Введение 3
Глава 1. Анализ данных практических и теоретических исследований по изучаемой проблеме 7
1.1. Понятие нравственного самоопределения личности в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.2. Особенности раннего юношеского возраста 17
1.3. Особенности нравственного самоопределения личности в раннем
юношеском возрасте 27
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Исследование особенностей нравственного самоопределения личности студентов СУЗов и учащихся школ 37
2.1. Описание процедуры и методов исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Выводы 72
Заключение 74
Список используемых источников 79
Приложения 84
XXI век - это век огромных общемировых общественных изменений, несущих огромное число перемен, а с ними и проблемы, вызывающие интеллектуальное, эмоциональное, духовное и физическое напряжение человека. Социальная и экономическая нестабильность, мощное воздействие средств массовой информации, вооруженные конфликты между различными этническими, социальными группами, политические войны, происходящие в мире, миграционные движения населения планеты, столкновения и взаимопроникновение различных культур, террористические угрозы - все это заставляет человека воспринимать, понимать и открывать мир по-новому. Кардинально меняются цели, перестраивается ментальность людей, рушится устоявшаяся система нравственных и духовных ценностей. Всё это вызывает противоречия в индивидуальном и групповом сознании, определяет неустойчивость в идеологических культурах. В данной ситуации молодежь, у которой происходит смена идеалов, особо подвержена негативному влиянию.
Проблема нравственного самоопределения личности была актуальна во все времена и эпохи. Особенно она привлекает внимание во время общественных преобразований в мире, во времена перестройки, когда неизбежно меняются нравственные и моральные ценности и ориентиры.
Наибольшее внимание отечественных психологов к данной проблеме уделено в исследованиях С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыфревой, В.Г. Асеева, М.И. Бобневой, Б.С. Братуся, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, К.К. Платонова, К.В. Муздыбаева, Т.А. Флоренской, В.Э. Чудновского, П.Н. Шихерева, Д.Б. Эльконина, а так же многих других исследователей. С новой силой внимание к этой проблеме было приковано на рубеже XX и XXI веков. За последние несколько десятилетий появляется все больше и больше психологов, рассматривающих проблематику морали и нравственных ориентиров, например: А.Н. Бражникова, М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, О.И. Мантонина, О.П. Николаева, Р.В. Овчарова и Н.В. Мельникова, Д.А. Подольский, О.А. Подольский, Л.М. Попов, Т.П. Скрипкина, Е.Ю. Стрижов и мн. др [19; с. 16].
Появляются и улучшаются новые направления, в основном на стыке нескольких дисциплин: микропсихологический подход к изучению нравственных особенностей (М.И. Воловикова, Т.П. Емельянова, В.А. Кольцова, Н.М. Лебедева, Е.Н. Резникова, В.А. Соснин, А.В. Юревич и др.); нравственно-психологическая регуляция экономического сознания и поведения (Е.И. Горбачева, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, Е.Н. Молодых, М.В. Редькина, С.П. Табрахова, Г.А. Токарева и др.); нравственная и духовная детерминация профессиональной деятельности (Ю.Я. Голиков, Л.Г. Дикая, Е.П. Ермолаева, А.Н. Костин, В.А. Пономаренко, В.Д.Шадриков и др.), нравственное самоопределение личности (К.А. Абульханова, Е.П. Авдуевская и Т.А. Араканцева, Л.И. Божович, А.Е. Воробьева и А.Б. Купрейченко, Н.Д. Зотов, В.Ф. Сафин и др.) и некоторые другие направления [19; с. 17]
Ранний юношеский возраст является важным периодом для становления нравственности. Это период, когда молодые люди окончили свое обучение в общеобразовательной школе и решают свою дальнейшую судьбу. Перед ними открывается самостоятельная жизнь, где необходимо уже принимать решения по всем вопросам, отвечать за свои поступки, определяться в ситуациях нравственного выбора, ставить перед собой цели и достигать их. Юношеский возраст рассматривается различными психологами (Х.Х. Валихаметов, Т.И. Петракова и др.) как основной параметр личности. В зависимости от особенностей нравственного самоопределения юного поколения, полученных на стадии взросления, и будут обуславливаться моральные нормы и особенности будущего общества. Так как значительный контингент учащихся школы переходит в средние профессиональные учебные заведения, на преподавателей этих заведений ложится большая ответственность в воспитании высоко морально-нравственных и духовных личностей. Этим обстоятельством, на наш взгляд, и определяется актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Колледж искусств - это современное творческое учебное заведение, готовящее специалистов в области искусства и культуры. Искусство и культура являются своего рода барьером от духовного разрушения общества. Ещё В. Сухомлинский и К. Ушинский рассматривал искусство как важный источник формирования морально-образованной личности. Лишь высокохудожественные образцы искусства и культуры способны настроить на гармоничное взаимодействие с окружающей действительностью. Учитывая, что выпускники колледжа являются не только носителями культуры, но и, получая профессию преподаватель, работая непосредственно с детскими творческими коллективами должны воспитывать подрастающее поколение. Поэтому очень важно чтобы выпускники колледжа соответствовали всем требованиям нравственного общества.
