ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Формы и методы обучения персонала 7
1.2 Система обучения персонала в организации 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ 34
2.1 Зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в сфере торговли 34
2.2 Изучение системы обучения персонала в ООО «Автолоцман -КМ» и
основные направления ее совершенствования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях, когда инновационные внедрения значительно ускоряют процесс устаревания профессиональных теоретических знаний сотрудников и их практических навыков, развитие персонала становится важнейшим условием для успешной деятельности организации. Персонал организации является стратегическим ресурсом любой организации. Эффективность, конкурентоспособность компании в первую очередь зависит от того насколько компетентные сотрудники работают в ней. Для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе многие компании разрабатывают систему внутрифирменного обучения своих сотрудников. Большинство руководителей понимают важную роль обучения, но их задача сегодня состоит в активном участие в процессе продвижение его среди сотрудников, только так удастся сохранить связь между бизнес-целями компании и обучением, способствующим их достижению. Основная цель обучения персонала заключается в обеспечение такой квалификации кадров организации, которая позволит качественно выполнять возложенные на них функции и задачи. В настоящее время популярна концепция непрерывного образования, которая позволяет руководству компаний решать проблемы соответствия компетентности специалиста в быстро изменяющихся условиях. Концепция предполагает, что процесс профессионального обучения и развития становится постоянным, то есть человек на протяжении всего трудового пути получает новые знания, навыки и умения, необходимые для поддержания собственной работоспособности как в рамках самой профессиональной деятельности, так и на специализированных курсах.
Данная проблема является актуальной и разрабатывается зарубежными и российскими учеными уже очень давно с точки зрения различных дисциплин. Теоретические основы обучения персонала рассматриваются современными исследователями и практиками в работах Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, В. Р. Веснина, И. А. Иванова, А. Я. Кибанова, Н. Самоукиной и многих других. Анализ организации системы обучения персонала в зарубежных странах представлен в работах М. Д. Абанькиной, А. Е. Г алиной, П. П. Новикова, В. В. Савицкой, Е. Л. Шемякин и т. д. Такие авторы как Г. Денишева, Е. В. Никифорова, Я. Ян в своих публикациях рассматривают и анализируют действующие системы обучения персонала в конкретных организациях.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» и разработка основных направлений по её совершенствованию.
Объектом исследования ВКР является система обучения персонала организации в торговой сфере.
Предмет исследования - система обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия обучение персонала;
2. Изучить основные формы и методы обучения персонала;
3. Проанализировать этапы системы обучения персонала;
4. Сравнить зарубежный и отечественный опыт обучения персонала в торговой сфере;
5. Исследовать существующую систему обучения персонала в ООО «Автолоцман-КМ» и предложить основные направления ее совершенствования.
Теоретической и методологической основой изучения данной проблемы является изучение и анализ научной литературы по теме ВКР. Исследование системы обучения персонала в ООО «Автолоцман - КМ» проводилось с использованием метода анализа документов и глубинного интервью с менеджером по персоналу.
Успешное развитие компании возможно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями и желанием трудиться. Так как обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, то оно должно играть объединяющую роль в достижении компанией основных целей. Обучение персонала в настоящее время приобретает особое значение. Оно представляет собой целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей и служит средством достижения стратегических целей организации. Руководители многих компаний уделяют большое внимание этому вопросу и стараются отслеживать эффективность проведенных мероприятий. Это связано с тем, что современный рынок предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, быстро изменяются внешние и внутренние условия функционирования компании (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов, реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест). Все это влечет за собой необходимость обращения к проблеме обучения работников, для успешного решения которой следует исходить из целей и потребностей компании.
