Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оригами как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Работа №16014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1059
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I . Теоретическое обоснование проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием оригами 8
1.1. Содержание понятия «оригами» как вид детской изобразительной деятельности 8
1.2. Логическое мышление детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическое понятие 12
1.3. Анализ педагогического опыта о роли оригами в развитии логического
мышления детей старшего дошкольного возраста 22
Вывод по 1 главе 26
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по развитию логического
мышления посредством использования оригами 22
2.1. Описание организации опытно-экспериментальной работы 22
2.2. Констатирующий эксперимент 2 8
2.3. Формирующий эксперимент 33
2.4. Контрольный эксперимент 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46


Актуальность исследования. Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. В современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.
Итогом интеллектуального развития дошкольника, по Коломинскому Я.Л., Панько Е.А., является высшая форма логического мышления. В ряде исследований Г.И. Минской, А.А. Люблинской, А.В. Запорожца показано, что наиболее простые формы мышления, при которых ребенок способен оперировать конкретными образами предметов, возникают в возрасте четырех-пяти лет. Такие же данные получены и зарубежными исследователями - А. Валлоном, Ж. Пиаже, Б. Инельдером, Дж. Брунером.
А. Валлон и Ж. Пижке исследовали условия перехода от сенстмоторного (наглядно-действенного) к допонятийному интеллекту (образному мышлению). Исследование П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарева и других отечественных психологов показали, что умение оперировать своими представлениями (уровень образного мышления) в значительной степени зависит от содержания и методов обучения.
Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме. В форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний. Работы по специфике детского мышления А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Л.А. Венгера, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью.
По мнению Л. Парамоновой, Г. Урадовских, умственное развитие обеспечивается практической деятельностью по выявлению отдельных сторон, качеств предметов, явлений и по выявлению связей и зависимостей между ними (включая конструирование) [33,47].
Задачу развития логического мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальный мир, подобно сюжетно-ролевым играм.
По замечанию Н. Коротковой, программы ДОО организуют специальные обучающие занятия в логике отдельных «учебных предметов» (обучение способам рисования, лепки, конструирования): в комплексных и независимых (парциальных) программах [20, 30]. Но как заметила Е. Трифонова, слишком раннее превращение, как например одного из этих видов деятельности - рисования - в собственно изобразительную деятельность приводит к снижению развивающей функции и шаблонам [51,25]. Н. Короткова также отметила, что на практике часто происходит чрезмерное насыщение занятий специфической информацией избыточной для дошкольников, формализованными упражнениями (вне конкретных детских интересов, вызывающих скуку и пресыщение, в результате чего общеразвивающие задачи затушевываются, сковывается инициатива педагога, нет гибкого планирования содержания работы (жесткая дисциплина обязательного фронтального занятия) [20,31].
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречия между необходимостью развития в условиях современного ДОО высших форм логического мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и с недостаточным применением на практике оригинальных эффективных творческих форм организации продуктивных форм деятельности с другой стороны.
Все вышесказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: является ли оригами эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: обосновать и выявить насколько эффективно влияет техника оригами на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие логического мышления посредством оригами.
Гипотеза: если систематически и планомерно использовать оригами в процессе изобразительной деятельности, то можно добиться более эффективного развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из гипотезы, задачи нашего исследования мы видим следующими:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать педагогические условия связанные с техникой оригами, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально исследовать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, наблюдение, обработка и обобщение полученных результатов.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Хунчугеш» с.Берт-Даг Тес- Хемского района РТ. В исследовании приняло участие 15 детей.
Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей использования оригами и их роли на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в разработке систематической организации работы воспитателя и подборе практических материалов для проведения занятий по бумажному конструированию и оригами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе представлен анализ и систематизация теоретического материала по теме нашего исследования.
Во второй главе показаны основные этапы и результаты опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дипломная работа была направлена на исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.
Изучив психолого-педагогическую литературу о развитии логического мышления и конструктивной деятельности, был сделан вывод:
1. Логическое мышление - это один из важных познавательных процессов в развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. В старшем дошкольном возрасте именно мышление обеспечивает анализ частных закономерностей, формирует способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения..
3. Оригами - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
4. Эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста являются занятия оригами.
Проведено исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.
На начальном этапе уровень развития логического мышления в экспериментальной группе был низкий.
