ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Онтогенез произносительной стороны речи у детей в дошкольном
возрасте 6
1.2. Основные проявления произносительных расстройств у детей дошкольного возраста 9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 15
2.2. Данные экспериментального исследования дошкольников 26
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
3.1. Основные направления и содержание логопедической работы 34
3.2. Данные контрольного исследования результатов проведенной
работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Произносительные нарушения речи у дошкольников - явление частое и, к сожалению, имеет тенденцию к большому росту.
Как показывает логопедическая практика, наиболее частый запрос, исходящий от родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает правильно звуки». Но часто за нечетким, неразборчивым произношением скрывается более сложное речевое расстройство. И если не выявить его вовремя, на ранних этапах дошкольного возраста, не начать своевременную логопедическую коррекцию, последствия могут быть достаточно плачевны. В старшем дошкольном возрасте ребенок из-за несформированности базовых речеязыковых навыков может испытывать серьезные затруднения при подготовке к усвоению основ грамоты, обучению чтению и письму.
Проблема произносительных нарушений речи у дошкольников в современной логопедии имеет большое значение. Поэтому чем раньше специалисты выявят речевые нарушения, тем быстрее начнется этап их преодоления, который приведет нас к успешному завершению, а также благополучному развитию ребенка в будущем.
Очень важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте, непосредственно на этапе подготовки к школе, получал совместную помощь педагогов и родителей, важно, чтобы между ними была совместная работа и направленность, ведь только тогда будет хороший результат работы по преодолению нарушений в развитии ребенка.
Ведь если речь ребенка будет правильно сформирована, то это сразу решит массу проблем на всех этапах его развития. Улучшатся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что не может не радовать, так как некоторые дети испытывают дискомфорт, из-за имеющихся у них произносительных нарушений. Все эти нарушения могут негативным образом отразиться на поведении ребенка, так как он осознает, что с ним чтото не так, начинает комплексовать, закрываться.
Так же, немаловажным, является фонационное, в том числе звуковое оформление речи - это та часть, которая обращает на себя наше внимание.
В основе формирования фонетико-фонологической компетенции лежат сохранные психофизические механизмы речи, нормальное
функционирование речеслухового и речедвигательного анализаторов, нормальное строение периферического аппарата речи. При нарушении хотя бы одной из выше перечисленных составляющих формирование данной компетенции у ребенка происходит деструктивно. Чем сложнее механизм речевого расстройства, чем больше компонентов речевой деятельности при этом нарушаются, тем ниже возможности ребенка овладеть фонетико-фонематическими навыками.
Целью исследования является выявление и преодоление произносительных нарушений у дошкольников 5-6-го года жизни.
Объект исследования: произносительная сторона речи и
фонематический слух у дошкольников 5-6-го года жизни.
Предмет исследования: логопедическая работа по преодолению произносительных нарушений у дошкольников с речевой патологией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу, касающуюся вопросов нарушения произношения, варианты логопедической диагностики, направленной на выявление специфики звукопроизносительных недостатков у дошкольников.
2. Провести экспериментальное изучение навыков
звукопроизношения, воспроизведения разновариативной слоговой структуры, состояния фонематического слуха, просодики и артикуляционной моторики у старших дошкольников и проанализировать полученные результаты.
3. Выделить основные направления, задачи и приемы для преодоления произносительных нарушений речи у рассматриваемой категории детей.
4. Определить эффективность проведенной работы в ходе контрольного изучения.
Гипотеза нашего исследования строится на предположении о том, что у дошкольников 5-6-го года жизни с различными формами речевой патологии компоненты произносительной стороны речи сформированы неоднородно и отличаются качественным своеобразием, которое необходимо учитывать при выборе путей коррекции произносительных расстройств.
Методы исследования:
• выбор и анализ специальных литературных источников по проблеме исследования;
• констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
• количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Структура работы составлена с учетом требований, предъявляемых к выпускным квалификационным работам, включает введение; первую теоретическую главу (освещающую основные теоретико-методологические основы исследования); вторую экспериментальную практическую главу (отражающую организацию, проведение констатирующего изучения произносительных компонента речи у дошкольников с разными формами речевой патологии, а также анализ полученных результатов); третью главу (в которой охарактеризована организация и специфика логопедической работы, определены основные направления, задачи и приемы логопедической коррекции произносительных нарушений у дошкольников, а так же подбор игровых упражнений); заключение с итоговыми выводами о работе, список используемой литературы и приложение.
В рамках нашей работы мы провели теоретический анализ взглядов современных авторов и классиков логопедии на проблему произносительных нарушений у дошкольников в условиях нормального функционирования речевых механизмов и в условиях разных форм речевого дизонтогенеза.
На основе теоретического изучения базовых аспектов логопедии в рамках заявленной проблематики мы определили теоретико-методический, организационный и содержательный аспект диагностических мероприятий в рамках констатирующего эксперимента.
Мы подробно изучили специфику проявлений произносительных расстройств, в том числе фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с различными формами речевой патологии (моторной алалией, дизартрией, дислалией).
