Игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-РЕБУСОВ И ИГР-ГОЛОВОЛОМОК
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 28
2.2. Система работы педагогов ДОО по повышению уровня познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-ребусов и игр-головоломок 34
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-РЕБУСОВ И ИГР-ГОЛОВОЛОМОК
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 28
2.2. Система работы педагогов ДОО по повышению уровня познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр-ребусов и игр-головоломок 34
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Основными показателями умственного развития старших дошкольников в первую очередь является развитие творческого мышления и овладения способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные новые в результате логические приемы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Разработка проблемы не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Исследования ученых (Ф.Н. Блехер, Л.Н. Малышева, З.А. Михайлова, А.А. Столяр) показали, что игры-головоломки развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины. Способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравнением, счетом.
Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования, проблема формирования познавательной активности, а так же интеллектуальной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально- педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника и коммуникативных навыков, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Решение головоломок отвечает интересам и потребностям дошкольников и при целенаправленной организации обучения может носить подлинно развивающий характер и влиять на формирование познавательной и творческой активности.
Игры-головоломки конструируются на основе современного взгляда на развитии математических способностей ребенка. К ним относится стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаться; действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. Игры -головоломки способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Понимая, какое значение имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
В целях развития познавательной активности нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев этими способностями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем ребенок будет легче овладевать процессом обучения, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Таким образом, все вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с играми-ребусами и играми-головоломками ведёт к повышению и эффективности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение возможностей использования игр-ребусов и игр-головоломок, как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) подобрать диагностический материал для исследования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и выявить ее особенности;
3) разработать и апробировать серию занятий по развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием игр -ребусов и игр- головоломок;
4) определить динамику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр-ребусов и игр-головоломок.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление уровней развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-октябрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии занятий по развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием игр-ребусов и игр-головоломок;
IV этап (март 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование игр-ребусов и игр-головоломок способствует эффективному развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского [10], Н.Е. Веракса [5], С.А. Козловой [18], М.И. Лисиной [24], З.А. Михайловой [15] Д.Б. Эльконина [44], Г.И. Щукина [43], Д.Б. Годовиковой [12], В.В. Давыдова [30], Л. Венгера [4], А.А. Люблинской [26] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО, родителями, педагогическими развивающими центрами.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №109 филиал№1 д/с «Рябинка» г. Пенза.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 44 наименования, и приложений.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные новые в результате логические приемы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Разработка проблемы не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Исследования ученых (Ф.Н. Блехер, Л.Н. Малышева, З.А. Михайлова, А.А. Столяр) показали, что игры-головоломки развивают у детей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины. Способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравнением, счетом.
Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования, проблема формирования познавательной активности, а так же интеллектуальной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально- педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника и коммуникативных навыков, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Решение головоломок отвечает интересам и потребностям дошкольников и при целенаправленной организации обучения может носить подлинно развивающий характер и влиять на формирование познавательной и творческой активности.
Игры-головоломки конструируются на основе современного взгляда на развитии математических способностей ребенка. К ним относится стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаться; действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. Игры -головоломки способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Понимая, какое значение имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи.
В целях развития познавательной активности нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев этими способностями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем ребенок будет легче овладевать процессом обучения, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Таким образом, все вышесказанное даёт основание утверждать, что ознакомление детей с играми-ребусами и играми-головоломками ведёт к повышению и эффективности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры-ребусы и игры-головоломки как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение возможностей использования игр-ребусов и игр-головоломок, как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) подобрать диагностический материал для исследования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и выявить ее особенности;
3) разработать и апробировать серию занятий по развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием игр -ребусов и игр- головоломок;
4) определить динамику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр-ребусов и игр-головоломок.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление уровней развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-октябрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии занятий по развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием игр-ребусов и игр-головоломок;
IV этап (март 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование игр-ребусов и игр-головоломок способствует эффективному развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского [10], Н.Е. Веракса [5], С.А. Козловой [18], М.И. Лисиной [24], З.А. Михайловой [15] Д.Б. Эльконина [44], Г.И. Щукина [43], Д.Б. Годовиковой [12], В.В. Давыдова [30], Л. Венгера [4], А.А. Люблинской [26] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО, родителями, педагогическими развивающими центрами.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №109 филиал№1 д/с «Рябинка» г. Пенза.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, включающего 44 наименования, и приложений.
Таким образом, познавательная активность - это качественная характеристика деятельности, которая определяется стремлением личности к успешному овладению знаниями и обусловлена при этом интеллектуальными и морально-волевыми чертами личности.
