Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование универсальных учебных действий посредством игровых технологий на уроках истории

Работа №160169

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на основе игровых технологий в обучении истории 12
§1. Формирование универсальных учебных действий школьников как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС 12
§2. Сущность понятия «игра» и ее функции. Специфика учебной игры 26
§3. Классификации дидактических игр 32
§4. Методика организации дидактических игр 39
§5. Игра - деятельностная технология формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся в обучении истории 47
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Великая Российская революция» в курсе Отечественной истории (10 класс) 59
§1. Методическое обоснование применения дидактической игры «Что? Где?
Когда?» по теме «Великая Российская революция» 59
§2. Правила, вопросы и ответы игры «Что? Где? Когда?» 65
Заключение 73
Список использованной литературы и источников 76
Приложение 83

Актуальность темы. Одним из ведущих понятий, введенных в практику делового педагогического общения, научные работы и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), является такое понятие как «универсальные учебные действия» (УУД). Освоение предметного содержания той или иной дисциплины (предметные результаты) не уже представляется самоценным и выполняет иную функцию: оно выступает средством формирования УУД. Поэтому преподаватели применяют самые разнообразные методики в поисках наиболее действенного способа развития УУД.
Проблему формирования УУД в средней школе успешно решают игровые технологии. Специфика учебной игры в том, что она может совмещать в себе ряд дидактических приемов, способов и средств обучения и, таким образом, развивать разнонаправленные действия, а значит, и целостную структуру УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные).
Для педагога обучающая игра является настоящей находкой, поскольку спектр целевых ориентаций методически правильно организованных игр на уроках чрезвычайно широк: реализация задач образовательного,
воспитательного и развивающего характера, повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, выработка ключевых компетенций, развитие навыков работы с различными источниками информации и логического мышления, осуществление самоконтроля, самооценки и рефлексии, совершенствование коммуникативных навыков, становление субъектной позиции ученика и т.д.
Благодаря занимательности и непринужденности игра делает урок увлекательным и интересным, нескучным и оживленным. Игровая форма занятия пробуждает эмоциональный отклик и переживания в душе и сознании обучающегося, обогащает его внутренний мир и оказывает влияние на личностный рост.
Применение игровой технологии в школе тем более востребовано, что игра на уроке служит своего рода продолжением игр дошкольного детства и младшего школьного возраста. Иначе говоря, игра - привычный, хорошо знакомый для учащихся вид деятельности.
Таким образом, игровые технологии выполняют ряд комплексных задач школьного образования. Ввиду этого актуально рассмотреть сущность и содержание игровых технологий, а также их возможности в формировании УУД на уроках истории.
Объектом исследования являются игровые технологии на уроках истории.
Предметом исследования являются дидактические игры в процессе обучения школьников истории как средство формирования УУД.
Степень изученности темы. Употребление термина «дидактические игры» в современном его научном понимании (игры, преследующие образовательные цели) фиксируется в работах педагогов Ф. Фребеля (Германия) и М. Монтессори (Италия). Ученые использовали этот термин применительно к обучению дошкольников.
В отечественной педагогике игры на уроках появляются еще в дореволюционное время. В частности, А.Ф. Гартвиг в своей статье «Драматический метод преподавания» (1914 год) обосновал применение на уроках истории небольших постановок сценического типа (напоминают современные ролевые игры).
Углубленная разработка теории и широкое внедрение учебных игр в образовательный процесс относится к советскому времени.
В 50-60-ые годы ХХ века изучением игр занимаются Н.П. Гуськов («О проведении исторических викторин»), Е.М. Бердникова («Историческая викторина»), Г.А. Кулагина («Кружок исторических игр»), В.А. Ерохов («Занимательность на уроках истории и во внеклассной работе»), О.Д. Петрова («Игры во внеклассной работе по истории»), А.Л. Чемоданов («Игры во внеклассной работе») и др.
Начиная с 80-ых годов, дидактические игры все шире используются в практике обучения и воспитания.