В сфере продаж данный вопрос является более острым, по сравнению с другими сферами деятельности. На сегодняшний день конкуренция в продажах очень велика. Такая категория персонала как менеджеры по продажам непосредственно вовлечена в процесс продажи товара или услуги конечным потребителям и, как следствие, генерирует основную часть прибыли. Менеджеры по продажам автомобилей - отдельная категория специалистов в области продаж. Учитывая высокую стоимость автомобилей, каждая упущенная сделка заметно уменьшает прибыль организации. Поэтому к персоналу автосалонов предъявляются очень серьёзные требования. Менеджер должен разбираться не только в технических характеристиках автомобилей, но и в психологических особенностях потенциального покупателя. Эти навыки можно приобрести в процессе работы или при прохождении специализированного курса обучения. ООО «Автолоцман-КМ» является представителем официального дилера KIA в г. Пензе. Обучение персонала в данной организации осуществляется в соответствии с общей концепцией развития сотрудников Kia Motors Rus. Для прохождения очного обучения сотрудники направляются в Kia Академию в Москве, также используется дистанционное обучение в формате вебинаров и видеоконференций. Нужно отметить, что процесс обучения персонала в Kia Академии выстроен на высоком уровне, для того чтобы оправдывать имидж одного из крупнейших автопроизводителей. Однако, анализ дилерского центра (ООО «Автолоцман- КМ») позволил выявить некоторые недостатки. Среди которых, обучение проходят только те сотрудники, которые непосредственно связаны с автомобилями; в ООО «Автолоцман -КМ» нет документа, который определял бы процесс обучения для всех категорий персонала; отсутствие обратной связи и расчёт эффективности обучающих программ.
Учет всех вышеперечисленных недостатков будет способствовать более полному использованию организацией навыков, знаний и умений работников, полученных в результате их обучения, а также позволит достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.
1. Абанькина, М. Д. Зарубежный и отечественный опыт обучения в крупных организациях/ М.Д. Абанькина, С. А. Макушкин//Экспертное мнение: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - 250 с.
2. Бабаева, Э. Т. Зарубежный опыт переподготовки и повышения квалификации персонала /Э. Т. Бабаева//Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - №6 - C.138-141.
3. Базаров, Т. Ю Управление персоналом/ Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. — М.:ЮНИТИ, 2015. - С. 530.
4. Базарова, Г. Особенности обучения взрослых / Г. Базарова // Менеджер по персоналу. - 2011. - № 10. - С. 111-119.
5. Веснин, В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: учебник/В.Р. Веснин — М.: Проспект, 2015. - С. 688.
6. Галина, А. Е. Зарубежный опыт организации профессионального обучения и развития персонала/А. Е. Галина, К. В. Евдокимова//Молодежный научный вестник. - 2018. - № 2. - С.216-221.
7. Герасимова, Ю. В. Теоретические основы содержания современных методов обучения персонала /Ю. В. Герасимова//Актуальные проблемы экономических наук. - 2014. - №41. - С.138-142.
8. Городнова, А. А. Особенности изучения потребностей в обучении на предприятии / А. А. Городнова // Управление персоналом. - 2012. - № 4. - С. 41.
9. Гришакова, Н. Подходы к формированию бюджета на обучение и
развитие персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа:ййр://йг-
portal.ru/article/podhody-k-formirovaniyu-byudzheta-na-obuchenie-i-razvitie- personala.
10. Денишева, Г. Обучение персонала в торговых и сервисных
компаниях [Электронный ресурс] - Режим доступа
//http: //www.dbcltd.ru/publication/165-obuchenie.
11. Зайцева, Т. В. Управление персоналом/ Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - М.: «ФОРУМ»: ИНФРА, 2013. - С. 336.
12. Иванова, И. А. Технологии обучения и развития персонала в организации/ Т. В. Иванова.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — С. 256.
13. Как устроен и работает корпоративный учебный центр. Пример Volkswagen в Белоруссии [Электронный ресурс] - Режим доступа // https://probusiness.io/strategy/1242-kak-ustroen-i-rabotaet-korporativnyy- uchebnyy-centr-primer-volkswagen-v-belarusi.html.
14. Кафидов, В.В. Управление человеческими ресурсами/ В. В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2013. - С. 208.
15. Кифа, Л. Л. К вопросу о тенденциях развития персонала/ Л. Л. Кифа, И. В. Крючкова// АНИ: экономика и управление. - 2016. - № 4.- с. 175¬177
16. Коптева, К. В. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации /К. В. Коптева, О.А. Бакшеева// Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5. - с.77-81.
17. Корж, Н. В. Обучение персонала как фактор успешного функционирования предприятия/Н. В. Корж, С.С. Шмырова//Качество жизни населения в условиях модернизации российского общества: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты. - Пенза: ПДЗ, 2014.
18. Коровина, О. С. Внутрифирменное обучение персонала - как элемент снижения затрат и повышения эффективности производства / О. С. Коровина // Сборник статей по материалам третьей межрегиональной научно¬практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук», 2014. - С. 226.
