ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОБСТЕННОГО ЭЛЕКТРОНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Анализ различных электронных ресурсов на предмет эффективных методических разработок по разделу «техника» 7
1.2. Анализ различных платформ - приложений для ведения дистанционных уроков и выявить их сильные стороны 12
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE 25
2.1. Разработка необходимых материалов для дистанционного преподавания раздела «техника» 25
2.2. Разработка электронных ресурсов для дистанционного преподавания технологии по разделу «техника» на выбранной платформе 36
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
В современных отечественных школах, стало большим достижением использование огромного разнообразия образовательного контента. Однако следует признать, что в процессе стремительного перехода на дистанционные форматы, серьезной проблемой стало отсутствие интерактивных учебных материалов, интересных заданий с обратной связью, отсутствие опыта и инструментов для совместной работы в цифровой среде. Проблема заключается как в незнании нужных инструментов, так и в отсутствии единой среды, которую можно использовать для ведения дистанционного обучения.
Лаборатория цифровой трансформации образования Института образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее НИУ ВШЭ) предоставило экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме, в них вошли следующие ресурсы, представлены в приложении (см. приложение 1)
На основании сводных таблиц, предоставленными НИУ ВШЭ, можно сделать вывод, что предмет технологии отсутствует на каждом из основных российских интернет-ресурсов. Это означает, что учитель технологии вынужден собирать необходимую информацию из различных интернет-ресурсов, что значительно усложняет процесс обучения и противоречит рекомендациям, Минобрнауки РФ.
Традиционный и привычный подход к структурированию содержания учебных предметов основывается на логике фундаментальной науки. Поиск путей оптимизации этого процесса обусловлен изменением целей обучения, поэтому требует нового подхода, который может содержать проблемы, явления, ситуации, изучение которых отвечает потребностям учащихся.
Не считая того, нельзя забывать о главной задаче образовательной политики - обеспечить современное качество образования методом сохранения его фундаментальности и соответствия текущим и будущим потребностям личности, общества и страны.
ЗУН остаётся основой содержания образования в современной школе, но необходимо учитывать и новый приоритет - развитие учащихся как личности, обучение их решать образовательные, жизненные и профессиональные проблемы и задачи, учить учиться и применять знания на практике. Как отмечает Лебедев в статье «Роль курсов по выбору в создании нового поколения учебных материалов», ожидания студентов от обучения будут связаны с достижением метапредметных результатов (например, метод анализа информации, совместная деятельность, применение теоретических знаний на практике и т.п.).
Использование новейших источников информации (пример: Интернет), самообразование, личный опыт - одно из важнейших направлений, что побуждает к дополнительной мотивации к обучению.
Дистанционное обучение может стать не только важным дополнением к традиционному обучению, но и в некоторых дисциплинах выступать как самостоятельная форма. Так, во время пандемии, остро стал вопрос о возможности перехода на дистанционную форму обучения, было предложено не так много платформ, которые, к сожалению, могли обеспечить только общение ученик - учитель, без методического и информационного сопровождения предмета. Те платформы, которые на «скорую руку» были созданы, не отвечали высоким стандартам и требованиям, которые к ним предъявляли как школы, так и министерство образовании РФ, такие как автоматическая проверка заданий, возможность загружать, и делится собственными материалами, что обеспечивало бы единое обучение в разных регионах нашей страны и возможностью обратной связи ученик - учитель.
Появившиеся отечественные платформы, не имея достаточно времени для наполнения, не включали в себя предмет технологии, что вынуждало, учителей технологии вести предмет через Whatsap и Zoom.
Итогом стало повсеместное злоупотребление платформами, которые не были предназначены для ведения дистанционных уроков; Whatsapp, Вконтакте. Создание групповых чатов не только не упрощала ведение занятий, но и тяготило, постоянными сообщениями и ручной проверкой заданий....
В результате был разработан электронный ресурс дистанционного преподавания предмета технология, раздела «техника», который может обеспечить непрерывность образования, отвечает всем требованиям министерства образования РФ, такие как: воспринимаемость, управляемость, понятность, надежность.
Существующая система обучения основана на изучении широкого круга предметов и дисциплин, имеющих свою специфику. В то же время содержание учебных дисциплин имеет свою специфику, характерную для конкретного учебного заведения и определяемую академическими традициями и методами обучения.
Таким образом, реализация информационно-образовательной среды в образовательном учреждении во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками и обеспечением образовательного процесса с использованием данного вида средств обучения. В ресурсах электронного обучения используются разнообразные материалы, которые делают обучение более эффективным и увлекательным.
Были разработаны задания учитывая всю специфику и особенность преподавания предмета технологии. Полученный опыт, в ходе создания ресурса на платформе Moodle позволит не только дополнять его в дальнейшем, но и использовать его в качестве основной площадки для дистанционного обучения.