Для того, чтобы понять насколько необходимо скорректировать и усилить воспитательную работу в образовательном учреждении культуры города Пензы, нам необходимо было проанализировать представления учащихся о нравственности, оценить их нравственные стратегии и ориентации.
Целью исследования является изучение сравнительных характеристик нравственного самоопределения старшеклассников и студентов СУЗов для разработки рекомендаций по составлению воспитательной программы, реализуемой в образовательных учреждениях.
Объект исследования: нравственное самоопределение личности.
Предмет исследования: особенности нравственного самоопределения личности старшеклассников и студентов СУЗа.
Гипотеза исследования: существуют различия в нравственном самоопределении личности старшеклассников и студентов СУЗов.
Чтобы достичь предложенной цели и рассмотреть реальность данной гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретическую литературу и информационные источники по проблеме нравственного самоопределения личности.
2. Разработать программу (этапы) эмпирического исследования.
3. Провести исследование.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов диагностики особенностей нравственного самоопределения личности студентов СУЗов и старшеклассников.
Чтобы подтвердить данные гипотезы и решить данные задачи были использованы следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, метод статистической обработки данных - t-критерий Стьюдента для независимых выборок. В ходе эмпирического исследования использовались методики: «Нравственное самоопределение личности» (А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева), «Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева), «Диагностика нравственного потенциала личности» (Г.В. Резапкина).
Эмпирическую базу исследования составляют студенты Пензенского колледжа искусств 1 курса и ученики Гимназии No44 11 класса в возрасте от 15 лет до 19 лет. Совокупный объем выборки исследования, выполненного в период с февраля по март 2018г - 40 человек (в т.ч. студенты колледжа - 20; старшеклассники - 20).
В данной работе мы постарались разобраться в проблеме нравственного самоопределения личности. Нужно заметить, что хоть термин «самоопределение» и используется достаточно часто, однако само понятие на данный момент определено недостаточно, явления, влияющие на становление и развитие нравственного самоопределения личности, интерпретированы не в полной мере. Во время анализа теоретических и практических исследований по этой теме мы рассмотрели методологические основы психологического подхода в данном вопросе. Рассмотрели уровни, структуры и компоненты, которые выделяют в нравственном самоопределении психологи, а также стадии развития идентичности.
Важно отметить то, что огромный вклад в изучение данной проблемы своими работами внесли Ж. Пиаже и Л. Колберг, а также их последователи: Дж. Джиббс, Дж.Л. Тапп, К. Гиллиган и др. Среди отечественных ученых, которые обращались в своих работах к теоретическим основам духовно-нравственных феноменов, необходимо выделить С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферову, Б.С. Братусь, К.А. Абульханову, М.И. Воловикову, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, В.В. Знакова, О.Ю. Голубеву и Л.М. Попова и др. Данные работы посвящены поиску психологической природы духовности, анализу духовных и нравственных возможностей и способностей, состояний личности. На сегодняшний день самым разработанным направлением являются исследования стадии нравственного развития, уровня развития моральных суждений, моральной компетенции и воспитанности. Данное направление имеет прочный теоретический базис и наибольшее количество последователей [19; с. 22].