19. Крючков В. Общение с покупателями: метод, который отлично
работает. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.gd.rU/articles/4196-obshchenie-s-pokupatelyami.
20. Маслова, В. А. Различные подходы к обучению и развитию персонала компании /В. А. Маслова//Дельта науки. - 2015. - №2.- с.10-14.
21. Михайлова, А. В. Непрерывное профессиональное обучение - основа развития потенциала персонала организации/ А. В. Михайлова, Л. Н. Попова//Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №4. - С.204.
22. Наука обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://hr- portal.ru/article/nauka-obucheniya.
23. Никифорова, Е. В. методологические аспекты информационного обеспечения анализа эффективности обучения и развития персонала (на примере корпоративного университета ОАО «Автоваз»)/Е. В. Никифорова, С. И. Банников//Экономический анализ: теория и практика. - 2011.-№1.- с.25¬31.
24. Новиков, П. П. Зарубежный опыт организации профессионального обучения персонала в современных условиях/ П.П. Новиков// Региональныепроблемы преобразования экономики.- 2011. -№ 2.- с. 382-390.
25. Основные аспекты обучения персонала, работающего в сфере розничных продаж [Электронный ресурс] - Режим доступа: http s: //www.naim.ru
26. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.ford.ru/AboutFord/Sustainability/People.
27. Официальный сайт ООО «АВТОВАЗ» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://cu-avtovaz.ru.
28. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kamaz.ru/about/general-information.
29. Разработка программы обучения персонала [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://www.hr-director.ru/article/63989-red-qqq-15-m6-
programma-obucheniyapersonala.
30. Руденко, А. М. Управление человеческими ресурсами/А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - С. 185.
31. Руднева, Е. Ю. К вопросу развития системы непрерывного обучения персонала организации/ Е. Ю. Руднева, А. С. Ковтун// Современныетенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий вмашиностроении, образовании и экономике. - 2016. - № 1. - с. 70-73.
32. Савицкая В. В. Зарубежный опыт внутрифирменного обученияперсонала/ В.В. Савицкая, В.В. Бондалетов// Новое поколение.- 2015. - № 8.c. 158-164.
33. Самоукина, Н. Настольная книга директора по персоналу: полное практическое руководство/ Н. Самоукина- Ростов н/Д: Феникс, 2013.- C.322.
34. Семина, А. П. Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления/ А. П. Семина, М. А. Федотова, А. И. Тихонов// Московский экономический журнал. - 2016. - №3.- с. 134-145.
35. Слободской, А. Л. Обучение персонала организаций: учебное пособие / А. Л. Слободской. - СПб.: СПбГЭУ, 2013. - С. 124.
36. Суслов, Т. В. Управление персоналом организации/ Т. В. Суслов.
- М. : ИНФРА - М, 2016. - С. 154.
37. Техника продаж методом Джо Верди. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http: //superiorseller.com/tekhnika-prodazh-dzho-verdi.ru,
свободный - Загл. с экрана.
38. Технология обучения и развития персонала в организации: учебник/ под ред. М. В. Полевой. -М: Внутривузовский учебник ИНФРА-М, 2017. - С.256
39. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197- ФЗ
(с изм. от 05.02.2018) // «Российская газета» - 2018. - 07 февраля
(Федеральный выпуск № 7489).
40. Федорова, Н. В. Управление персоналом организации/ Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. - М.:КноРус, 2011.- С. 536.
41. Филькина, Ю. Ю. Обучение персонала как основа успешного развития организации/ Ю. Ю. Филькина//Молодежь и наука. - 2016.- №1. -с.24-27.
42. Чуланова, О. Л. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления/О. Л. Чуланова, А. Я. Тимченко// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. -№1. - Режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN116.pdf.
43. Шемякин, Е. Л. Профессиональное обучение персонала в соединенных штатах Америки: краткий обзор/ Е. Л. Шемякин, Ю. А. Килькеева//Приволжский научный вестник. - 2015. - №5.- с.74-79
44. Щербатых, Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах/ Ю. В. Щербатых. - М.: КНОРУС. - 2014. - С. 214.
45. Юровских К.В. Эффективность обучения персонала/К. В. Юровских// Бенефициар. - 2017. - №16.- с. 69-72.
46. Ян Я. Программа мотивации торгового персонала в стратегии развития предприятий автомобилестроения Китая/Я. Ян// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». -2015.-№3 - Режим доступа:http: //naukovedenie.ru.