ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика формирования основ ЗОЖ у детей
среднего дошкольного возраста 7
1.2. Методика формирования основ ЗОЖ у детей среднего
дошкольного возраста в условиях ДОО 12
1.3. Возможности использования подвижных игр как средства
формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности основ ЗОЖ у детей среднего
дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по использованию подвижных игр как средства формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования подвижных игр как средства формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Трудно поспорить с тем, что здоровье детей - один из основных источников счастья, радости и полноценной жизни родителей, педагогов, общества в целом.
Воспитание крепкого, физически подготовленного подрастающего поколения является одной из важнейших задач в системе современного воспитания и образования. Сегодня основной заботой всех взрослых должно стать проявление максимальной человечности, защита детей, обеспечение их конституционного права на здоровье и полноценную жизнь. Физически здоровый ребенок - это здоровая психика, здоровая духовность и достаточный объем приобретенных знаний.
На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе ДОО. И это не случайно. По статистике, 21 век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольника. Снизилось количество здоровых детей, увеличилось число детей с нарушениями физического развития, возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательной организации и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования основ здорового образа жизни у детей представляется в современном обществе актуальной. Особенное значение для этого имеет дошкольный период детства - наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому одной из основных задач, стоящих перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Этому может поспособствовать приобщение детей к подвижным играм с целью формирования у них ЗОЖ. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Дети, увлекаясь игрой, повторяют одни и те же движения много раз и не теряют к ним интерес. Это важное условие для развития и совершенствования движений. Активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это приводит к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
Вопросам сохранения здоровья и различным аспектам здорового образа жизни посвящены исследования философов, медицинских работников, педагогов, психологов, социологов (Н.М. Амосов, М.Л. Журавин, С.А. Бурда, А.У. Усачев, М.Я. Виленский, Л.Г. Татарникова, И.И. Брехман, Г.М. Соловьев и др.). Привычка к здоровому образу жизни - это основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловила выбор темы исследования «Подвижные игры как средство формирования ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования подвижных игр как средства формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать сущность понятия «здоровый образ жизни»;
2) изучить методику формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста в ДОО;
3) определить возможности использования подвижных игр в работе по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста;
4) подобрать методики и провести диагностику уровня сформированности представлений о ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста;
5) доказать эффективность использования подвижных игр как средства формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровня сформированности основ ЗОЖ детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2020 - апрель 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию НОД с использованием подвижных игр;
IV этап (май 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования подвижных как средства формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что использование подвижных игр является эффективным средством формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение материала теоретического и практического опыта;
- эмпирические: беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования являются работы Журавина М.Л., Меньшикова Н.К., Виленского М.Я. о важности формирования основ физической активности у детей среднего дошкольного возраста, и о влиянии физических упражнений на системы человеческого организма; Брехмана И.И., Соловьева Г.М., Татарниковой Л.Г. о формировании культуры здорового образа жизни и детей дошкольного возраста.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в приобщении детей среднего дошкольного возраста к ЗОЖ посредством знакомства их с подвижными играми.
База исследования: МБДОУ д/с №31 г. Пензы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, данные полученные в ходе исследования, позволили сформулировать следующие выводы.
Здоровый образ жизни - это осознанное отношение личности к здоровью и жизни. Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом. Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» Основы здорового образа жизни закладываются в детстве в процессе воспитания. Создание благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, имеет большое значение в системе дошкольного образования, так как дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего его последующего развития.
Нужно помнить о том, что работа по физическому воспитанию, подразумевающая организацию спортивных праздников, мероприятий и развлечений, может логично дополняться и сочетаться с такими формами работы, как познавательные тематические беседы, игры-беседы или развлечения. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором строится более сложное образование - чувство любви к своему здоровью.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 31 «Волшебная страна» г. Пензы. В исследовании принимали участие воспитанники средней группы в количестве 23 человек. Нами были определены 2 вида заданий для проведения с детьми: экспериментальные методики: «Неоконченные предложения» и «Мое здоровье». В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что детьми имеют представления о ЗОЖ лишь на среднем уровне (52% и 43,4% соответственно). Часть испытуемых не понимает, зачем нужно беречь свое здоровье и как правильно следить за ним (34,7% и 30,4%).
В связи с этим на формирующем этапе нами была организована специальная работа, включающая в себя проведение подвижных игр и разминок с целью привлечения детей к ЗОЖ.