Пособие для учителя «Сто игр по истории», изданное Г.А. Кулагиной , четко делится на две части. В первой части книги педагог задается вопросами теории и методики игры: статус учителя в игре, особенности игры со старшеклассниками, соотношение игр и уроков и др. Вторая часть пособия содержит примеры игр по истории для среднего и старшего звена школы.
В небольшой книге «Воспитание игрой» (автор Н.П. Аникеева) рассматривается сущность понятия «игра» и ее специфические черты, особенности ролевой игры на разных возрастных этапах, показывается взаимосвязь такой игры и общения, привлекаются примеры игр .
Особенностям игр в период каникул посвящено пособие под редакцией О.С. Газмана «Каникулы: игра, воспитание», в котором педагоги рассматривают типы игр, выделяя среди них дидактические игры, отмечают характеристики игры, исследуют связь игр с другими видами деятельности .
Многие авторы в конце 80-ых и 90-ые годы разрабатывают концепции учебных игр и методические материалы на страницах журнала «Преподавание истории в школе» (И.В. Кучерук, Н.М. Алексеева, О.А. Мацкайлова и др.) .
Рубеж XX-XXI веков характеризуется неугасаемым интересом к разработкам проблемы внедрения и использования игр. Так, отдельные аспекты рассматриваются в докторской диссертации С.А. Шмакова «Игры учащихся как педагогический феномен культуры» (1997 год), в кандидатском исследовании Е.Д. Гавриловой «Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся» (2002 год), в пособии для учителя А.А. Гина «Приемы педагогической техники» (2013 год) и др.
Особое место принадлежит исследованиям в области педагогических исторических игр.
Пособие М.В. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» (2001 год) разделено на теоретическую (общие сведения об играх и дискуссиях), и практическую части (методические разработки уроков с применением игр или дискуссий и отдельных познавательных заданий). Теоретическая значимость работы М.В. Коротковой невелика, поскольку проблемы методики игры исследованы слабо. Автор ограничился кратким обзором классификации игр, определением позиций учителя и учащихся в игре и поэтапным проведением игры. Ценность методической работы М.В. Коротковой состоит в том, что материалы уроков и заданий могут быть апробированы на занятиях по истории.
Тематика дидактических игр на уроках истории раскрыта в методической работе Л.П. Борзовой 2003 года издания «Игры на уроке истории» . Педагог характеризует место и роль игры в процессе обучения, ее возможности, сообщает о трудностях внедрения игры, выделяет компоненты учебной игры, устанавливает их взаимосвязь, предлагает поэтапную методику организации игры и разрабатывает их классификацию. Отдельную главу Лариса Петровна посвящает разработке методики проектирования и внедрения игр на уроке истории при изучении нового материала. С этой целью методист исследует потенциал игр при подготовке к изучению новой темы, при работе с печатным текстом, наглядностью, в ходе устного изложения и практической работы учеников. Л.П. Борзова активно привлекает в своем исследовании модели игр.
В пособии «Игры и занимательные задания по истории» авторы разработали целую серию познавательных заданий и игр, которые помогут преподавателю истории в школе. Среди них: кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы, лабиринты, занимательные вопросы и викторины. Игры выделены в отдельную главу пособия, однако и другие задания можно расценивать как носящие игровой характер .
Книга И.В. Кучерук, опубликованная в 2010 году, признается одной из главных теоретических работ, посвященной учебно-историческим играм . Автор анализирует отечественный и зарубежный опыт применения игр на уроках истории, выделяет компоненты структуры игры, приводит классификацию. Особое внимание уделено особенностям организации и применения дидактических исторических игр с точки зрения деятельности учителя и учащихся.
Методическая работа «Современный урок истории» (2017 год) на примере некоторых тем из курса истории предлагает учителю интенсифицировать обучение на уроке путем работы с источниками, с элементами театрализации, с использованием игровых, интерактивных, инновационных и др. технологий. Н.И. Дорожкина отводит незначительное место теоретическому материалу. В пособии раскрыта, главным образом, практика. В одной из глав автором разработаны уроки с применением игровых технологий для 6-10 классов.