По итогу теоретического анализа мы можем сделать вывод: текущее понимание проблемы нравственного самоопределения указывает на то, что это не самостоятельный и ни с чем не связанный процесс, а процесс, который включен в комплекс психологического и социального развития личности. Каждый из возрастных периодов, которые имеют свои особенности и механизмы, играет большую роль при решении важных проблем личностного развития. Знания об особенностях нравственного самоопределения на каждом возрастном этапе, спецификах уровней нравственного развития, а так же их учет дают возможность организовать комплекс целенаправленного воздействия, который позволит достичь высокого уровня нравственного развития личности. Это является особенно важным в кризисные периоды развития общества.
После изучения возрастного периода «ранняя юность» мы пришли к выводу, что для развития нравственности в этом периоде характерно появление нового функционального образования - нравственных убеждений. Они представляют собой систему соответствующих знаний и чувств. Когда появляются нравственные убеждения, то вначале происходит перестройка, а затем и полное исчезновение эталона, воплощенного в образе определенного человека, который модернизируется в идеал, состоящий из различных собирательных качеств. При обобщении большого жизненного опыта в ряде нравственных категорий человек соотносит и объединяет их в единую полноценную систему, на основе которой и формируется нравственное мировоззрение как система убеждений. Важно заметить, что нравственное совершенствование человека, который достиг в юношеском периоде эталонного уровня нравственного развития, может продолжаться на протяжении всей жизни. Однако далее в нравственной сфере не появляется новых образований, а происходит только укрепление и совершенствование тех, которые появились ранее.
Исследование особенностей нравственного самоопределения личности проводилось в Пензенском колледже искусств со студентами, обучающимися на первом курсе, а так же с учениками одиннадцатого класса гимназии №44. Его результаты свидетельствуют о следующих особенностях нравственного самоопределения личности учащихся.
Как студентам СУЗов, так и учащимся школ в большинстве свойственен средний уровень нравственной мотивации. Среди студентов СУЗов средний уровень нравственной мотивации был выявлен у 50% от числа всех опрошенных испытуемых данной подгруппы. Среди учащихся школ процент респондентов со средним уровнем нравственной мотивации составляет 45% от числа всех опрошенных. Процент респондентов, которым свойственен высокий уровень нравственной мотивации, составляет 25% как в группе студентов СУЗов, так и в группе учащихся школ. Низкий уровень нравственной мотивации был выявлен у 25% учащихся СУЗов и у 30% учащихся школ. Необходимо заметить, что полученные данные позволяют утверждать, что уровень нравственной мотивации студентов СУЗов не отличается от уровня нравственной мотивации учащихся школ.
По шкале «нравственная самооценка личности» студентам СУЗов и учащимся школ так же в большинстве случаев свойственен средний уровень нравственной самооценки. Средний уровень нравственной самооценки был выявлен у 85% студентов СУЗов и у 55% учащихся школ. Высокий уровень среди студентов СУЗов был выявлен у 5% респондентов, а среди учащихся школ у 30%. Уровень «ниже среднего» был отмечен у 10% студентов СУЗов, а среди учащихся школ у 15%. Низкий уровень нравственной самооценки не был выявлен ни в одной из опрашиваемых групп. Полученные данные позволяют нам утверждать, что уровень нравственной самооценки учащихся СУЗов не отличается от уровня нравственной самооценки учащихся школ.
