Адаптация первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий (Московский городской педагогический институт)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ГБОУ “Школа Свиблово” г. Москвы.
Выборка: 49 обучающихся 1-х классов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТЛИЧИЙ 8
1.1 Сущность адаптации как психолого-педагогического явления 8
1.2 Трудности к адаптации первоклассников к обучению в школе 13
1.3 Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТЛИЧИЙ 28
2.1 Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе с учётом полоролевых отличий 28
2.2 Эмпирическое исследование полоролевых особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 33
2.3 Обобщение результатов исследования 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
База исследование: ГБОУ “Школа Свиблово” г. Москвы.
Выборка: 49 обучающихся 1-х классов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТЛИЧИЙ 8
1.1 Сущность адаптации как психолого-педагогического явления 8
1.2 Трудности к адаптации первоклассников к обучению в школе 13
1.3 Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТЛИЧИЙ 28
2.1 Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе с учётом полоролевых отличий 28
2.2 Эмпирическое исследование полоролевых особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 33
2.3 Обобщение результатов исследования 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность исследования. Адаптация начинается с социальной адаптации и подразумевает умение индивида взаимодействовать с другими членами общества. В современной ситуации многие первоклассники, переходящие из домашней или дошкольной среды к систематической учебной деятельности, сталкиваются со школьным стрессом. Это состояние может возникнуть из-за несоответствия способностей ученика новым школьным требованиям, вызывая негативное отношение к сверстникам и создавая внутренний психологический конфликт. Учащийся, испытывающий трудности с адаптацией, теряет интерес к учебе и чаще вступает в конфликтные ситуации со взрослыми или одноклассниками. Если такой первоклассник находится в состоянии постоянного напряжения в течение длительного времени, это может привести к развитию стрессового состояния.
Учащемуся, имеющему высокий уровень адаптации, проще дается переход от детского сада (или домашней атмосферы) к школе. Такой переход не сопровождается эмоциональными вызовами, напротив, учащийся чувствует себя комфортно и уверенно.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема полоролевых различий адаптационных способностей первоклассников уже достаточно хорошо изучена, но ее изучение продолжается многими исследователями, так как она связана с постоянными изменениями окружающей среды, поэтому остается нерешенной и имеет высокую практическую значимость.
Несмотря на накопленный опыт по преодолению отрицательных последствий перехода из дошкольного образовательного учреждения к школе, в современной социально-педагогической практике до сих пор остро стоит проблема школьной дезадаптации первоклассников, которая проявляется в сниженной успеваемости, нарастании дисциплинарных нарушений, повышенной тревожности, снижении уровня учебной мотивации. Этих последствий можно избежать, если учитывать полоролевые отличия первоклассников при организации психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к школе. Одной из важнейших задач современной школы является успешная адаптация каждого учащегося, которая могла быть стать основой для эффективного обучения в младшей школе и в дальнейшем. Осуществление данной цели подразумевает анализ факторов, влияющих на адаптацию первоклассников, в том числе, и полоролевые отличия.
Важность личностно-ориентированного обучения для достижения устойчивого развития обучающихся была рассмотрена в работах таких экспертов: Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И. Железовской, В.А. Петровского. Стоит, однако, отметить, что личностно-ориентированное обучение в работах данных педагогов не затрагивало полоролевые различия, которые также оказывают существенное влияние на адаптацию первоклассников.
Проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе посвящены работы следующих психологов и педагогов: М.С. Абрамовой, Е.Ю. Акимовой, Ф.В. Афониной, М.П. Гладко, Е.В. Черепановой и других.
В своих работах известные психологи и психолингвисты подчеркивают различия в восприятии и дальнейшем использовании информации мальчиками и девочками. Адаптация детей к школе изучалась такими психологами как А.А. Вейлерт, Е.А. Земская и Г.М. Бреслав. Данной проблеме также посвящены работы педагогов - Е. Землянской, А.В. Кирилиной, Т.И. Юферовой и ученых, таких как Б.Г. Ананьев, В.Л. Деглин, Е.И. Горошко и другие.
Согласно исследованиям, формирование личности ребенка происходит через его социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В свою очередь, такое взаимодействие возникает и развивается под влиянием полоролевых различий.
