Работа сделана на примере детского сада «Дельфин» г. Нефтегорска.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение 3
1 Теоретические аспекты корпоративной культуры в управлении качеством образования 6
1.1 Параметры управления качеством образования 6
1.2 Особенности влияния корпоративной культуры на параметры управления качеством образования 7
2 Практико - ориентированная деятельность по выявление роли корпоративной культуры управления качеством образования 11
2.1 Выявление роли корпоративной культуры в определенном образовательном учреждении в управления качеством образования 11
2.2 Средства повышения эффективности использования корпоративной культуры в процессе реализации параметрам качествам образования 16
Заключение 23
Список использованных источников 24
Современные реалии требуют от образовательных учреждений не только предоставления качественных образовательных услуг, но и создания особой атмосферы, способствующей гармоничному развитию детей. Дошкольное образование, как важный этап в образовательном процессе, играет ключевую роль в формировании личности, социальных навыков и базовых знаний у детей. В этой связи особое значение приобретает управление качеством образования, охватывающее как педагогические аспекты, так и организационные.
Корпоративная культура является важным инструментом, который влияет на все уровни функционирования дошкольных учреждений. Она включает в себя набор ценностей, норм и традиций, которые определяют взаимодействие сотрудников, руководство и процессы, связанные с обучением и развитием детей. Эффективная корпоративная культура способствует созданию позитивной образовательной среды, ориентированной на совместную работу, открытость, инновации и постоянное совершенствование.
Корпоративная культура в дошкольных учреждениях — это концепция, отражающая уникальные ценности, нормы, убеждения и практики, которые разделяются всеми участниками образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей и административный персонал. Она не только формирует внутреннюю атмосферу учреждения, но и определяет его внешнее взаимодействие с обществом.
Они служат основой корпоративной культуры и определяют приоритеты учреждения. В контексте дошкольного образования важны такие ценности, как открытость, уважение, взаимопомощь и инновации. Эти ценности формируют правила поведения и модели взаимодействия как для сотрудников, так и для детей. Это может относиться к правилам общения, практикам организации рабочего процесса и взаимодействия с родителями. Четко установленные нормы способствуют созданию предсказуемой среды, что особенно важно для воспитания детей.
Дошкольные учреждения имеют свои уникальные традиции, которые помогают создавать чувство общности. Это могут быть праздники, совместные мероприятия с родителями, специальные программы, направленные на развитие социальных навыков у детей. Эти элементы делают атмосферу более теплой и способствуют созданию положительного имиджа учреждения.
Эффективная корпоративная культура способствует формированию эмоционально комфортной среды, где сотрудники и дети чувствуют себя ценными и защищенными. Это важно для обеспечения доверия и открытости в общении, что, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса.
Корпоративная культура, ориентированная на командную работу, способствует более эффективному взаимодействию между педагогами, воспитателями и административным персоналом. Это позволяет не только делиться опытом и идеями, но и быстрее решать возникающие проблемы.
Учреждения с развитой корпоративной культурой чаще берут на себя инициативу по внедрению новых методов обучения и воспитания. Открытость к изменениям и экспериментам создает атмосферу, где сотрудники не боятся предлагать и пробовать новые подходы, что непосредственно влияет на качество образовательного процесса.
Культура обучения и самосовершенствования является важной составляющей успеха дошкольного учреждения. Педагоги, ставящие перед собой цель профессионального роста, повышают не только свои компетенции, но и общий уровень качества образования, создавая новые возможности для развития детей.
Корпоративная культура также играет важную роль в установлении отношений с родителями. Открытость и готовность к сотрудничеству создают атмосферу доверия, что помогает поддерживать высокий уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс. Регулярные мероприятия и коммуникация позволяют родителям чувствовать свою значимость в жизни учреждения, что тоже сказывается на общих результатах воспитания и обучения.
В дошкольных учреждениях корпоративная роль является неотъемлемой частью их эффективного функционирования. Она создает основы для взаимодействия, стимулирует развитие и помогает формировать позитивную образовательную среду для всех участников процесса. Эффективная корпоративная культура не только способствует хорошим результатам в образовании, но и формирует у детей базовые ценности, которые они будут носить с собой во взрослую жизнь.
