Профилактика преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Алтайский государственный педагогический университет)
Введение 3
Глава 1 Сущность административно-правового регулирования в сфере профилактики преступности несовершеннолетних 10
1.1 Государственная политика и правовое регулирование в сфере профилактики преступности несовершеннолетних 10
1.2 Сущность и значение профилактики преступности несовершеннолетних 22
Глава 2 Детерминанты преступности несовершеннолетних 31
2.1 Состояние преступности несовершеннолетних в Алтайском крае 31
2.2 Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в Алтайском крае 41
Глава 3 Направления совершенствования мер предупреждения групповой преступности несовершеннолетних 50
3.1 Правовое обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике преступности несовершеннолетних и защите их прав 50
3.2. Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики преступности несовершеннолетних и защите их прав 59
3.3. Направления совершенствования деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики преступности несовершеннолетних и защите их прав 66
Заключение 74
Список используемых источников и литературы 81
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики преступности среди детей и молодежи, является одним из важнейших элементов общего механизма профилактики антиобщественного поведения, однако, несмотря на проводимые ими превентивные меры, процент несовершеннолетних, совершающих противоправные деяния, увеличивается с каждым годом. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области профилактики правонарушений является важной и значимой частью общей системы предупреждения преступности, ведь именно этот институт должен наравне с образовательными организациями проводить основную профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями.
Криминогенная ситуация на территории Российской Федерации с каждым годом становится всё более напряжённой. Наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних, что требует особого внимания со стороны общества и государственных структур. Преступления, совершенные детьми и подростками, наносят вред не только самим правонарушителям, но и обществу в целом, создавая угрозу общественной безопасности и стабильности развития здорового правового сознания у подрастающей молодежи.
Несовершеннолетние, в силу возрастных и психологических особенностей, находятся на стадии формирования личности. Именно дети и подростки являются наиболее уязвимой частью нашего общества, ведь они легко поддаются внешнему негативному (противоправному) воздействию.
Обращаясь к официальным статистическим данным министерства внутренних дел России, каждое десятое преступление в стране совершается лицами младше 18 лет, при этом около 30% преступлений совершается несовершеннолетними впервые, а остальная часть преступлений – 60-70 % приходится на несовершеннолетних, которые состоят на различных видах учёта, в частности – это лица от 13 до 18 лет, состоящие на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних в составе органов внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних при территориальных (местных) образованиях . В Алтайском крае, так же как и на всей территории России, за последние годы наблюдается увеличение уровня рецидивных преступлений среди несовершеннолетних. Если за 2020-2022 годы удельный вес повторных преступлений, совершаемых несовершеннолетними составлял 22,6 % от общего количества всех преступлений, то к 2023 году этот показатель вырос на 7 % и по состоянию на 1 января 2023 года составлял 30,1 %.
Данная тенденция наглядно демонстрирует, что в существующем механизме профилактики преступности среди несовершеннолетних есть существенные недостатки, которые приводят к увеличению роста несовершеннолетних правонарушителей, т.е. преступления, совершаемые данной категорией, можно рассматривать, как результат несвоевременной или недостаточно эффективной профилактической работы со стороны органов профилактики безнадзорности и правонарушений важную роль среди которых занимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются действия, координирующие межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые направлены на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних . Однако практическая деятельность комиссий в основном направлена на рассмотрение материалов дел, формируемых при совершении несовершеннолетним правонарушения или преступления, и как следствие – применение к нему административно-правовых мер .
К изучению проблемных аспектов при организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обращались многие российские исследователи. Так, например, Лебедева Е.А. в своих работах рассматривала не только проблемы организации превентивной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, но также и вопросы нормативно-правового и организационного обеспечения их работы. Никулич А.И., Таибова О.Ю., Ковалев, В.И. обращали особое внимание на правовой статус комиссии и существующую систему мер, направленных на организацию профилактической работы по предотвращению роста уровня преступности среди несовершеннолетних, между тем оценивая эффективность проводимой работы комиссиями в этом контексте. Анализируя проблему эффективности проводимых комиссией мер по профилактике преступности несовершеннолетних, большинство исследователей склоняются к тому, что существующие превентивные мероприятия, проводимые комиссиями, недостаточно разработаны, а потому в большинстве случаев неэффективны. К тому же, существующее законодательство не имеет единого нормативного урегулирования, поэтому территориальные (местные) комиссии вынуждены решать эту проблему, путем создания своих нормативно-правовых актов (городские, муниципальные).