На современном этапе возникают все новые и новые виды игровых технологий, одной из которых являются квест-технологии. Введение квест- технологий в образование осуществлено американскими учеными Т. Марчем и Б. Доджем. С английского языка слово «квест» переводится как «поиск», «приключение». Квест обычно определяется как интеллектуальный вид игры, предполагающий последовательное выполнение участником определенных задач. Квест-технологии востребованы в образовании, так как напоминают ученикам знакомые компьютерные игры. Сейчас квесты широко применяются в образовательном процессе. Изучением перспективных квест-технологий в обучении занимаются такие ученые, как А.А. Каравка, М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова, И.Н. Сокол и др.
Система УУД подробно рассматривается в пособиях для учителя начальной и основной школы под редакцией А.Г. Асмолова. Авторы пособий предлагают понимать УУД в широком и узком смыслах, доказывают их универсальный характер, группируют УУД в четыре блока и предлагают критерии для оценки качества их сформированности. Концепция УУД, как замечают авторы, основана на психологических исследованиях.
Сквозь призму обучения иностранным языкам подвергает анализу концепцию УУД доктор педагогических наук Р.П. Мильруд в своей статье «Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения» . Радислав Петрович формулирует авторское определение УУД, отождествляя их с понятием «метапредметность», исследует влияние познавательных возможностей учащихся на выработку УУД, строит авторскую классификацию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, отмечая в ней подгруппы и отдельные действия (последние представлены в виде глаголов).
Важной мыслью в статье Д.Н. Турчена является сопоставление ролей учителя и учащегося в традиционном обучении и обучении, построенном на теории УУД .
С.Г. Воровщиков критически подходит к предложенной в пособиях под редакцией А.Г. Асмолова классификации УУД, раскрывая ее главные недостатки. Сергей Георгиевич указывает на необходимость типологии, построенной максимально логически, и предлагает свой вариант классификации .
Проблему качества сформированности УУД учащихся исследовали в своих статьях В.Р. Шаяхметова и О.Ю. Обухова, М.Н. Вяткина и Н.В. Никонова.
В педагогике изучается влияние игровых технологий на возможности формирования УУД. Так, М.М. Екимова и В.А. Копылова рассматривают игры на уроках физкультуры (пусть и специфические) в качестве средства развития УУД .
Анализируя специальную литературу по игровым технологиям в обучении, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев все виды игр и дидактические приемы их введения в учебный процесс рассчитаны на формирование предметных компетенций у обучающихся.
Целью исследования является изучение современной методики применения игровых технологий на уроках истории и влияния игр на формирование комплекса УУД обучающихся.
В ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать УУД как педагогическую проблему в рамках реализации ФГОС;
- выявить сущность понятия «игра» и ее функции, определить специфику учебной игры;
- дать классификацию дидактических игр;
- изучить методику организации дидактических игр;
- проанализировать игру как деятельностную технологию формирования комплекса УУД учащихся в обучении истории;
- разработать учебно-историческую игру как способ организации педагогического процесса.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ», Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», ФГОС.
В работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории в школе».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что: игровая технология, используемая для достижения качественного предметного результата, одновременно может являться средством формирования комплекса УУД учащихся.
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено влияние игровых технологий в обучении истории на развитие компонентов структуры УУД учащихся основной школы. Это позволит обогатить педагогическую науку знаниями о предельных возможностях игровых технологий.
Практическая значимость состоит в том, что результаты бакалаврского исследования могут быть внедрены в реальную практику преподавания истории в среднем и старшем звене школы.
Теоретический и фактический материал, основные положения и выводы работы можно использовать при составлении конспекта лекций сотрудниками кафедр для студентов ВУЗов по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)», а также при прохождении студентами педагогической практики и на курсах повышения квалификации учительских кадров.
