Совершенствование системы обучения персонала в сфере торговли (на примере ООО «Автолоцман-КМ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Формы и методы обучения персонала 7
1.2 Система обучения персонала в организации 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ 34
2.1 Зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в сфере торговли 34
2.2 Изучение системы обучения персонала в ООО «Автолоцман -КМ» и
основные направления ее совершенствования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Формы и методы обучения персонала 7
1.2 Система обучения персонала в организации 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ 34
2.1 Зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в сфере торговли 34
2.2 Изучение системы обучения персонала в ООО «Автолоцман -КМ» и
основные направления ее совершенствования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях, когда инновационные внедрения значительно ускоряют процесс устаревания профессиональных теоретических знаний сотрудников и их практических навыков, развитие персонала становится важнейшим условием для успешной деятельности организации. Персонал организации является стратегическим ресурсом любой организации. Эффективность, конкурентоспособность компании в первую очередь зависит от того насколько компетентные сотрудники работают в ней. Для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе многие компании разрабатывают систему внутрифирменного обучения своих сотрудников. Большинство руководителей понимают важную роль обучения, но их задача сегодня состоит в активном участие в процессе продвижение его среди сотрудников, только так удастся сохранить связь между бизнес-целями компании и обучением, способствующим их достижению. Основная цель обучения персонала заключается в обеспечение такой квалификации кадров организации, которая позволит качественно выполнять возложенные на них функции и задачи. В настоящее время популярна концепция непрерывного образования, которая позволяет руководству компаний решать проблемы соответствия компетентности специалиста в быстро изменяющихся условиях. Концепция предполагает, что процесс профессионального обучения и развития становится постоянным, то есть человек на протяжении всего трудового пути получает новые знания, навыки и умения, необходимые для поддержания собственной работоспособности как в рамках самой профессиональной деятельности, так и на специализированных курсах.
Данная проблема является актуальной и разрабатывается зарубежными и российскими учеными уже очень давно с точки зрения различных дисциплин. Теоретические основы обучения персонала рассматриваются современными исследователями и практиками в работах Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, В. Р. Веснина, И. А. Иванова, А. Я. Кибанова, Н. Самоукиной и многих других. Анализ организации системы обучения персонала в зарубежных странах представлен в работах М. Д. Абанькиной, А. Е. Г алиной, П. П. Новикова, В. В. Савицкой, Е. Л. Шемякин и т. д. Такие авторы как Г. Денишева, Е. В. Никифорова, Я. Ян в своих публикациях рассматривают и анализируют действующие системы обучения персонала в конкретных организациях.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» и разработка основных направлений по её совершенствованию.
Объектом исследования ВКР является система обучения персонала организации в торговой сфере.
Предмет исследования - система обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия обучение персонала;
2. Изучить основные формы и методы обучения персонала;
3. Проанализировать этапы системы обучения персонала;
4. Сравнить зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в торговой сфере;
5. Исследовать существующую систему обучения персонала в ООО «Автолоцман-КМ» и предложить основные направления ее совершенствования.
Теоретической и методологической основой изучения данной проблемы является изучение и анализ научной литературы по теме ВКР. Исследование системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» проводилось с использованием метода анализа документов и глубинного интервью с менеджером по персоналу.
Данная проблема является актуальной и разрабатывается зарубежными и российскими учеными уже очень давно с точки зрения различных дисциплин. Теоретические основы обучения персонала рассматриваются современными исследователями и практиками в работах Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, В. Р. Веснина, И. А. Иванова, А. Я. Кибанова, Н. Самоукиной и многих других. Анализ организации системы обучения персонала в зарубежных странах представлен в работах М. Д. Абанькиной, А. Е. Г алиной, П. П. Новикова, В. В. Савицкой, Е. Л. Шемякин и т. д. Такие авторы как Г. Денишева, Е. В. Никифорова, Я. Ян в своих публикациях рассматривают и анализируют действующие системы обучения персонала в конкретных организациях.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» и разработка основных направлений по её совершенствованию.
Объектом исследования ВКР является система обучения персонала организации в торговой сфере.
Предмет исследования - система обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия обучение персонала;
2. Изучить основные формы и методы обучения персонала;
3. Проанализировать этапы системы обучения персонала;
4. Сравнить зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в торговой сфере;
5. Исследовать существующую систему обучения персонала в ООО «Автолоцман-КМ» и предложить основные направления ее совершенствования.