Таким образом, проблема профилактики преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав остаётся актуальной. Особенно это заметно в практических аспектах деятельности комиссии, когда основные задачи, установленные законодателем отходят на второй план, а работа комиссии сосредоточена на применении административно-правовых мер к несовершеннолетним правонарушителям. Решение этой задачи невозможно без проведения комплексного научного исследования правовых и организационных аспектов, связанных с профилактической работой комиссии.
Объект исследования составляет профилактическая деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а так же общественные отношения, которые складываются при реализации данного направления.
Предмет диссертации составляет криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, в частности на территории Алтайского края, правовые и организационные аспекты, регулирующие деятельность комиссий по профилактике преступности несовершеннолетних.
Цель диссертации выражается в комплексном изучении правовых и организационных особенностей профилактики преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии и проблем её реализации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить направления государственной политики и правового регулирования в сфере профилактики преступности несовершеннолетних;
2. Определить сущность и значение профилактики преступности несовершеннолетних;
3. Проанализировать состояние преступности несовершеннолетних в Алтайском крае;
4. Выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними в Алтайском крае;
5. Рассмотреть правовое обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и их прав по профилактике преступности несовершеннолетних и защите их прав;
6. Проанализировать меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики преступности несовершеннолетних и защите их прав;
7. Обозначить направления совершенствования деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и их прав в сфере профилактики преступности несовершеннолетних и защите их прав.
В качестве нормативной базы исследования были использованы нормы действующего международно-правового регулирования в сфере защиты прав несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и т.д.) нормы действующего Российского законодательства (Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.), а так же другие юридически значимые документы федерального и регионального значения.
Эмпирическую базу исследования составили:
статистические данные Главного информационного центра МВД России, информационного центра ГУВД Алтайского края о состоянии преступности несовершеннолетних с 2020 по 2023 гг.;
результат изучения материалов отчетности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края, а так же Хабарского района о деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2020, 2021, 2022 и 2023 годы.
Для написания магистерской диссертации были использованы методы анализа и синтеза правовой и научной информации, сравнительно-правовой метод исследования при исследовании статистических данных по состоянию преступности несовершеннолетних, метод обобщения способствовал формированию основных выводов по проделанному исследованию, также были применены и иные методы исследования.
Практическая значимость исследования по выбранной теме написания магистерской диссертации выражается в том, что результаты исследования в виде методических рекомендаций могут быть использованы в практической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сфере профилактики преступности несовершеннолетних. Теоретическая значимость исследования выражается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы, как основа для дальнейших научных работ в области профилактики преступности среди несовершеннолетних, а также при преподавании дисциплины административное и ювенальное право для студентов очной и заочной формы обучения.
В работе рассмотрены исторические, а так же актуальные аспекты и факторы, влияющие на эффективность применяемых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав профилактических мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних. Проанализирована нормативно-правовая база и практика работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном, региональном и местном уровне.
Автор исследовал различные точки зрения и подходы к проблеме, а также предложил своё видение ситуации. В результате был проведён комплексный анализ деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике преступности несовершеннолетних и защите их прав. Были предложены новые направления и подходы к решению этих проблем.
На основе проведённого исследования автор сформулировал ряд новых теоретических выводов и практических рекомендаций, которые отличаются по содержанию и обоснованию от существующих
По структуре работа состоит из введения, трех глав, включающие в себя детализацию на подпункты, заключения и списка используемых источников и литературы.
Подводя итоги исследования, стоит сделать следующие выводы.
При рассмотрении ретроспективы создания и развития органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же направления государственной политики в этом направлении, можно выделить несколько этапов:
1. Дореволюционный:
возраст преступника впервые стал отличительным признаком уголовной ответственности, который разделял несовершеннолетних преступников от лиц, достигших совершеннолетия и подвергаемых уголовной ответственности;
обозначались конкретные обстоятельства освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних определенного возраста;
помимо обязательного требования о возрасте преступника, учитывался так же и вид совершенного им преступления;
законодательное установление возрастных рамок, которые определяли несовершеннолетие;
были предусмотрены иные наказания, которые отличались от тех, которые применялись к преступникам, достигшим совершеннолетия.
Таким образом, на данном этапе развития российского законодательства были заложены основные принципы правоприменительной деятельности по отношению к несовершеннолетним.