Результаты диагностики нравственного потенциала личности позволили нам выявить некоторые различия в значимости ценностей для опрашиваемых групп. В паре ценностей «нестяжание/сребролюбие» среди студентов СУЗов у 80% опрошенных была выявлена значимость ценности «нестяжание», а у учащихся школ у 60% была выявлена ценность «сребролюбие». В паре ценностей «кротость/гнев» среди студентов СУЗов у 85% опрошенных была выявлена значимость ценности «кротость», а у учащихся школ такая же ценность была выявлена у 55%. В паре ценностей «великодушие/зависть» среди студентов СУЗов у 80% опрошенных была выявлена значимость ценности «великодушие», а у учащихся школ значимость каждой ценности из этой пары равна и составляет 50%. Полученные результаты указывают на наличие различий между группой студентов СУЗов и группой учащихся школ. В паре ценностей «смирение/тщеславие» среди студентов СУЗов у 65% опрошенных была выявлена значимость ценности «смирение», а у учащихся школ у 70% была выявлена ценность «тщеславие». Полученные результаты указывают на наличие различий между группой студентов СУЗов и группой учащихся школ, что подтверждает нашу гипотезу.
По результатам диагностики представлений о нравственности и морали среди студентов СУЗов и учащихся школ значимых различий в результатах опрошенных групп не было выявлено, что позволяет нам утверждать, что представления о нравственности и морали среди студентов СУЗов не отличаются от представлений о нравственности и морали среди учащихся школ. По результатам диагностики нравственных стратегий среди студентов СУЗов и учащихся школ значимых различий в результатах опрошенных групп так же не было выявлено. Полученные данные позволяют нам утверждать, что нравственные стратегии студентов СУЗов не отличаются от нравственных стратегий учащихся. Как среди студентов СУЗов, так и в группе учащихся школ была выявлена наибольшая выраженность миросозидательной ориентации личности, однако полученные данные не позволяют нам утверждать о том, что нравственная ориентация личности студентов СУЗов не отличается от нравственной ориентации личности учащихся школ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза о существовании различий в нравственном самоопределении личности старшеклассников и студентов СУЗов, выдвинутая в начале исследований, не подтвердилась.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст]/К.А.
Абульханова-Славская. - Москва; Мысль, 1991. - 299 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата /Г.С. Абрамова// - Москва: Юрайт, 2014. - 811с.
3. Антисфен [Текст]// О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Диоген Лаэртский. - Москва: Мысль, 1986. - 571с.
4. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] /А.С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ под ред. Ф.Е. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. - Москва, 1977. - С. 30-68.
5. Берне, Р.В. Я - концепция в юности [Текст]// Развитие Я - концепции и воспитание/Р.В. Берне.- Москва, 1986.- С. 169-224.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович. - Москва: Модэк, 2011. - 258 с.
8. Братусь, Б.С. Подросток и юноша [Текст] // Психологические аспекты нравственного развития личности /Б.С. Братусь. - Москва, 1977. - С.21-64.
9. Братусь, Б.С. Психологический тип личности в русской и
советской культурах [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.studfiles.ru/preview/4658787/page:26/.
10. Брюхова, Н.Г. Нравственное саморазвитие человека [Текст] /Н.Г. Брюхова // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 7. - С. 289-301.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст]. - Москва: Смысл; Эксмо 2005. - 1136 с.
12. Гегель Г.В.Ф. Наука логики [Текст]/Г.В.Ф. Гегель. - Санкт- Петербург: Наука; Москва: Мысль, 1972. - 800 с.
13. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы [Текст]/Р. Декарт; пер. с лат. - Москва: Академический проект, 2011. - 335 с.
14. Еремина, А.Н. Взаимовлияние социально-психологической зрелости учебных групп и нравственного самоопределения старшеклассников [Текст]/А.Н. Еремина// Психология - наука будущего: материалы II международной конференции молодых ученых. - Москва, 30-31 октября 2008/ под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергеенко, А.С. Обухова. - Москва: Институт психологии РАН, 2008. - С. 144-147.
15. Еремина, А.Н. Социально-психологические механизмы влияния учебной группы на нравственное самоопределение старшеклассников [Электронный ресурс]/А.Н. Еремина // Ученые записки Курского государственного университета. - Курск, 2010. - № 3(15). Часть I. - URL: http://scientific-notes.ru/pdf/015-032.pdf- номер государственной регистрации - 0421000068 078.
