Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по профилактике специфических нарушений письма у старших дошкольников

Работа №160113

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………...………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи………......…………7
1.2. Дисграфия, ее симптоматика, причины возникновения…...…...…11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цели, задачи и содержание констатирующего
эксперимента……………………………………..………………………………13
2.2. Анализ сформированности базовых предпосылок письма…….…22
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цели, задачи и содержание формирующего эксперимента …..….31
3.2. Анализ сформированности базовых предпосылок письма после
проведения коррекционной работы…………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………..51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………54
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...……..59

В настоящее время наиболее значимым показателем успешной, а значит,
эффективной работы логопеда является раннее выявление речевой и
неречевой патологии у ребенка и целенаправленная коррекция его
психического и речевого развития. Результат таких усилий не заставит себя
долго ждать и обязательно проявит себя в готовности ребенка к овладению
письменной речью и грамоте в целом, а также обеспечит социальную
адаптацию, в том числе и в школе. Грамотно составленный и осуществленный
логопедом план по коррекции существующего нарушения, а также ранней
профилактики возможных нарушений в будущем способствует
предупреждению возникновения новых отклонений от условно нормативного
развития ребенка, например, при обучении грамоте.
Педагоги не только начальной, но и средней школы с сожалением
наблюдают возрастающую с каждым годом неуспеваемость учащихся по
русскому языку. Дети в младшей школе испытывают огромные трудности в
овладении письмом, ими допускаются грубые грамматические ошибки. Они
не видят заглавные буквы, пропускают знаки препинания, буквы и слоги. Дети
часто имеют неразборчивый почерк, не могут отметить начало строки, не
дописывают некоторые элементы букв, многие буквы неверно ориентированы
в пространстве. Часто в дошкольном возрасте не резко выраженное отставание
в речевом развитии у детей не привлекает к себе особенного внимания. Однако
если такое отставание не преодолеть вовремя, то в дальнейшем это может
привести к появлению перечисленных выше ошибок на уроках русского
языка, т.е. к дисграфии.
Отечественные авторы не раз в своих работах поднимали тему развития
письменной речи и возможных патологий. Одними из таких авторов были:
Т.В. Ахутина [1], Л.С. Выготский [10], Г.А. Каше [18], А.Н. Корнев [22], Р.И.
Лалаева [23], Р.Е. Левина [24], А.А. Леонтьев [25], А.Р. Лурия [26],
И.Н. Садовникова [34], Т.Б. Филичева [39], М.Е. Хватцев [43] и многие другие. Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений
речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является
серьёзным препятствием в овладении учениками письменной речью, в
частности основами грамоты в самом начале пути изучения родного языка и в
усвоении грамматических конструкций уже на более поздних этапах.
Некоторые учителя cчитают диcграфические ошибки нелепыми и объясняют
их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение
учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к учёбе и
др. В основе этих ошибок лежат более серьёзные причины:
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической
сторон речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в
дошкольном детстве, а тем более у детей с таким нарушением речи, как
фонетико-фонематическое недоразвитие, является особенно важным
вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего теоретического
и практического рассмотрения. При этом особое значение в решении этой
проблемы приобретает определение дифференцированного содержания
профилактической работы по предупреждению нарушений письма у таких
дошкольников.
В современных реалиях крайне высок интерес к проблеме профилактики
различных расстройств в детстве, предупреждая их ухудшение и превращение
в новые нарушения, которые будет намного сложнее устранить. Требуется
больше исследований в сфере компенсации симптомов фонетико-
фонематического нарушения, коррекции данного расстройства и
профилактических мер по предупреждению новых нарушений.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс овладения письмом начинается задолго до подготовки к школе
и зависит от множества речевых и неречевых функций. В норме все нужные
для этого анализаторы и функции организма сформировываются в
достаточной степени к 5-6 годам, что делает этот возраст благоприятным для
овладения навыками письменной речи. Дети, у которых было обнаружено
ФФН в старшем дошкольном возрасте, испытывают трудности в овладении
письмом.
У детей с ФФН в структуре дефекта наблюдается нарушения
произносительной стороны речи и фонематического восприятия, которые в
дошкольном возрасте являются одной из частых причин возникновения
нарушений письма в начальной школе. Одним из нарушений письменной
является дисграфия.
Дисграфия – это специфическое нарушение процесса письма. Среди
причин, влияющих на возникновение дисграфии, выделяют
несформированность фонематических процессов, зрительно-
пространственных представлений, наличие ошибок аграмматического типа.
Для проведения исследовательской части работы мы изучили и
обработали данные анамнеза детей, участвовавших в исследовании. Мы
обращали внимание на особенности коммуникативной функции речи,
состояние артикуляционного аппарата и его подвижность, на общее звучание
речи, и состояние всех компонентов речевой деятельности.
Для исследования предрасположенности к возникновению дисграфии у
детей старшего дошкольного возраста мы предложили 5 блоков заданий,
описали инструкцию, процедуру проведения и критерии оценки результатов.
Наше исследование показало, что у детей шестилетнего возраста недостаточно
сформированы фонематические процессы. Особенно сложно детям было
выполнять задания, связанные с фонематическим анализом и синтезом. Кроме
того, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи хуже 52

