ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе 8
1.2. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС ДО 11
1.3. Сущность понятия подготовки ребенка к школе 18
Выводы по 1 главе 30
ГЛАВА II . ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Констатирующий этап 32
2.2. Формирующий этап 36
2.3. Контрольный этап 43
Выводы по 2 главе 44
'ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает, что основной воспитательной задачей современных дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), является не только личностное развитие детей, но и подготовка к школе.
Дошкольное учреждение является самым первым и самым ответственным звеном в общей системе образования. Перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений, организаторами дошкольного воспитания, учеными, медиками, физиологами, психологами в настоящее время стоит общая задача обновления с учетом современных требований всей образовательно-воспитательной работы, ориентированной на улучшение подготовки детей к постоянному, в том числе и самостоятельному обучению.
Актуальность данного исследования обусловливается и тем, что осуществление преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой будет способствовать успешному разрешению этих противоречий. Меры по улучшению работы начальной школы обязывают воспитателей дошкольных учреждений усилить внимание к подготовке детей к школе, а учителей школ - использовать соответствующие методы, средства и организационные формы обучения, способствующие обеспечению преемственности, взаимосвязанности процесса обучения дошкольников и младших школьников.
Во многих дошкольных и общеобразовательных учреждениях сложились продуктивные формы сотрудничества, реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе. Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса и повышения психологической готовности детей к обучению в начальной школе. Это и составляет проблему исследования данного исследования.
Проблемы преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание ученых-педагогов и практиков. Это объясняется рядом причин::
-во-первых, организационно-педагогические условия, например, в дошкольных учреждениях и начальной школе имеют свои характерные особенности;
-во-вторых, содержательные аспекты требуют конкретного учета в процессе обучения учащихся;
-в-третьих, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольных учреждений и начальной школы также ориентируют педагогов на учет преемственности в организации учебно¬воспитательного процесса.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования выявить наиболее характерные психолого-педагогические особенности преемственности и определить педагогические средства их реализации в образовательно-воспитательном процессе дошкольных учреждений и начальной школе в условиях введения ФГОС ДО.
Объект исследования: процесс образования и воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Предмет исследования: подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях введения ФГОС.
Гипотеза исследования: преемственность в учебно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы будет эффективной::
- при соответствующей подготовке учителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений к решению образовательных-воспитательных задач;
- при условии соблюдения органично сочетающейся игровой и учебной деятельности ребенка;
-при использовании психолого-педагогических преимуществ в реализации задач преемственности (личностный и индивидуальный подходы, создание эмоционально-положительной игровой и учебной деятельности и т.д.)
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. анализ теоретико-методических литературных источников по теме исследования;
2. проанализировать с учетом современного состояния проблему преемственности дошкольного и начальных уровней образования, изучив соответствующие условия с учетом лучших достижений и традиций в данном вопросе и выявить специфику содержания, форм, методов и средств реализации преемственности дошкольного и начального образования.
3. Проведение опытно-практической работы по преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях введения ФГОС ДО.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической литературы по теме исследования; изучение массовой практики осуществления преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы; наблюдение, анкетирование, математический анализ данных эксперимента, обработка результатов, беседа.
Методологическими предпосылками при написании выпускной квалификационной (бакалаврской) работы послужили труды следующих авторов: .А. Баллера, Т.Н. Исаенко, В.А. Ядова, П.П.Блонского,Л.С.Выготского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, A.C. Макаренко, А.П. Усовой, теоретические работы Б .Г. Ананьева, Ш.И. Ганелина, A.B. Запорожца, A.A. Люблинской .
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад» №33 г. Кызыла Республики Тыва.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в педагогической деятельности различных ОУ.
Структура выпускной квалификационной (бакалаврской) работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Нами было проанализировано современное состояние проблемы преемственности дошкольного и начального уровней образования условиях введения ФГОС ДО, и изучены соответствующие условия с учетом достижений и традиций в данном вопросе в истории отечественной педагогики. Выявлены и научно обоснованы наиболее значимые дидактические аспекты учебной деятельности дошкольников и младших школьников как важнейший фактор обеспечения преемственности в образовательных учреждениях.
