ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИРОССИИ 9
1.1 Внешнеэкономическая деятельность предприятий: понятие и
общая характеристика 9
1.2 Особенности и принципы внешнеэкономической деятельности
предприятий кондитерской отрасли 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической
деятельности предприятий кондитерской отрасли
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ПЕНЗЕНСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО
«Пензенская кондитерская фабрика» 28
2.2 Анализ принятых подходов к организации и оценка
эффективности внешнеэкономической деятельности ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» 36
2.3 Выявленные проблемы и недостатки в управлении
внешнеэкономической деятельностью ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика 43
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ПЕНЗЕНСКАЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА» 50
3.1 Разработка предложений по совершенствованию
внешнеэкономической деятельности ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» 50
3.2 Оценка экономической эффективности от практической
реализации предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современных условиях хозяйствования для достижений поставленных целей в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия возникает необходимость в ее управлении, которое включает принятие решений, связанных с определением возможностей выхода предприятий на внешние рынки и пониманием требований потребителей других стран.
Кондитерская промышленность является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности в современных условиях. Российские кондитерские предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, активно выходят на зарубежные рынки, а производимая ими продукция пользуется большим спросом.
В настоящее время в условиях нестабильной политической ситуации на международном уровне и антироссийских санкций, отечественные предприятия вынуждены использовать все имеющиеся ресурсы и мощности чтобы пережить нехватку зарубежного сырья и найти новых поставщиков или же сориентироваться на новые рынки сбыта, что свидетельствует о высокой актуальности избранной проблематики исследования.
Наибольшие трудности приходится преодолевать предприятиям- участникам ВЭД. В их число входит и ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», которая является частью холдинга «Объединенные кондитеры». Предприятие на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции по производству и экспорту кондитерских изделий в Пензенской области и продолжает успешно функционировать даже в суровых условиях санкций, внезапно принимаемых всевозможных запретов и ограничений по отношению к странам, с которыми заключены международные торговые контракты.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», выявление недостатков и совершенствование деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общую характеристику
внешнеэкономической деятельности предприятий;
- обосновать особенности и принципы внешнеэкономической деятельности предприятий кондитерской отрасли;
- изучить нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий кондитерской отрасли;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику и провести анализ внешнеэкономической деятельности ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»;
- выявить проблемы и недостатки в управлении внешнеэкономической деятельностью предприятия;
- разработать предложения по совершенствованию
внешнеэкономической деятельности фабрики;
- оценить экономическую эффективность от практической реализации предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика».
Предметом исследования является внешнеэкономическая деятельность ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика».
В решении поставленных задач применялись следующие методы исследования: экономико-математические методы, статистическое
наблюдение, анализ и метод сравнения, что позволило получить достоверные научные знания, а также достаточно полно организовать научный поиск с целью достижения цели и решения поставленных задач.
Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
Первая глава носит информацию по теоретическо-правовым и организационным основам внешнеэкономической деятельности предприятий кондитерской отрасли.
Вторая глава посвящена анализу организационной структуры, внешнеэкономической деятельности, а также существующим проблемам на предприятии ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика».
В третьей главе обозначены предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности фабрики и дана оценка экономической эффективности от практической реализации предложенных мероприятий.
В заключении даны выводы по результатам всего исследования.
Результаты проведенных исследований позволили сформулировать следующие выводы.
В настоящее время наблюдается тенденция роста кондитерской промышленности на внутреннем и мировом рынке, увеличиваются масштабы данного вида деятельности, растет ежегодный спрос, благодаря которому кондитерская отрасль оказывает большое влияние на развитие экономики страны. Именно поэтому в данных международных экономических условиях, российские предприятия крупного бизнеса, в том числе и кондитерской отрасли, все больше выходят на мировой рынок, заключают международные контракты, закупают товары и оборудование, экспортируют сырье и продукты собственного производства.
Изучая ВЭД предприятий кондитерской отрасли России, можно заметить, что данная деятельность имеет большое экономическое значение для пищевой промышленности в целом, а также оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. В число таких предприятий входит и ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», являющаяся частью холдинга «Объединенные кондитеры».
В процессе написания выпускной квалификационной работы были приведены следующие исследования.
Выявлены основные принципы и особенности кондитерских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Опираясь на эти принципы и особенности формируются правила, которые обеспечивают четкое понимание данной отрасли, ее сложности и благодаря которым оказывается влияние на качество развития экономики страны.
