Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на основе игровых технологий в обучении истории 12
§1. Формирование универсальных учебных действий школьников как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС 12
§2. Сущность понятия «игра» и ее функции. Специфика учебной игры 26
§3. Классификации дидактических игр 32
§4. Методика организации дидактических игр 39
§5. Игра - деятельностная технология формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся в обучении истории 47
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Великая Российская революция» в курсе Отечественной истории (10 класс) 59
§1. Методическое обоснование применения дидактической игры «Что? Где?
Когда?» по теме «Великая Российская революция» 59
§2. Правила, вопросы и ответы игры «Что? Где? Когда?» 65
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 76
Приложение 83
Глава I. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на основе игровых технологий в обучении истории 12
§1. Формирование универсальных учебных действий школьников как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС 12
§2. Сущность понятия «игра» и ее функции. Специфика учебной игры 26
§3. Классификации дидактических игр 32
§4. Методика организации дидактических игр 39
§5. Игра - деятельностная технология формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся в обучении истории 47
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Великая Российская революция» в курсе Отечественной истории (10 класс) 59
§1. Методическое обоснование применения дидактической игры «Что? Где?
Когда?» по теме «Великая Российская революция» 59
§2. Правила, вопросы и ответы игры «Что? Где? Когда?» 65
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 76
Приложение 83
Актуальность темы. Одним из ведущих понятий, введенных в практику делового педагогического общения, научные работы и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), является такое понятие как «универсальные учебные действия» (УУД). Освоение предметного содержания той или иной дисциплины (предметные результаты) не уже представляется самоценным и выполняет иную функцию: оно выступает средством формирования УУД. Поэтому преподаватели применяют самые разнообразные методики в поисках наиболее действенного способа развития УУД.
Проблему формирования УУД в средней школе успешно решают игровые технологии. Специфика учебной игры в том, что она может совмещать в себе ряд дидактических приемов, способов и средств обучения и, таким образом, развивать разнонаправленные действия, а значит, и целостную структуру УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные).
Для педагога обучающая игра является настоящей находкой, поскольку спектр целевых ориентаций методически правильно организованных игр на уроках чрезвычайно широк: реализация задач образовательного,
воспитательного и развивающего характера, повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, выработка ключевых компетенций, развитие навыков работы с различными источниками информации и логического мышления, осуществление самоконтроля, самооценки и рефлексии, совершенствование коммуникативных навыков, становление субъектной позиции ученика и т.д.
Благодаря занимательности и непринужденности игра делает урок увлекательным и интересным, нескучным и оживленным. Игровая форма занятия пробуждает эмоциональный отклик и переживания в душе и сознании обучающегося, обогащает его внутренний мир и оказывает влияние на личностный рост.
Применение игровой технологии в школе тем более востребовано, что игра на уроке служит своего рода продолжением игр дошкольного детства и младшего школьного возраста. Иначе говоря, игра - привычный, хорошо знакомый для учащихся вид деятельности.
Таким образом, игровые технологии выполняют ряд комплексных задач школьного образования. Ввиду этого актуально рассмотреть сущность и содержание игровых технологий, а также их возможности в формировании УУД на уроках истории.
Объектом исследования являются игровые технологии на уроках истории.
Предметом исследования являются дидактические игры в процессе обучения школьников истории как средство формирования УУД.
Степень изученности темы. Употребление термина «дидактические игры» в современном его научном понимании (игры, преследующие образовательные цели) фиксируется в работах педагогов Ф. Фребеля (Германия) и М. Монтессори (Италия). Ученые использовали этот термин применительно к обучению дошкольников.
В отечественной педагогике игры на уроках появляются еще в дореволюционное время. В частности, А.Ф. Гартвиг в своей статье «Драматический метод преподавания» (1914 год) обосновал применение на уроках истории небольших постановок сценического типа (напоминают современные ролевые игры).
Углубленная разработка теории и широкое внедрение учебных игр в образовательный процесс относится к советскому времени.
В 50-60-ые годы ХХ века изучением игр занимаются Н.П. Гуськов («О проведении исторических викторин»), Е.М. Бердникова («Историческая викторина»), Г.А. Кулагина («Кружок исторических игр»), В.А. Ерохов («Занимательность на уроках истории и во внеклассной работе»), О.Д. Петрова («Игры во внеклассной работе по истории»), А.Л. Чемоданов («Игры во внеклассной работе») и др.
