Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной адаптации детей 8
1.1 Теория социальной работы о социально-адаптивной работе с детьми.... 8
1.2 Особенности развития социально-адаптационных механизмов у детей
дошкольного и младшего школьного возраста 14
1.3 Характеристика условий социальной адаптации детей 19
Глава 2 Научное обоснование практики социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 25
2.1 Организация социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста 25
2.2 Специфика практики социально-адаптивной работы с различными
категориями детей 33
2.3 Научно-методические аспекты исследования эффективности социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 44
Заключение 61
Список литературы
В настоящее время, в социально-гуманитарных науках все более важными становятся вопросы, касающиеся проблем социальной адаптации ребенка.
Качественно иная, в сравнении с субъекта социализации (семья, образовательные учреждения), атмосфера образования, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к его личности, и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню. Так или иначе, будь то поступление ребенка в детский сад или поступление в школу, оно всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
Наиболее значимым этапом в жизни ребенка является превращение биологического индивида в социальный субъект, которое происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основании которых формируются социально значимые качества личности.
В теории социальной работы вопросами социализации и социальной адаптации активно занимались Н.Ф. Басов,П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, Л.В. Мардахаев, и др.
Известно, что процесс социальной адаптации начинает приобретать особое значение, когда ребенок впервые приходит в дошкольное учреждение, а затем и в младшее школьное звено. Ведь именно там ребенок сталкивается с такими проблемами как: знакомство с новыми людьми, новая обстановка, новые правила. Конечно, для малыша это большой стресс и справиться с ним могут помочь определенные правила, методики, применяемые специалистами в области социально-адаптивной работы с детьми.
Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника.
На сегодняшний день существует очень много неблагоприятных факторов (социальных, социально-экономических, медико-социальных), которые влияют на адаптацию ребенка, что, в результате, приводит к росту числа детей, испытывающих трудности в социальной адаптации.
Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения системы социально-психологических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации детей и в профилактике социальной дезадаптации.
Потребность в социально-психологической помощи появляется в случае социальной дезадаптации ребенка, при возникновении у него психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.
Привлекает внимание в аспекте проблематики данного исследования тот факт, что в процессе адаптации ребенка существует сложность, которая заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире, и о действующих в нем механизмах, поэтому реакция на различные ситуации может быть непредсказуемой. Ребенок может сам не знать, как ему реагировать на ту или иную ситуацию.
Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.
Но при этом встает вопрос адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения.
Имеется ряд исследований, которые определили, что социальная адаптация детей начинается с рождения.
На первых этапах (до 9 месяцев) дети выстраивают отношения только с матерью, рядом с которой чувствуют безопасность. После 9 месяцев и до трех лет ребенок начинает наблюдать за социумом и предпринимает первые попытки адаптации в нем, но это пока просто попытки. После трех лет уже ребенок начинает познавать себя как социальную единицу и идет в мир пробовать все то, зачем он наблюдал предыдущие года.
Начиная с младшего дошкольного возраста, ребенок нуждается в поддержке, одобрении своих попыток «войти» в общество и требует подсказок и помощи, когда он сталкивается с трудностями в процессе адаптации.
Здесь и приходит на помощь специалист по социальной работе. Именно он, зная технологии работы с детьми, обладая определенными компетенциями, сможет помочь дошкольнику и младшему школьнику легко и быстро адаптироваться.
Конечно, в настоящий момент не все дошкольные и школьные учреждения имеют у себя квалифицированного социального педагога или социального работника. Здесь встает вопрос о том, как же обеспечить правильную социально-адаптивную работу с детьми без нужного специалиста?
Особое значение в свете новой задачи приобретает взаимодействие между дошкольными и школьными учреждениями и учреждениями социальной помощи, которое будет способствовать социально-адаптивной работе с детьми, делать её намного продуктивнее и эффективнее.
Такое взаимодействие поможет реализации следующих целей:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации дошкольников и младших школьников;
- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии образования;
- участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Следует отметить, что профессиональная деятельность специалиста по социальной работе с детьми подразумевает осуществление соответствующих мероприятий и действий по первоначальному научно-эмпирическому исследованию социально-адаптивной работы с детьми, по реализации информационно-профилактической работы с семьей и педагогами, а также социально-превентивной деятельности, т.е. по оказанию социальной помощи, поддержки и содействия специалиста как субъекта профессиональной социальной работы в решении проблем социальной адаптации и их предотвращении.