В начале работы нами был составлен перспективно-тематический план, при разработке которого мы старались учесть и погодные условия, и индивидуальные возможности каждого воспитанника. В рамках формирующего этапа эксперимента нами была проведена работа по чтению литературных произведений. Системность и результативность усвоения детьми знаний о своем здоровьем, о здоровом образе жизни, обеспечивала предварительная работа, которая заключалась в проведении различных веселых разминок с видео-сопровождением.
На контрольном этапе работы проводилась повторная диагностика с использованием тех же заданий, что и на констатирующем этапе эксперимента. В ходе проведенной работы мы пришли к выводу, что результаты выполнения заданий у многих дошкольников изменились в лучшую сторону, по сравнению с констатирующим этапом. Было выявлено, что детей с высоким уровнем представлений о ЗОЖ - 12 человек (52,2%), к среднему уровню относятся 9 дошкольников (39,1%), низкий уровень составили 2 ребенка (8,7%). В целом, дети стали лучше отвечать на вопросы о своем здоровье, а также называть подвижные игры и объяснять их.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешность формирования внимательного отношения к здоровью, проявления интереса к ЗОЖ стала возможным при планомерном использовании подвижных игр и разного рода продуктивных занятий как наиболее эффективного средства, способствующего возникновению и сохранению интереса дошкольников к данной области знаний. Считаем, что данная работа является достаточно перспективной и в дальнейшем ее можно продолжить. Полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 124 с.
2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольное образование. - 2004. - № 7. - С. 24-28.
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. // Школа здоровья. - 2000. - Т.7. - №2. - С. 21-28.
4. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: Метод, пособие. - М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. - 206 с.
5. Бурда С.А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. / С.А. Бурда, Н.Н. Кривунец. // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.
7. Васильков А.А. Физкультура и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 232 с.
8. Вивич Ю.В. Диагностики и методики для выявления отношения к ЗОЖ средних дошкольников. URL: https://nsportal.ru/detskiy
9. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 - 321 с.
10. Додонова Л.П. Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни». // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 22¬26.
11. Жерякова С. В. Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ века. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2015. - С. 59-62.
12. Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья детей. / М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков. - М: Академия, 2019. - 340 с.
13. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века. / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
14. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 34-36.
15. Интегрированный подход в работе с семьей по формированию у дошкольников основ культуры здоровья: сборник материалов из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Ульяновской области. - Ульяновск: УИПКПРО, 2014. - 92 с.
16. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. / Т.И. Антонов, Е.П. Арнаутова и др., науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давичук, К.В. Тарасова и др. - М.: КАРАПУЗ, 2007. - 228 с.
17. Касимов Р.А. Подходы к единому понятию здорового образа жизни. // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 48-53.
18. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека. // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2014. - № 4. - С. 27-31.
19. Копосова Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 1 (1). - С. 16-18.
20. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - С. 81-85.
21. Кукарина Л.Н. Программа «Использование подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников». // Социальная сеть работников. URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/08/programma-ispolzovanie-podvizhnyh-igr-dlya-povysheniya-dvigatelnoy
22. Малоземова И.И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2018. - 94 с.
23. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др.; науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 588 с.
24. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-18.
25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
26. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
27. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореферат канд. дисс. - Кемерово: КГУ, 2007. - 21 с.
28. Смирнова Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. // Молодой ученый. - 2017. - № 11.1 (145.1). - С. 50-55.
29. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни. // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823¬825.
30. Павлова М.А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
31. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
32. Сташевская Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. // Пралеска. - 2002. - №5. - С. 42-45.
33. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. - СПб.: Акцидент, 2005. - 246 с.
34. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 254 с.
35. Фомина Н.А. Формирование здорового образа жизни. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1. - С. 75-79.
36. Фролова Е.В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников. // Начальная школа плюс до и после. - 2010.- № 10. - С. 17¬23.
37. Шукшина С.Е. Возможности формирования потребности в сохранении и укреплении здоровья у детей старшего дошкольного возраста. // Детство. - 2002. - №4. - С. 12-14.
38. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 12-14.
39. Якунчев М.А. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию / М.А. Якунчев, С.П. Голышенков. // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 2. - С. 41-45ю
40. Яшкова Н.В. Охрана здоровья детей. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С. 14-17.