Апробация результатов исследования производилась на научных конференциях «Национальная безопасность и государственные интересы России» в феврале 2017 года и феврале 2018 года; на научной конференции «XIX Лебедевские чтения» в апреле 2018 года; на кураторском часе для группы 14ИПИ-1 Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования выяснилось, что современное информационное общество испытывает потребность в мобильных, креативных и разносторонне развитых кадрах. Воспитание такой личности возможно благодаря построению учебного процесса с учетом концепции УУД, являющейся стержнем ФГОС. Как показало бакалаврское исследование, одним из способов формирования УУД в школе являются игровые технологии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что установлена взаимосвязь между различными видами учебных игр и их возможностями в формировании УУД.
Проследим, как были решены поставленные задачи в ходе бакалаврского исследования.
Во-первых, охарактеризована концепция УУД как педагогическая проблема в рамках реализации ФГОС. В связи с этим рассмотрены трактовки УУД в определении разных авторов, их структура, признаки универсальности, особенности оценки качества сформированности действий универсального плана и представлена критика классификации УУД.
Во-вторых, определена сущность понятия «игра», перечислены ее функции и выявлен ряд специфических черт учебной игры.
В-третьих, проанализированы различные варианты классификации педагогических игр.
В-четвертых, описана поэтапная методика организации дидактических игр. Установлены этапы игры, выделяемые методистами, выявлены УУД, которые могут быть сформированы на той или иной стадии игры, выяснены ролевые задачи учителя и учащихся в игре, а также приведены методические советы по организации учебных игр.
В-пятых, на примере апробированных педагогами и методистами дидактических игр охарактеризована игра как деятельностная технология формирования УУД. Это позволило определить факторы, влияющие на степень развития УУД учащихся.
В-шестых, была создана дидактическая игра по теме «Великая Российская революция» на основе наглядных исторических источников (карикатуры, плакаты, открытки) в формате интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Апробация игры показала, что она отвечает требованиям системно-деятельностного подхода.
Установлено, что игра по теме «Великая Российская революция» формирует целостную структуру УУД. Ученики учатся анализировать дополнительную литературу при подготовке к повторительно-обобщающему уроку в форме игры, вырабатывают навыки изучения специфических исторических источников (познавательные УУД); учащиеся овладевают коммуникативными умениями, обсуждая вопросы в команде и ясно формулируя свои мысли (коммуникативные УУД); обучаемые развивают действия контроля и самоконтроля, планирования и коррекции, учатся давать объективную оценку историческим явлениям, производить анализ своей роли в коллективном деле (самооценка) и качества собственных знаний по теме (регулятивные УУД); школьники осознают значимость и цели проведенной игры, представляют себе отводимую человеку позицию в идеологическом противостоянии (личностные УУД).
Следовательно, поставленная в дипломном исследовании цель была достигнута. Задачи, позволяющие ее реализовать, - выполнены, гипотеза - подтверждена.
По результатам дипломного исследования были сделаны следующие принципиальные выводы:
1. Игровые технологии мотивируют учащихся продуктивнее решать учебные задачи. Поскольку учебная задача представлена в виде занимательной игровой задачи, искать пути ее решения для учащихся интереснее;
2. Игровые технологии эффективно формируют комплекс УУД. Глубина развития УУД посредством той или иной игры зависит, прежде всего, от особенностей этой игры;
3. Видовое разнообразие игровых технологий позволит применять их на уроках истории с разной тематикой, а в ходе этих уроков - на разных этапах;
4. При создании и планировании игры необходимо предусмотреть ее этапы. Последовательная организация игры будет способствовать качественному усвоению учащимися УУД.
Итак, применение игровых технологий на уроках истории перспективно, поскольку способствует реализации системно-деятельностого подхода и формированию УУД, а значит, отвечает требованиям ФГОС, предъявляемым к современному школьному образованию.



1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013 г. [Электронный ресурс]. - М., 2013. - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15- Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.рйГ (дата обращения: 10.02.2018).
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г. [Электронный ресурс]. - М., 2012. - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы /2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.рйГ (дата обращения: 10.02.2018).
3. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] - М., 2013. -
URL: http: //минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01 -Проект_
Историко-культурного_стандарта.рйГ (дата обращения: 10.02.2018).
