Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения технологий социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей 7
1.1. Основные проблемы неблагополучных семей как объекта социальной работы 7
1.2. Технологии социальной работы с неблагополучными семьями,
имеющими детей 19
Глава 2.Практические аспекты применения технологий социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей 31
2.1. Опыт социальной работы с неблагополучными семьями в Республике Башкортостан 31
2.2. Опыт практической деятельности МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района г. Пензы 39
2.3. Практические рекомендации по повышению эффективности применения
технологий социальной работы в области решения проблем неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми 50
Заключение 53
Список источников 56
Приложение
Современная семья призвана не только решать множество проблем, связанных с повседневной жизнью ее членов, рождением и воспитанием ребенка, поддержкой инвалида, но и должна быть для человека своеобразным психологическим «укрытием», которое обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность. Но при более глубоком рассмотрении семейных отношений и их подробном изучении с точки зрения социальной работы выясняется, что это не всегда так. Снижение рождаемости, распад как недавно создавшейся семьи, так и долго существующих семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, проституция, наркомания, алкоголизм и др.- все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство общества, школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности.
Все большее распространение получают неблагополучные семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но также накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать все образовавшиеся проблемы, а их набор отягощает семейные отношения, и семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь объектом социальной работы. Но зачастую семьи, обращаясь в центры социальной помощи, делают это слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, а проблема требует быстрого вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен.
Актуальность изучения технологий социальной работы с неблагополучными семьями с детьми связана с увеличением их количества. При работе с такой семьей необходимо учитывать ее структуру, окружение, функционирование в настоящее время и историю жизни семьи. На данный момент существует ряд эффективных технологий работы с неблагополучной семьей. Применительно к разным типам неблагополучных семей используются различные технологии социальной работы, виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, поддержание стабильности семьи, успешное социальное развитие семьи и ее членов. Совершенствование технологий со стороны социальной работы с такими семьями повышает качество работы социальных учреждений и направлено на успешное разрешение проблем семей.
Проблемы неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми, а также технологии помощи таким семьям привлекают внимание многих авторов. Комплексная характеристика социальной работы с неблагополучными семьями дана в трудах Е.И. Холостовой, И.Ф.Дементьевой, М. В. Фирсова, П. Д. Павленка, А.Ю. Дроздова, А.Н. Ильяшенко, В.В. Ковалева, О.Л. Лебедева, А.В. Меренкова, М.Н.Никитина, Ф. Шереги, С.В.Ильина, А.Л. Арефьева, Л. Беляевой, А.В. Гоголевой. Они подробно освещают вопросы, связанные с характеристикой отдельных категорий неблагополучных семей, находящихся в опасном социальном положении, а также технологии работы с ними.
Конкретное содержание социальной работы с неблагополучной семьей в каждом отдельном случае определяется ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты и критичностью. Проблема исследования заключается в том, что применение технологий социальной работы с неблагополучной семьей с детьми в теоретическом аспекте и их использовании в практическом плане различны. Технологии социальной работы должны быть сосредоточены на решении повседневных семейных проблем, укреплении и развитии позитивных семейных отношений, восстановлении внутренних ресурсов, стабилизации положительных результатов. Но на практике применение таких технологий в комплексе реализуется не всегда.
Объектом исследования является социальная работа с
неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей.
Предмет исследования - технологии социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей.
Цель работы - выяснить, насколько в практике востребованы разнообразные технологии социальной работы с неблагополучными семьями с детьми, такие как консультирование, патронаж, профилактика, диагностика и т.п.
Задачи:
1. Изучить основные проблемы неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и рассмотреть их как объект социальной работы.
2. Раскрыть содержание технологий социальной работы с
неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей.
3. Проанализировать опыт социальной работы по решению проблем неблагополучных семей с детьми в российских регионах.
4. Изучить практическое применение технологий социальной работы с неблагополучными семьями с детьми в учреждениях в республике Башкортостан и Пензенской области.
5. Разработать рекомендации по усовершенствованию технологий социальной работы с неблагополучными семьями с несовершеннолетними детьми в практической деятельности.