Теоретической и методологической основой изучения данной проблемы является изучение и анализ научной литературы по теме ВКР. Исследование системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» проводилось с использованием метода анализа документов и глубинного интервью с менеджером по персоналу.
Успешное развитие компании возможно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями и желанием трудиться. Так как обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, то оно должно играть объединяющую роль в достижении компанией основных целей. Обучение персонала в настоящее время приобретает особое значение. Оно представляет собой целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей и служит средством достижения стратегических целей организации. Руководители многих компаний уделяют большое внимание этому вопросу и стараются отслеживать эффективность проведенных мероприятий. Это связано с тем, что современный рынок предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, быстро изменяются внешние и внутренние условия функционирования компании (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов, реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест). Все это влечет за собой необходимость обращения к проблеме обучения работников, для успешного решения которой следует исходить из целей и потребностей компании.
В сфере продаж данный вопрос является более острым, по сравнению с другими сферами деятельности. На сегодняшний день конкуренция в продажах очень велика. Такая категория персонала как менеджеры по продажам непосредственно вовлечена в процесс продажи товара или услуги конечным потребителям и, как следствие, генерирует основную часть прибыли. Менеджеры по продажам автомобилей - отдельная категория специалистов в области продаж. Учитывая высокую стоимость автомобилей, каждая упущенная сделка заметно уменьшает прибыль организации. Поэтому к персоналу автосалонов предъявляются очень серьёзные требования. Менеджер должен разбираться не только в технических характеристиках автомобилей, но и в психологических особенностях потенциального покупателя. Эти навыки можно приобрести в процессе работы или при прохождении специализированного курса обучения. ООО «Автолоцман-КМ» является представителем официального дилера KIA в г. Пензе. Обучение персонала в данной организации осуществляется в соответствии с общей концепцией развития сотрудников Kia Motors Rus. Для прохождения очного обучения сотрудники направляются в Kia Академию в Москве, также используется дистанционное обучение в формате вебинаров и видеоконференций. Нужно отметить, что процесс обучения персонала в Kia Академии выстроен на высоком уровне, для того чтобы оправдывать имидж одного из крупнейших автопроизводителей. Однако, анализ дилерского центра (ООО «Автолоцман- КМ») позволил выявить некоторые недостатки. Среди которых, обучение проходят только те сотрудники, которые непосредственно связаны с автомобилями; в ООО «Автолоцман -КМ» нет документа, который определял бы процесс обучения для всех категорий персонала; отсутствие обратной связи и расчёт эффективности обучающих программ.
Учет всех вышеперечисленных недостатков будет способствовать более полному использованию организацией навыков, знаний и умений работников, полученных в результате их обучения, а также позволит достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.
В сфере продаж данный вопрос является более острым, по сравнению с другими сферами деятельности. На сегодняшний день конкуренция в продажах очень велика. Такая категория персонала как менеджеры по продажам непосредственно вовлечена в процесс продажи товара или услуги конечным потребителям и, как следствие, генерирует основную часть прибыли. Менеджеры по продажам автомобилей - отдельная категория специалистов в области продаж. Учитывая высокую стоимость автомобилей, каждая упущенная сделка заметно уменьшает прибыль организации. Поэтому к персоналу автосалонов предъявляются очень серьёзные требования. Менеджер должен разбираться не только в технических характеристиках автомобилей, но и в психологических особенностях потенциального покупателя. Эти навыки можно приобрести в процессе работы или при прохождении специализированного курса обучения. ООО «Автолоцман-КМ» является представителем официального дилера KIA в г. Пензе. Обучение персонала в данной организации осуществляется в соответствии с общей концепцией развития сотрудников Kia Motors Rus. Для прохождения очного обучения сотрудники направляются в Kia Академию в Москве, также используется дистанционное обучение в формате вебинаров и видеоконференций. Нужно отметить, что процесс обучения персонала в Kia Академии выстроен на высоком уровне, для того чтобы оправдывать имидж одного из крупнейших автопроизводителей. Однако, анализ дилерского центра (ООО «Автолоцман- КМ») позволил выявить некоторые недостатки. Среди которых, обучение проходят только те сотрудники, которые непосредственно связаны с автомобилями; в ООО «Автолоцман -КМ» нет документа, который определял бы процесс обучения для всех категорий персонала; отсутствие обратной связи и расчёт эффективности обучающих программ.
Учет всех вышеперечисленных недостатков будет способствовать более полному использованию организацией навыков, знаний и умений работников, полученных в результате их обучения, а также позволит достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.



