Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Различия в показателях половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей

Работа №160074

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Анализ теоретических данных по проблеме исследования 6
1.1 Психологические особенности дошкольного возраста 6
1.2 Понятие половой идентичности 26
1.3 Изучение половой идентичности дошкольников в психологических
исследованиях 34
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей 42
2.1 Процедуры и методы исследования 42
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список используемых источников 60
Приложение 64

Тема данной выпускной квалификационной работы - «Изучение показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей».
Актуальность темы связанна с тем, что в настоящее время у людей очень сильно размыты представления о полоролевых отношениях. В настоящее время у педагогов и родителей тревогу вызывают частичная утрата истинно мужских (маскулинных) качеств у мальчиков и женских (фемининных) у девочек, ведь с давних времен у индивидов определенного биологического пола проявлялись качества и свойства личности, которые социально закреплялись обществом за противоположным данному индивиду полом. И конечно это целиком и полностью зависит от воспитания. Известно, что если у родителей нет четкой половой идентичности, то половая идентификация у детей таких родителей будет нарушена, как одно из возможных последствий - дети могут обрести половую идентичность, не соответствующую их полу. А от этого зависит очень многое - и социальная роль и статус, половые функции, и направление жизненного пути индивида в целом.
Современное обучение и воспитание, несмотря на попытки внедрения раздельного образования, по большому счету остается "бесполым". Родители и педагоги должны знать способы взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые поспособствуют позитивному и адекватному становлению их половой идентичности, т.е. развитию таких особенностей поведения, свойств и качеств, которые адекватны полу и соответствующим половым ролям, закрепленным в обществе. Данная работа содержит материал о психологических особенностях дошкольников, понятие и особенности половой идентичности, методики изучения уровня сформированности половой идентичности у детей и методики измерения показателей половой идентичности.
Проблеме половой идентичности дошкольников посвящены исследования В.Д. Еремеевой [12], Д.Н. Исаева [15], В.Е. Каган [16], Д. В. Колесова [18], И.С. Кона [20], Т. А. Репиной [34], А.Г. Хрипковой [44] и др.
Но, не смотря на разработанность этого понятия, данных исследований представлено недостаточно, а те, что имеются, направлены в основном на исследование психофизиологических и психологических особенностей детей разного пола.
Цель - изучение показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей, для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
Объект - половая идентичность.
Предмет - изучение показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей.
Гипотеза - существуют различия в показателях половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей.
Задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей.
2. Провести диагностическое исследование различий в показателях половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать полученные данные.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Организационный метод (сравнительный метод).
2. Диагностический эксперимент с использованием следующих
методик:
• Полустандартизированное интервью В. Е. Кагана;
• Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации (автор Н.Л. Белопольская) [7];
• Тест "Нарисуй человека" (А.М. Прихожан).
3. Метод статистической обработки данных (угловое преобразование Фишера).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ №124 г. Пензы. В данном исследовании принимали участие 20 дошкольников в возрасте 4-5 лет (из них 10 дошкольников из полных семей, 10 дошкольников из неполных семей).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей, для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
В данной работе были проанализированы данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей, проведено диагностическое исследование различий показателей половой идентичности дошкольников из полных и неполных семей, проанализированы результаты диагностики, интерпретированы полученные данные и сформулированы выводы исследования.
В теоретической части работы были проанализированы психологические особенности дошкольников, рассмотрены понятия половой идентичности и изучена половая идентичность дошкольников в психологических исследованиях, а также проведен обзор научных трудов, посвященных исследованию половой идентичности дошкольников в полных и неполных семьях.
К настоящему времени написано достаточно много работ по изучению половой идентичности дошкольников, однако работ, посвященных теме исследования показателей половой идентичности в полных и не полных семьях очень мало, в связи с чем, нами было проведено данное исследование, которое заключалось в предположении о том, что существует разница показателей половой идентичности дошкольников в полных и неполных семьях. В результате исследования гипотеза были подтверждена частично.



1. АлёшинаЮ. А.; Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1980а. Т. 1. - С. 16-178.
3. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1980 б. Т. 2. - С. 103-127.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980а. - С. 416.
5. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально- психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1980. - № 4. - С. 3-13.
6. Белинская Е.П. временные аспекты «Я»-концепции и идентичности// Мир психологии. 1999. №3. С.140-147.
7. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2010. 24 с.
8. Большой психологический словарь. М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под. Ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268. - с.18
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.
11. Головин М. С. Особенности формирования семейно-ролевой
идентификации у детей из неполных семей. / Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL:
http://psychology.snauka.ru/2012/06/685(дата обращения: 18.05.2018).
12. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по- разному, любить по- разному: вопросы психологии. М.: Учебная литература, 2008. 160 с.
13. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1986.
14. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
15. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Методико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. 160 с.
16. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопр. психологии. 2000. № 2
17. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Докт. дис. - Л., 1991.
18. Колесов Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
19. Кон И.С. Пол и гендер: Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. М.: АБВ-пресс, 2004. № 1-2. С.31-35.
20. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. М., 1975. 205 с
21. Кон И. С. Психология половых различий / И.С. Кон // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 47 - 57.
22. Краткий психологический словарь - Ростов-на-Дону «Феникс» Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский, 1998г.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. М., 1997.
24. Леви С. Рисунок человека как проективный тест// словарь - справочник по психодиагностике/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. СПб. 1999.
25. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с. - с.11
26. Леонтьев А.Н. (1959). Проблема развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР.
27. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении Питер; СПб.; 2009 - 209с. - с. 87-88
28. Маховер К. Проективный рисунок человека/ пер. с англ. М., 2006.
29. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1990.
30. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. -М.: Институт практической психологии, 1998 - 471 с.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / — М.:
Издательство Юрайт; МГ11ПУ, 2011 — 460 с. — Серия: Основы наук.
32. Овчарова Е. В. Полоролевая идентичность у дошкольников из полных и неполных семей. Научная статья. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 4 (26)
33. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1984. - 797с.
34. Репина Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте // Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 1965.
35. Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие. СПб. 2005.
36. Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2003
37. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. 3-е издание. перераб. - Спб.: Питер, 2009. - 304с., стр. 43- 101.
38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
39. Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Книга 1 — Тбилиси: Мерани, 1991, с. 71—138.
40. Фридман Л. М. Изучение процесса личностного развития ученика. — М., 1998.
41. Фридман Л. М. Психология в современной школе. — М., 2001.
42. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. — М., 2003.
43. Шнейдер Л. Б. Идентичность: хрестоматия. М., 2003.
44. Хрипкова А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 240 с.
45. Чекалина А.А. О формировании Я-мальчика и Я-девочки - мужчины и женщины// Мир психологии. 2002. №4. С.110-117.
46. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.
47. Эльконин. Д. Б. Психология игры. - М., 1978 - С. 257-270.
48. Эльконин Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 17-21.
49. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. - № 4.
50. Эриксон Э. Детство и общество/ пер. с англ. СПб, 1996.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М., 1996.
52. Sandra Lipsitz BEM The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality. Сандра Липсиц БЕМ Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. Д. Викторовой — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