ВВЕДЕНИЕ 6
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 9
1.1 Задачи приемной 17
2 НОРМАТИВНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИЕМНОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23
3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАРШЕГО СПЕЦИАЛИСТА
3 РАЗРЯДА СЕКРЕТАРИАТА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
3.1 Объем документооборота 34
3.2 Обязанности старшего специалиста 3 разряда (секретаря) в
приемной председателя Правительства Пензенской области 35
3.3 Обработка документов с использованием средств СЭД 40
3.4 Внесение резолюций и выдача поручений 42
3.5 Организация совещаний 46
3.6 Отправка и регистрация писем в МЭДО 50
3.7 Обращения граждан 54
3.8 Обзор обращений граждан поступивших в приемную Правительства
Пензенской области в 4 квартале 2020 года 54
3.10 Социальные сети Правительства Пензенской области
4 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАРШЕГО СПЕЦИАЛИСТА 3 РАЗРЯДА
ПРИЕМНОЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 59
4.1 Внесение предложений по усовершенствованию СЭД 59
4.2 Обоснование повышения квалификации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 71
В 2020-ом году мир столкнулся с новой проблемой - пандемия. Режимы повышенной готовности и ограничения затронули все страны. Новые реалии заставили всех по-новому организовывать рабочие процессы. Государственным и частным организациям пришлось переходить на удаленную работу. В этом на помощь пришли информационные технологии (далее ИТ), которые позволили без сильного ущерба для организаций продолжить вести дела. Сотрудникам пришлось в экстренном порядке учиться пользоваться программным обеспечением для того, чтобы можно было работать из дома.
Благодаря таким программам, как Zoom и Skype проведение рабочих совещаний вне стен кабинетов стало возможным и доступны всем организациям и всем слоям населения.
Внедрение новых технологий в рабочие процессы стало не просто важной составляющей развития общества, а способом предотвращения распространения вируса по всему миру. Теперь как никогда раньше видны все плюсы информационного прогресса.
В настоящие дни электронные документы стали привычным инструментом деловой деятельности и государственного управления. К плюсам электронных документов можно отнести то, что их создавать можно по тем же правилам, что и традиционные («бумажные»), но относительно легко редактировать, размножать, распространять и пересылать. Благодаря доступному выходу в Интернет почти из любой точки мира поиск информации сделан вседоступным.
На сегодняшний день традиционный управленческий документооборот используется частично. Сейчас уже трудно представить документационное обеспечение управления в любой организации без использования системы электронного документооборота (СЭД). Данная система является действенным управленческим решением.
Применение современных информационных технологий способствует повышению конкурентоспособности организации, а также повышает оперативность выполнения поручений вышестоящего руководства.
Это касается и органов власти всех уровней. Решение задач для развития цифровой экономики Российской Федерации требует внедрения автоматизированных технологий, в том числе и на всех уровнях управлении. Поэтому тема диссертационного исследования является актуальной.
Степень научной разработанности темы заключается в том, что в настоящее время тематика информационного обеспечения системы взаимодействия государственных органов не достаточно разработана.
Объектом исследования магистерской диссертации является Правительство Пензенской области.
Предмет исследования - применение информационных технологий в приемной председателя Правительства Пензенской области.
Цель исследования заключается в определении эффективных механизмов применения информационных технологий в сфере функционирования государственных органов на примере Правительства Пензенской области.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- показать ИТ как инструмент государственного управления;
- изучить правовое регулирование создания и использования ИТ;
- выявить направления развития ИТ в Правительстве;
- провести анализ применения ИТ в приемной председателя Правительства;
- предложить рекомендации по усовершенствованию
использования ИТ в приемной председателя Правительства.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: сравнительный и ситуационный анализ, экспертные оценки, статистические и социологические методы, метод опроса.
Информационной базой исследования являются материалы органов государственной власти и местного самоуправления города Пензы, данные официальной статистики, аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы, представленные в сети Интернет, официальный сайт Правительства Пензенской области.