2. Советский:
принятие комплекса законодательных инициатив, направленных на совершенствование института противодействия правонарушениям, совершаемых несовершеннолетними;
закон различал случаи назначения уголовных и исправительных наказаний для несовершеннолетних преступников;
закрепление за полицией обязанностей по предотвращению безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
государство делает акцент на лечебно-воспитательном и профилактическом воздействии, а не на карательных мерах.
Именно в советский период приняты ключевые нормативно-правовые акты, которые сохраняют свою юридическую силу до настоящего времени.
3. Современный:
кодифицирование деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а так же иных органов, регулировавших сферу профилактики совершения несовершеннолетними преступлений;
издание специализированных федеральных законов;
общегосударственная политика уделяет особое внимание вопросам, связанным с охранной детства и зашиты прав несовершеннолетних.
Проведённое исследование позволяет проанализировать и дать оценку состоянию преступности несовершеннолетних в Алтайском крае за рассматриваемый период (2020-2023 годы):
несмотря на положительную динамику к снижению общего количества совершаемых преступлений на территории края, уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними, увеличивается;
на общее количество зарегистрированных преступлений в Алтайском крае приходится около 3-4 % преступлений, совершенных несовершеннолетними;
большая часть несовершеннолетних преступников приходится на городское население края, а в особенности на г. Барнаул – 34,1% от числа всех преступлений, г. Бийске – 9,9%, г. Рубцовск – 5,9%;
в структуре преступности несовершеннолетних доля тяжких насильственных и корыстно-насильственных преступлений составляет менее 10%; на кражи, грабежи, хулиганство приходится до 75% преступлений, а так же преступления по сбыту и обороту наркотических и психотропных веществ – 9,1 %;
в последние два года наблюдается тенденция по увеличению удельного веса преступлений, совершаемых несовершеннолетними, состоящими на различных видах учёта (ПДН, КДН).
Любое противоправное деяние имеет свои причины и условия. Для преступлений, совершаемых на территории края, характерными будут являться причины, которые распространены и в других регионах России.
Основные из них это:
отрицательное влияние семьи. В последнее время в Алтайском крае наблюдается значительное увеличение семей в социально опасном положении. Как показывает практика работы комиссий по делам несовершеннолетних, в большинстве своём родители в этих семьях ведут неправильный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотические вещества, не имеют постоянного места работы и не исполняют свои обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
безнадзорность и беспризорность. Неутешительная статистика роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в значительной мере способствует увеличению явлений безнадзорности. Дети, не получающие воспитание семье наиболее уязвимы перед внешними противоправными воздействиями, в частности, процент вовлечения этой группы детей в совершение преступлений, является наиболее высоким.
негативное влияние в окружении сверстников. По данным Министерства образования и науки Алтайского края, в 2023 году существенно выросло распространение деструктивной модели поведения среди детей и подростков. Несовершеннолетние перенимают противоправные модели поведения, что приводит к увеличению как правонарушений, так и преступлений, совершаемых указанной категорией детей. Так же нужно отметить, что школы, являясь одним из главных органов в сфере профилактики правонарушений, исполняют возложенную на них воспитательную задачу формально.
подстрекательство со стороны взрослых преступников. Одной из причин роста преступности несовершеннолетних в крае является вовлечение ребенка в противоправную деятельность совершеннолетним лицом, как правило, имевшего проблемы с законом. В силу своего возраста, несовершеннолетние являются особо уязвимыми для негативного внешнего воздействия.
Анализруя эти причины можно прийти к выводу, что существующая система профилактики неэффективна и нуждается в существенных изменениях, которые бы помогли проводить превентивные мероприятия в полной их мере реализации, что могло бы существенно снизить уровень преступности несовершеннолетних.
Систему и меры, применяемые в современной России в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних нельзя назвать идеальными. При наличии законодательных несовершенств, правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сталкивается с множеством недостатков и проблем, требующих постоянного совершенствования и обновления. Несмотря на обширный перечень нормативно-правовых актов, принятых в последние десятилетия для профилактики правонарушений, эффективность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не увеличивается. Это связано с тем, что многие нормы дублируют друг друга, не регулируя основные организационные вопросы деятельности комиссии и её правовой статус в системе органов государственной власти.
Так же Комиссии не относятся ни к одной из ветвей власти и не являются органами местного самоуправления. С внесением изменений в положения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в части процедуры образования комиссий на местах, были исключены слова «образуемые органами местного самоуправления». В результате в различных регионах возникают проблемы с формированием местных (территориальных) комиссий.