Влияние полоролевых различий на адаптацию младших школьников изучалось рядом экспертов, в том числе В.Р. Дольником, Я.Л. Коломинским, С В. Рожковой, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман. Согласно исследованиям специалистов, было выявлено, что гендерные различия присутствуют в процессе социализации, в степени готовности детей к школе, успеваемости, в отношении школьников к своим сверстникам.
Выделяются следующие аспекты данной проблемы:
- виды и этапы адаптации первоклассников к школе (М.С. Абрамова; В.Ф. Афонина и др.);
- причины дезадаптации (А.Д. Гусова, М.Ю. Плаксина и др.);
- полоролевые особенности адаптации к школе (В.Р. Дольник, Т.П. Хризман и др.);
- формы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников в школе (А.И. Иванова, В.В. Константинов и др.).
Таким образом, можно выделить противоречие между достаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации первоклассников к школе и с практической необходимостью создания психолого-педагогических условий успешной адаптации каждого ребенка к школе с учетом полоролевых отличий.
Выявленное противоречие легло в основу проблемы исследования: «Каковы психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий?»
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
Объект исследования – процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
Гипотеза работы: адаптация первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий будет происходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
своевременное выявление предпосылок школьной дезадаптации у первоклассников (диагностика адаптации к школе в течение первого года обучения);
определение полоролевых отличий в протекании процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек;
выстраивание грамотной системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к школе с учетом полоролевых отличий первоклассников.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущностные характеристики адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на адаптацию первоклассников с учетом полоролевых различий.
3. Выявить уровень адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
4. Апробировать программу обучения первоклассников в период адаптации с учетом полоролевых отличий.
5. Разработать рекомендации по организации процесса обучения первоклассников в период адаптации с учетом полоролевых отличий.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: экспериментирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод статистической обработки данных.
База исследования – ГБОУ Школа «Свиблово».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Учащемуся, имеющему высокий уровень адаптации, проще дается переход от детского сада (или домашней атмосферы) к школе. Такой переход не сопровождается эмоциональными вызовами, напротив, учащийся чувствует себя комфортно и уверенно.
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема полоролевых различий адаптационных способностей первоклассников уже достаточно хорошо изучена, но ее изучение продолжается многими исследователями, так как она связана с постоянными изменениями окружающей среды, поэтому остается нерешенной и имеет высокую практическую значимость.
Несмотря на накопленный опыт по преодолению отрицательных последствий перехода из дошкольного образовательного учреждения к школе, в современной социально-педагогической практике до сих пор остро стоит проблема школьной дезадаптации первоклассников, которая проявляется в сниженной успеваемости, нарастании дисциплинарных нарушений, повышенной тревожности, снижении уровня учебной мотивации. Этих последствий можно избежать, если учитывать полоролевые отличия первоклассников при организации психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к школе. Одной из важнейших задач современной школы является успешная адаптация каждого учащегося, которая могла быть стать основой для эффективного обучения в младшей школе и в дальнейшем. Осуществление данной цели подразумевает анализ факторов, влияющих на адаптацию первоклассников, в том числе, и полоролевые отличия.
Важность личностно-ориентированного обучения для достижения устойчивого развития обучающихся была рассмотрена в работах таких экспертов: Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.И. Железовской, В.А. Петровского. Стоит, однако, отметить, что личностно-ориентированное обучение в работах данных педагогов не затрагивало полоролевые различия, которые также оказывают существенное влияние на адаптацию первоклассников.
Проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе посвящены работы следующих психологов и педагогов: М.С. Абрамовой, Е.Ю. Акимовой, Ф.В. Афониной, М.П. Гладко, Е.В. Черепановой и других.
В своих работах известные психологи и психолингвисты подчеркивают различия в восприятии и дальнейшем использовании информации мальчиками и девочками. Адаптация детей к школе изучалась такими психологами как А.А. Вейлерт, Е.А. Земская и Г.М. Бреслав. Данной проблеме также посвящены работы педагогов - Е. Землянской, А.В. Кирилиной, Т.И. Юферовой и ученых, таких как Б.Г. Ананьев, В.Л. Деглин, Е.И. Горошко и другие.