Начиная с 80-ых годов, дидактические игры все шире используются в практике обучения и воспитания.
Пособие для учителя «Сто игр по истории», изданное Г.А. Кулагиной , четко делится на две части. В первой части книги педагог задается вопросами теории и методики игры: статус учителя в игре, особенности игры со старшеклассниками, соотношение игр и уроков и др. Вторая часть пособия содержит примеры игр по истории для среднего и старшего звена школы.
В небольшой книге «Воспитание игрой» (автор Н.П. Аникеева) рассматривается сущность понятия «игра» и ее специфические черты, особенности ролевой игры на разных возрастных этапах, показывается взаимосвязь такой игры и общения, привлекаются примеры игр .
Особенностям игр в период каникул посвящено пособие под редакцией О.С. Газмана «Каникулы: игра, воспитание», в котором педагоги рассматривают типы игр, выделяя среди них дидактические игры, отмечают характеристики игры, исследуют связь игр с другими видами деятельности .
Многие авторы в конце 80-ых и 90-ые годы разрабатывают концепции учебных игр и методические материалы на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (И.В. Кучерук, Н.М. Алексеева, О.А. Мацкайлова и др.) .
Рубеж XX-XXI веков характеризуется неугасаемым интересом к разработкам проблемы внедрения и использования игр. Так, отдельные аспекты рассматриваются в докторской диссертации С.А. Шмакова «Игры учащихся как педагогический феномен культуры» (1997 год), в кандидатском исследовании Е.Д. Гавриловой «Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся» (2002 год), в пособии для учителя А.А. Гина «Приемы педагогической техники» (2013 год) и др.
Особое место принадлежит исследованиям в области педагогических исторических игр.
Пособие М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» (2001 год) разделено на теоретическую (общие сведения об играх и дискуссиях), и практическую части (методические разработки уроков с применением игр или дискуссий и отдельных познавательных заданий). Теоретическая значимость работы М.В. Коротковой невелика, поскольку проблемы методики игры исследованы слабо. Автор ограничился кратким обзором классификации игр, определением позиций учителя и учащихся в игре и поэтапным проведением игры. Ценность методической работы М.В. Коротковой состоит в том, что материалы уроков и заданий могут быть апробированы на занятиях по истории.
Тематика дидактических игр на уроках истории раскрыта в методической работе Л.П. Борзовой 2003 года издания «Игры на уроке истории» . Педагог характеризует место и роль игры в процессе обучения, ее возможности, сообщает о трудностях внедрения игры, выделяет компоненты учебной игры, устанавливает их взаимосвязь, предлагает поэтапную методику организации игры и разрабатывает их классификацию. Отдельную главу Лариса Петровна посвящает разработке методики проектирования и внедрения игр на уроке истории при изучении нового материала. С этой целью методист исследует потенциал игр при подготовке к изучению новой темы, при работе с печатным текстом, наглядностью, в ходе устного изложения и практической работы учеников. Л.П. Борзова активно привлекает в своем исследовании модели игр.
В пособии «Игры и занимательные задания по истории» авторы разработали целую серию познавательных заданий и игр, которые помогут преподавателю истории в школе. Среди них: кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы, лабиринты, занимательные вопросы и викторины. Игры выделены в отдельную главу пособия, однако и другие задания можно расценивать как носящие игровой характер .
Книга И.В. Кучерук, опубликованная в 2010 году, признается одной из главных теоретических работ, посвященной учебно-историческим играм . Автор анализирует отечественный и зарубежный опыт применения игр на уроках истории, выделяет компоненты структуры игры, приводит классификацию. Особое внимание уделено особенностям организации и применения дидактических исторических игр с точки зрения деятельности учителя и учащихся.
Методическая работа «Современный урок истории» (2017 год) на примере некоторых тем из курса истории предлагает учителю интенсифицировать обучение на уроке путем работы с источниками, с элементами театрализации, с использованием игровых, интерактивных, инновационных и др. технологий. Н.И. Дорожкина отводит незначительное место теоретическому материалу. В пособии раскрыта, главным образом, практика. В одной из глав автором разработаны уроки с применением игровых технологий для 6-10 классов.