В данном исследовании будет рассмотрена роль корпоративной культуры в управлении качеством образования дошкольных учреждений. Основное внимание будет уделено как теоретическим, так и практическим аспектам взаимодействия корпоративной культуры и образовательного процесса. Будут проанализированы ключевые компоненты корпоративной культуры, влияющие на эффективность работы коллектива, а также методы и подходы к управлению качеством образования, которые могут быть реализованы в условиях дошкольного учреждения. Данная работа стремится подчеркнуть важность корпоративной культуры как фактора, способствующего созданию высококачественного образовательного процесса в дошкольных учреждениях и формированию позитивной образовательной среды для детей и педагогов.
Современная педагогическая практика рассматривает корпоративную культуру и выявление роли корпоративной культуры в управлении качеством образования, что отражено в трудах Дмитриева А.Е., Поповой С.Ю., Л.В. Байбородовой, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Аргуновой.
Внедрение принципов корпоративной культуры в управление образовательными учреждениями требует четкого понимания их роли и значимости. Образовательные руководители должны стать активными участниками формирования и поддержания корпоративной культуры, включая обучение сотрудников и развитие навыков командной работы.
Современная педагогическая практика подчеркивает, что для успешного управления качеством образования важно регулярно проводить оценку корпоративной культуры, выявлять сильные и слабые стороны, а также активно работать над их улучшением. Координированные усилия, направленные на развитие корпоративной культуры, могут значительно повысить уровень образовательных услуг и удовлетворенность всех участников процесса.
Таким образом, работы указанных ученых служат важной основой для понимания и внедрения корпоративной культуры в систему управления качеством образования, что ведет к созданию более эффективной и продуктивной образовательной среды.
Цель: теоретически обосновать и практически проверить.
Задачи исследования:
– представить основные требования по формированию роли корпоративной культуры в образовательном учреждении;
– выявить аспекты влияния корпоративной культуры на процесс управления качеством образования;
представить аспекты влияния корпоративной культуры определенного образовательного учреждения на процесс управления качеством образования;
– произвести анализ методов совершенствования корпоративной культуры с целью повышения качества образования.
Объект исследования: государственное учреждение системы дошкольного образования, работающее в условиях рыночной экономики и в ситуации корпоративных отношений.
Предмет исследования: корпоративная культура государственного учреждения системы дошкольного образования.
При выполнении исследования применялась совокупность общенаучных методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Кроме того использован метод сравнительного анализа социально-педагогических процессов, документальных материалов, а также эмпирические методы: наблюдение, моделирование воспитательного процесса.
База исследования - ГБОУ СОШ №3 Детский сад «Дельфин» г. Нефтегорск Самарская область.
Корпоративная культура имеется в любом учреждении образования - если ее не создают преднамеренно, она выстраивается непроизвольно. Нередко непроизвольная и не осмысливаемая корпоративная культура считается препятствием на пути достижения коммерческих целей учреждения - если вы не руководите корпоративной культурой, корпоративная культура берется руководить вами. Но если корпоративная культура построена в соответствии с целями и миссией учреждения, она делается всеобъемлющим средством развития учреждения и помогает в достижении установленных целей ДОО.
Корпоративная культура представляет собой особый комплекс ценностей и традиций, систему убеждений и профессиональной этики, устоявшийся психологический климат и имидж компании, поддерживаемый всеми сотрудниками и направленный на достижение общих целей организации. На сегодняшний день корпоративная культура является мощнейшим рычагом повышения конкурентоспособности любого предприятия. Это основано на том, что персонал, объединённый единым духом, едиными традициями и целями, подкрепленными компанией, трудятся наиболее эффективно и достигают поставленных целей, в отличие от разобщенного коллектива.
Корпоративная культура ДОО – не синоним определения «климат коллектива». Корпоративная культура сама выстраивает климат, стиль, ценности, отношения в данном учреждении образования. В ее характеристику входят: некоторые устойчиво воспроизводимые определения поведения сотрудников, например: манера поведения, традиции, формы проявления почтительности, философия, которая устанавливает политику ДОО по отношению к сотрудникам, родителям, социуму: «правила игры», которым необходимо следовать для того, чтобы достичь успеха в развитии организации.