При выявлении специфики содержания, форм, методов и средств реализации преемственности дошкольного и начального образования можно говорить о том, что реализация преемственности только тогда дает положительный результат, если осуществляется в виде четкой системы, целенаправленно и последовательно, с учетом специфики возрастных и индивидуальные особенностей ребенка, координацией психического, физического и нравственного развития детей.
Наблюдения за практикой дошкольных учреждений показали, что при подготовке к школе, там чаще всего дублируются школьные методы, формы и средства обучения. В таком процессе чаще всего игнорируется возрастная дифференциация и индивидуализация, тем самым нарушается преемственность обучения и воспитания дошкольного образовательного учреждения и школы. Кроме того, как в дошкольном учреждении, так и в первых классах школы игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников, - встречается редко.
Проведенное нами исследование подтверждает, что воспитателями современных дошкольных образовательных учреждений накоплен определенный опыт формирования компонентов учебной деятельности у старших дошкольников. Систематическое обучение на занятиях требует от детей умения слушать педагога, выполнять его задания. Формирование подобных умений происходит в ходе правильно организованных занятий и требует длительного времени. Эти умения можно рассматривать и как элементы учебной деятельности, они выступают в качестве ее предпосылки формирования.
Современные проблемы обновления дошкольного образования вызвали к жизни две противоположные тенденции. С одной стороны- это гуманизация целей и принципов педагогического процесса, осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми; с другой - стремление к раннему обучению по школьным программам, с учетом школьных форм. В результате чего, игнорируется специфика дошкольного периода, его потенциальные возможности не реализуются.
Подробное исследование деятельности школ показало, что организация педагогического процесса в них имеет свою специфику: ребенок, не меняя коллектива, становится учеником, постоянно общаясь со сверстниками и детьми разных возрастов, приобретая тем самым элементарный жизненный опыт, знания и навыки; воспитатель, педагог и учитель - это один человек, который знает ребенка детально. На наш взгляд, сама структура школы способствует эффективному решению вопроса преемственности дошкольного и начального уровня образования.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
2. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№265).
3. Большая советская энциклопедия. / Под редакцией А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 623 с.
4. Аркин Е.А.Дошкольный возраст. 5-е изд., доп., перераб.- М.:1. Учпедгиз, 2018. 335 с.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.
6. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. -В сб.: Очерки психологии детей (младший школьный возраст), М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.
7. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Под ред. А.Н.Леонтьева. М.-Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 13
8. Гальперин П.Я. Умствекнные действия как основа формирования мысли и образа. «Вопросы психологии», 1957, №6.
9. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., изд-во МГУ, 1968.
10. Громыко Ю.П., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. 1994. - №6. - С.31-37.132шипим—iiiwhip
11. Грот Я.К. О классическом образовании // Труды Я.К.Грота: В 2 т. Спб, 2017.-464 с.
12. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста. Спб: Практическая медицина, 1906. - 480 с.
13. Детский сад и школа. Под ред. А.А.Люблинской. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.
14. Закон Российской Федерации об образовании. Раздел 3. Статьи 32, 35.-М., 1993.
15. Завьялова H.A. Готовимся к школе. М., «Знание», 1969.
16. Коменский Я.А. Материнская школа. Пер. с чеш. 1768.
17. Коменский Я.А., Локк д„ Руссо Ж.-Ж., Песталоцци Ф. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. - 412 с.
18. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управление школой. М., 1986.
19. Конвенция о правах ребенка //Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992. С. 15-33.
20. Концепция преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы. /Центр "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца.М., 1997.-40 с.
21. Купцов В. Образование в современном мире // Свободная мысль. -1991,- №16, С. 70-81.
22. Кузьмина H.B. Методы исследования педагогической деятельности. -М.: Изд-во Ленину, ун-та, 1970.
23. Локк Д. Педагогические сочинения. Пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1939. -318 с.
24. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. М.-Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948.187 .Макарова А.Н. Педагогическая практика: методические рекомендации по организации и прохождению педагогической практики. М.:МГОПУ. -1997.-37 с.