сформированы психические функции: память (по данным из речевых карт
детей) и внимание (по данным нашего исследования).
У детей с ФФН мы выявили, что группа была неоднородной, оказались
дети с легкой степенью дизартрии и дети с дислалией. Основные нарушения
звукопроизношения – замены звуков. В подгруппе наблюдались
систематические ошибки в заданиях на исследование речевых и неречевых
процессов, в особенности фонематических. В подгруппе оказалось два
ребенка, у которых систематически оказывались лучшие результаты во всех
заданиях.
Проведенный анализ речевых и неречевых предпосылок к
формированию письма послужил основой для определения направлений
коррекционной работы по предупреждению дисграфии.
По результатам констатирующего эксперимента мы разработали
систему упражнений и заданий, направленных на профилактику
специфических ошибок письма. В соответствии с результатами анализа
изучения речевых и неречевых навыков у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием нами были определены основные направления работы по
предупреждению дисграфии:
➢ Развитие фонематических процессов, преодоление нарушений
звукопроизношения;
➢ Совершенствование процессов внимания;
➢ Развитие речеслуховой памяти;
➢ Совершенствование графо-моторных навыков;
➢ Совершенствование навыков различения, запоминания и
воспроизведения различных последовательностей.
Большое внимание мы уделили развитию фонематических процессов,
развитию внимания, совершенствования графо-моторных навыков,
речеслуховой памяти.
Контрольный эксперимент, проведенный нами в конце коррекционного
обучения, показал значительное улучшение и коррекцию нарушений, выявленных в начале работы, что подтверждает эффективность проведенной
нами логопедической работы.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы,
выполнены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ и
синтаксис / Т.В. Ахутина. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 215 с.
2. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения
навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии. – 2004. – № 2. – С. 21-24.
3. Безрукова, О.А. Речевое развитие детей с ограниченными
возможностями здоровья: учеб. пособие / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова,
О.Г. Приходько. – М.: Русская Речь, 2016. – 110 с.
4. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития
детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. – М.: Русская
Речь, 2015. – 70 с.
5. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе
восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. [Электронный ресурс]:
– М.: 1977. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5188274/
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.
[Электронный ресурс]: – М., 1964. – Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0079/5_0079-29.shtml
7. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и
упражнения / С.Е. Большакова. – М.: АПО, 1996. – 417 с.
8. Винарская, Е.Н. Возрастная фонетика. Книга для логопедов /
Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – Томск: SТТ, 2001. – 284 с. – С. 228, 235-239.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для вузов / Л.С. Волкова,
Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова. – М., 1989. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-2.shtml
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: – М., 1999. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
11. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка /
А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс]: – Л., 1948. – Режим доступа: https://vk.com/wall-131112168_384
12. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно
произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-
Синтез, 2002. – 112 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 1981. – 169 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. // Логопедия сегодня. – 2013. – №
4. – 132 с.
15. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин.
[Электронный ресурс]: – М.: 1982. – Режим доступа:
https://djvu.online/file/DLDob4FMp6w4E
...
47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