Корпоративную культуру не стоит сводить только к внешним или внутренним процессам, к ее сути имеют отношения и те ценностные установки, каким подобает следовать в своей работе руководству и всем сотрудникам ДОО. Корпоративная культура выступает как комплекс формируемых и распознаваемых сотрудниками ДОО общественных норм, предписаний, ориентаций, стереотипов поведения, традиций, которые принуждают сотрудников ДОО, весь коллектив вести себя в тех или иных обстоятельствах назначенным образом. В данной работе корпоративная культура рассматривалась в качестве основного механизма, который обеспечивает практическое увеличение результативности деятельности детского сада «Дельфин» г. Нефтегорска.
Подводя итог, можно заключить, что формирование корпоративной культуры в образовательном учреждении не только позволяет выявить и развивать потенциал членов коллектива, но и эффективно организовать их деятельность на достижение целей и миссии учреждения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 2024. № 65. Ст. 4121
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) /// Собрание законодательства РФ. 2024. № 54. Ст. 1452
3. Аргунова С. М. Корпоративная культура образовательного учреждения /С. М. Аргунова // Актуальные направления научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 10 декабря). Чебоксары: ИД «Интерактив плюс», 2017. С. 227-228. 22 см.; ISBN 111-5-22354-889-9 : 300 экз. - Текст: непосредственный.
4. Бражник, О.Ю. Полисубъектное управление развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций на муниципальном уровне / О.Ю. Бражник, И.В. Ильина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2018. – №1(45). С. 46-69. 21 см.; ISBN 132-5-42658-337-5. 500 экз. - Текст: непосредственный.
5. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для вузов / С. Г. Васин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16792-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535917 (дата обращения: 31.10.2024).
6. Волченко, А. А. Социально-экономические аспекты понятия «управление качеством образования» / А. А. Волченко, Е. В. Воронина // Science Time. – 2023. – № 11(118). – С. 46-49. 23 см.; ISBN 334-5-43765-337-5. 300 экз. - Текст: непосредственный.
7. Воровщиков, С.Г. Менеджмент в образовании / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. – Москва: ГБОУДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2012. – 312 с. 3000 экз. ISBN 978-5-534-08598-3. 200 экз. Текст: непосредственный.
8. Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 427 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17590-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537197 (дата обращения: 31.10.2024).
9. Гурова, Е. В. Теоретические основы понятия «управление качеством образования» / Е. В. Гурова // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 сентября 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 146-149. 20 см. - (Правоохранительные органы).; ISBN 5-472-00342-3. 100 экз. - Текст: непосредственный.
10. Зубова, Т. В. Роль корпоративной культуры в образовательном учреждении / Т. В. Зубова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 149-153. 21 см.; ISBN 415-7-91131-451-9 (В пер.) 250 экз. - Текст: непосредственный.
11. Ильина, И.В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников: новое видение / И.В. Ильина, И.М. Подушкина, С.Н. Белова // Психолого-педагогический журнал. – 2016. – Т.15. – №1. – С. 72-77. 26 см.; ISBN 342-5-55648-112-8. Текст: непосредственный.
12. Камалова, А.Д. Управление образованием в РФ / А. Д. Камалова. // Инновационная наука. 2022. №9-2. С. 36-57. 3000 экз. ISBN 767-5-555-54487-3. 2000 экз. - Текст: непосредственный.
13. Колесников А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для вузов / А.В. Колесников. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 167 с. 21 см.; ISBN 978-5-91131-836-9 (В пер.) 1000 экз. - Текст: непосредственный.
14. Копасова И.К. Развитие корпоративной культуры в образовательном учреждении / И. К. Копасова, Г.И. Сидунова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 97-100. 2000 экз. - ISBN 978-5-88651-752-1. 700 экз. - Текст: непосредственный.
15. Королева Е. А. Общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении / Е. А. Королева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 11 (51). – С. 187-191. 21 см.; ISBN 978-5-91131-836-9 (В пер.) 1000 экз. - Текст: непосредственный.