Также стоит учитывать тот факт, что в современном мире появляется все больше детей с различными психосоматическими заболеваниями, которые, как известно, могут проходить обучение вместе с обычными детьми. Из этого следует, что специалист по социальной работе имеет еще одну задачу: владеть различными методиками по социально-адаптивной работе именно с различными категориями детей[57, с.433].
Цель диссертации -выявить и научно обосновать специфику социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения, определить показатели эффективности социально-адаптивной работы.
Объект исследования -социально-адаптивная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования - научно-теоретическое обоснование социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- определить сущность и содержание процесса социальной адаптации детей, а именно основные понятия, проблемы, категории;
- рассмотреть особенности развития социально-адаптационных механизмов у детей;
- проанализировать необходимость применения социально¬адаптивной работы с детьми;
- выявить особенности и основные направления социально¬адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- определить наиболее эффективные условия, обеспечивающие успешное развитие адаптационных механизмов детей в период поступления в дошкольное или школьное учреждение.
Гипотезой данного исследования будет предположение о том, что в исследования вопросов практики социально-адаптивной работы в теории социальной работы будет прослеживаться направление, для которого характерно стремление научно-теоретически обосновать необходимость профессиональных действий социального работника (в условиях сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями и органами социальной защиты), который будет применять различные социальные технологии методики, учитывать принципы и подходы к организации социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе диссертационного исследования лежит принцип системного подхода, в соответствии с которым, социально-адаптивная работа может быть рассмотрена как специфический вид деятельности, включающий такие взаимосвязанные элементы как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели.
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема социальной адаптации рассматривалась достаточно широко и является актуальной в настоящее время. Смена обстановки, поступление ребенка в дошкольное или школьное учреждение, переезд и т.д. - все эти важные моменты в жизни ребенка требуют от него быстрого приспособления к новым условиям, быстрой адаптации.
Мы знаем, что на социальную адаптацию ребенка влияет множество факторов, таких как: менталитет, социальные и психологические особенности индивида, различные экономические показатели, уровень самооценки индивида; экономический и демографический потенциалы, уровень образования населения, степень урбанизированности, социальная структура населения территории и т.д. Все эти моменты необходимо учитывать при разработке специалистом плана по социально-адаптивной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Наша выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы рассмотрели основные теоретические подходы к определению социальной адаптации, выявили особенности развития социально-адаптационных механизмов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Из теории социальной работы известно, что системное и профессиональное применение специальных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности, в нашем случае - ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Адаптация как приспособление организма ребёнка к новой обстановке, приводит или к позитивным результатам, или к негативным. Смена привычной обстановки, поступление в образовательное учреждение сказывается на его психическом и физическом состоянии.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что для успешной адаптации детей необходимо учитывать множество моментов. Сюда входит благоприятная атмосфера, взаимодействие с родителями, учет особенностей каждого ребенка, владение современными технологиями социальной работы.
Вторая глава представляет собой научное обоснование практики социально-адаптивной работы с детьми. Были выявлены особенности и основные направления социально-адаптивной работы с детьми, проанализированы существующие подходы и методы, применяемые в практике специалистами по социальной работе. Сюда входят основные методы: беседа, наблюдение, анализ детских рисунков и специальные - блок расслабления, активизации и блок повышения стрессоустойчивости.
Мы пришли к выводу, что специалист по социальной работе должен владеть также методами работы с детьми с ОВЗ, так как в современном мире количество таких детей увеличивается и мы обязаны это учитывать.
Также были рассмотрены существующие авторские методики для определения эффективности социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательной организации.
В результате написания нашей выпускной квалификационной работы нами было установлено, что в исследованиях вопросов практики социально-адаптивной работы прослеживается направление, которое обосновывает необходимость профессиональных действий социального работника, который применяет различные социальные технологии и методики, учитывает принципы и подходы к организации социально-адаптивной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Абатаева П.Н. Социальная адаптация личности // Вестник Социально-педагогического института. 2020. №3 (35). С.87-97.
2. Агапов Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Центр универсальной полиграфии, 2009. 324 с.
3. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе.- М.:Юрайт, 2008. 153с.
4. Барсукова О.В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. С. 44-47.
5. Басов Н.Ф. Теория и методика социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования. 5-е изд. - М.: Юрайт, 2019.213 с.
6. Бежаева Д.Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Аспекты и тенденции педагогической науки: мат- лы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.:Свое издательство, 2016. С. 34-37.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008. 398 с.
8. Бобылева А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. С.1-8.
9. Болковенко О.А. Введение ребёнка в школьную жизнь // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 629-632.
10. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сб. метод. мат-лов. для админ., педагогов и шк. психол. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2007. 112 с.
11. Бурмистрова Е.В.Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности: учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2020. 150 с.
12. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ.ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. 808 с.
13. Венгер А.Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2022. 312 с.
14. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012. 161 с.
15. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2018. 253 с.
16. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. 2007. №8. С. 20-24.
17. Григорьева Т.Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства // Молодой ученый. 2017. № 47.1. С. 50-53.
18. Гуревич П.В. Сущность и содержание социальной адаптации -
[Электронный ресурс] -URL: http://soc-work.ru/article/235 (дата
обращения:15.04.2022).
19. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ: методическое пособие. -М.: Творческий Центр «Сфера», 2005. 118 с.
20. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс : Айрис дидактика, 2004. 146 с.
21. Делеу З.О. Социальная поддержка детей в разведенных семьях // Молодой ученый. 2017. № 10.1. С. 24-26.
22. Дремлюга С.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Вестник науки и образования. 2021. №13-1 (116). С.1-3.
23. ДремлюгаС.В. Родителям о ребенке дошкольного возраста (психологический портрет) // Вестник науки и образования. 2020. №17-1 (95). С.63-66.
24. Духновский С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов.-М.: Юрайт, 2021. 353 с.
25. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., послеслов. и прим. А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. 352 с.
26. Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей.-СПб: КАРО, 2006. 410 с.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для студентов вузов. - М.:Гардарики, 2004. 319 с.
28. Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Социально-педагогическое партнерство детского сада и семьи как условие позитивной социализации детей раннего возраста // Гаудеамус. 2021. №4 (50). С.73-83.
29. Кононова Л.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров. -М.: Юрайт, 2022. 503 с.
30. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. 2006. №7.С.48-53.
31. Корель Л.В. Социология адаптаций = Sociologyofadaptations: вопросы теории, методологии и методики. -Новосибирск: Наука, 2005. 415 с.
32. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» - [Электронный ресурс] -URL:www.psypress.ru(дата обращения:15.04.2022).
33. Кравченко А.И. Социология: учебник и практикум для вузов. 4-е изд. - М.: Юрайт, 2020. 389 с.
34. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие. -М.: РГБ, 2004. 90с.
35. Ланцова К.А. Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2020. № 9 (299). С. 152-153.
36. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -М.: Творческий центр «Сфера», 2011. 189 с.
37. Лебедев А.П., Реунова А.А., Севастьянова У.Ю., Куфтяк Е.В. Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №2. С.169-173.
38. Лукьянова Р.М.,Дашевская Т.Н. Организация адаптации ребенка в детском саду // Актуальные задачи педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.).- Краснодар : Новация, 2020. С. 17-19.
39. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику. - М. : Academia, 2002. 363 с.
40. Мишарина А.Е. Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 2. С. 110-112.
41. Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога // ConsiliumMedicum. 2017. № 2-3. С.28-33.
42. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208 с.
43. Огольцова Е.Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2020. № 11 (301). С. 259-261.
44. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для воспитателей дошкол. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2007. 172 с.
45. Райлян Т.А. Школьнаядезадаптация // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 130-131.
46. Синяпкина Е.И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО // Образование и воспитание. 2016. № 5 (10). С. 63-65.
47. Свечникова Ю.А. Адаптация как социальная категория // Молодой ученый. 2019. № 8 (246). С. 155-157.
48. Соколовская Е.А. Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3-4 лет // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). С. 148-150.
49. Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для СПО. 4-е изд. - М.: Юрайт, 2019. 206 с.
50. Соколова Н.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2021. 222 с.
51. Токарева А.Р., Тугаров А.Б. Социально-адаптивная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (теоретический аспект) // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы: сб. науч. ст. конф. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2022. С.44-49.
52. Тужба Э.Н. Адаптация личности в условиях новой социальной среды: теория исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С.117-121.
53. Усольцева И.В. Педагогические условия развития дошкольника в дополнительном образовании // Наука и Мир. 2017. Т. 2. № 2 (42). С. 112-115.
54. Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью: учебное пособие для вузов. 2-е изд.- М.: Юрайт, 2022. 189 с.
55. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для вузов. 2-е изд. -М.: Юрайт, 2019.755с.
56. Шайхутдинова Н. В детский сад - без слез! Работа адаптационой группы // Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 109-110.
57. Ширшова Л.В. Особенности адаптации первоклассников к обучению в начальной школе // Молодой ученый. 2020. № 25 (315). С. 432¬433.