ВВЕДЕНИЕ………………………...………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………......…………7
1.2. Дисграфия, ее симптоматика, причины возникновения…...…...…11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цели, задачи и содержание констатирующего
эксперимента……………………………………..………………………………13
2.2. Анализ сформированности базовых предпосылок письма…….…22
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цели, задачи и содержание формирующего эксперимента …..….31
3.2. Анализ сформированности базовых предпосылок письма после
проведения коррекционной работы…………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………..51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………54
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...……..59
В настоящее время наиболее значимым показателем успешной, а значит,
эффективной работы логопеда является раннее выявление речевой и
неречевой патологии у ребенка и целенаправленная коррекция его
психического и речевого развития. Результат таких усилий не заставит себя
долго ждать и обязательно проявит себя в готовности ребенка к овладению
письменной речью и грамоте в целом, а также обеспечит социальную
адаптацию, в том числе и в школе. Грамотно составленный и осуществленный
логопедом план по коррекции существующего нарушения, а также ранней
профилактики возможных нарушений в будущем способствует
предупреждению возникновения новых отклонений от условно нормативного
развития ребенка, например, при обучении грамоте.
Педагоги не только начальной, но и средней школы с сожалением
наблюдают возрастающую с каждым годом неуспеваемость учащихся по
русскому языку. Дети в младшей школе испытывают огромные трудности в
овладении письмом, ими допускаются грубые грамматические ошибки. Они
не видят заглавные буквы, пропускают знаки препинания, буквы и слоги. Дети
часто имеют неразборчивый почерк, не могут отметить начало строки, не
дописывают некоторые элементы букв, многие буквы неверно ориентированы
в пространстве. Часто в дошкольном возрасте не резко выраженное отставание
в речевом развитии у детей не привлекает к себе особенного внимания. Однако
если такое отставание не преодолеть вовремя, то в дальнейшем это может
привести к появлению перечисленных выше ошибок на уроках русского
языка, т.е. к дисграфии.
Отечественные авторы не раз в своих работах поднимали тему развития
письменной речи и возможных патологий. Одними из таких авторов были:
Т.В. Ахутина [1], Л.С. Выготский [10], Г.А. Каше [18], А.Н. Корнев [22], Р.И.
Лалаева [23], Р.Е. Левина [24], А.А. Леонтьев [25], А.Р. Лурия [26],
И.Н. Садовникова [34], Т.Б. Филичева [39], М.Е. Хватцев [43] и многие другие. Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений
речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является
серьёзным препятствием в овладении учениками письменной речью, в
частности основами грамоты в самом начале пути изучения родного языка и в
усвоении грамматических конструкций уже на более поздних этапах.
Некоторые учителя cчитают диcграфические ошибки нелепыми и объясняют
их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение
учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к учёбе и
др. В основе этих ошибок лежат более серьёзные причины:
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической
сторон речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в
дошкольном детстве, а тем более у детей с таким нарушением речи, как
фонетико-фонематическое недоразвитие, является особенно важным
вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего теоретического
и практического рассмотрения. При этом особое значение в решении этой
проблемы приобретает определение дифференцированного содержания
профилактической работы по предупреждению нарушений письма у таких
дошкольников.
В современных реалиях крайне высок интерес к проблеме профилактики
различных расстройств в детстве, предупреждая их ухудшение и превращение
в новые нарушения, которые будет намного сложнее устранить. Требуется
больше исследований в сфере компенсации симптомов фонетико-
фонематического нарушения, коррекции данного расстройства и
профилактических мер по предупреждению новых нарушений.
...
Процесс овладения письмом начинается задолго до подготовки к школе
и зависит от множества речевых и неречевых функций. В норме все нужные
для этого анализаторы и функции организма сформировываются в
достаточной степени к 5-6 годам, что делает этот возраст благоприятным для
овладения навыками письменной речи. Дети, у которых было обнаружено
ФФН в старшем дошкольном возрасте, испытывают трудности в овладении
письмом.