16. Мажиева, З.М. Управление качеством образования как педагогическая проблема в условиях модернизации российского образования /З.М. Мажиева, П.А. Османова, А.У. Умаев // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75 (4). – С. 190–192. - 2000 экз. - ISBN 978-5-227-07510-9 (в пер.). - Текст: непосредственный.
17. Макущенко, Л.В. Задачи муниципального уровня современной России / Л.В. Макущенко // Экономические науки, Москва 2020. № 2 (39). С. 23-37 22 см.; ISBN 978-5-91768-889-3: 250 экз. Текст: непосредственный.
18. Мирошникова К. С. Развитие корпоративной культуры в образовательных учреждениях / К. С. Мирошникова, Г. С. Михалев // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – № 8. – С. 109112. 21 см.; ISBN 256-5-25437-142-8. 600 экз. - Текст: непосредственный.
19. Панасюк В.П. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография. /В.П. Панасюк, Н.В. Третьякова. – Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2018. – 201 с. 21 см. : ISBN 200-5-15274-075-8. 200 экз. - Текст: непосредственный.
20. Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы / В. П. Панасюк. // Образование и наука. – 2017 – №2. С. 11-27. 23 см.; ISBN 462-5-33265-111-5. 240 экз. - Текст: непосредственный.
21. Подчалимова, Г.Н. Внутренняя система оценки качества дополнительного профессионального образования // Г.Н. Подчалимова, С.Н. Белова // Педагогика. – 2019. – № 10 – С. 27-36. 20 см.; ISBN 978-5-98996-075-0. 300 экз. - Текст: непосредственный.
22. Салаватова А. М. Принципы управления образовательными системами /А. М. Салаватова // Проблемно-информационный подход в обеспечении условий реализации современного образования: вопросы теории и практики. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор Л.И. Колесник. 2020. С. 99-10. 21 см.; ISBN 227-5-25437-142-8. 600 экз. - Текст: непосредственный.
23. Самсонова, О. В. Проблемы управления образованием. Инвестиции в образование/ О. В. Самсонова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2008. - №16. С. 58-69.- ISBN 978-5-238-01679-5 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-obrazovaniem-investitsii-v-obrazovanie (дата обращения: 27.04.2024). – Текст : электронный
24. Султанова, Л. М. корпоративная культура в образовательном учреждении / Л. М. Султанова, А. М. Салаватова // Научные исследования в современном мире. Теория и практика : сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – с. 56-58. 2900 экз. - ISBN 412-5-10217-752-1. - Текст: непосредственный.
25. Субетто, А.И. Начала теории социального менеджмента качества: монография. /А.И. Субетто. – Москва: ЛитРес, 2022. – 460 с. : 20 см.; ISBN 5-7845-0047-3 : 500 экз. - Текст: непосредственный.
26. Сергеев, А. Г. Управление качеством образования. Документирование систем менеджмента качества : учебное пособие для вузов / А. Г. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12322-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542919 (дата обращения: 31.10.2024).
27. Синяева, Е. А. Управление образовательной системой в России как объектом / Е. А. Синяева // Молодой ученый. 2023. № 24 (471). С. 177-179. ISBN 978-5-91768-889-3 URL: https://moluch.ru/archive/471/104145/ (дата обращения: 30.10.2024).
28. Тебекин, А. В. Управление качеством : учебник для вузов / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03736-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535677 (дата обращения: 31.10.2024).
29. Управление качеством : учебник для вузов / А. Г. Зекунов [и др.] ; под редакцией А. Г. Зекунова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11517-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535455 (дата обращения: 31.10.2024).
30. Управление качеством : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Г. Зекунов [и др.] ; под редакцией А. Г. Зекунова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11826-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537126 (дата обращения: 31.10.2024).
31. Фаресова, А. Р. Особенности формирования корпоративной культуры в образовательном учреждении /А.Р. Фаресова // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Коломна, 15 апреля). Коломна: ИД «Коломенский институт», 2014. с. 218-220. 21 см. - (Профессиональная культура педагога).; ISBN 5-93134-069-6. - Текст: непосредственный.
32. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанов. – Москва: И «Академия», 2006. – 384 с. ISBN 412-5-25547-421-8 : 2000 экз. - Текст: непосредственный.
33. Детский сад Дельфин [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/club195002529 (дата обращения: 05.11.2024)