Гипотеза: в учреждениях социальной защиты применяется достаточно широкий спектр технологий, но существуют факторы, препятствующие достижению положительной динамики в улучшении социальных ситуаций семей - такие, как сопротивление взрослых членов семьи, социальная и психологическая обстановка, нехватка персонала в социальных учреждениях и их квалификации.
Методами исследования в данной работе избраны: анализ документов, интервью со специалистом и кейс-стади (изучение случая).
Теоретическая значимость состоит в расширении знаний и представлений о проблемах неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми и технологий применяемых для решения их проблем.
Практическая значимость данной работы заключается в исследовании эффективности применения технологий социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, список литературы и соответствующие приложения.
Существующие проблемы в функционировании неблагополучной семьи в настоящее время требуют помощи общества. Проблемы современной семьи с детьми - одни из самых важных и актуальных. Использование технологий социальной работы с неблагополучными семьями требует всестороннего внимания со стороны общества, т.к. именно с их помощью можно справиться со сложившейся ситуацией. У технологий есть огромный потенциал при борьбе с этими проблемами.
В нашей работе в первой главе мы постарались наиболее ясно и полно отразить сущность и содержание технологий социальной работы с неблагополучной семьей, имеющей несовершеннолетних детей. Сначала мы подробно рассмотрели проблемы, которые имеются у этой категории, сущность социальной работы с ними и теоретические аспекты использования и применения технологий социальной работы с неблагополучными семьями с детьми. Мы выяснили, что неблагополучная семья с детьми сталкивается с многочисленными проблемами и решающую роль в решении этих проблем должен играть социальный работник с помощью определенных социальных технологий.
Затем были рассмотрены сами технологии социальной работы с неблагополучными семьями с детьми, применение которых зависит от различных обстоятельств: характера проблемы, личных качеств членов семьи, индивидуальных (групповых) особенностей семьи, специфики трудной жизненной ситуации. В результате было выявлено, что технологии социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, имеет свои направления, формы и методы. Применение определенной технологи или их комплекса зависит от характера проблемы.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование, проведенное в ходе практики в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района и анализ вторичных данных по опыту социальной работы с неблагополучными семьями в Республики Башкортостан. Решением проблем таких семей в любом субъекте Российской Федерации занимаются множество социальных организаций и учреждений. Мы остановились на двух вышеперечисленных учреждениях.
В Отделении «Семья» в Республике Башкортостан ведется систематическая работа с неблагополучными семьями с детьми, имеется необходимый объём социальных технологий, позволяющих выявить, направить силы и решить проблемы неблагополучия семей, также имеются свои пробелы в использовании той или иной технологии или же проблемы со штатом.
В МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района г. Пензы в ходе исследования было установлено, что технологии социальной работы с неблагополучными семьями с детьми применяются активно. Практически все заявленные технологии на теоретическом уровне реализуются в данном учреждении. Постоянно проводится профилактическая, организационная, реабилитационная работа и действия другой направленности с неблагополучными семьями для улучшения жизненных условий всех членов и сокращения количества неблагополучных семей, путём выведения из трудной жизненной ситуации. Но главную роль здесь играет желание клиентов - неблагополучных семей с детьми (взрослых их членов).
Полученные результаты говорят о том, что работа специалистов Центров с неблагополучной семьей с каждым годом остается на высоком уровне востребованности. В последние годы сформировались эффективные направления в деятельности Центров по отношению к семьям с несовершеннолетними детьми. С развитием социальной работы применяются новые формы и методы в работы с данной категорией клиентов. В ходе исследования, проведенного в МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района и анализу вторичных данных по Республике Башкортостан, выяснилось: технологии социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей, активно функционируют в социальных учреждениях Российской Федерации, но существуют различные обстоятельства, препятствующие достижению положительной динамики в улучшении социальных ситуаций неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми. Технологии социальной работы затрагивают все проблемы семей с детьми и специалисты незамедлительно направляют все свои силы на их решение. Результат работы и эффективность зачастую зависит не только от специалиста, но большей части от социальной ситуации, в которой оказываются семьи с детьми. Положительных результатов проще достичь, когда социальный работник и клиент двигаются навстречу друг другу направлении.