Анализ экспериментальных данных позволил нам выделить 3 подгруппы детей с учетом специфики и степени выраженности нарушений компонентов речи.
Подводя итог проделанной нами работы, мы смогли сформулировать следующие общие выводы:
1. Среди контингента детей, которых мы обследовали, выделяется достаточно большая группа дошкольников с различными речевыми расстройствами. Нарушения произносительных компонентов речи, отмечающиеся у всех детей данной категории, затрудняют их занятия по подготовке к обучению грамоте.
2. Экспериментальное исследование старших дошкольников с различными формами речевого дизонтогенеза (моторной алалией и дизартрией; дизартрией; функциональной и механической дислалией) позволило выявить специфику и степень проявления разновариативных нарушений фонетического и фонологического компонентов их речи.
3. На основе таких критериев, как степень выраженности нарушений звукопроизношения, мы условно разделили всех детей экспериментальной группы на 3 подгруппы, что свидетельствует о значительной вариативности проявлений и степени выраженности произносительных и фонематических нарушений у детей с различными формами речевой патологии.
4. Наше экспериментальное исследование доказало, что при различных формах речевого дионтогенеза у дошкольников (с моторной алалии, дизартрии и дислалии) наблюдается качественное своеобразие произносительных, а также фонематических нарушений и различная степень их проявлений.
5. Логопедическая помощь детям с недостаточной
сформированностью произносительной стороны речи должна осуществляться на основе комплексного, индивидуально-
дифференцированного и семейно-центрированного подходов.
В третьей главе мы описали направления коррекционной работы и привели некоторые конспекты логопедических занятий.
На индивидуальных логопедических занятиях с детьми, у которых имеются произносительные нарушения, мы использовали
дифференцированный подход, учитывая структуру и механизм речевой патологии ребенка, а также специфику произносительных нарушений.
В работе с детьми с ОНР, III уровнем речевого развития при дизартрии формирование произносительных компонентов речи являлось одним из аспектов комплексной логопедической коррекции, осуществлявшимся параллельно с развитием лексических и грамматических навыков, а также навыков продуцирования и репродуцирования фразового и связного высказывания.
У детей с ФФН при дизартрии формирование фонетико-фонологической компетенции была базовым направлением логопедической коррекции. При этом особого внимания требовала работа по нормализации тонуса мимических и артикуляционных мышц, развитию их подвижности, улучшению качественных характеристик артикуляционных движений, формированию правильных артикуляционных укладов и становлению на их основе проблемных в произношении звуков.
Работа с детьми с ФФН при дислалии предполагала развитие фонематических процессов и их совершенствование, то есть формирование фонематического восприятия, простых, а затем сложных форм звукового анализа и синтеза, а также фонематических представлений.
Логопедическому воздействию по воспитанию правильного звукопроизношения предшествовала работа по формированию отсутствующих у ребенка отдельных артикуляционных укладов. В случаях нетяжелой патологии органов артикуляции формировалось так называемое адаптивное произношение, которое в проблемных артикуляционных условиях предполагало подбор такой артикуляционной позиции, при которой акустический эффект звучания проблемного звука был наиболее близок к языковой норме.
Для проверки эффективности данной работы была проведена повторная диагностика произносительной стороны речи у детей, участвующих в эксперименте, которая подтвердила положительную динамику показателей произносительных умений.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказали, что цель, поставленная нами в начале работы достигнута, все задачи решены и гипотеза доказана.
1. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
2. Безрукова, О.А. Картинки для фонетических упражнений: Учеб.- метод. пособие / О.А. Безрукова, Н.Ю. Григоренко. - М.: Русская речь, 2011.
- 44 с.
3. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская речь, 2014. - 95 с.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. [Электронный ресурс]:
- М.: 1977. - Режим доступа:https:ZZstudfile.net/previewZ5188274/
5. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков.
[Электронный ресурс]: - М.:, 1964. - Режим доступа:
https:ZZwww.studmed.ruZbeltyukov-vi-salahova-ad-ob-usvoenii-rebenkom-zvukovov-fonemnov-sistemv-vazvka fcf9c073337.html
6. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у
дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.:
Книголюб, 2004. - 56 с.
7. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А.И. Богомолова. - СПб.: Библиополис, 2006. - 208 с.
8. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 240 с.
9. Волкова, Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника / Г.А. Волкова. - СПб: Детство- Пресс, 2006. - 141 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
11. Григоренко, Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков письма и чтения у детей с речевыми нарушениями: Конспекты занятий / Н.Ю. Григоренко. - М.: Книголюб, 2005. - 72 с.
12. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко. - Москва, 2005. - 261 с.
13. Григоренко, Н.Ю. Технологии формирования произносительных навыков у детей 2-6 лет с нарушениями строения и функций органов артикуляции. Практическое пособие для специалистов и родителей / Н.Ю. Григоренко, Л.Б. Астахова. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 252 с.
14. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция
звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. - М.: Книголюб, 2003. - 143 с.
15. Дурова, Н.В. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 73 с.
...
60 источников