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утверждена указом Президента Российской Федерации Д. Медведева №271 от 4.02.2010 г. [Электронный ресурс]. - М., 2010. - URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 10.02.2018).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
6. Рабочая программа по учебному предмету «История», утверждена приказом директора. - Стерлитамак, 2016. - 38 с.
7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля 2012 года),
утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004 г. [Электронный ресурс]. - М., 2012. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901895864(дата
обращения: 10.02.2018).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 г. [Электронный ресурс]. - М., 2010. - URL:
Бйр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.02.2018).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012 г. [Электронный ресурс]. - М., 2012. - URL:
Бйр://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 10.02.2018).
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., доработанное - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
11. Монографии и статьи по теме исследования
11. Алексеева, Н.М. Игры на уроках истории / Н.М. Алексеева // Преподавание истории в школе. - 1991. - №5. - С. 114-115.
12. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
13. Барыкина, Т.А., Десятникова, М.А. Игровая технология как эффективное средство формирования предметных компетенций в процессе изучения курса «История России» в X классе / Т.А. Барыкина, М.А. Десятникова // Преподавание истории в школе. - 2012. - №10. - С. 36-44.
14. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
15. Воровщиков, С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве Оккама» [Электронный ресурс] / С.Г.
Воровщиков. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-voprosu-ob-universalnyh- uchebnyh-deystviyah-obscheuchebnyh-umeniyah-i-britve-okkama (дата
обращения: 19.02.2018).
16. Вяткина, М.Н., Никонова, Н.В. Управление формированием универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс] / М.Н. Вяткина, Н.В. Никонова. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-formirovaniem-universalnyh-uchebnyh -deystviy-v-obscheobrazovatelnom uchrezhdenii (дата обращения: 19.02.2018).
17. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие / И.С. Гринченко. - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.
18. Гугнина, О.В. К вопросу о формировании УУД на уроке обществознания / О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе. - 2016. - №6. - С. 49-53.
19. Дорожкина, Н.И. Звездный день Земли (урок-игра для учащихся IX класса) / Н.И. Дорожкина // Преподавание истории в школе. - 2011. - №4. - С. 45-48.
20. Дорожкина, Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы / Н.И. Дорожкина. - М.: ВАКО, 2017. - 288 с.
21. Егорова, К.В. Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] / К.В. Егорова. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-i-struktura-kommunikativnyh-uchebnyh -deystviy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 19.02.2018).
22. Екимова, М.М., Копылова, В.А. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры / М.М. Екимова, В.А. Копылова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 111-113.
23. Жданова, Л.У. Игра в воспитании и обучении / Л.У. Жданова // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 109-111.
24. Зубанова, С.Г. Интеллектуальные игры для школьников. История / С.Г. Зубанова. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 220 с.
25. Игры и занимательные задания по истории / Авт.-сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. - М.: Дрофа, 2003. - 336 с.
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
27. Калинина, Е.М. Великие географические открытия XV-XVII вв. (урок в игровой форме) / Е.М. Калинина // Преподавание истории в школе. - 2002. - №5. - С. 55-58.
28. Каникулы: игра, воспитание: О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / Под ред. О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
29. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем
они нужны [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/chto-takoe-universalnye-uchebnye-deystviya-i- zachem-oni-nuzhny(дата обращения: 19.02.2018).
30. Каравка, А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями [Электронный ресурс] / А.А. Каравка. URL: https://mir- nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf(дата обращения: 21.04.2018).
31. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
32. Кичерова, М.Н., Ефимова, Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] / Н.М. Кичерова, Г.З. Ефимова. URL: https://mir- nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf(дата обращения: 21.04.2018).
33. Колмаков, А.И. Урок-игра, урок-соревнование / А.И. Колмаков //
Преподавание истории в школе. - 1998. - №5. - С.38-41.
34. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
35. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 474 с.
36. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя / Г.А. Кулагина. - М.: Просвещение, 1983. - 240 с.
37. Кучерук, И.В. Технология игрового обучения в школе (на материале истории Отечества) / И.В. Кучерук. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 157 с.
