ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Предложение как синтаксическая единица языка 5
§ 2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных компетенций у младших школьников 8
§ 3. Ошибки в составлении предложений из разрозненных слов у учащихся 2-3
классов. Их причины 11
§ 4. Анализ дидактического материала учебников по русскому языку по проблеме исследования 19
§ 5. Методика обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов 30
§ 6. Экспериментальное обучение. Анализ его результатов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам, связанным с развитием речи младших школьников. Согласно ФГОС второго поколения, в содержании современного начального образования необходимо обращать внимание на формирование универсальных учебных действий в различных сферах деятельности, в том числе и в коммуникативной. Для развития коммуникативных способностей необходимо совершенствовать речь. Особое внимание должно уделяться умению строить предложения, так как грамотно построенные предложения являются основой правильной речи. Это объясняет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов.
Предмет исследования - приёмы работы и методика обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов.
Цель данного исследования - обосновать необходимость умения составлять предложение из разрозненных слов и предложить эффективные способы работы с простым предложением для совершенствования речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучение письменных работ обучающихся на предмет выявления речевых ошибок при составлении простого предложения из разрозненных слов;
2) изучение письменных работ обучающихся на предмет выявления грамматических ошибок при составлении простого предложения из разрозненных слов;
3) анализ причин возникновения ошибок;
4) анализ упражнений в учебных пособиях, направленных на
формирование умения составлять предложение из разрозненных слов;
5) разработка и применение на практике заданий, направленных на формирование умения составлять предложение из разрозненных слов;
6) сравнительный анализ количества ошибок учащихся до экспериментального обучения и после экспериментального обучения;
7) обоснование эффективности разработанной системы упражнений.
Методы исследования: анализ письменных работ обучающихся, анализ учебных пособий, сравнение и классификация, экспериментальное обучение и его последующий анализ.
Проблема обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов важна, так как грамотно построенные предложения являются основой правильной речи. Правильная речь показывает, что у ребёнка сформированы коммуникативные способности, важность развития которых отражается во ФГОС второго поколения в содержании современного начального образования.
Целью данного исследования было обоснование необходимости умения составлять предложение из разрозненных слов и разработка эффективных способов работы с простым предложением для совершенствования речи младших школьников.
Рассматривая признаки и характеристики предложения как синтаксической единицы, а так же изучая приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации в результате включения в ту или иную речевую ситуацию, можно прийти к выводу, что предложение является многоаспектным явлением. Следовательно, обучение младших школьников составлению предложения из разрозненных слов должно строиться с учётом этих аспектов.
Мы установили, какие условия необходимы, для сформирования коммуникативных компетенций у младших школьников. К таким условиям относятся: соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения; создание условий свободы творческого самовыражения; личное активное участие ребёнка в творческом процессе и понимание им целей и задач данной деятельности; непрерывность и системность в организации занятий по развитию речи; создание эмоционального комфорта; а также обеспечение параллельного развития логического и творческого мышления детей. Только при соблюдении всех этих условий возможно успешное формирование коммуникативных компетенций у младших школьников.
Изучая письменные работы обучающихся на предмет выявления грамматических ошибок при составлении простого предложения из разрозненных слов, мы выяснили, что учащиеся начальных классов испытывают значительные затруднения при составлении простого предложения. Наиболее частые ошибки совершаются на нарушение общепринятой грамматической последовательности слов, на пропуск члена предложения, на нарушение управления и согласования, на нарушение лексической сочетаемости слов и на нарушение границ предложения.
Анализ специальной литературы показал, что причины ошибок многообразны. Главные из них состоят в психологических особенностях «протекания» речевой деятельности у младших школьников, в «сложностях механизма порождения речи» [10]. С лингвистической точки зрения грамматические ошибки могут быть объяснены сложностью и многообразием синтаксических конструкций, наличием иерархии между компонентами простого предложения, требующей определённо порядка расположения слов. Трудными для исправления являются ошибки, связанные с незнанием грамматических особенностей конкретных слов. С бедностью словаря младших школьников связаны ошибки на нарушение лексической сочетаемости слов.
Анализ упражнений в учебных пособиях показал, что обучение младших школьников составлению предложений из разрозненных слов наиболее полно представлено по программе М.С. Соловейчик, но стоило также отметить, что в учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения, недостаточно упражнений для формирования умения устанавливать связи между словами в предложении. Эти упражнения помогли бы детям избежать ошибок при составлении простых предложений из разрозненных слов.
