ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Дистанционное обучение и его роль в дополнительном школьном образовании 7
1.2 Особенности применения электронных ресурсов на дистанционных занятиях 13
1.3 Описание принципов разработки и структура материала, включенного в курс по деревообработке 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 23
2.1 Основные подходы к разработке электронных курсов и их применении в дополнительном образовании 23
2.2 Экспертная оценка электронного курса «Художественная обработка древесины» используемого в дополнительном школьном образовании 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В настоящее время обучение в школах претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением новых ФГОС, что отражает переориентацию образовательных программ на компетенции, востребованные работодателями. Роль педагога в современных условиях состоит в организации образовательной среды и мотивации обучающихся к познанию и продуктивной деятельности. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Эта предметная область обеспечивает интеграцию знаний из областей различных учебных дисциплин, отражает в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты технологической культуры. В последние годы отмечается направленность государственной политики в области образования на рабочие специальности. Образовательным организациям необходимо ориентировать молодежь на получение рабочих специальностей.
Использование сетевого образовательного контента при дистанционном обучении в дополнительном образовании стало значительным достижением в современных учебных центрах. Дистанционное обучение является одной из новых форм организации учебного процесса, позволяет учиться в любом месте практически любой дисциплине, независимо от места проживания, а также быстро адаптироваться к изменениям в учебном материале. Использование дистанционного образования открывает возможности учиться даже таким вещам, которым раньше обучались только очно, под наблюдением мастера. Одним из таких примеров является изучение работы по дереву и деревообработке.
Деревообработка - отличное хобби, которое может привести к профессиональному мастерству. Деревообработка предполагает использование ручных и электроинструментов для резки, обрезки, сверления, отбивания молотком, стамеской, придания дереву формы и шлифовки. Учащиеся могут освоить все эти навыки на онлайн-курсах по деревообработке. Хотя онлайн-обучение может подойти не каждому ученику, те, у кого есть стремление к самостоятельному обучению, могут значительно выиграть от онлайн-курсов по деревообработке.
Использование сетевого образовательного контента при дистанционном обучении в дополнительном образовании стало значительным достижением в современных учебных центрах. Дистанционное обучение является одной из новых форм организации учебного процесса, позволяет учиться в любом месте практически любой дисциплине, независимо от места проживания, а также быстро адаптироваться к изменениям в учебном материале. На электронных образовательных ресурсах аккумулируется учебный материал (контент), который доступен в любое время суток, из любой точки мира, каждому зарегистрированному пользователю. Программа электронного курса предусматривает получение знаний по физическим и технологическим свойствам древесины, способам обработки древесины, по инструментам по дереву. В программе уделяется особое внимание формированию у учеников общей культуры труда, изучению народных традиций и овладение учащимися навыками выполнения резьбы.
Структура электронного ресурса предусматривает включение следующих разделов школьного курса технологии: эргономика труда, материаловедение, технология обработки древесины, графика и черчение, виды резьбы по дереву.
Актуальность темы исследования заключается в том, что дистанционное обучение является одной из эффективных форм организации учебного процесса. Это позволяет учиться в любом месте, а также быстро адаптироваться к изменениям в учебном материале.
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: «Какие электронные ресурсы соответствуют современным подходам к обучению и могут быть использованы при создании электронного курса «Художественная обработка древесины» и как они могут быть реализованы в образовательной практике для повышения доступности обучения в системе дополнительного образования?»....
Целью данного исследования являлась разработка электронного ресурса «Художественная обработка древесины» для занятий дополнительного образования.
Задачи, которые нам удалось выполнить в ходе исследования:
1. Была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования. Мы выделили такие понятия, как «электронный образовательный ресурс», «дистанционное обучение», а также изучили теоретическую составляющую проблемы исследования, которая нам понадобилась впоследствии при разработке ресурса.
6. Мы описали возможные электронно-образовательные ресурсы, которые существуют на сегодняшний день. Наш выбор пал на электронный курс, который способен включать в себя разнообразные интерактивные задания.
7. Рассмотрели теоретико-дидактические аспекты использования ЭОР в системе дополнительного образования, описал принципы разработки электронных ресурсов.
8. Разработали структуру электронного образовательного ресурса в виде дистанционного курса «Художественная обработка древесины» для обучающихся возрастной категории 7-9 класса.
9. Разработали электронный ресурс «Художественная обработка древесины» на платформе «MOODLE» и провели экспертную оценку его готовности для внедрения в образовательный процесс.
Таким образом, все запланированные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.
1. Балалаева Е.Ю. Положительные и отрицательные аспекты электронных учебных изданий // Современные лучшие исследования и инновации. 2014. № 8.
2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ, 2002.
3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
4. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А. Воронин. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.
5. Галкин Д. В. «Проблемы образования в контексте информатизации: в поисках модели практической педагогики // Гуманитарная информатика. -2010. Вып.З.
6. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства. Ярославский педагогический вестник 2017 № 5. с. 163
7. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учебное пособие Шадринск, 2006.
8. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках технологии / А.А. Грабецкий и др. - М.: Просвещение, 1988. 160 с.
9. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. М.: Педагогика, 2002.
10. Елисеева, Е.В. «О концепции создания цифровых образовательных ресурсов но технологии» / Е.В. Елисеева // Школа и производство. №7. 2007. С. 15-16.
11. Кананыхина М.А. Современные дидактические средства и информационные технологии.
12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2003. 197 с.
13. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726
14. Коробкова К.В., Калиновский Е.А. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе // Студенческий научный форум.
15. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия, 2002 г. 480 с...(35)