Дана общая характеристика предприятия ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». Сегодня фабрика производит товары почти в каждом сегменте рынка кондитерской продукции и выпускает свыше 130 наименований ассортиментного ряда кондитерских изделий, сертифицированные по стандартам международной системы менеджмента безопасности и качества пищевых продуктов. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» активно развивает свои экспортные направления сбыта, на сегодняшний день основными странами-импортерами ее продукции являются Германия, Канада, Китай, Кыргызстан, Армения, Казахстан, Монголия. Предприятие стремится к долгосрочным отношениям со своими партнерами, предлагая им специальные мотивационные программы для постоянных оптовых клиентов. Осуществление ВЭД, позволяет предприятию становиться более конкурентоспособным, получать дополнительную прибыль, а также завоевывать новые мировые рынки.
В ходе анализа зарубежного экспорта ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» увеличила свои показатели поставок по сравнению с предыдущими годами. Финансовые показатели имеют как положительные, так и отрицательные данные, которые дают компании понимание о существование проблем, которые требуют решений.
Анализ внешней среды предприятия показал высокую конкуренцию на рынке кондитерских изделий. Поэтому фабрике, помимо совершенствования современного производства и модернизации производственного оборудования, необходимо уделять основное внимание и организации осуществления внешнеэкономической деятельности.
Среды проблемных вопросов осуществления ВЭД анализируемого предприятия можно выделить следующие:
- отсутствие в организационной структуре специализированного подразделения ВЭД;
- несовершенство информационно-коммуникационного обмена данными на предприятии;
- отсутствие у фабрики эффективной рекламной кампании;
- большая зависимость от импорта сырья какао-бобов.
В целях устранения, выявленных в ходе анализа внешнеэкономической деятельности недостатков, в данном исследовании предложены соответствующие мероприятия.
Так, в качестве основного мероприятия, способствующему оптимизации ВЭД, является создание полноценного отдела ВЭД, который на сегодняшний день отсутствует в структуре предприятия. Также фабрике требуется организовать информационно-коммуникационного обмен работы предприятия с помощью подписки на программный продукт Microsoft 365 и разработать широкомасштабную рекламную кампанию. А с помощью разработки продукции со сложными начинками, предприятию удастся снизить процентное содержание импортных какао-продуктов в кондитерских изделиях.
Предложенные мероприятия в данном исследовании являются затратными, но достаточно эффективными со сроком окупаемости чуть более семи месяцев и потенциалом на дальнейшую прибыль для ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». В результате, это позволит расширить спектр иностранных покупателей и повысить эффективность деятельности исследуемой организации.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза URL: http://www.eaeunion.org/(дата обращения: 18.02.2024).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. № 3. 04.08.2014.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.
4. Налоговый кодекс // Российской Федерации (часть вторая) от 05.05. 2000 № 117-ФЗ. Российская газета № 106. 03.06.2003.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ. // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (с изменениями от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета. № 5. 10.01.2000.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (с изменениями от 19.12.2023) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. № 254. 18.12.2003.
8. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020 № 523-ФЗ) «О стандартизации в Российской Федерации» // Российская газета. № 144. 03.07.2015.
9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства. № 32 (часть 1). 06.08.2018. С.5082.
10. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 25.12.2023 № 630-ФЗ) «О таможенном тарифе» // Российская газета. № 107. 05.06.1993.
11. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 N 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года // Собрание законодательства. № 28. 11.07.2016. С. 4758.
12. «Технический регламент на кондитерскую продукцию» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 03.09.2008) // Проект Федерального закона. № 469750-4.
13. Анопченко, Т. Ю., Новицкая, А. И. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России // Вопросы регулирования экономики. 2023. № 1. С. 26-30.
14. Ашалян Л. Н., Зебелян Р. С., Шурухина Т. В. Стратегический анализ состояния рынка кондитерских изделий // Управленческое консультирование. 2023. № 6. С. 89-95.
15. Баркова, Н. Н. Автоматическая регистрация таможенной декларации // Молодой ученый. 2023. № 13.1. С. 17-19.
16. Головинов, О. Н., Кузьменко, С. С. Государственное регулирование кондитерского рынка // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Москва: Экономика и управление. 2023. № 3. С .76.
17. Дианова, В. Ю., Дианов, Ю. А. Приоритетные направления
развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов ЕАЭС в рамках единого экономического пространства // Таможенное дело. 2023. № 1. С. 17 - 21.
18. Искевич, И. С., Куркин, Б. А. К вопросу о правовых режимах внешнеторговой деятельности // Международное публичное и частное право. 2023. № 3. С. 29 - 33.
19. Козырин, А. Н. Таможенное право России. Общая часть // А. Н. Козырин // М.: Спарк, 2020. 135 с.