В старшем дошкольном возрасте познавательная активность имеет специфику: она проявляется в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому.
Эффективному формированию познавательной активности ребенка - дошкольника способствует полнота и разнообразие деятельности: чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности. Наибольший эффект в развитии ребенка - от той деятельности, которая соответствует интересам, потребностям и возможностям ребенка, способствует его личностному росту.
К эффективным средствам формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста относятся игры -ребусы и игры-головоломки, заключающие в себе огромный познавательный потенциал.
Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
При использовании игр-ребусов и игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Логические игры-головоломки и ребусы воспитывают в детях познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности были использованы методики:
1) «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич);
2) «Дерево желаний» (В.С. Юркевич);
3) «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
4) Модификация методики «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер).
В результате было установлено, что в исследуемой группе 46,6% (7
детей) имеют средний уровень познавательной активности. 40% (6 детей) имеют низкий уровень развития познавательной активности. Только 13,4% (3 детей) имеют высокий уровень развития познавательной активности.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях игры. Была прослежена динамика изменения уровней в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень развития детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Четыре ребёнка достигли высокого уровня сформированности познавательной активности (26,6%), также возросли показатели среднего уровня с 46,6% до 66,7% и один ребёнок (6,7%) по-прежнему остался на низком уровне.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Некоторые заметно расширили свои знания, за счет общения в игре с другими детьми, они не только стали решать задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывать новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане повышения роли игр -головоломок и игр-ребусов в развитии познавательной активности дошкольников переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Проведённое экспериментальное исследование достигло поставленной цели: изучения возможностей использования игр-ребусов и игр-головоломок как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подтвердили правильность выбора игр-головоломок и проведения их.
Гипотеза исследования о том, что использование игр-ребусов и игр- головоломок способствует эффективному развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, была доказана.
Игры-головоломки и игры-ребусы способствуют развитию скорости мышления, повышают концентрацию и объём внимания, способствуют развитию памяти, активизируют пассивный словарь, развивают познавательную активность. Логично предположить, что материалы настоящей выпускной квалификационной работы можно применять в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста при использовании игр-головоломок и игр-ребусов как средства развития познавательной активности у детей.
В старшем дошкольном возрасте познавательная активность имеет специфику: она проявляется в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому.
Эффективному формированию познавательной активности ребенка - дошкольника способствует полнота и разнообразие деятельности: чем интереснее деятельность, тем выше уровень познавательной активности. Наибольший эффект в развитии ребенка - от той деятельности, которая соответствует интересам, потребностям и возможностям ребенка, способствует его личностному росту.
К эффективным средствам формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста относятся игры -ребусы и игры-головоломки, заключающие в себе огромный познавательный потенциал.
Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
При использовании игр-ребусов и игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Логические игры-головоломки и ребусы воспитывают в детях познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности были использованы методики:
1) «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич);
2) «Дерево желаний» (В.С. Юркевич);
3) «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
4) Модификация методики «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер).
В результате было установлено, что в исследуемой группе 46,6% (7
детей) имеют средний уровень познавательной активности. 40% (6 детей) имеют низкий уровень развития познавательной активности. Только 13,4% (3 детей) имеют высокий уровень развития познавательной активности.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях игры. Была прослежена динамика изменения уровней в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень развития детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Четыре ребёнка достигли высокого уровня сформированности познавательной активности (26,6%), также возросли показатели среднего уровня с 46,6% до 66,7% и один ребёнок (6,7%) по-прежнему остался на низком уровне.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Некоторые заметно расширили свои знания, за счет общения в игре с другими детьми, они не только стали решать задачи без всякой наглядной опоры, но и самостоятельно придумывать новые игры со счетными действиями, привлекая к ним и других детей.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане повышения роли игр -головоломок и игр-ребусов в развитии познавательной активности дошкольников переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Проведённое экспериментальное исследование достигло поставленной цели: изучения возможностей использования игр-ребусов и игр-головоломок как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подтвердили правильность выбора игр-головоломок и проведения их.
Гипотеза исследования о том, что использование игр-ребусов и игр- головоломок способствует эффективному развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, была доказана.
Игры-головоломки и игры-ребусы способствуют развитию скорости мышления, повышают концентрацию и объём внимания, способствуют развитию памяти, активизируют пассивный словарь, развивают познавательную активность. Логично предположить, что материалы настоящей выпускной квалификационной работы можно применять в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста при использовании игр-головоломок и игр-ребусов как средства развития познавательной активности у детей.
Подобные работы
- Развитие логических приемов мышления у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Использование занимательною материала как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