На современном этапе возникают все новые и новые виды игровых технологий, одной из которых являются квест-технологии. Введение квест- технологий в образование осуществлено американскими учеными Т. Марчем и Б. Доджем. С английского языка слово «квест» переводится как «поиск», «приключение». Квест обычно определяется как интеллектуальный вид игры, предполагающий последовательное выполнение участником определенных задач. Квест-технологии востребованы в образовании, так как напоминают ученикам знакомые компьютерные игры. Сейчас квесты широко применяются в образовательном процессе. Изучением перспективных квест-технологий в обучении занимаются такие ученые, как А.А. Каравка, М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова, И.Н. Сокол и др.
Система УУД подробно рассматривается в пособиях для учителя начальной и основной школы под редакцией А.Г. Асмолова. Авторы пособий предлагают понимать УУД в широком и узком смыслах, доказывают их универсальный характер, группируют УУД в четыре блока и предлагают критерии для оценки качества их сформированности. Концепция УУД, как замечают авторы, основана на психологических исследованиях.
Сквозь призму обучения иностранным языкам подвергает анализу концепцию УУД доктор педагогических наук Р.П. Мильруд в своей статье «Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения» . Радислав Петрович формулирует авторское определение УУД, отождествляя их с понятием «метапредметность», исследует влияние познавательных возможностей учащихся на выработку УУД, строит авторскую классификацию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, отмечая в ней подгруппы и отдельные действия (последние представлены в виде глаголов).
Важной мыслью в статье Д.Н. Турчена является сопоставление ролей учителя и учащегося в традиционном обучении и обучении, построенном на теории УУД .
С.Г. Воровщиков критически подходит к предложенной в пособиях под редакцией А.Г. Асмолова классификации УУД, раскрывая ее главные недостатки. Сергей Георгиевич указывает на необходимость типологии, построенной максимально логически, и предлагает свой вариант классификации .
Проблему качества сформированности УУД учащихся исследовали в своих статьях В.Р. Шаяхметова и О.Ю. Обухова, М.Н. Вяткина и Н.В. Никонова.
В педагогике изучается влияние игровых технологий на возможности формирования УУД. Так, М.М. Екимова и В.А. Копылова рассматривают игры на уроках физкультуры (пусть и специфические) в качестве средства развития УУД .
Анализируя специальную литературу по игровым технологиям в обучении, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев все виды игр и дидактические приемы их введения в учебный процесс рассчитаны на формирование предметных компетенций у обучающихся.
Целью исследования является изучение современной методики применения игровых технологий на уроках истории и влияния игр на формирование комплекса УУД обучающихся.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать УУД как педагогическую проблему в рамках реализации ФГОС;
- выявить сущность понятия «игра» и ее функции, определить специфику учебной игры;
- дать классификацию дидактических игр;
- изучить методику организации дидактических игр;
- проанализировать игру как деятельностную технологию формирования комплекса УУД учащихся в обучении истории;
- разработать учебно-историческую игру как способ организации педагогического процесса.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС.
В работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории в школе».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: игровая технология, используемая для достижения качественного предметного результата, одновременно может являться средством формирования комплекса УУД учащихся.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние игровых технологий в обучении истории на развитие компонентов структуры УУД учащихся основной школы. Это позволит обогатить педагогическую науку знаниями о предельных возможностях игровых технологий.
Практическая значимость состоит в том, что результаты бакалаврского исследования могут быть внедрены в реальную практику преподавания истории в среднем и старшем звене школы.
Теоретический и фактический материал, основные положения и выводы работы можно использовать при составлении конспекта лекций сотрудниками кафедр для студентов ВУЗов по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», а также при прохождении студентами педагогической практики и на курсах повышения квалификации учительских кадров.
Апробация результатов исследования производилась на научных конференциях «Национальная безопасность и государственные интересы России» в феврале 2017 года и феврале 2018 года; на научной конференции «XIX Лебедевские чтения» в апреле 2018 года; на кураторском часе для группы 14ИПИ-1 Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Проблему формирования УУД в средней школе успешно решают игровые технологии. Специфика учебной игры в том, что она может совмещать в себе ряд дидактических приемов, способов и средств обучения и, таким образом, развивать разнонаправленные действия, а значит, и целостную структуру УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные).
Для педагога обучающая игра является настоящей находкой, поскольку спектр целевых ориентаций методически правильно организованных игр на уроках чрезвычайно широк: реализация задач образовательного,
воспитательного и развивающего характера, повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, выработка ключевых компетенций, развитие навыков работы с различными источниками информации и логического мышления, осуществление самоконтроля, самооценки и рефлексии, совершенствование коммуникативных навыков, становление субъектной позиции ученика и т.д.
