ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Дидактические основы использования рабочих тетрадей в процессе обучения физике в старшей школе 6
1.1 Особенности рабочей тетради как дидактического средства обучения ...6
1.2 Основные подходы к разработке и использованию рабочей тетради на уроках физики в старшей школе 16
1.3 Анализ существующих рабочих тетрадей 22
ГЛАВА 2. Методические аспекты разработки и использования рабочей тетради в процессе обучения физике в 10 классе по теме «Электричество»..28
2.1 Анализ структуры учебных занятий по теме «Электричество» в 10 классе с использованием рабочей тетради 28
2.2 Методические рекомендации по использованию рабочей тетради в процессе обучения физике в 10 классе по теме «Электричество» 3 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Новые требования федерального государственного стандарта в области образования заставляют педагогов серьезно пересмотреть свою деятельность. Особенно касается это методов и средств обучения, а также системы оценки. Традиционная система, ориентированная на знания, уже не способна предоставить комплексную оценку результатов учебной деятельности. К тому же, она не учитывает предметные, личностные и метапредметные аспекты обучения.
Развитие образовательного процесса требует более глубокого анализа и оценки педагогической деятельности. Важно учитывать не только пройденный материал, но и развитие ученика как личности и его способности к самостоятельной работе. Система оценки должна оценивать не только знания, но и умения, навыки и компетенции.
Можно предположить, что в скором времени возможна полная переориентация на оценку комплексных результатов обучения, для которой необходимо будет разработать новые методы и инструменты. Это поможет более точно оценить уровень усвоенных учебных программ, а также вовлечет обучающихся в процесс самооценки и самоконтроля. Ключевым моментом в этом процессе будет не только применение новых методов, но и формирование нового сознания со стороны и педагогов, и обучающихся.
Современная система образования требует от педагогов не только обучение учащихся, но и постоянный контроль их успеваемости. На сегодняшний день существует множество методов и приемов, которые помогают отслеживать и оценивать результаты обучения в образовании. Однако, несмотря на этот разнообразный инструментарий, оценка эффективности обучения остается актуальной и сложной проблемой для учителей.
Помимо этого, одной из острейших проблем является отсутствие разработанной методики комплексного мониторинга результатов обучения в основном общем образовании. В то же время, возможность получения всесторонней информации о текущем уровне знаний каждого ученика является необходимым условием для его дальнейшей успешной учебы.
Чтобы решить эту проблему, требуется более широкое внедрение современных технологий в образовательный процесс, которые позволят не только отслеживать успеваемость учащихся, но и предоставлять адаптированные задания и обратную связь для каждого ученика. Также необходимо проводить более частую и детализированную диагностику знаний, чтобы учителя могли оперативно реагировать на возникшие проблемы в обучении и предоставлять необходимую помощь. Внедрение таких инноваций позволит улучшить качество образования, повысить интерес детей к учебному процессу и обеспечить более успешное будущее для каждого ученика.
В образовательном процессе используются различные средства обучения, одним из которых является рабочая тетрадь. Однако анализ научно- методической литературы, включая работы таких авторов, как Крылова О.Н., Младковская Е.А., Печеркина С.В., показал, что рабочие тетради не широко применяются. Тем не менее, они развивают творческие способности обучающихся и активизируют учебную деятельность школьников.
Раздел физики, посвященный электричеству, занимает важное место в учебной программе. Восьмой класс уделяет этой теме треть учебного времени, а десятый и одиннадцатый - почти треть всего учебного процесса. Одно из главных особенностей этого раздела - множество практических работ, таких как лабораторные и демонстрационные. Тем не менее, для более организованного изучения темы можно использовать рабочую тетрадь. Она поможет структурировать все виды работ, связанных с электричеством.
Объект исследования: процесс изучения физики в старших классах.
Предмет исследования: рабочая тетрадь по теме «Электричество».
Цель исследования: разработка рабочей тетради по теме «Электричество» в процессе обучения физике в 10 классе....
Учебный процесс становится более результативным при использовании рабочих тетрадей, ориентированных на конкретные предметы. Кроме того, такие материалы оказывают бесценную помощь ученикам во время подготовки к государственной итоговой аттестации. Необходимость в таких тетрадях возрастает, ведь они являются эффективными инструментами в процессе обучения.
Цель исследования заключалась в разработке рабочей тетради по теме «Электричество» в процессе обучения физике в 10 классе.