Согласно исследованиям, формирование личности ребенка происходит через его социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В свою очередь, такое взаимодействие возникает и развивается под влиянием полоролевых различий.
Влияние полоролевых различий на адаптацию младших школьников изучалось рядом экспертов, в том числе В.Р. Дольником, Я.Л. Коломинским, С В. Рожковой, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман. Согласно исследованиям специалистов, было выявлено, что гендерные различия присутствуют в процессе социализации, в степени готовности детей к школе, успеваемости, в отношении школьников к своим сверстникам.
Выделяются следующие аспекты данной проблемы:
- виды и этапы адаптации первоклассников к школе (М.С. Абрамова; В.Ф. Афонина и др.);
- причины дезадаптации (А.Д. Гусова, М.Ю. Плаксина и др.);
- полоролевые особенности адаптации к школе (В.Р. Дольник, Т.П. Хризман и др.);
- формы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников в школе (А.И. Иванова, В.В. Константинов и др.).
Таким образом, можно выделить противоречие между достаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации первоклассников к школе и с практической необходимостью создания психолого-педагогических условий успешной адаптации каждого ребенка к школе с учетом полоролевых отличий.
Выявленное противоречие легло в основу проблемы исследования: «Каковы психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий?»
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
Объект исследования – процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
Гипотеза работы: адаптация первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий будет происходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
своевременное выявление предпосылок школьной дезадаптации у первоклассников (диагностика адаптации к школе в течение первого года обучения);
определение полоролевых отличий в протекании процесса адаптации к школе у мальчиков и девочек;
выстраивание грамотной системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к школе с учетом полоролевых отличий первоклассников.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущностные характеристики адаптации первоклассников к обучению в школе.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на адаптацию первоклассников с учетом полоролевых различий.
3. Выявить уровень адаптации первоклассников к обучению в школе с учетом полоролевых отличий.
4. Апробировать программу обучения первоклассников в период адаптации с учетом полоролевых отличий.
5. Разработать рекомендации по организации процесса обучения первоклассников в период адаптации с учетом полоролевых отличий.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация.
2. Эмпирические: экспериментирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод статистической обработки данных.
База исследования – ГБОУ Школа «Свиблово».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Процесс адаптации ребенка к первому классу, т.е. переход из дошкольного учреждения в школу, является довольно изученной, но все еще актуальной проблемой. Этот процесс переплетается с кризисом 7 лет и может оказать дополнительные нагрузки на физические и психические составляющие организма ребенка. Также этот период может усложняться тем, что ребенок не готов к переходу от игровой деятельности к учебной. Для педагогов младшей школы и родителей успешная адаптация первоклассника является приоритетной задачей, от успешного выполнения которой зависит готовность ребенка к взаимодействию с педагогами и одноклассниками, мотивация к обучению и академическая успеваемость. Именно поэтому важно понимать как факторы адаптации, так и дезаптации в переходном периоде между дошкольным и младшим школьным образованием.
Анализ источников (Абрамова, 2020; Бекоева, 2020; Гуткина, 2004; Иванова, 2020 и др.) подтверждает полоролевые отличия в адаптации детей к школе. Ряд исследователей, включая А.К. Маркову, Л.М. Фридман, А.Б. Орлова, М.Р. Гинзбург и др., утверждают, что такие различия существуют на нескольких уровнях: мотивационно-потребностном, морально-волевом, интеллектуальном (когнитивном), практически-деятельностном. Различия на указанных уровнях приводят к тому, что девочки оказываются более адаптированными к переходу от садика к школе на ранних годах обучения.
Гипотеза о полоролевых различиях в адаптации первоклассников к школе была протестирована (ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ) в экспериментальном исследовании, проведенном на базе 1 «Л» класса ГБОУ «Школы Свиблово». Уровень адаптации 28 первоклассников к школе был диагностирован при помощи методики А.Е. Александровой. По результатам формирующего эксперимента учащимся был предложен цикл занятий, направленных на повышение их осведомленности об отдельных аспектах адаптации. По результатам цикла занятий было проведено повторное диагностирование с целью выявить возможны изменения в уровне адаптации первоклассников в школе.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На контрольном этапе экспериментального исследования более половины (53,6) учащихся демонстрировали высокий уровень адаптации к школе. Низкий уровень адаптации наблюдался у 14,2% учащихся из выборки. Средний уровень был зафиксирован у 32,2% учащихся из выборки.