В ходе выполнения магистерской диссертации был проведен анализ работы старшего специалиста 3 разряда Секретариата Губернатора и Правительства Пензенской области и разработаны рекомендации по улучшению работы приемной председателя Правительства, которые окажут практическую помощь секретарю. В процессе выполнения магистерской диссертации было отмечено, что для повышения эффективности работы приемной необходимо совершенствование работы с документами в отделе кадров, так как это непосредственно влияет на качество работы приемной и организацию рабочего процесса секретаря. От того, насколько грамотно старший специалист 3 разряда будет применять ИТ в работе приемной во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения.
Магистерская диссертация подготовлена на основе действующих нормативно-методических материалов, регламентирующих работу приемной председателя Правительства ПО и содержит рекомендации, которые помогут рационально и четко организовать работу старшего специалиста 3 разряда Секретариата Губернатора и Правительства Пензенской области.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
Кодексы Российской Федерации
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
Федеральные законы Российской Федерации
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (часть 1). - Ст. 3451.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2010. -
№ 31. Ст. 4179.
7. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Парламентская газета. - 08-14.04.2011. - № 17.
8. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. - 05.05.2006. - № 95.
9. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Парламентская газета. - 13¬ 19.02.2009. - № 8.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31
(часть 1). - Ст. 3448.
11. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть 1). - Ст. 7007.
13. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - № 10. - Ст. 1152.
14. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014). «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 15.04.2008. - № 36. - Ст. 1022.
15. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 23.07.2006. - № 09. - Ст. 1237.
16. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 03.09.2003. - № 25. - Ст. 1236.
17. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об архивном деле в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 13.11.2005. - № 53. - Ст. 1156.
Постановления Российской Федерации
18. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // Российская Бизнес-газета. - 12.02.2002. - № 6.
19. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 (от
17.03.2018 № 291) «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 19.12.1996. - № 51. - Ст. 5547.
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 г. №697 (ред. от 04.09.2020) «О системе межведомственного электронного взаимодействия» // Собрание законодательства РФ. - 27.01.2010. - № 9. - Ст. 1018.
21. Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (ред. от 28.12.2020) "О порядке оказания услуг телефонной связи" (вместе с "Правилами оказания услуг телефонной связи") // Российская газета. - 30.01.2015. - № 183.
22. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2010. - № 38. - Ст. 4823.
23. Постановление Правительства Российской Федерации
от 28.11.2011 № 977 (в ред. от 09.12.2013 № 1135) «О федеральной
государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» // Собрание законодательства РФ. - 05.12.2011. - № 49 (часть 5). - Ст. 7284.
24. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"// Собрание законодательства РФ. - 06.19.1997. - № 49- Ст. 7284.
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 № 356 «О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 12.09.2011. - № 37. - Ст. 5263.
Распоряжение Российской Федерации
26. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 N 1024-р (ред. от 10.03.2009) <О Концепции региональной информатизации до 2010 года>// Электронный ресурс:http://docs.cntd.ru/document/901989203
27. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) <Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде> // Российская газета. - 23.12.2009. - № 247.
28. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р (ред. от 18.10.2018) <Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до
2025 года> // электронный ресурс http://government.ru/docs/8024/. -
01.11.2013.
Нормативно-методические документы Российской Федерации
29. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 (ред. от 15.12.2014) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2004 N 6189)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20.12.2004. - № 51.
30. Государственная программа Российской Федерации от 15.04.2014
№ 313 (в ред. от 21.10.2016 № 1083) «Информационное общество
(2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014. - № 18 (часть 2). - Ст. 2159.
31. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. - 16.02.2008. - № 4591.
32. Концепция формирования в Российской Федерации электронного Правительства до 2010 года от 17.07.2006 № 1024-р (в ред. от 10.03.2009 № 219) // Электронный ресурс:http://docs.cntd.ru/document/902100691.
Неопубликованные источники
33. Инструкция по делопроизводству в Правительстве Пензенской области утверждена распоряжением Правительства Пензенской области от 23.12.2019 №761-рП
34. Регламент Правительства Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской областиот 31 декабря 2010 г. N 912-пП.
II. Литература
35. Полянскова, Т.Ю. Выполнение требований законодательства по наполнению интернет-ресурсов органами местного самоуправления / Т.Ю. Полянскова, Л.Р. Фионова// Информационные технологии в науке и образовании. Проблемы и перспективы. - ПГУ. - 2016. - С. 53-55.