Качественная работа комиссий по делам несовершеннолетних играет ключевую роль в обеспечении многих аспектов, включая уровень защищенности прав несовершеннолетних, а также эффективность механизмов профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Не смотря на все видимые недостатки существующей системы профилактики преступности несовершеннолетних в части деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, можно выделить несколько направлений, которые могут стать основой для улучшения системы профилактики преступности несовершеннолетних в деятельности комиссий.
Необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, следует создать единый правовой акт, который будет регулировать вопросы деятельности комиссии в различных её сферах, т.е. обособить его от других органов и учреждений профилактики преступности несовершеннолетних. Этот документ должен охватывать не только аспекты профилактической деятельности, но и важные аспекты иных её обязанностей, реализуемых в ходе своей работы. Кроме того, важно усовершенствовать систему создания региональных и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних. Закрепить её правовой статус.
Так же целесообразным будет являться меры по развитию кадрового потенциала комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассматривая местные (муниципальные) комиссии по делам несовершеннолетних, нужно отметить, что в их состав зачастую входят люди, которые работают в муниципальном образовании, совмещая работу в комиссии со своей основной деятельностью. Законодателем нигде не закреплены требования к кандидату (сотруднику) комиссии, из-за чего на местах в этих органах работают люди, не имеющие соответствующего образования и опыта в работе с несовершеннолетними. Так же нигде законодательно не закреплено, что сотрудник комиссии должен постоянно повышать свою квалификацию по вопросам, связанным с его направлением деятельности. В совокупности всех этих проблем выходит неквалифицированный работник, который не будет ориентироваться ни в законодательстве, ни в вопросах профилактики преступности среди несовершеннолетних. Таким образом, на федеральном уровне необходимо издать распорядительный документ, который бы регулировал кадровые вопросы комиссий, в частности – необходимость своевременного прохождения курсов повышения квалификации.
Очень важным направлением в сфере совершенствование системы комиссии является улучшение аппарата межведомственного взаимодействия между всеми субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних. Существующие проблемы в организованной работе не позволяют проводить в полной мере профилактические работы, ведь субъекты профилактики тесно связаны между собой и неэффективная работа одного порождает проблемы в работе у всех остальных. Поэтому федеральному или региональному законодателю необходимо издать распорядительный акт, который бы обязывал исключать формальный подход в области межведомственного взаимодействия.
Так же будет полезно изучить опыт других стран в применении различных мер воспитательного воздействия, специализированных санкций и других методов профилактики несовершеннолетних преступников.
1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 15.11.2024)
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения: 15.11.2024)
3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993.
4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1. - ст. 1.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 26. - ст. 3177.
8. Указ президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705290022 (дата обращения: 10.11.2024)
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://government.ru/docs/all/89198/ (дата обращения: 10.11.2024)
10. Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 75-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: https://docs.cntd.ru/document/430608883 (дата обращения: 10.11.2024)
11. Постановление Администрации Алтайского края от 21 сентября 2015 года № 363 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края» [Электронный ресурс]: [веб сайт]. - Электрон. дан. - URL: https://docs.cntd.ru/document/430608883 (дата обращения: 10.11.2024)
Научная и учебная литература:
12. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика: Учебник / Г.А. Аванесов - М., 1980. – 526 с.
13. Амеличкин А.В. Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности органов внутренних дел / А.В. Амеличкин // Юридическая наука и правоохранительная деятельность. - № 3 (17). – 2011. - С.105-108.
14. Антонян, Ю.М. Криминология: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Антонян. - М.: Норма, 2020. – 212 с.
15. Антонян, Ю.М. Криминология: учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Антонян. - М.: Норма, 2020. – 212 с.
16. Асмандиярова Н.Р., Воронцова Н.Л. Некоторые вопросы совершенствования деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в контексте программ повышения квалификации / Н.Р. Асмандиярова, Н.Л. Воронцова // Право и управление. - № 1. - 2023. – С. 103-107.
17. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие / А.А. Бакаев. - М.: Логос, 2004. - 113 с.
18. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учеб. Пособие / Д.Н. Бахраев. - С.: Изд-во Урал, 1989. – 201 с.
19. Беженцев А.А. Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних: Киевская Русь, Московское государство, Российская Империя / А.А. Беженцев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - № 1 (34) – 2019. – С. 73-80.