Благодаря занимательности и непринужденности игра делает урок увлекательным и интересным, нескучным и оживленным. Игровая форма занятия пробуждает эмоциональный отклик и переживания в душе и сознании обучающегося, обогащает его внутренний мир и оказывает влияние на личностный рост.
Применение игровой технологии в школе тем более востребовано, что игра на уроке служит своего рода продолжением игр дошкольного детства и младшего школьного возраста. Иначе говоря, игра - привычный, хорошо знакомый для учащихся вид деятельности.
Таким образом, игровые технологии выполняют ряд комплексных задач школьного образования. Ввиду этого актуально рассмотреть сущность и содержание игровых технологий, а также их возможности в формировании УУД на уроках истории.
Объектом исследования являются игровые технологии на уроках истории.
Предметом исследования являются дидактические игры в процессе обучения школьников истории как средство формирования УУД.
Степень изученности темы. Употребление термина «дидактические игры» в современном его научном понимании (игры, преследующие образовательные цели) фиксируется в работах педагогов Ф. Фребеля (Германия) и М. Монтессори (Италия). Ученые использовали этот термин применительно к обучению дошкольников.
В отечественной педагогике игры на уроках появляются еще в дореволюционное время. В частности, А.Ф. Гартвиг в своей статье «Драматический метод преподавания» (1914 год) обосновал применение на уроках истории небольших постановок сценического типа (напоминают современные ролевые игры).
Углубленная разработка теории и широкое внедрение учебных игр в образовательный процесс относится к советскому времени.
В 50-60-ые годы ХХ века изучением игр занимаются Н.П. Гуськов («О проведении исторических викторин»), Е.М. Бердникова («Историческая викторина»), Г.А. Кулагина («Кружок исторических игр»), В.А. Ерохов («Занимательность на уроках истории и во внеклассной работе»), О.Д. Петрова («Игры во внеклассной работе по истории»), А.Л. Чемоданов («Игры во внеклассной работе») и др.
Начиная с 80-ых годов, дидактические игры все шире используются в практике обучения и воспитания.
Пособие для учителя «Сто игр по истории», изданное Г.А. Кулагиной , четко делится на две части. В первой части книги педагог задается вопросами теории и методики игры: статус учителя в игре, особенности игры со старшеклассниками, соотношение игр и уроков и др. Вторая часть пособия содержит примеры игр по истории для среднего и старшего звена школы.
В небольшой книге «Воспитание игрой» (автор Н.П. Аникеева) рассматривается сущность понятия «игра» и ее специфические черты, особенности ролевой игры на разных возрастных этапах, показывается взаимосвязь такой игры и общения, привлекаются примеры игр .
Особенностям игр в период каникул посвящено пособие под редакцией О.С. Газмана «Каникулы: игра, воспитание», в котором педагоги рассматривают типы игр, выделяя среди них дидактические игры, отмечают характеристики игры, исследуют связь игр с другими видами деятельности .
Многие авторы в конце 80-ых и 90-ые годы разрабатывают концепции учебных игр и методические материалы на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (И.В. Кучерук, Н.М. Алексеева, О.А. Мацкайлова и др.) .
Рубеж XX-XXI веков характеризуется неугасаемым интересом к разработкам проблемы внедрения и использования игр. Так, отдельные аспекты рассматриваются в докторской диссертации С.А. Шмакова «Игры учащихся как педагогический феномен культуры» (1997 год), в кандидатском исследовании Е.Д. Гавриловой «Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся» (2002 год), в пособии для учителя А.А. Гина «Приемы педагогической техники» (2013 год) и др.
Особое место принадлежит исследованиям в области педагогических исторических игр.
Пособие М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» (2001 год) разделено на теоретическую (общие сведения об играх и дискуссиях), и практическую части (методические разработки уроков с применением игр или дискуссий и отдельных познавательных заданий). Теоретическая значимость работы М.В. Коротковой невелика, поскольку проблемы методики игры исследованы слабо. Автор ограничился кратким обзором классификации игр, определением позиций учителя и учащихся в игре и поэтапным проведением игры. Ценность методической работы М.В. Коротковой состоит в том, что материалы уроков и заданий могут быть апробированы на занятиях по истории.