Затем после формирующего эксперимента уровень развития логического мышления у экспериментальной группы повысился. Дети научились осмысливать образы знакомых предметов. У воспитанников развиваются художественный вкус и творческие способности. Дети стали более внимательны и сосредоточены.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса занятий оригами.
Математическая статистика показала, что наша гипотеза о том, что системное использование занятий по конструированию из бумаги является эффективным средством развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Таким образом, системное использование занятий по конструированию из бумаги для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста вполне оправдывает себя.



1. Афонькина, Е., Афонькин,С.Ю «Уроки оригами в школе и дома» / Е. Афонькина, С. Ю. Афонькин. - М.: Айрис-пресс, 2012- 255c.
2. Богатеева, 3.А. Чудесные поделки из бумаги / З. А. Богатеева - М.: АРКТИ, 2000.-С. 240.
3. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. - М., 2010.- С. 83.
4. Воронов, В. Бумага все стерпит: оригами-кирикоми// Сделай сам /
B. Воронов.-№4 изд.- М.: Просвещение, 2005. - С.110.
5. Выгонов, В.В. - Мир оригами / В. В. Выгонов - М.: АРКТИ, 2007.-C.136.
6. Выгонов, В.В. Изделия из бумаги / В.В. Выгонов. - М.: Айрис- пресс, 2012.- С.182.
7. Выгонов, В.В. Оригами / В. В. Выгонов. - М.: АРКТИ, 2009.-С.55.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь/Л. С. Выготский // Собр. иоч.: в 6 т. - М.: Просвещение, - 2010. - С.358.
9. Гагай, В. В. Рооь учебных заданий в развитии твсфччесого мышления младших школьников /В.В.Гшвн/чаыалышя шкона.-М.: Просвещение,-2008.-
10. Долженко Г" . И. «100 оригами» Яроллвадь : Академия холдинг, 2003.
11. Кымыкова 3 . И . Проективное мышление как основа обучаемости.-М.:Лс11ект, 2010.- С.322 .
12. Комарова Т.С. , Савенков А.И . Коллективное творчество детей. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- С. 192 .
13. Львов М Р. Школе творческого мышления. - М..Просвещение, 2008.-С.321.
14. Львов М. Р. Школе творческого мышления. - М..Просвещение, 2006.- С.34.
15. Паромшюва Л.A i Детское творческое конструированиеi - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. - С.240.
16. Пслги'огикаi Педагогические тоориит системы) технологии/ Под ред. С.А.Смирно, 2008.-С. 165.
17. Педагогика. Педагооичеекие теории, системы,
технологии/Под ред. С.А.Смирнова, 2004. -С. 270.
18. Петров Л i «Сказка о cгибчнии Чyмaги»,«Haчаеалaя школо», № 6, 1996.- С. 142.
19. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуccии.: Сб. статей // Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001. - С.323.
20. Пищикова П.1/ Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: «Срришюрий 2003», 2008. - С.109.
21. ПроПтемы пcиxokдгkл тчopоeивер и pазpвбoвкa подходд к изучению одаренности. Моляко В.А. //Boпpвkы подхологии - 1994. - №5. - С.45-51.
22. Преснякова Тi Н i «Уроки мастертс-твалi М/Учебнвв! литература,2003.
23. Рогаткина Бередина Л i «Нескучное оригами») № 8) 1998.- С. 237.
24. Российская пeдaрдгичeсе£с энциклопедия. В 2-х т. /Гл.ред. В.В. Давыдов. Т.2.
25. Рубинштейн С i Л i О мышлении и путях его исследованияi - М.: Просвещение.- 2011. - С.46.
26. Сержантова Т i Б i «С)ри-ш-мш для всей семьи»i М.:Айрек- преск, 2003.- С.65.
27. Cимтkoвcчий Ai Э i Развитие творческого мышления- Ярославль: Академия развития, 2012.-С.164.
28. Cаk»лoвa С i В i «Пирушки и забавы i Оришами»i С.П6.i HeBai 2003. - С.32.
29. Стребелева Е. А. Формироаание мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2009. -С.87.
30. Тарабарина Т. «Оригами и развитие ребёнка», Ярослввль , «Академия развития», 1996. - С.35-36.
31. Фарапонова Э.А . Игровая школа мышления. -М.:Инфа, 2013.- С.326.
32. Федосеева О . И. Развитее лоиичсского мышления младших школьников /И. О. Федосеева// Начальная школа. 2013. - №11. - С.102-106.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