Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение ценностной сферы и самосознания городских и сельских старшеклассников

Работа №160049

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования 6
1.1. Личностное развитие в старшем школьном возрасте 6
1.2. Ценностная сфера в старшем школьном возрасте 19
1.3. Особенности самосознания в старшем школьном возрасте 33
Выводы по 1 главе 48
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностной сферы и самосознания городских и сельских старшеклассников 50
2.1. Описание процедуры и методов исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 53
Выводы 72
Заключение 75
Список используемых источников 77
Приложение 82

Проблема исследования ценностной сферы и самосознания у учащихся старших классов на сегодняшней день является актуальной, так как, кардинальные изменения в социальной, политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к радикальным изменениям в мировоззрении людей, в их ценностных ориентациях и уровне осознанности. Особенно ярко это проявляется у молодежи, в том числе у учащихся старших классов. Именно поэтому изучение изменений, происходящих в сознании современных молодых людей, в их ценностной сфере, приобретает сегодня особую остроту.
Кроме того, актуальность изучения ценностной сферы и самосознания молодежи обусловлена и появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью. Однако до сих пор данная тема остается изученной не полностью.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций и самосознания внесли: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.С. Артюхова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.А. Василенко, М. Вебер, Л.С. Выготский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Е.К. Киприянова, И.С. Кон, А.Г. Корнилова, С.Р. Пантелеев, Т. Парсонс, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, У. Томас, Д.И. Фельдштейн и другие авторы.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций и самосознания, оказывающие влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностная сфера и самосознание, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [60].
Все вышеизложенное и определило актуальность данного исследования.
Цель исследования - изучение ценностной сферы и самосознания городских и сельских старшеклассников для использования полученных данных в консультативной практике педагога-психолога по проблемам личностного развития старшеклассников, а также в коррекционной практике с лицами данной возрастной категории.
Объектом исследования является ценностная сфера и самосознание лиц старшего школьного возраста.
Предмет исследования - различия ценностной сферы и самосознания городских и сельских старшеклассников.
Гипотеза заключается в предположении о том, что существуют различия ценностной сферы и самосознания у городских и сельских старшеклассников.
В соответствии с целями и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения ценностной сферы и самосознания городских и сельских старшеклассников.
2. Изучить различия ценностной сферы городских и сельских старшеклассников.
3. Провести диагностическое исследование самосознания городских и сельских старшеклассников.
4. Проанализировать результаты диагностики и проинтерпретировать полученные различия в степени значимости и реализации внешних и внутренних ценностных ориентаций, а также в характеристиках самосознания старшеклассников.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1. Методика «Ценностные ориентации» О.И. Моткова, Т.А. Огнева.
2. Методика исследования личностного дифференциала В.М. Бехтерева.
3. Методика «Моторная проба» К. Шварцладера.
4. Методика «Кто Я» М. Куна и Т. Мак-Портленда.
Методами математической обработки данных являлись t-критерий Стьюдента и критерий ф-Фишера.
В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов МБОУ СОШ № 76 г. Пензы и МОУ СОШ с. Красная Горка Колышлейского района Пензенской области, в возрасте 16-17 лет, в количестве 50 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных социально-экономических условиях проблема изучения ценностной сферы и самосознания старшеклассников является актуальной и значимой. Это стратегическая задача, учет которой необходим для определения направления развития российского общества, которое задает молодежь, являясь будущим страны.
При этом важно учитывать, что именно в старшем школьном возрасте происходит становление самой личности, формирование определенного уровня осознанности и развитие ее мировоззрения. Это период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, определяющей особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым оказывающей достаточно значительное влияние на выбор формы поведения.
Ценностная сфера детерминирует направленность и содержание активности личности, определяет относительно устойчивое отношение человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поступкам и поведению.
Кроме того, развитие осознанности поступков, своей деятельности и активности в целом, приобретает самосознание личности. Самосознание также как и ценностные ориентации влияет на все стороны жизнедеятельности личности. При этом важно отметить, что именно в старшем школьном возрасте происходит становление личности, развитие ее мировоззрения, детерминируемое самосознанием и ценностной сферой. Поэтому изучение показателей самосознания и ценностных ориентаций старшеклассников является актуальной темой. Особенно это значимо в период социальных преобразований.
Данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога по проблемам личностного развития старшеклассников, а также в коррекционной практике с лицами данной возрастной категории.