Таким образом, можно подвести итоги и сказать, что выдвинутая гипотеза о достаточном применении в учреждениях социальной защиты технологий социальной работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей и имеющихся факторах, препятствующих достижению положительной динамики в улучшении социальных ситуаций семей подтвердилась.
По итогам исследования мы разработали рекомендации, в которых указали основные возможные решения небольших имеющихся пробелов в работе технологий социальной работы с неблагополучными семьями с несовершеннолетними детьми. Приоритетным предложением является повышение мотивации самого клиента разрешить свою проблему путем создания благоприятных условий и оказания дополнительной моральной поддержки, также это большая направленность профилактики на ранней стадии неблагополучия или до ее наступления на формирование ответственного материнства и отцовства и нравственного воспитания детей.
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) - URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ Консультант Плюс (дата обращения 01.10.2021).
2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) - URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/Консультант Плюс (дата обращения 03.10.2021).
3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 02.07.2021) - URL.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/Консультант Плюс (дата обращения 06.10.2021).
4. Басов Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие. М: КНОРУС, 2012. 528 с.
5. Вдовина М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. Социологические науки.2005. № 4. С. 63-68
6. Ганишина И. С., Ушатиков А.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. 283с.
7. Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского университета. Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 29-33.
8. Гурова Е.В. Воспитательная функция семьи // Мир науки, культуры, образования.2016.№ 2. С.191-193
9. Гуров Д.В. Гурова Е.В. Классификация неблагополучных семей // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2(57) С.193-195
10. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 272 с.
11. Давыдов А.А. Индекс социального неблагополучия // Социология. 1995. № 3. С.118-128.
12. Доброштан В. М. Теория социальной работы: учебное пособие. СПБ.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008. 373 с.
13. Дудкин А.С.Технологи социальной работы с семьями и детьми: учебное пособие. Пенза: ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2011.40 с.
14. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС,2002. 240 с.
15. Зыбина Г.В. Социальные технологии работы с семьями // Социальная работа. 2007. №5. С.30-32.
16. Иванченко В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Социальные науки. 2010. №8. С.70-72
17. Лебединская В. П. Неблагополучная семья и её ребёнок // Вестник Социально-педагогического института. 2013 «1(6) С.29-32
18. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. №3—4. С. 32—34.
19. Николаева Е. И. Психология семьи: учебник для ВУЗов. СПБ.: «Питер», 2017. 146 с.
20. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М.: Инфра, 2009. 560 с.
21. ПавленокП.Д.,РудневаМ.Я.Технологиисоциальной работы с
различными группами населения: учеб .пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.272 с.
22. Сангаджиева Л.С. Особенности трансформации института семьи в изменяющемся мире // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2008. № 1. С.54-59
23. Семенова Л. В.Семья, понятие, Виды, структура , проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №16 С. 30-33
24. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы : учебник. М.: КНОРУС, 2016. 344 с.
25. Филатов В.А. Технология социальной работы: учебное пособие. Омск:ОмГТУ,2008. 124с
26. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2010. 804 с.
27. Холостова Е. И. Технологии социальной работы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.
28. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. 272 с.
29. Черникова Т. А., Шайдукова Л. Д. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях //Мир экономики и управления.2018. № 4. C. 46-49.
30.Чернецкая А.А. Технология социальной работы: учебник.Ростов-на- Дону:Феникс,2006.400с
31. Шаваева О. А.Семейные ценности как объект социально-философского анализа// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С.16-19
32. Шоркина В.В. Влияние неблагополучных семейных отношений на
развитие // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
href="https://scienceforum.ru/2021/article/2018025575">https://scienceforum.ru/2 021/article/2018025575(дата обращения:30.09.2021)
33. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
34. Щукина Н.П. Технология социальной работы. Часть 1.:учебное пособие. Самара: Самарскийун-т,2006. 140 с.