38. Кучерук, И.В. Учебные игры на уроках истории / И.В. Кучерук // Преподавание истории в школе. - 1989. - №4. - С. 91-99.
39. Манданова, Е.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в V классе / Е.С. Манданова // Преподавание истории в школе. 2016. №5. - С. 54-58.
40. Мацкайлова, О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков / О.А. Мацкайлова // Преподавание истории в школе. - 1999. - №8. - С. 29-35.
41. Мильруд, Р.П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения / Р.П. Мильруд // Научный диалог. - 2016. - №1 (49). - С. 272-284.
42. Митрофанов, И.В. Универсальные учебные действия и учебно-проектная деятельность [Электронный ресурс] / И.В. Митрофанов. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=981(дата обращения: 19.02.2018).
43. Онипко, Т.В. Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Т.В. Онипко. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/urok-kak-sredstvo-realizatsii-sistemy-universalnyh -uchebnyh-deystviy (дата обращения: 19.02.2018).
44. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
45. Репринцева, Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика / Е.А. Репринцева. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-т, 2005. - 421 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 322 с.
47. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
48. Сиденко, Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности [Электронный ресурс] / Е.А. Сиденко. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/universalnye-uchebnye-deystviya-ot-termina-k-suschnosti(дата обращения: 19.02.2018).
49. Смирнова, М.Ю. Разработка исторической игры для V класса «Помощницы истории» / М.Ю. Смирнова // Преподавание истории в школе. - 2014. - №2. - С. 10-15.
50. Сокол, И.Н. Классификация квестов [Электронный ресурс] / И.Н. Сокол. URL: http://molodyvcheny.in.ua/files/ journal/2014/6/89.pdf (дата обращения: 21.04.2018).
51. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Под ред.
B. В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. - М.: Высш. шк., 2007. - 352 с.
52. Турчен, Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных
действий в современном российском образовании [Электронный ресурс] / Д.Н. Турчен. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kontseptsiya-formirovaniya-
universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 19.02.2018).
53. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности [Электронный ресурс] /
C. А. Тюрикова. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kommunikativnye-
universalnye-uchebnye deystviya-suschnost-i-pokazateli-sformirovannosti (дата обращения: 19.02.2018).
54. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
55. Хнычкина, Е.Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка - стратегия развития учителя [Электронный ресурс] / Е.Е. Хнычкина. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/poznavatelnye-universalnye- uchebnye-deystviya-i-ih-otsenka-strategiya-razvitiya-uchitelya (дата обращения: 19.02.2018).
56. Хусаинов, Р.В. Международные отношения накануне второй мировой войны (урок - ролевая игра) / Р.В. Хусаинов // Преподавание истории в школе. - 2002. - №10. - С. 51-58.
57. Шапарина, О.Н. Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе. - 2016. - №4. - С. 34-40.
58. Шаршов, И.А., Субботкина, М.И. Возрастные особенности младшего
школьника в контексте формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-mladshego-shkolnika-v kontekste-formirovaniya-universalnyh uchebnyh-deystviy (дата обращения: 19.02.2018).
59. Шаяхметова, В.Р., Обухова, О.Ю. Формирование универсальных
учебных действий учащихся в процессе изучения истории [Электронный ресурс] / В.Р. Шаяхметова, О.Ю. Обухо URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya-v-protsesse-izucheniya-istorii(дата обращения: 19.02.2018).
60. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 475 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список рекомендованной литературы при подготовке к игре «Что? Где?
Когда?» по теме «Великая Российская революция»
1. Новейшая история России. 1914-2010: учеб. пособие для бакалавров / М.В. Ходяков, В.А. Кутузов, И.С. Ратьковский [и др.]; под ред. М.В. Ходякова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 538 с.
2. История России XX - начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. - 960 с.
3. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Г.З. Иоффе. - М.: Прогресс, 1989. - 416 с.
4. Шубин А.В. Великая Российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. - М.: ООО «Родина МЕДИА», 2014. - 452 с.
5. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. - М.: Наука, 1995. - 238 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