36. Полянскова, Т.Ю. Законодательные требования к сайтам органов госвласти/ Т.Ю. Полянскова// Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении. - Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний». - 2016. - С. 72-75.
37. Фионова, Л.Р. Нормативная регламентация - залог успешного внедрения информационных технологий / Л.Р. Фионова, Т.Ю. Полянскова// Новые информационные технологии и системы. - ПГУ. - 2016. - С. 347-349.
38. Фионова, Л.Р. Роль нормативных актов при внедрении информационных технологий в Социальном управлении / Л.Р. Фионова, Т.Ю. Полянскова // М.: Делопроизводство. -2017. - № 1. - С. 28-33.
39. Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления / Д.Л. Абрамович // Сыктывкар: КРАГСиУ. - 2015. - 326 с.
40. Абросимова М.А. Информационные технологии
в государственном и муниципальном управлении / М.А. Абросимова // М.: КноРус. - 2014. - 294 с.
41. Благовещенская М.М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами / М.М. Благовещенская // М.: Высшая школа. - 2015. - 363 с.
42. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И. Глазунова // М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2016. - 314 с.
43. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное управление. Справочник / Н.И. Глазунова, Ю.М. Забродина, А.Г. Поршнева // М.: АСТ. - 2014. - 268 с.
44. Игнатов В.Г. Местное самоуправление в России: практика, зарубежный опыт: Учебное пособие / В.Г. Игнатов // Ростов на Дону: «МарТ». - 2014. - 283 с.
45. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления / М.Я. Клепцов// М.: «Экзамен». - 2016. - 412 с.
46. Белов С.П. Подготовка предприятий к внедрению систем электронного документооборота / С.П. Белов // М.: «Мир науки». - 2016. - 210 с.
47. Яшина, М.Ю. Автоматизация документооборота/ М.Ю. Яшина, Е.Ф. Трофимов // Ярославский государственный университет. - 2016. - С. 743-748.
48. Теньковская Т.С. Документооборот при помощи программ / Т.С. Теньковская// Государственный университет Северного Зауралья. - 2016. - № 6-2. - С. 151-153.
49. Гасумова С.Е. К проблеме информационной открытости органов местного самоуправления / С.Е. Гасумова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - Пермский государственный национальный исследовательский университет. - 2012.- № 1. - С. 92-102.
50. Гасумова С.Е. Анализ соответствия Интернет-ресурсов органов местного самоуправления законодательству Российской Федерации / С.Е. Гасумова// Вестник Пермского университета. Юридические науки. - Пермский государственный национальный исследовательский университет. - 2012. - № 1. - С 60-61.
51. Тугаринова Л.А. Развитие нового официального интернет- портала в едином правовом пространстве / Л.А. Тугаринова // М.: Общество с ограниченной ответственностью «Международный Образовательный Центр». - Евразийский союз ученых. - 2015. - № 7-5 (16). - С. 146-148.
52. Букалерова, Л.А. Информационно-правовое обеспечение общественной оценки деятельности государственных органов / Л.А. Букалерова, А.В. Остроушко // М.: Российский университет дружбы народов. - Административное и муниципальное право. - 2015. - № 7. - С. 732-737.
53. Масленникова, Е.В. Совершенствование государственного и муниципального управления в России: проблемы, поиски, решения / Е.В. Масленникова, М.И. Абрамова, С.Н. Данилова, И.Н. Козельская, А.В. Козельский, Е.В. Козлова, О.Ю. Козлова, А.М. Петров, О.Г. Тэйслина, С.А. Умерова // М.: Известия российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2015. - № 4 (22). - С. 1-162.
54. Бойченко И.С. Правовое обеспечение электронного взаимодействия при формировании информационного общества в Российской Федерации / И.С. Бойченко // М.: Издательская группа «Юрист». - Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 1. - С. 38-44.
Интернет-источники
55. http://www.garant.ru/ - информационно-поисковая система
«Гарант».
56. http://www.consultant.ru/-информационно-поисковая система «КонсультантПлюс».
57. Рубанов, В.А. Электронное правительство: от идеи -
к практической реализации [Электронный ресурс]
http://www.inforum.ru/detail.php?pagedetail=221 - статья в Интернете.