В ходе проводимого нами исследования удалось решить следующие задачи:
1) Охарактеризованы особенности такого дидактического средства обучения, как рабочая тетрадь. Мы проанализировали методическую литературу по проблеме исследования и выделили функции рабочих тетрадей, их основные типы.
2) Выделены основные подходы к разработке и использованию рабочей тетради на уроках физики. Путем сравнительного анализа содержания рабочих тетрадей по физике, мы оценили их на наличие структурных компонентов и формирование метапредметных знаний. В результате нашего исследования было обнаружено, что все рабочие тетради авторов соответствуют структуре, несмотря на отсутствие предисловия, описывающего категорию участников образовательного процесса, к которой она предназначена. В дополнение к этому, во всех тетрадях отсутствует глоссарий терминов, заключение и библиография.
3) Проанализирована структура учебных занятий по физике с элементами использования разработанной рабочей тетради по теме «Электричество». Мы привели пример включения разработанной нами рабочей тетради в ход урока по теме «Электризация тел и её проявления. Электрический заряд. Два вида заряда».
4) Разработана рабочая тетрадь по теме «Электричество» для 10-11 классов и даны методические рекомендации по ее использованию на уроках физики.
5) Проведен педагогический эксперимент. Анализ результатов педагогического эксперимента, проводимого нами, показал, что применение разработанной нами рабочей тетради повышает уровень знаний у обучающихся по разделу «Электричество». Она эффективна при самостоятельном обучении решению нестандартных задач, а самое главное - вызывает интерес к учению.
В результате опроса экспертов стало ясно, что применение данной рабочей тетради действительно может повысить качество обучения физике. Это подтвердили и результаты тестирования обучающихся. Только после того, как была установлена эффективность применения методики, было решено рекомендовать ее использование педагогам.
Рабочая тетрадь не только помогает повысить успеваемость учеников в школе, но и способствует развитию их умения анализировать и решать задачи в области физики. Таким образом, с использованием данной рабочей тетради ученики не только улучшают свои знания, но и совершенствуют умения, необходимые для успешной достижения в своей будущей карьере....
1. Алексеева Л.П. Технологии применения рабочих тетрадей в профессиональной образовательной организации // DIZWW. 2021. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-primeneniya-rabochih-tetradey-v- professionalnoy-obrazovatelnoy-organizatsii(дата обращения: 21.05.2023).
2. Барно Д. С., Шахноза П. Б. Продемонстрировать тему «Инструменты астрофизики» в рабочей тетради используя метод кейса // Academic research in educational sciences. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prodemonstrirovat-temu-instrumenty-astro fiziki-v- rabochey-tetradi-ispolzuya-metod-keysa (дата обращения: 21.05.2023).
3. Васильева T. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
4. Ганич Е.Н., Решетняк Н.А. Использование интерактивной тетради SKYSMART в работе с обучающимися с разными образовательными потребностями // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- i nteraktivnoy-tetradi-sky smart-v-rabote-s-obuchay usch i misya-s-raznym i- obrazovatelnymi-potrebnostyami (дата обращения: 21.05.2023).
5. Грибов В.С. Рабочая тетрадь в курсе истории // Открытая школа. 2006. №5.
6. Иванов А. Ф., Бабарико А. А. Совершенствование процесса обучения физике // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-protsessa- obucheniya-fizike(дата обращения: 21.05.2023).
7. Коноплева Е.В. История использования рабочих тетрадей на печатной основе в учебном процессе по физике // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып. XIV. Челябинск: «Край Ра», 2018. с. 66-77.
8. Коноплева Е.В. Педагогические требования использования рабочей тетради как дидактического средства в процессе обучения физике // Наука, образование и инновации: сборник статей международной конференции. Уфа: ООО «Омега-Сайнс», 2016. с. 194-197.
9. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2014. 144 с.
10. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение. 2006.
11. Лернер Г.С. Рабочие тетради по биологии // Биология в школе. 2007. №2.-С. 31-33.
12. Лукашик В.И. сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. 25 изд. М.: Просвещение, 2011.
13. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. М.: Дрофа, 2011.
14. Материалы с сайта http://www.eduneed.ru/ededs-247-3.htiTil
15. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания: Учебно-методическое пособие/ Под общей ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 160 с. http :// psyera. ru /4899/ diagnostika- motivacii -ucheniya...(35)