Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игры в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Работа №160026

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие словесно-логического мышления и его развитие у детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Развитие словесно-логического мышления в процессе игровой
деятельности 26
ГЛАВА II. ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация деятельности педагога ДОО по развитию словесно-логического
мышления детей старшего дошкольного возраста средствами игры 34
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает их успешное умственное развитие.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает познавательный характер.
Мышление ребёнка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей и детей. В данной системе взаимодействия происходит присвоение ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданного человечеством. Это присвоение осуществляется в процессе деятельности. Игра является одним из видов деятельности, представляющая собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью игры дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии поставленной задачи.
Тем не менее, дети с недостаточной сформированностью мыслительных навыков уже с первого класса могут испытывать трудности в обучении, все больше отставать от своих сверстников. Одна из распространенных причин такого явления - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Поэтому, чрезвычайно важно воспитателю в своей повседневной работе с помощью игр воспитывать у детей желание заниматься умственным трудом.
Объект исследования: процесс развития словесно-логического мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: роль игры в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, целью данного исследования является изучение роли игры в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из целей, объекта, предмета и гипотезы, мы выделим следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
2) раскрыть особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;
3) провести диагностику развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в игре;
4) провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал проведение диагностики
дошкольников;
III этап (сентябрь 2019 года - март 2020 года) включал проведение экспериментального исследования;
IV этап (март 2020 года) предусматривал повторную диагностику, описание эксперимента, анализ его результатов.
Гипотеза заключается в предположении о том, что систематическое и целенаправленное проведение воспитателями специально разработанных игр со старшими дошкольниками, способствует формированию словесно-логического мышления.
Основными методами исследования явились: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностическая беседа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.П. Эльконина, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко и др.
Практическая значимость заключается в возможности использования воспитателями в педагогическом процессе ДОО разработанных материалов.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с №8 г. Никольска. В исследовании принимали участие 15 детей старшей группы.
Структура: ВКР состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема развития детского мышления в старшем дошкольном возрасте является особо актуальной. В течение периода дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей. Среди таковых, большое значение имеет развитие словесно-логического мышления.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, нами были выделены следующие особенности.
1. Развитие мышления дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Накопление словаря, освоение грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение - необходимое условие для развития мышления у дошкольников.
2. В старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете те существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесен к определенной группе или категории.
Во второй части исследования было проведено эмпирическое изучение роли игры в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент был проведен не только на основе данных полученных в ходе констатирующего эксперимента, но и на основе планирования и прогнозирования результатов педагогической деятельности с детьми на основе принципов последовательности и организации активной деятельности детей. Для организации формирующего эксперимента были отобраны педагогические условия. Для формирования операций словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста были использованы дидактические игры Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.К. Бондаренко, Л.Ю. Субботиной, Л.Ф. Тихомировой. Дидактические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и, кончая самыми сложными. Для проведения дидактических игр было заранее определено место и время, длительность проведения, количество участвующих детей. К психологическим условиям относится учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и эмоционального настроя детей на участие в дидактической игре.
Подобранные и последовательно проведенные игры позволили сформировать на достаточном уровне основные операции логического мышления. Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Следовательно, гипотеза исследования о том, что систематическое и целенаправленное проведение воспитателями игр со старшими дошкольниками способствует формированию словесно-логического мышления, подтвердилась.
Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, работающими в дошкольных учреждениях, для более полного понимания проблемы развития мышления у детей, а также для построения воспитательной работы с детьми и разработки программ, направленных на умственное развитие дошкольников.



1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно -
методическое пособие. - М., 2003. - 120 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1997. - 94 с.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2001. - 205 с.
4. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №9. -С. 28-34.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1999. - 341 с.
6. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 2. / Сост. сост. А.
Ребер. - М.: Вече, 2000. - 592 с.
7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: ФЛИНТА, 2003. - 145 с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. пособие для пед. училищ. - М.: Просвещение, 1998. - 336 с.
9. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 2004. - 273 с.
10. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1998. - 326 с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: психическое развитие ребёнка до поступления в школу. - М., 2002. - 237 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 512 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. - М., 1996. - 352 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.:
Изд-во МГУ, 1995. - 347 с.
15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. - М., 1996. - 187 с.
16. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. - М., 1997. - 156 с.
17. Головнева Н., Ильина М., Парамонова Л. Подготовка к школе. - СПб.: Дельта, 2001. - 268 с.
18. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1996. - 120 с.
19. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей. // Психологическая наука и образование. - 1996. - №1. - С 16-24.
20. Диагностика умственного развития дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1999. - 260 с.
21. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1995. - 174 с.
22. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1994. - 143 с.
23. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. // Избранные психол. труды. - М., 1986. - 326 с.
24. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение,1999. - 235 с.
25. Кагарлицкая Г.С. Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет. - М.: Генезис, 2011. - 87 с.
26. Как стать Аристотелем: практическое руководство по развитию логического мышления детей. / Беляев В.Я. - СПб.: СПбГУ, 1999. -167 с.
27. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Речь, 2003. - 225 с.
28. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. - М.: Гном, 2003. - 120 с.
29. Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 148 с.
30. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 1998. - 157 с.
31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. - 348 с.
32. Лурия А.Р. Язык и мышление. - М., 1979. - 123 с.
33. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1991. - 285 с.
34. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001. - 438 с.
35. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 85 с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2003. - 126 с.
37. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
38. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола,1995. - 163 с.
39. Общая психология. / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Венеция, 2008. - 421 с.
40. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1996. - 328 с.
41. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: книга для родителей и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2004. - 154 с.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 321 с.
43. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. - 229 с.
44. Поддьяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика 1995. - 277 с.
45. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 140 с.
46. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 350 с.
47. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Акцидент, 2000. - 380 с.
48. Тихомиров О. К. Психология мышления. - М.: 1994. - 211 с.
49. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. - М. 2003.
- 84 с.
50. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. - 274 с.
51. Усова А.П. Обучение в детском саду. / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1991. - 92 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2003. - 234 с.
53. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