20. Беженцев А.А. Эволюция отечественных государственных органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А.А. Беженцев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - № 4 (8) – 2010. – С. 22-28.
21. Беженцев, А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: монография / А.А. Беженцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 255 с.
22. Бельский А.И., Ягодин Р.С., Волков П.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних / А.И. Бельский, Р.С. Ягодин, П.А. Волков // Ленинградский юридический журнал. - № 2 (44). - 2016. – С. 105-111.
23. Блясова, И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности / И.Ю. Блясова // Человек: преступление и наказание. - № 2 (77). - 2012. - С.60-64.
24. Борисова В.Ф., Ильгова Е.В., Кузнецова И.О. Оценка эффективности деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С., 2015 С.12
25. Бочаров, Е.В. Уголовная ответственность несовершеннолетних / Е.В. Бочаров // Молодой учёный. - №24 (419). – 2022. – С. 11-25.
26. Бош, В.А. Система мер и органов предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних / В. А. Бош // Молодой учёный. - №20 (362). - 2021. – С. 34-45.
27. Вараксина, Ю.А. Некоторые вопросы преступности несовершеннолетних: ювенальная юстиция / Ю.А. Вараксина // Молодой учёный. - №36 (483). – 2023. – С. 67-74.
28. Гордеева И.В. Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект / И.В. Гордеева // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. - № 2 (44). - 2013. – С. 51-56.
29. Гришин Д.А. Предупреждение преступности. Разграничение используемой терминологии / Д.А. Гришин // Закон и право. – № 03-2020. - 2020. – С. 91-94.
30. Дворецкий М.А., Авдеев Р.А. Причины и условия преступности /М.А. Дворецкий, Р.А. Авдеев // Вестник ТГУ. - № 12 (140). – 2014. – С.1-7.
31. Демидова-Петрова Е.В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: мониторинг региональной практики / Е.В. Демидова-Петрова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД. - № 4 – 2017. – С. 64-72.
32. Долгова, А.И. Криминология / А.И. Долгова. - М.: Норм: ИНФРА-М, 2024. - 368 с.
33. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова. - М.: Юрид. лит., 1980. – 189 с.
34. Ермаков, В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. - М.: ИМПЭ, 199. – 255 с.
35. Законодательство Екатерины II. - М., 2000. - Т. 1. 650 с.
36. Закалюк, А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения /А.П. Закалюк. - М., 1986. – 44 с.
37. Зырянов С.М. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: от прошлого к настоящему / С.М. Зырянов // В сборнике: Правоохранительная 71 деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований. -СПб., 2016. - С.145-149.
38. Истомина О.Б., Гайдай М.К. Аддикция как форма девиантности несовершеннолетних / О.Б. Истомина, М.К. Гайдай // Социокультурные аспекты деятельности силовых структур: сб. науч. статей межведом. науч.-практ. конф., состоявшейся 7 дек. 2018 г. в Восточно-Сибирском институте МВД России. - 2022. - С. 22-25.
39. Калинкина М.Ю. Беспризорность и правонарушения несовершеннолетних: обзор научных исследований / М.Ю. Калинкина // Вопросы ювенальной юстиции. - 2011. № 2. -С.42-44.
40. Кирюхин, В.В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования : дис.канд. юрид. наук: 12.00.14 / В.В. Кирюхин. - М.: Академия управления МВД России, 2017. – 287 с.
41. Климова, И.А. Современное состояние преступности несовершеннолетних в России / И.А. Климова // Молодой учёный. - №26 (368). – 2021. – С. 12-23.
42. Комарницкий А.В. Преступность несовершеннолетних в дореволюционной России: некоторые криминологические аспекты/ А.В. Комарницкий // Криминология: вчера, сегодня, завтра. – 2012. - № 4 (27). – С. 69-74.
43. Кузнецова, М.В. Особенности профилактики преступлений несовершеннолетних / М.В. Кузнецова // Молодой учёный. - №2 (501). – 2024. – С. 55-62.
44. Лунеев В.В. Преступность ХХ века / В.В. Лунев. - М.: Норма, 1997. – 497 с.
45. Лютый В.П. Социальная профилактика негативных явлений. М.: Аст, 2015.С. 15–25.
46. Марианов А.А.. Ибрагимов М.А., Бирюков В.А. Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей / А.А. Марианов, М.А. Ибрагимов, В.А. Бирюков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 3. - 2016. – С. 115-117.