1. Абраменко В.И. Психология юношеского возраста. - М: Педгиз, 1974. - 318 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. - Т. 1. - М., 1990. - 159 с.
3. Анастази А. Дифференциальная психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 752 с.
4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. - М.: Логос, 2006. - 184 с.
5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. - 1999, №3. - [Электронный ресурс] http://flogiston.ru/articles/social/time_aspect
6. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2003. - С. 333-393.
7. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: «Бахрах», 2003. - 656 с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1972. - 371с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, - 2008. - 400 с.
10. Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и
современные исследования. - Москва: Акрополь, 2011. - 322 с.
11. Волков Б.С. Психология подросткового возраста. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
12. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
14. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3 - С. 43-52.
15. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова Думка, 1988. - 144 с.
16. Головей Л.А. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман и др. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 336 с.
17. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политиздат, 1991. - 320 с.
18. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. - 1996. - №3. - С. 24-30.
19. енисова Т.Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестник МГУ, 2013. - Серия 14. Психология. - № 1. - С. 111¬122.
20. Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» //Вестник Московского Университета. - Серия. 18. - Социология и политология. - 2010. - № 3. - С. 74-90.
21. Зауторова Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория. // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №4. - С. 62-70.
22. Здравомыслов А.Г. Молодежь в России: что она ценит и что умеет? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1998. - № 4. - С. 95-98.
23. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 186 с.
25. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер. 2004. - 701 с.
26. Карандашев В.Н. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
27. Карпова Л.В. Общая психология. - М.: Гардарики 2005. - 232 с.
28. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 1983. - 196 с.
29. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с.
30. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Воронеж. - 1996. - 325 с.
31. Ковалев П.А. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Прогресс, 1988. - 264 с.
32. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. - Том.2. - №3. - С.25-38.
33. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
34. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 386 с.
35. Крылова А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. / А.А. Крылова, С.А. Маничев - СПб.: Питер, - 2003. - 560 с.
36. Кузнецов В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования // Народное образование. - 2007. - №1. - С. 194-199.
37. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Акад. Проект: Трикста, 2011. - 419 с.
38. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. - [Электронный ресурс] - http:// www.follow.ru/ article/344
39. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 2000. - 549 с.
40. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 312 с.
41. Методики изучения Я-концепции личности: учеб. пособие /
A. В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова; Московская гуманитарно-социальная академия, кафедра психологии личности и педагогики. - М.: МГСА, 2000. - 265 с.
42. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С 16-25.
43. Мотков О.И. Методика «Ценностные ориентации» / О.И. Мотков, Т.А. Огнева. - М.: 2008. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// psychology .rsuh.ru/motkov.htm; http://www.psychology-online.net/ articles/doc- 1128.html; www.psychology-online.net/ articles/doc-1128.html
44. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
45. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
46. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. // Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 149-154.
47. Прихожан А.М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии, 1982. - 164 с.
48. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Составитель Л.В. Куликов. - СПб: Питер, 2009. - 464 с.
49. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрар-М», 2004.
50. Реан А.А. Психологическое изучение личности. - СПб.: Изд-во
B. А. Михайлова, 1999. - 288 с.
51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
Педагогика, 1998. - 424 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 705 с.
53. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб: Речь, 2006. - 176 с.
54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
55. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издателство АСТ», 2001. - 800 с.
56. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
57. Хусаинова Р.М., Анисимова А.Б. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений вузов / Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Самара, СамЛюксПринт, 2013. - С. 228-232.
58. Шавдарова Е.А., Гимаева Р.М. Исследование идентичности в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 233-237.
59. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
60. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