20. Колесов В. П. Международная экономика / В. П. Колесов, М. В. Кулаков; под ред. В. П. Колесова // М.: ИНФРА -М, 2019. 316 с.
21. Коренькова В. И. Функции таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности России / В. И. Коренькова // Электронный научный журнал. 2023. № 2-2 (17). С. 128-131.
22. Кругман П. Р Международная экономика / П. Р. Кругман, М. Обстфелбд; под ред. П. Р. Кругмана. // Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2019. 520 с.
23. Ксенофонтова Е. М. Основы внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. Санкт-Петербург : Интермедия, 2021. 193с.
24. Курьеров В. Г. Эволюция системы государственного регулирования внешней торговли России / В. Г. Курьеров // ИСКРАН. 2023. № 1. С. 31-39.
25. Оганесян Г. О. Механизмы стимулирования экспортной
деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. № 4.
С. 39-41.
26. Пашкова И. А. Создание системы содействия экспорту в России / И. А. Пашкова, Г. М. Шорохов // Внешняя торговля. 2023. №1. С. 12-23.
27. Попов Е. В., Семячков К. А., Симонова В. Л. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на инновационную активность регионов // Финансы и кредит. 2023. № 46. С. 46-60.
28. Пузикова Е. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебное пособие / Е. А. Пузикова, В. В. Свечникова, Н.И. Тришкина. 3-е изд. Москва : ФЛИНТА, 2021. 130 с.
29. Руденко Г. Д. Цифровые технологии: новые возможности для бизнеса. //Эффективное антикризисное управление 2023. № 1 С. 26.
30. Савин В. А. Экспортная база РФ / В. А. Савин // Внешнеэкономический бюллетень. 2022. № 10. С. 22-28.
31. Сальникова О. В., Рожкова Л. В. Основные направления развития экспорта кондитерской продукции в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2023. № 1(7). С. 56.
32. Соркин С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учебное пособие. М.: Экономика, 2020. 235 с.
33. Стрекалов С. В. Механизм управления таможенно¬
логистическими процессами внешнеторговой деятельности промышленных предприятий // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 31 - 39.
34. Тактарова С. В., Агамагомедова С. А. Актуальные проблемы внешнеэкономиеской деятельности и таможенного дела // Издательство ПГУ. 2020. № 10. С. 134.
35. Уткина С. И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. Москва : МИСИС, 2021. 133 с.
36. Фаминский И. П. Внешнеэкономические связи России / И. П. Фаминский // Экономика и жизнь. 2023. № 2. С. 33-37.
37. АО «Росбизнесконсалтинг». Потребление сладкого в России
побило рекорд. URL:
https://www.rbc.ru/business/15/05/2019/5cda919e9a794781894 e23a6 (дата
обращения: 03.05.2024).
38. Официальный сайт Объединенные кондитеры. URL:
https://www.uniconf.ru.(дата обращения: 02.05.2024).
39. Официальный сайт Министерства экономики Пензенской области. URL: http://econom.pnzreg.ru/ (дата обращения: 23.04.2024).
40. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL:
https://www.nalog.ru.(дата обращения: 15.04.2024).
41. Официальный сайт Федеральной службы статистики. URL:
http://www.gks.ru (дата обращения: 05.04.2024).
42. Официальный сайт Microsoft URL:https://www.microsoft.com/ru-ru
43. Портал внешнеэкономической информации. URL:
http://www.ved.gov.ru.(дата обращения: 25.04.2024).
44. Портал поддержки малого и среднего предпринимательства Пензенской области. URL: http://mbpenza.ru/ (дата обращения: 17.04.2024).
45. Проверка и анализ российских юридических лиц и предпринимателей. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика». URL: https://www.rusprofile.ru/id/2013427.(дата обращения: 13.04.2024).
46. Рейтинг российских организаций по выручке от продаж кондитерских изделий. URL: https://www.testfirm.ru (дата обращения: 21.04.2024).
47. Российский продовольственный рынок. URL:
http://foodmarket.spb.ru (дата обращения: 26.04.2024).
48. Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru(дата обращения: 28.04.2024).
49. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. Экспорт кондитерских изделий из Пензенской области. URL: https://ru-stat.com/date-Y2019-2020/RU56000/export/world (дата обращения: 28.04.2024).
50. Центр Исследований Кондитерского Рынка. Кондитерский рынок России в 2023 году - лучший год после кризиса. URL: http://cikr.ru/news/?ELEMENT_ID=604 (дата обращения: 27.04.2024).