47. Медведева Л.А. Роль ранней профилактики в предупреждении преступности несовершеннолетних / Л.А. Медведева // Вестник РГГУ. - 2011. – С.213-218.
48. Назарова Ю.С. Социально-психологические причины совершения подростками правонарушений // Законность и правопорядок в современном обществе. - № 17. – 2014. С.26–31.
49. Нечаева Е.В., Алексеева Т.Г. История развития уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних в России / Е.В. Нечаева, Т.Г. Алексеева // Вестник Российского университета кооперации. - № 4 (38). - 2019. - С.132-137.
50. Осадчая, Е.М. Сотников, С.С. Архипова, О.А. Об основных причинах, оказывающих влияние на формирование показателей подростковой преступности / Е.М. Осадчая, С.С. Сотников, О.А. Архипова // Российский следователь. - 2021. - № 12. - С. 73 - 77.
51. Павлов И.В., Павлова И.И., Фогель Е.В. Готовность сотрудников ОВД к профилактике правонарушений несовершеннолетних / И.В. Павлов, И.И. Павлова, Е.В. Фогель // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2 (26). - 2006. – С. 107-112.
52. Пимакова В.Г., Сафронова А.В. Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними / В.Г. Пимакова, А.В. Сафронова // Виктимология. – Т.9. № 4. - 2022. – С. 392-398.
53. Прозументов, Л. М. Административно правовое предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних / Л. М. Прозументов. - Томск: Пеленг, 2001. – 271 с.
54. Рогова Е.В. Меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним: учебное пособие / Е.В. Рогова. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2017. – 104 с
55. Рогова Е.В., Гайдай М.К. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних: сущность, меры, субъекты / Е.В. Рогова, М.К. Гайдай // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - № 4 (91). - 2019. – С. 78-87.
56. Родионова, Е.М. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / Е.М. Родионова // Молодой ученый. - № 15 (357). - 2021. – С. 271 – 288.
57. Российское законодательство X-XX веков. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Т. 5. – М.: Юрид. лит., 1987. – 411 с.
58. Сафин Ф.Ю. Некоторые актуальные проблемы предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. 2003. С. 298
59. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФР. № 51. - М.: Просвещение, 1957. – 20 см.
60. Симонова, С.С. Теория и практика профилактики преступлений: учебное пособие / С.С. Симонова. - Волгоград: ВФ РАНХиГС, 2022. – 76 с.
61. Сорочан В.В. Юридическая психология. М., 2010. – С. 23.
62. Спесивов Н.В., Морковская К.С. Правовой статус и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на этапе исполнения актов, вынесенных ими и судами / Н.В. Спесивов, К.С. Морковская // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - № 1 (138), 2021. - С.56-63.
63. Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития / О.Ю. Таибова // Lex russica, 2015. - № 1. - С.59-66.
64. Тарновский, Е.Н. Преступность малолетних и несовершеннолетних в России / Е.Н. Тарановский. - М., 1899. С. 37.
65. Ткаченко Н.Н., Кузнецова К.А. Исторические аспекты становления и развития профилактики и безнадзорности преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Юристъ – правоведъ № 4 (99), 2021. С. 79.
66. Ткаченко Н.Н., Кузнецова К.А. Исторические аспекты становления и развития профилактики безнадзорности преступлений и правонарушений несовершеннолетних / Н.Н, Ткаченко, К.А. Кузнецова // Юристъ – Правоведъ. - № 4 (99). - 2021. – С. 78-83.
67. Федорова И.В., Кардашевский В.В., Синибабов Д.И., Кусков В.А. Меры, применяемые комиссией по делам несовершеннолетних, по защите их прав / И.В. Федорова, В.В. Кардашевский, Д.И. Синибабов, В.А. Кусков // Вестник Московского университета МВД России. - № 4. - 2022. – С. 257-262.
68. Чистяков, О.И. Российское законодательство X–XX веков. В 9 т. Т. 3. Акты Земских соборов / О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1985. – 511 с.
69. Эминов, В.Е. Криминологическая классификация и характеристика преступлений / В.Е. Эминов // Научные труды Московской государственной юридической академии. - 2006. - № 45. – С.12-29.
70. Шахбанова Х.М. Основные причины преступности несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества / Х.М. Шахбанова // Вопросы управления. - 2013. - №2. - С.188-191.