16. Козлова, М.А. Мораль как предиктор индивидуального
поведения: перспективы интеграции персонологического и социально¬
психологического подходов [Электронный ресурс]. // Вестник ПСТГУ: Педогогика и психология. 2014. Вып.3 (34). - С. 133-146, с. 133. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FCyberLeninka.ru%2Farticle% 2Fn%2Fmoral-kak-prediktor-individualnogo-povedeniya-perspektivy-integratsii- personologicheskogo-i-sotsialno-psihologicheskogo-podhodov- 2.pdf&name=moral-kak-prediktor-individualnogo-povedeniya-perspektivy- integratsii-personologicheskogo-i-sotsialno-psihologicheskogo-podhodov- 2.pdf&lang=ru&c=586240bae725.
17. Крутецкий В.А. Психология [Текст]: учебник для учащихся пед. училищ/В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1980. - 352 с.
18. Купрейченко, А.Б. Нравственное самоопределение личности [Текст]: концептуальные основы и эмпирические типы /А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева // Вестник Государственный университет управления,- 2009. - №32. - С.60-63
19. Купрейченко, А.Б. Нравственное самоопределение молодежи [Текст]/А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 480 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]/А.Н. Леонтьев. - Москва, 2005. - 304с.
21. Медведева, И.А., Евграфова Ю.А., Бузыкина Ю.С.. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие/И.А. Медведева, Ю.А. Евграфова, Ю.С. Бузыкина. - Пенза, 2014
22. Мельникова, Н.В. Психология нравственности [Текст]/Н.В.
Мельникова, О.В. Коновалова. - Шадринск: Исеть, 2004. - 158 с.
23. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения [Текст]/ В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 2014. - С. 65.
24. Ожегов, И.С. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений /И.С. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. - Москва: Азбуковник, 1999. - 423 с.
25. Пашкевич, В.В. Нравственное самоопределение студенческой молодежи [Текст]: представления, стратегии, ориентации /Владимир Вячеславович Пашкевич //Известия ВГПУ.- 2014.- №2.- С.32-38
26. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии [Текст]: сб. Статей /Ж. Пиаже; сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. Москва: Гардарики, 2001.- 624 с.
27. Психология развивающейся личности [Текст]/под редакцией А.В. Петровского. - Москва, 1987.- 240 с.
28. Психология [Текст] словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]/С.Л. Рубинштейн //. Москва, 1973. - 423 с.
30. Руденко, Ю.В. Нравственное самоопределение и нравственное поведение личности [Текст]/Ю.В. Руденко //Инновационная наука: международный научный журнал.- 2015.- № 12. - С. 11-14.
31. Самылова, О.А. Отношение к нравственным формам поведения в раннем юношеском возрасте [Текст]/О.А. Самылова // European social Science Journal (Европейский журнал социальных наук).- 2015.- №1.- С. 19-25
32. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу /В.Ф. Сафин. - Свердловск: Свердловск. гос. пед. ин-т, 1986. - 142 с.
33. Снегирева, Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте [Текст] /Т.В. Снегирева // Вопросы психологии. - 1989. - № 2. - С. 17-21.
34. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] /Э. Фромм. - Москва, 1990. - С. 26.
35. Щипунов, О.К. Этический релятивизм как социорегулятивная
парадигма [Электронный ресурс]. - URL:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2FQberLeninka.ru%2Farticle%2 Fn%2F eticheskiy-relyativizm-kak- sotsioregulyativnaya- paradigma.pdf&name=eticheskiy-relyativizm-kak-sotsioregulyativnaya- paradigma.pdf&lang=ru&c=58624a59033a.
36. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности [Текст] /Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - С. 126.
37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] /Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 312
38. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] /П.М. Якобсон. - Москва, 1999. - С. 315.
39. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте [Текст]// Эмоциональная жизнь школьника /П.М. Якобсон. - Москва, 1966. - С. 142-169.
40. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] /С.Г. Якобсон. - М.: Педагогика, 1984. - С. 204-219.