Методика обучения составлению предложений из разрозненных слов включает в себя работу по формированию умения устанавливать связи между словами в предложении, располагать слова в нужном порядке. Мы разработали специальную систему упражнений, направленную на формирование таких умений, и провели экспериментальное обучение на базе МБОУ СОШ №26 в марте-апреле 2018 г. По истечению 3 недель был проведён контрольный срез, проверяющий эффективность обучения. Общее количество ошибок после экспериментального обучения снизилось более чем в 3 раза. Это показывает, что применение специальной методики обучения младших школьников составлению предложений из разрозненных слов поможет в большей степени сократить ошибки обучающихся при составлении предложений из разрозненных слов, что в свою очередь позволит значительно улучшить культуру речи младших школьников.
Таким образом, цель работы была достигнута.
1. Валгина, Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/ Н. С. Валгина. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 416 с.
2. Виноградов, В.В. Грамматика русского языка. Том 2: Синтаксис /В. В. Виноградов, Е. С. Истрина, С. Г. Бархударов - М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. - 704 с.
3. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах /М. Н. Ватютнев //Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
4. Вопросы синтаксиса современного русского языка / Под ред. акад. В.В. Виноградова. - М.: Учпедгиз, 1960. - 410 с.
5. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 - 519 с.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 5-е изд., стереоп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
7. Гамзатова, Д.А. Педагогические условия формирования коммуникативной активности младших школьников /Гамзатова Д.А., Гасанова Д.И. // Известия ДГПУ. - 2013. - №3. - С. 64-69.
8. Гатина, Г. Р. Развитие речевой креативности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Электронный ресурс] /Г.Р. Гатина. - Режим доступа: ййрз://ебисоп1ез1.пе1/ги/18555/развитие-речевой- креативности/
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
10. Жинкин, Н.И. Развитие речи учащихся 3-7 классов/ Н.И. Жинкин// Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Вып. 78. - С. 141-250.
11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]/ И. А. Зимняя. - Режим доступа: http://www. rsuh. ru/article. html?id=50758
12. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 221 с.
13. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложений/ И. И. Ковтунова. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.
14. Крушельницкая, К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения/ К.Г. Крушельницкая// Вопросы языкознания. - 1956. - № 5. - С. 55-67.
15. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя./ М.Р. Львов - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
16. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н.Н.Светловекая. - М.:
Просвещение, 1987. - 415 с.
17. Мали, Л. Д. Работа над порядком слов в простом предложении на уроках русского языка/ Л. Д. Мали// Начальная школа. - 2005. - № 8. - С. 26-30.
18. Мали, Л.Д. Словосочетание и предложение: Дидактические материалы по развитию речи для учащихся 1-3 классов/ Л. Д. Мали. - Пенза: ИПКиПРО, 1997. - 111 с.
19. Матезиус, В.О. О так называемом актуальном членении предложения/ В.О. Матезиус// Пражский лингвистический кружок: Сб. статей. - М., 1967. - С. 239-245.
20. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата/ Под ред. Зиновьевой Т. И. - М.: Юрайт, 2017. - 467 с.
21. Перцева, Н.К. О причинах ошибок младших школьников при констурировании и анализе предложений/ Н.К. Перцева// Начальная школа. - 2010. - №11. - С.78-82.
22. Попов, Р.Н. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
23. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы/ Т.Г. Рамзаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 208 с.: ил.
24. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы/ Т.Г. Рамзаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.
25. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке/ И. П. Распопов. - 3-е изд. - М.: URSS, 2013. - 192 с.
26. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 383 с.
27. Савичева, Л.М. Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка [Электронный ресурс] /Л.М. Савичева. - Режим доступа: http: //открытыйурок.рф/статьи/607338/
28. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002. - 208 с.: ил.
29. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002. - 240 с.: ил.
30. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику русского языка для 2 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. - 144 с.
31. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику русского языка для 3 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя/ М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. - 112 с.
32. Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением/ О.О. Харченко //Начальная школа. - 2002. - №1 - С.27-32.
33. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса./ Пер. с англ. под ред. и с предисловием В.А. Звегинцева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 129 с.
34. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение/ С.Н. Цейтлин. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 192 с.
35. Целикова, М.П. Занимательный материал по синтаксису простого предложения как средство развития младших школьников/ М.П. Целикова// Начальная школа. - 2005. - № 11. - С.59-61.
36. Цыбулько, И.П. Русский язык: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2018 года/ И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Е.В. Арутюнова, И.П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Р.А. Дощинский, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Н.В. Соколова. - М.: ФИПИ, 2018. - 109 с.
37. Шерстобитова, И.А. Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых
при оценивании работы учащегося [Электронный ресурс]/ И.А. Шерстобитова, С.П. Белокурова, Л.Г. Гвоздинская. - Режим доступа:
http://gramma.ru/EXM/?id=4.110