности речь идет о реализации игрового преимущества при выполнении штрафных, свободных ударов, вбрасывания мяча из-за боковой, выполнения 11-ти метрового и штрафных ударов, т.е. так называемых «стандартных положений». Именно эффективное исполнение «стандартных положений», на сегодняшний день дает преимущество в игре и в достижении выигрышного результата.
Объект исследования - тренировочный процесс квалифицированных футболистов.
Предмет исследования - методические особенности тренировки выполнения стандартных положений квалифицированных футболистов.
Цель нашей работы заключается в изучении особенностей повышения результативности реализации стандартных положений в футболе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся научно-методическую литературу по изучаемому вопросу.
2. Обобщить имеющийся теоретический и практический материал по совершенствованию реализации стандартных положений в тренировочном процессе для повышения результативности соревновательной деятельности футболистов.
Методы исследования:
В процессе работы на различных ее этапах, для решения поставленных задач исследования следующие методы:
• анализ литературных источников дал возможность ознакомиться и проанализировать материал, накопленный в различных методических и научных изданиях, которые отражают на своих страницах вопросы по организации и методике совершенствования стандартных положении в футболе;
• педагогическое наблюдение позволило осуществить наблюдение за прохождением тренировок спортсменов футбольных команд «Зенит» Пенза, «Союз» Заречный, «Дорожник» Каменка.
• метод беседы наиболее продуктивен при непосредственном контакте с тренерами команд, что дало возможность подчеркнуть ценные сведения, полученные из их практической работы. Метод беседы был использован также в работе с ведущими футболистами Пензенской области, что дает представление о физических и психологических изменениях, претерпеваемых спортсменов в ходе игровых матчей и тренировок;
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе исследования изучались научно-теоретические
положения проблемы, определялся комплекс методов исследования.
На втором этапе продолжались педагогические наблюдения, беседы с тренерами, накопленный материал обобщался и частично оформлялся с добавлением теоретических исследований.
Третий этап - предусматривал обработку полученных результатов, формулировку выводов и оформление дипломной работы.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть полезны тренерами детско-юношеских спортивных школ и команд различной квалификации при построении учебно-тренировочного процесса. А также студентам институтов и факультетов физической культуры, обучающимся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профилю подготовки «Физкультурное образование» и специализирующимся в группах педагогического физкультурно-спортивного совершенствования по футболу, для расширения знаний теории и методики спортивной тренировки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка использованной литературы.
1. На протяжении последних десятилетий при выполнении пенальти, угловых, штрафных и свободных ударов, вбрасывания мяча из-за боковой линии забивается примерно 30% из всех голов в футболе, причем наблюдается значительная тенденция к увеличению объема голов, забиваемых со "стандартных положений"
2. Эффективность реализации пенальти в принципе определяется:
а) силой и точностью ударов;
б) индивидуальными особенностями психического состояния игрока, выполняющего пенальти, и вратаря;
в) биомеханическими факторами двигательных действий вратаря.
При постановке сильного удара с посылом мяча в определенную точку ворот лучше всего использовать метод заданных серий.
3. Вклад голов, забиваемых в футболе после ввода мяча в игру с угловых ударов, в общую результативность относительно невелик, варьируется от 5 до 11%, но может быть увеличен, если будут задействованы имеющиеся резервы.
Угловые удары в принципе игроки выполняют двумя способами:
• первым касанием посылают мяч непосредственно в штрафную площадь обороняющейся команды (примерно в 90% случаев);
• разыгрывают мяч, выполняя в ходе доставки мяча на ударную позицию несколько действий.
4. Назначение штрафных и свободных ударов является одной из форм наказаний, когда право на владение мячом передается команде, против игроков которой были нарушены правила.
Обычно при определении эффективности реализации штрафных и свободных ударов учитываются голы, забитые непосредственно ударами по воротам, и голы, которые забиваются в ситуациях, когда после ввода мяча в игру до голевого удара выполняется не более трех-четырех передач. При таком подходе к подсчету объем голов, забитых при реализации штрафных и свободных ударов, из общего количества всех голов в футболе составляет в последние десятилетия от 11 до 16%.
1. Андреев С.Н. Футбол твоя игра / С.Н. Андреев.- М. : Просвещение, 1988.- 144 с.
2. Андреев С.Н. Особенности оборонительных действий в мини-футболе : метод, рекомендации / С.Н. Андреев.- М. : Книга, 1997.- 31 с.
3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин.- М. : Наука, 1993.- 22 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин.- М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
5. Базилевич О.П. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов на основе моделирования тренировочного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук/ГЦОЛИФК.- М., 1983.- 20 с.
6. Бальсевич В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К.Бальсевич // Теория и практика физической культуры.- 1999.- № 4.- С. 21-25.
7. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации : автореф. дис. . канд. пед. наук/ ВНИИФК. - М., 1984,- 24 с.
8. Гаджиев Г.М. Контроль соревновательной деятельности высококвалифицированных футболистов : метод, рекомендации / Г.М. Гаджиев, М.А. Годик, Г.С. Зонин.- М. : Физкультура и спорт, 1982.- 26 с.
9. Годик М.А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов. Спортивная метрология : учебник / М.А. Годик.- М. : Физкультура и спорт, 1982.- С. 161-168.
10. Голомазов С.В. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Методическое пособие. Выпуск 14./ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва - М., РГАФК, 2000.- 90 с.
11. Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники. Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск
1. - М., РГАФК, 1997. - 46 с.
12. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол: Тренировка точности юных спортсменов / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.- М. : 1994.- 81 с.
13. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : автореф. дис. . док. пед. наук / ГЦОЛИФК.- М., 1981.- 48 с.
14. Золотарев А.П. Подготовка юных футболистов на основе учета разносторонности технико-тактических действий / А.П. Золотарев, В.З. Ивасев // Материалы междунар. науч.- метод, конференции, посвященной 30- летию УралГАФК.- Вып. 1. Ч. 2.- Челябинск, 2000.- С. 76-77.
15. Золотарев А.П. Инновационные направления в технико-тактической подготовке юных футболистов: метод, рекомендации / А.П. Золотарев, В.З. Ивасев.- Краснодар, 2000.- 27 с.
... всего 43 источников