Тематика дидактических игр на уроках истории раскрыта в методической работе Л.П. Борзовой 2003 года издания «Игры на уроке истории» . Педагог характеризует место и роль игры в процессе обучения, ее возможности, сообщает о трудностях внедрения игры, выделяет компоненты учебной игры, устанавливает их взаимосвязь, предлагает поэтапную методику организации игры и разрабатывает их классификацию. Отдельную главу Лариса Петровна посвящает разработке методики проектирования и внедрения игр на уроке истории при изучении нового материала. С этой целью методист исследует потенциал игр при подготовке к изучению новой темы, при работе с печатным текстом, наглядностью, в ходе устного изложения и практической работы учеников. Л.П. Борзова активно привлекает в своем исследовании модели игр.
В пособии «Игры и занимательные задания по истории» авторы разработали целую серию познавательных заданий и игр, которые помогут преподавателю истории в школе. Среди них: кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы, лабиринты, занимательные вопросы и викторины. Игры выделены в отдельную главу пособия, однако и другие задания можно расценивать как носящие игровой характер .
Книга И.В. Кучерук, опубликованная в 2010 году, признается одной из главных теоретических работ, посвященной учебно-историческим играм . Автор анализирует отечественный и зарубежный опыт применения игр на уроках истории, выделяет компоненты структуры игры, приводит классификацию. Особое внимание уделено особенностям организации и применения дидактических исторических игр с точки зрения деятельности учителя и учащихся.
Методическая работа «Современный урок истории» (2017 год) на примере некоторых тем из курса истории предлагает учителю интенсифицировать обучение на уроке путем работы с источниками, с элементами театрализации, с использованием игровых, интерактивных, инновационных и др. технологий. Н.И. Дорожкина отводит незначительное место теоретическому материалу. В пособии раскрыта, главным образом, практика. В одной из глав автором разработаны уроки с применением игровых технологий для 6-10 классов.
На современном этапе возникают все новые и новые виды игровых технологий, одной из которых являются квест-технологии. Введение квест- технологий в образование осуществлено американскими учеными Т. Марчем и Б. Доджем. С английского языка слово «квест» переводится как «поиск», «приключение». Квест обычно определяется как интеллектуальный вид игры, предполагающий последовательное выполнение участником определенных задач. Квест-технологии востребованы в образовании, так как напоминают ученикам знакомые компьютерные игры. Сейчас квесты широко применяются в образовательном процессе. Изучением перспективных квест-технологий в обучении занимаются такие ученые, как А.А. Каравка, М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова, И.Н. Сокол и др.
Система УУД подробно рассматривается в пособиях для учителя начальной и основной школы под редакцией А.Г. Асмолова. Авторы пособий предлагают понимать УУД в широком и узком смыслах, доказывают их универсальный характер, группируют УУД в четыре блока и предлагают критерии для оценки качества их сформированности. Концепция УУД, как замечают авторы, основана на психологических исследованиях.
Сквозь призму обучения иностранным языкам подвергает анализу концепцию УУД доктор педагогических наук Р.П. Мильруд в своей статье «Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения» . Радислав Петрович формулирует авторское определение УУД, отождествляя их с понятием «метапредметность», исследует влияние познавательных возможностей учащихся на выработку УУД, строит авторскую классификацию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, отмечая в ней подгруппы и отдельные действия (последние представлены в виде глаголов).
Важной мыслью в статье Д.Н. Турчена является сопоставление ролей учителя и учащегося в традиционном обучении и обучении, построенном на теории УУД .
С.Г. Воровщиков критически подходит к предложенной в пособиях под редакцией А.Г. Асмолова классификации УУД, раскрывая ее главные недостатки. Сергей Георгиевич указывает на необходимость типологии, построенной максимально логически, и предлагает свой вариант классификации .
Проблему качества сформированности УУД учащихся исследовали в своих статьях В.Р. Шаяхметова и О.Ю. Обухова, М.Н. Вяткина и Н.В. Никонова.
В педагогике изучается влияние игровых технологий на возможности формирования УУД. Так, М.М. Екимова и В.А. Копылова рассматривают игры на уроках физкультуры (пусть и специфические) в качестве средства развития УУД .
Анализируя специальную литературу по игровым технологиям в обучении, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев все виды игр и дидактические приемы их введения в учебный процесс рассчитаны на формирование предметных компетенций у обучающихся.