У детей с ФФН в структуре дефекта наблюдается нарушения
произносительной стороны речи и фонематического восприятия, которые в
дошкольном возрасте являются одной из частых причин возникновения
нарушений письма в начальной школе. Одним из нарушений письменной
является дисграфия.
Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма. Среди
причин, влияющих на возникновение дисграфии, выделяют
несформированность фонематических процессов, зрительно-
пространственных представлений, наличие ошибок аграмматического типа.
Для проведения исследовательской части работы мы изучили и
обработали данные анамнеза детей, участвовавших в исследовании. Мы
обращали внимание на особенности коммуникативной функции речи,
состояние артикуляционного аппарата и его подвижность, на общее звучание
речи, и состояние всех компонентов речевой деятельности.
Для исследования предрасположенности к возникновению дисграфии у
детей старшего дошкольного возраста мы предложили 5 блоков заданий,
описали инструкцию, процедуру проведения и критерии оценки результатов.
Наше исследование показало, что у детей шестилетнего возраста недостаточно
сформированы фонематические процессы. Особенно сложно детям было
выполнять задания, связанные с фонематическим анализом и синтезом. Кроме
того, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи хуже 52
сформированы психические функции: память (по данным из речевых карт
детей) и внимание (по данным нашего исследования).
У детей с ФФН мы выявили, что группа была неоднородной, оказались
дети с легкой степенью дизартрии и дети с дислалией. Основные нарушения
звукопроизношения – замены звуков. В подгруппе наблюдались
систематические ошибки в заданиях на исследование речевых и неречевых
процессов, в особенности фонематических. В подгруппе оказалось два
ребенка, у которых систематически оказывались лучшие результаты во всех
заданиях.
Проведенный анализ речевых и неречевых предпосылок к
формированию письма послужил основой для определения направлений
коррекционной работы по предупреждению дисграфии.
По результатам констатирующего эксперимента мы разработали
систему упражнений и заданий, направленных на профилактику
специфических ошибок письма. В соответствии с результатами анализа
изучения речевых и неречевых навыков у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием нами были определены основные направления работы по
предупреждению дисграфии:
➢ Развитие фонематических процессов, преодоление нарушений
звукопроизношения;
➢ Совершенствование процессов внимания;
➢ Развитие речеслуховой памяти;
➢ Совершенствование графо-моторных навыков;
➢ Совершенствование навыков различения, запоминания и
воспроизведения различных последовательностей.
Большое внимание мы уделили развитию фонематических процессов,
развитию внимания, совершенствования графо-моторных навыков,
речеслуховой памяти.
Контрольный эксперимент, проведенный нами в конце коррекционного
обучения, показал значительное улучшение и коррекцию нарушений, выявленных в начале работы, что подтверждает эффективность проведенной
нами логопедической работы.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы,
выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ и
синтаксис / Т.В. Ахутина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.
2. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения
навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии. – 2004. – № 2. – С. 21-24.
3. Безрукова, О.А. Речевое развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья: учеб. пособие / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова,
О.Г. Приходько. – М.: Русская Речь, 2016. – 110 с.
4. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития
детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Русская
Речь, 2015. – 70 с.
5. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе
восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. [Электронный ресурс]:
– М.: 1977. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5188274/
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.
[Электронный ресурс]: – М., 1964. – Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0079/5_0079-29.shtml
7. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и
упражнения / С.Е. Большакова. – М.: АПО, 1996. – 417 с.
8. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика. Книга для логопедов /
Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – Томск: SТТ, 2001. – 284 с. – С. 228, 235-239.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова,
Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. – М., 1989. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-2.shtml
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: – М., 1999. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
11. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка /
А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс]: – Л., 1948. – Режим доступа: https://vk.com/wall-131112168_384
12. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно
произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-
Синтез, 2002. – 112 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 1981. – 169 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. // Логопедия сегодня. – 2013. – №
4. – 132 с.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин.
[Электронный ресурс]: – М.: 1982. – Режим доступа:
https://djvu.online/file/DLDob4FMp6w4E
...
47 источников