2. Наблюдались корреляция между полом и уровнем адаптации учащихся, которая проявлялась в том, что мальчики чаще демонстрировали низкий и средний уровень адаптации, а девочки – средний и высокий.
3. Серия занятий на формирующем этапе привела к повышению общего уровня адаптации в выборке. Повторное тестирование с применением методики А.Е. Александровой показало существенное увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем адаптации на формирующем этапе экспериментального исследования по сравнению с констатирующим этапом.
4. Вмешательство с учетом полоролевых различий повысило общий уровень адаптации среди мальчиков. В сравнении с констатирующим этапом, количество учащихся мужского пола с низким уровнем адаптации снизилось в 3 раза. У девочек позитивные изменения также фиксировались, но были гораздо скромнее.
Таким образом, гипотеза о полоролевых отличиях в адаптации первоклассников к школе была подтверждена.
По результатам исследования были предложены рекомендации родителям и педагогам младшей школы по повышению уровня адаптации первоклассников к школе. Представленные рекомендации касались таких аспектов:
1. Подготовки окружающей среды, в том числе, нового рабочего места ребенка.
2. Исследование разницы между детским садом и младшей школой.
3. Составление нового расписания и порядка дня.
4. Культивирование чувства автономности у ребенка.
Анализ источников (Абрамова, 2020; Бекоева, 2020; Гуткина, 2004; Иванова, 2020 и др.) подтверждает полоролевые отличия в адаптации детей к школе. Ряд исследователей, включая А.К. Маркову, Л.М. Фридман, А.Б. Орлова, М.Р. Гинзбург и др., утверждают, что такие различия существуют на нескольких уровнях: мотивационно-потребностном, морально-волевом, интеллектуальном (когнитивном), практически-деятельностном. Различия на указанных уровнях приводят к тому, что девочки оказываются более адаптированными к переходу от садика к школе на ранних годах обучения.
Гипотеза о полоролевых различиях в адаптации первоклассников к школе была протестирована (ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ) в экспериментальном исследовании, проведенном на базе 1 «Л» класса ГБОУ «Школы Свиблово». Уровень адаптации 28 первоклассников к школе был диагностирован при помощи методики А.Е. Александровой. По результатам формирующего эксперимента учащимся был предложен цикл занятий, направленных на повышение их осведомленности об отдельных аспектах адаптации. По результатам цикла занятий было проведено повторное диагностирование с целью выявить возможны изменения в уровне адаптации первоклассников в школе.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На контрольном этапе экспериментального исследования более половины (53,6) учащихся демонстрировали высокий уровень адаптации к школе. Низкий уровень адаптации наблюдался у 14,2% учащихся из выборки. Средний уровень был зафиксирован у 32,2% учащихся из выборки.
2. Наблюдались корреляция между полом и уровнем адаптации учащихся, которая проявлялась в том, что мальчики чаще демонстрировали низкий и средний уровень адаптации, а девочки – средний и высокий.
3. Серия занятий на формирующем этапе привела к повышению общего уровня адаптации в выборке. Повторное тестирование с применением методики А.Е. Александровой показало существенное увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем адаптации на формирующем этапе экспериментального исследования по сравнению с констатирующим этапом.
4. Вмешательство с учетом полоролевых различий повысило общий уровень адаптации среди мальчиков. В сравнении с констатирующим этапом, количество учащихся мужского пола с низким уровнем адаптации снизилось в 3 раза. У девочек позитивные изменения также фиксировались, но были гораздо скромнее.
Таким образом, гипотеза о полоролевых отличиях в адаптации первоклассников к школе была подтверждена.
По результатам исследования были предложены рекомендации родителям и педагогам младшей школы по повышению уровня адаптации первоклассников к школе. Представленные рекомендации касались таких аспектов:
1. Подготовки окружающей среды, в том числе, нового рабочего места ребенка.
2. Исследование разницы между детским садом и младшей школой.
3. Составление нового расписания и порядка дня.
4. Культивирование чувства автономности у ребенка.