Целью исследования является изучение современной методики применения игровых технологий на уроках истории и влияния игр на формирование комплекса УУД обучающихся.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать УУД как педагогическую проблему в рамках реализации ФГОС;
- выявить сущность понятия «игра» и ее функции, определить специфику учебной игры;
- дать классификацию дидактических игр;
- изучить методику организации дидактических игр;
- проанализировать игру как деятельностную технологию формирования комплекса УУД учащихся в обучении истории;
- разработать учебно-историческую игру как способ организации педагогического процесса.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС.
В работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории в школе».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: игровая технология, используемая для достижения качественного предметного результата, одновременно может являться средством формирования комплекса УУД учащихся.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние игровых технологий в обучении истории на развитие компонентов структуры УУД учащихся основной школы. Это позволит обогатить педагогическую науку знаниями о предельных возможностях игровых технологий.
Практическая значимость состоит в том, что результаты бакалаврского исследования могут быть внедрены в реальную практику преподавания истории в среднем и старшем звене школы.
Теоретический и фактический материал, основные положения и выводы работы можно использовать при составлении конспекта лекций сотрудниками кафедр для студентов ВУЗов по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», а также при прохождении студентами педагогической практики и на курсах повышения квалификации учительских кадров.
Апробация результатов исследования производилась на научных конференциях «Национальная безопасность и государственные интересы России» в феврале 2017 года и феврале 2018 года; на научной конференции «XIX Лебедевские чтения» в апреле 2018 года; на кураторском часе для группы 14ИПИ-1 Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что современное информационное общество испытывает потребность в мобильных, креативных и разносторонне развитых кадрах. Воспитание такой личности возможно благодаря построению учебного процесса с учетом концепции УУД, являющейся стержнем ФГОС. Как показало бакалаврское исследование, одним из способов формирования УУД в школе являются игровые технологии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что установлена взаимосвязь между различными видами учебных игр и их возможностями в формировании УУД.
Проследим, как были решены поставленные задачи в ходе бакалаврского исследования.
Во-первых, охарактеризована концепция УУД как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС. В связи с этим рассмотрены трактовки УУД в определении разных авторов, их структура, признаки универсальности, особенности оценки качества сформированности действий универсального плана и представлена критика классификации УУД.
Во-вторых, определена сущность понятия «игра», перечислены ее функции и выявлен ряд специфических черт учебной игры.
В-третьих, проанализированы различные варианты классификации педагогических игр.
В-четвертых, описана поэтапная методика организации дидактических игр. Установлены этапы игры, выделяемые методистами, выявлены УУД, которые могут быть сформированы на той или иной стадии игры, выяснены ролевые задачи учителя и учащихся в игре, а также приведены методические советы по организации учебных игр.
В-пятых, на примере апробированных педагогами и методистами дидактических игр охарактеризована игра как деятельностная технология формирования УУД. Это позволило определить факторы, влияющие на степень развития УУД учащихся.
В-шестых, была создана дидактическая игра по теме «Великая Российская революция» на основе наглядных исторических источников (карикатуры, плакаты, открытки) в формате интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Апробация игры показала, что она отвечает требованиям системно-деятельностного подхода.
Установлено, что игра по теме «Великая Российская революция» формирует целостную структуру УУД. Ученики учатся анализировать дополнительную литературу при подготовке к повторительно-обобщающему уроку в форме игры, вырабатывают навыки изучения специфических исторических источников (познавательные УУД); учащиеся овладевают коммуникативными умениями, обсуждая вопросы в команде и ясно формулируя свои мысли (коммуникативные УУД); обучаемые развивают действия контроля и самоконтроля, планирования и коррекции, учатся давать объективную оценку историческим явлениям, производить анализ своей роли в коллективном деле (самооценка) и качества собственных знаний по теме (регулятивные УУД); школьники осознают значимость и цели проведенной игры, представляют себе отводимую человеку позицию в идеологическом противостоянии (личностные УУД).
Следовательно, поставленная в дипломном исследовании цель была достигнута. Задачи, позволяющие ее реализовать, - выполнены, гипотеза - подтверждена.
По результатам дипломного исследования были сделаны следующие принципиальные выводы:
1. Игровые технологии мотивируют учащихся продуктивнее решать учебные задачи. Поскольку учебная задача представлена в виде занимательной игровой задачи, искать пути ее решения для учащихся интереснее;
2. Игровые технологии эффективно формируют комплекс УУД. Глубина развития УУД посредством той или иной игры зависит, прежде всего, от особенностей этой игры;
3. Видовое разнообразие игровых технологий позволит применять их на уроках истории с разной тематикой, а в ходе этих уроков - на разных этапах;
4. При создании и планировании игры необходимо предусмотреть ее этапы. Последовательная организация игры будет способствовать качественному усвоению учащимися УУД.
Итак, применение игровых технологий на уроках истории перспективно, поскольку способствует реализации системно-деятельностого подхода и формированию УУД, а значит, отвечает требованиям ФГОС, предъявляемым к современному школьному образованию.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что установлена взаимосвязь между различными видами учебных игр и их возможностями в формировании УУД.
Проследим, как были решены поставленные задачи в ходе бакалаврского исследования.
Во-первых, охарактеризована концепция УУД как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС. В связи с этим рассмотрены трактовки УУД в определении разных авторов, их структура, признаки универсальности, особенности оценки качества сформированности действий универсального плана и представлена критика классификации УУД.
Во-вторых, определена сущность понятия «игра», перечислены ее функции и выявлен ряд специфических черт учебной игры.
В-третьих, проанализированы различные варианты классификации педагогических игр.
В-четвертых, описана поэтапная методика организации дидактических игр. Установлены этапы игры, выделяемые методистами, выявлены УУД, которые могут быть сформированы на той или иной стадии игры, выяснены ролевые задачи учителя и учащихся в игре, а также приведены методические советы по организации учебных игр.
В-пятых, на примере апробированных педагогами и методистами дидактических игр охарактеризована игра как деятельностная технология формирования УУД. Это позволило определить факторы, влияющие на степень развития УУД учащихся.
В-шестых, была создана дидактическая игра по теме «Великая Российская революция» на основе наглядных исторических источников (карикатуры, плакаты, открытки) в формате интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Апробация игры показала, что она отвечает требованиям системно-деятельностного подхода.
Установлено, что игра по теме «Великая Российская революция» формирует целостную структуру УУД. Ученики учатся анализировать дополнительную литературу при подготовке к повторительно-обобщающему уроку в форме игры, вырабатывают навыки изучения специфических исторических источников (познавательные УУД); учащиеся овладевают коммуникативными умениями, обсуждая вопросы в команде и ясно формулируя свои мысли (коммуникативные УУД); обучаемые развивают действия контроля и самоконтроля, планирования и коррекции, учатся давать объективную оценку историческим явлениям, производить анализ своей роли в коллективном деле (самооценка) и качества собственных знаний по теме (регулятивные УУД); школьники осознают значимость и цели проведенной игры, представляют себе отводимую человеку позицию в идеологическом противостоянии (личностные УУД).
Следовательно, поставленная в дипломном исследовании цель была достигнута. Задачи, позволяющие ее реализовать, - выполнены, гипотеза - подтверждена.
По результатам дипломного исследования были сделаны следующие принципиальные выводы:
1. Игровые технологии мотивируют учащихся продуктивнее решать учебные задачи. Поскольку учебная задача представлена в виде занимательной игровой задачи, искать пути ее решения для учащихся интереснее;
2. Игровые технологии эффективно формируют комплекс УУД. Глубина развития УУД посредством той или иной игры зависит, прежде всего, от особенностей этой игры;
3. Видовое разнообразие игровых технологий позволит применять их на уроках истории с разной тематикой, а в ходе этих уроков - на разных этапах;
4. При создании и планировании игры необходимо предусмотреть ее этапы. Последовательная организация игры будет способствовать качественному усвоению учащимися УУД.
Итак, применение игровых технологий на уроках истории перспективно, поскольку способствует реализации системно-деятельностого подхода и формированию УУД, а значит, отвечает требованиям ФГОС, предъявляемым к современному школьному образованию.
Подобные работы
- Использование игровых технологий на уроках истории в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Игровая деятельность на уроках истории: традиции и инновации (Калужский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Применение игровых технологий на различных этапах урока для
формирования познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 5- х классов при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Современные развивающие технологии в преподавании истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 7-х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Интегрированный подход в обучении русскому языку как условие эффективного формирования УУД
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Организация внеурочной деятельности обучающихся шестых классов в форме научно-исследовательской лаборатории «Фитознайка»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Использование технологии «Дебаты» на уроках истории для формирования коммуникативной компетенции у старших школьников при изучении темы «Османская империя. Персия» (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 11 класса в процессе изучения темы «Многогранники»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023



